СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Шаг в будущее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кураторство по исследовательской работе 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Шаг в будущее"»

Школьный научный форум молодых исследователей

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»









Сленг в киножурнале «Ералаш





Автор:

Федосеева Арина Максимовна

Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский,

МАОУ Московская средняя общеобразовательная школа,

учащаяся 5а класса

Научный руководитель:

Ударцева Елена Владимировна,

Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский

МАОУ Московская средняя общеобразовательная школа,

учитель русского языка и литературы



Российская Федерация, п.Московский

2019г

Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



Оглавление.

  1. Аннотация

  2. Введение

  3. Что представляет «Ералаш» сегодня в мире?

  4. Практическая часть. Сленг в киножурнале.

  5. Сравнительный анализ сленга из киножурнала и носителей школьного сленга

  6. Заключение. Выводы.

  7. Список литературы.







































Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс

Аннотация

Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности употребления сленга в киножурнале «Ералаш».

Задачи:

- провести опросы среди учащихся нашей школы;

- выявить основные семантические группы употребления сленга среди учащихся 5х классов;

- проанализировать употребления сленга в киножурнале.

Предмет исследования: киножурнал «Ералаш», лексика учащихся 5-х классов

Методы исследования: опрос, анализ языкового явления, просмотр киножурнала.

В результате работы мы пришли к выводу, что молодежный сленг очень популярен в молодежной среде, он экспрессивен. Молодежным сленгом пользуются активно также в средствах массовой информации, в частности – киножурнал «Ералаш» является ярким отражением исторических изменений языка. Мы заметили, что ребята с низким словарным запасом активнее пользуются сленгом, нежели те, у кого большой словарный запас, предполагаем, что это связано со стремлением заменить слова богатого русского языка одним метким словечком, забывая о синонимах, антонимах и других средствах русского языка.













Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс

Введение

Гипотеза: сленгом пользуются, как правило, подростки с ограниченным словарным запасом, чтобы обозначить им слова общеупотребительные, считая, что они наиболее экспрессивны.

Для подтверждения нашей гипотезы будем использовать следующий план исследования:

  1. Сбор информации по теме «Сленг»

  2. Просмотр киножурнала «Ералаш» и фиксация сленга из серий.

  3. Анкетирование учащихся по теме «Сленг». Для этого учащимся будет дана информация по данной теме, затем будет предложено записать слова, которые они употребляют в своей речи по данной теме в течение 10 минут.

  4. Составление словаря сленга по киножурналу «Ералаш» и по анкетированию.

  5. Наблюдение и подведение итогов по теме.

В данной работе использовались следующие библиографические источники:

  1. https://prodetki.com/territory/detskij-kinozhurnal-eralash-ego-istorija-nazvanie-i-sovremennaja-zhizn/

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг

  3. https://kartaslov.ru/значение-слова/сленг

Сленг  — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей. Молодёжный сленг — групповые речевые особенности  людей в возрасте 12—22 лет.

Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной окраской.



Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.

Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России:

  • 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

  • 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».

  • 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.













Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



Что представляет «Ералаш» сегодня в мире?

Журнал «Ералаш» прожил долгую жизнь, но несмотря на свою «старость» и сейчас продолжаются съемки этого легендарного проекта. Конечно, многие считают, что сюжет уже не тот и многое не соответствует «классическому Ералашу», и в этом нет ничего удивительного: любому проекту, планирующему выжить, с ходом времени приходится модернизироваться, и данный киножурнал не исключение. Современный «Ералаш» полностью подогнан под современного ребенка, ведь времена перестройки и СССР давно минули в лету минувших дней и для режиссеров этот факт не стал поводом скручивать проект. Несомненно, популярность кинороликов постепенно утрачивается, и многие критики не стесняются ругать новые сюжеты, ведь отсутствие цензуры на примере «Ералаша» слишком бросается в глаза, если народ помнит старую версию, соответствующую политике СССР.

Для России «Ералаш» имеет огромное значение: для многих он стал теплой ассоциацией с детством, особенно теплыми кажутся выпуски, созданные при СССР, любимые серии киножурнала стали живой историей, ведь эти короткие ролики смогли целиком и полностью передать атмосферу детства до распада СССР. Родители современных детей, которые зачастую просматривают юмористические ролики вместе со своими чадами, с ностальгией вспоминают старые портфели, пионерские платочки и атмосферные квартиры, вспоминают свое детство, отсюда можно смело заявлять: «Ералаш» — это история. Помимо живой историипроект несет смысловую нагрузку и, несмотря на юмористическую сторону, сюжет затрагивает важные темы: дисциплина,послушание, труд, правила поведения в социуме и расстановка отношений между старшими и младшими поколениями. Талантливая и легкая подача сюжета очень привлекает детишек и как говорит сам Борис Грачевский: «Смех для детей важней витаминов».

Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



Практическая часть. Сленг в киножурнале.

Нами были просмотрены 50выпусков киножурнала и выявлены следующие особенности:

Впервые киножурнал вышел на телевидении в 1974 году. Один из первых выпусков был как раз посвящен речи подростков, назывался он «Ну, почему мы так говорим???». В данном выпуске используется 28 сленговых выражений. Среди которых слова с обозначением эмоций (клево, классно, ваща- здорово, ржать- смеяться), обозначение людей (фитиль, шкет, шибзик -мальчик, училка - учительница, длинный –высокий), обозначение органов человека (рубильник, паяльник, варежка-рот, шнобель – нос, фингал – синяк, зенки-глаза), обозначение действий человека (погонять-поездить, дерябнуться – упасть, почесать, попилить, кочевряжиться, дочесать –ехать, двигаться, гикнулся, с катушек-сошел с ума) и др. В выпусках 90х годов сленга наблюдается значительно меньше, например, 1986г выпуск №59 «Зараза»-всего 3 словоупотребления (здорова-здравствуй, валяй – давай, валенок - глупый, «необыкновенный концерт»-нет ни одного, «Тир»-один (рубь – рубль).

Таким образом, киножурнал отражает особенности лексики в разные периоды развития нашей страны. Если в первых выпусках употребление сленга относится к периоду подъема словоупотреблений в обществе данного пласта лексики, то в последующих, в 80-90 годы наблюдается значительный спад словоупотреблений в обществе и в лексике. В современном мире молодежь очень много времени проводит в интернете, работа за компьютером занимает много времени, поэтому в выпусках 2018 года наблюдается большой пласт лексики, связанной с этими явлениями. Напрмер, в выпусках «Селфи», «Горлопан» мы видим следующие словоупотребления: инстаграм (социальная сеть), фоткаться, селфилься-фотографироваться, скидывать – отправлять по почте, хайп здорово,



Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



пипл-люди) также здесь встречаются и такие словоупотребления из «прошлого» - домашка – домашнее задание, голос сел-осип, атас-внимание.

Можно выделить следующие семантические группы сленга в киножурнале:

- обозначение эмоций (потрясный, такенная, кайф)

- обозначение действий (сдул, не слинял, уставился, балдею, не мельчиши)

- обозначение школьных реалий (ботаничка, училка, чувак)

- приветствие (здрасьте, здарово)

- обозначение компьютерных и интернетных реалий :инстаграм (социальная сеть), фоткаться, селфилься-фотографироваться, скидывать – отправлять по почте, хайп-здорово)

- обозначение людей (пипл, шибзик, шкет, фитиль)

Нами был проведен опрос среди учащихся и выявлены те же семантические группы, что является доказательством, что киножурнал «Ералаш» является отражением развития языкового явления - сленг.

Опрошено 71 учащихся. Они должны были написать наибольшее количество сленговых слов в течение 10 минут. Нами выявлены в опросе следующие семантические группы:



Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



  1. Обозначение реалий школьной жизни: училка, домашка, русич, матика

  2. Обозначение эмоций: лол, ор, омг, жиза,

  3. Обозначение людей: чувак, бро, предки, чика

  4. Обозначение денег: бабло, лаве

  5. Обозначение компьютерного оборудования: клава, комп, музон, мобила, чувак

Всего у прошенных выделено 238 лексических единиц. По частоте употребления мы выделили следующие семантические группы: обозначение эмоций (лол, флексить, ок – 43 словоупотребления -18%), обозначение реалий школьной жизни (обозначение учителей, школьных предметов-71 словоупотребление – 30 %), компьютерная лексика составляет 5%, 48%- единичные словоупотребления из разных семантических групп (тренд (модно), четко (здорово), бабло (деньги)). Эти данные мы отразили в диаграмме.











Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



В просмотренных сериях киножурнала «Ералаш» выделено 42 единицы. Обозначение человека 8 словоупотреблений (19%), органы человека -5 словоупотреблений (12%), эмоции, действия 13 словоупотреблений (31%), прочее – 16 словоупотреблений (31%). Эти данные мы отразили в следующей диаграмме.













Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс



В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что:

  1. Сленг сокращает время, порой он забавен, без него молодому поколению уже не представить общения, он экспрессивен.

  2. Сленг популярен как в школьной среде, так и отражается в СМИ

  3. Семантические группы схожи, но и имеют некоторые отличия.

  4. Некоторые слова общеупотребительные перешли в разряд сленга, потому что у них поменялось значение на основании сходства, например-варежка-рот, почесал-побежал, рубильник, паяльник-рот, ржать- смеяться и др.



Сленг в киножурнале «Ералаш»,

Федосеева Арина Максимовна

Россия, Тюменская область, Тюменский район, поселок Московский., муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Московская общеобразовательная школа, 5 «а» класс

Выводы.

Итак, масштабы распространения и значимость сленга для общения, с одной стороны, делают его предметом лингвистических исследований, с другой стороны, вызывают тревогу, что сленг способен разрушить основы языка.

В результате исследования выяснилось, что затруднения в написании сленговых единиц вызвало у начитанных обучающихся, в то время, как учащиеся с маленьким словарным запасом не произошло никаких затруднений, если у первых за 10 минут в анкете написано было около 7-10 слов, то у последних – 15-20-25 за это же время.

В ходе исследования выявлены следующие общие семантические группы:

  1. Обозначение компьютерных и интернетных реалий (комп, клава, инста, мобила)

  2. Обозначение школьных реалий (домашка, матика, русич)

  3. Обозначение людей по каким-либо признакам (фитиль, чика, шкет)

  4. Обозначение эмоций (омг, лол, ржач)

Также есть незначительные различия, что объясняется тем, что создатели не могут в рамках 3х минутного фильма отразить все особенности языка молодежи. Мы выделили следующие различия:

  1. сленг в кинематографии не такой обидный, как в жизни,

  2. сленг используемый в Ералаше, мы используем реже, чем сленг, который написали учащиеся 5-х классов

Подводя итог, нужно сказать, что сленг-словарь прочно укоренился в современном языке среди подрастающего поколения.. Процесс постоянного изменения и модернизации свойственен любому языку, и, если достаточное количество людей предпочитает использовать новый вариант написания или произношения слов, языковая норма претерпевает изменения и становится приемлемой.

Изменяемость – универсальная характеристика любого живого языка и эти изменения неизбежны. Новые реалии в современном языке требуют от ученых, прежде всего, пристального внимания и новых исследований.



Приложение


Анкетирование учащихся МАОУ Московской СОШ 5-х классов

Сленговые единицы

Частота употребления

Лол

21

флексить

10

историчка

18

ор

9

хай

6

училка

31

математичка

22

чекать

1

зашквар

2

жиза

4

омг

1

палево

3

руссич

7

матика

7

географичка

8

биологичка

8

даров

1

чика

3

дискач

1

слил

2

мем

4

комп

7

хайп

2

варежка

1

залил

1

тренд

1

изи

2

сорри

2

ок

12

бабло

15

бро

5

ща

2

домаха

4

предки

1

тачка

4

музон

1

мобила

6

чувак

1

химичка

1

четко

1



Сленговые единицы в киножурнале «Ералаш»

Ботаничка

Не мельчиши

Сдул

Не слинял

Уставился

Потрясный чувак

Балдею

Кайф

Такенная

Ща

Во

Здрасьте

Здарово

Валяй

Валенок

Селфи

Фоткаться

Селфилься

Селфи

Инста

Скидывать

Домашка

Голос сел

Пипл

Хайп

Атас

Ваща

Классно

Клево

Фитиль

Шкет

Почесал

Училка

Выпендриваться

С катушек

Дерябнется

Рубильник

Паяльник

Длинный

Попилил

Кочевряжиться

Варежка

Накрылся

Зенки










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!