СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа с привлечением родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. 

Основной целью в исследовательской работе с учащимися является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества  обучения, развития их познавательных и творческих способностей, среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность. 1)    Проектно – исследовательская деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. 2)    Проектно – исследовательская деятельность – совместная с родителями интеллектуально – познавательная, творческая (игровая) деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. 3)    Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, способствующая формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.  Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в семью, в окружающий мир. Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах. . Вот здесь и важно вовлечение родителей в учебный процесс с целью: 1.    Психолого – педагогическое просвещения родителей; 2.    Включения родителей в образовательный процесс; 3.    Создания духовной общности родителей, учителя и детей; 4.    Установления в семье гуманных отношений. Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников: •    мотивационная поддержка •    информационная поддержка •    организационная поддержка •    техническая поддержка •    поддержка в самооценке проекта План работы: 1.    Работа с родителями.     Проведение просветительской работы через лектории и практикумы.     Привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий.     Анкетирование с целью выявления творческого потенциала семьи.     Анкетирование с целью рефлексии.     Организация и проведение проектно- исследовательской работы. 2.    Работа с обучающимися.     Диагностирование совместно с психологом и логопедом.     Индивидуальный подход, дифференцированное обучение.     Наблюдение.     Эксперимент.     Работа с научной литературой (сбор необходимой информации).     Проектирование – «обучение через делание».     Формирование учебной проблемы (задачи).     Планирование возможных вариантов решения проблем.     Анализ своей деятельности – результативность       Проведение классных и школьных олимпиад.     Участие в турнирах, конкурсах, конференциях, выставках.     Использование ИКТ – технологий на всех этапах процесса обучения.  

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа с привлечением родителей»


МБОУ «2 Хомустахская средняя общеобразовательная школа

им. Е.П.Сивцева МО «Намский улус» РС(Я)»


















ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ















Рожина Я.П. учитель начальных классов










с. Хатас, 2019

Содержание


I.

Введение

II. Вовлечение родителей в деятельность школы

III. Алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности

IV. Формы работы с родителями по организации исследовательской деятельности

*Родительское собрание

*Внеклассная работа

V. Из опыта работы по организации внеурочной деятельности «Я – исследователь»

VI. Заключение

VII. Приложение

- Родительское собрание.

- Памятка для родителей «С чего начать научно-исследовательскую деятельность?»

- Конспекты занятий кружка «Я - исследователь»

Йогурт (1 ч)

Пейте, дети, молоко будете здоровы!

- Буклеты для родителей.

- Дневник исследовательской деятельности





I. Введение


В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Современное общество переживает быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе этих изменений терпит кризис семья. Как помочь семье в сегодняшних условиях? Тема эта чрезвычайно актуальна. Во ФГОС второго поколения сказано, что «духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых дней, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте».

Основной целью в исследовательской работе с учащимися является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества обучения, развития их познавательных и творческих способностей, среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность.

  1. Проектно – исследовательская деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

  2. Проектно – исследовательская деятельность – совместная с родителями интеллектуально – познавательная, творческая (игровая) деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

  3. Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, способствующая формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в семью, в окружающий мир.


II. Вовлечение родителей в деятельность школы

Современное общество переживает быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе этих изменений терпит кризис семья. Как помочь семье в сегодняшних условиях? Тема эта чрезвычайно актуальна. Во ФГОС второго поколения сказано, что «духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых дней, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте».

По оценкам специалистов современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания – системно – смысловой. Первый вопрос, волнующий малыша, - ЗАЧЕМ? пришёл на смену вопросу ПОЧЕМУ? Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Вот здесь и важно вовлечение родителей в учебный процесс с целью:

  1. Психолого – педагогическое просвещения родителей;

  2. Включения родителей в образовательный процесс;

  3. Создания духовной общности родителей, учителя и детей;

  4. Установления в семье гуманных отношений.

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников:

  • мотивационная поддержка

  • информационная поддержка

  • организационная поддержка

  • техническая поддержка

  • поддержка в самооценке проекта

План работы:

  1. Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы через лектории и практикумы.

  • Привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий.

  • Анкетирование с целью выявления творческого потенциала семьи.

  • Анкетирование с целью рефлексии.

  • Организация и проведение проектно- исследовательской работы.

  1. Работа с обучающимися.

  • Диагностирование совместно с психологом и логопедом.

  • Индивидуальный подход, дифференцированное обучение.

  • Наблюдение.

  • Эксперимент.

  • Работа с научной литературой (сбор необходимой информации).

  • Проектирование – «обучение через делание».

  • Формирование учебной проблемы (задачи).

  • Планирование возможных вариантов решения проблем.

  • Анализ своей деятельности – результативность (портфолио).

  • Проведение классных и школьных олимпиад.

  • Участие в турнирах, конкурсах, конференциях, выставках.

  • Использование ИКТ – технологий на всех этапах процесса обучения.

Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.






III. Алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности
  1. Этапы включения:

1-й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (постановка проблемы, погружение в проект учителя)

2-й этап – учитель – УЧЕНИК – родитель (принятие темы проекта учеником)

3-й этап – учитель – ученик – РОДИТЕЛЬ (вовлечение в исследование родителей)

4-й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (обобщение с учителем исследовательской деятельности, цель - прийти к умозаключениям)

5-й этап – учитель – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ (обогащение житейским опытом, научным кругозором, повышение самооценки семьи)

2. Этапы создания проектной и исследовательской работы.

1) предварительный этап для учителя:

  • Постановка проблемы

  • Составление плана работы

  • Выбор методов

  • Изучение литературы

2) предварительный этап для обучающихся:


Проблема

Зачем?

Актуальность

Мотивация

Цель

Что для этого мы делаем?

Целеполагание

Задачи

Как мы это можем делать?

Постановка задач

Методы и способы

Что получится?

Какое решение проблемы?

Выбор способов и методов.

Планирование

Результат

Почему это важно для меня лично?

Ожидаемый результат


3) предварительный этап для родителей:

Памятка для родителей: в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания

Тема проекта

Выбирается из содержания учебных предметов;

Близка и понятна детям,

Находится в зоне их ближайшего развития

Длительность выполнения проекта

1–3 урока;

1–2 недели (бывает больше) в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.

Виды проектов

  • Творческие

  • Информационные

  • Фантастические

  • Исследовательские

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников

  • Реферат

  • Альбом, газета, гербарий;

  • Журнал, книжка-раскладушка;

  • Костюм, макет, модель, сувенир;

  • Сценарий праздника;

  • Учебное пособие.

  • Создание лэпбука.

Критерии успеха работы над проектом

  • Достижение конечного результата.

  • Создание активной команды участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

  • Результат проекта может быть использован другим коллективом.

  • Получено удовольствие от самой деятельности.

Проектно-исследовательская работа совместно с родителями:

  • умение видеть проблему

  • умение выбрать тему исследования

  • умение определять цель и задачи исследования

  • определяем гипотезу исследования

  • составляем план исследования

  • проводим эксперимент

  • проводим наблюдения

  • накапливаем материал по теме, используя всевозможные источники

  • проводим исследование различными методами: анкетирование, собеседование, интервьюирование, тестирование, фотографирование, сочинение…

3. Этап рефлексии – заключительная часть (анализ результатов, формулировка выводов, поиск дальнейшего развития работы):

  • Реферат

  • Альбом, газета, гербарий;

  • Журнал, книжка-раскладушка;

  • Костюм, макет, модель, сувенир;

  • Сценарий праздника;

  • Учебное пособие

  • Творческая игра.

  • Спектакль.

  • Стенгазета.

  • Защита исследовательских проектов в классе, в школе.

  • Участие в научно – практических конференциях.

  • Защита лэпбука.

IV. Формы работы с родителями по организации исследовательской деятельности


Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна. Фундамент исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Такую возможность я предлагаю родителям своего класса. Им предоставляется возможность вовлечься в учебный процесс с детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности.

  1. Родительское собрание

Чтобы помочь родителям добиться результативной помощи в исследовательской работе обучающихся, с первых дней школьной жизни провожу родительское собрание на тему «Исследовательская работа в начальной школе».

На первом родительском собрании пока неизвестны потенциальные возможности семьи, а изучить их необходимо как можно быстрее. Я объявляю родителям, что мы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. Теперь 1-я группа будет ответственной за пропитание, 2-я – за комфортное пребывание, за досуг на острове, пока мы ждем помощи, а вот 3-я думает, как нам выбраться с острова. Вот тут наблюдаю, кто и с какой степенью активности включается в проблему и ее решение. Результат не заставит себя ждать: те, кто будут подводить итог, выступать от лица группы – это верные лидеры (члены РК), помощники – активисты. К ним первым я могу обращаться за помощью, их активная жизненная позиция проходит красной нитью через всю семью.

  1. Внеклассная работа

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной и внеаудиторной деятельности системы школы.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин "инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования". Инновация - это изменение того, что уже существует.

Формы работы:

- психолого-педагогический лекторий;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- индивидуальные тематические консультации;

- посещение семьи;

- творческие группы, группы по интересам;

- педагогический практикум;

- ролевая игра;

- переписка с родителями;

- родительские собрания;

- родительские дни в школе;

- совместные творческие дела;

- социологические опросы;

- общешкольный родительский комитет;

- диагностическая работа по изучению семей;

- выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

- семейные гостиные;

- Дни творчества детей и их родителей;

- организация клубов;

- организация деловых игр.

Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской общественностью, но и от выбора форм взаимодействия школы и семьи. Выбор таких форм напрямую зависит от содержания сотрудничества, целей и задач, решаемых школой совместно с родительской общественностью

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления.

Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно - информационные

  1. Индивидуальные формы работы с родителями.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке.

Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как учитель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

Беседа с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.













  1. Коллективные формы работы с родителями.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.

Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов. В нашей школе стал традиционным конкурс «Аман ѳс», где учащиеся принимают участие со своими родителями, бабушками и дедушками, со старшими братьями и сестрами. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и учителей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы.

Родители стараются участвовать в республиканских, Всероссийских конкурсах.



Ньургун Ширяев вместе с мамой принял во Всероссийском конкурсе «Вселенная под названием КНИГА» в номинации ИЗО и декоративно-прикладное искусство – 1 место и Мультимедийные издания – 3 место.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня, акциях, субботниках, походах. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества. Наряду с этим устанавливается более тесная связь класса и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

  1. Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, позволяет увидеть взрослых и детей в ином свете, помогает преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование со мной и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые можно организовать в своем классе.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Как помочь первоклассникам безболезненно пройти адаптацию в школьной жизни?

  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

  • «За и против» школьной формы.

  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Т радиционными становятся проекта «Мы вместе-сила». Ни одни крупные проекты, акции, концерты не проводятся без активного участия родителей. После рабочего дня родители приходят в школу и готовятся к различным проектам.






У частие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах.

Невозможно представить работу современной школы без использования ИКТ. Одной из наиболее распространённых форм общения с родителями является участие в Интернет-форуме или в чат-конференциях. Задачей классного руководителя является информирование родителей о времени и тематике чатов и форумов. Родители, имеющие возможность выхода в Интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся и родителей, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

Что представляет тренировочное занятие?

1. Подготовка к занятию. Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.

2. Выбор темы и методов исследования. Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали тему «Снег», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию о снеге. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о снеге?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.

3. Сбор информации. Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не только с помощью записей, но и рисунками. Для накопления информации вести дневник исследователя.

4. Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.

При проведении тренировочных занятий присутствуют заинтересованные родители.

Самостоятельное исследование.

1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования. 

  • определение области исследования;

  • выбрать объекта и предмета исследования;

  • обоснование актуальности исследования;

  • составление плана;

  • определение гипотезы;

  • определение цели и задач;

  • сбор и изучение информации;

  • оформление результатов исследования;

  • защита результатов исследования.

Необходимо, чтобы и учащиеся, и родители были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у учащихся ключевые компетентности. Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.

1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех. 

2. Обеспечить заинтересованность детей и родителей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

3. Создавать группы количеством не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  • проявить себя,

  • попробовать свои силы,

  • приложить свои знания,

  • принести пользу,

  • показать публично достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

1 . Газета

2. Игра

3. Костюм

4. Альбом

6. Спектакль

7. Урок

8. Презентация

9. Буклет

10. Устный журнал

11. Тематические выставки рисунков, поделок 

12. Памятка

13. Реклама

14. Мероприятие

15. Лэпбук

16. Макет

17. Модель

18. Папка

19. Экскурсия

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

  • Проектировочные

  • Исследовательские

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Экспериментальные

  • Рефлексивные

  • Презентационные.

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели.

Хочу остановиться еще на одном проекте «Уют в классе». Вначале было погружение в проблему с родителями на родительском собрании, решение проблемы сначала в виде планирования, выбора способов действия. И результат кропотливой работы не заставил себя ждать – заняли 1 место.

Проектный метод помогает и в сплочении коллектива. Так, необходимо было подготовить инсценирование олонхо. На первом этапе - подготовительном – был выбор олонхо. На втором – знакомство с героями олонхо «Арчылаан бухатыыр» М.П.Эверствой-Обутовой. Третий этап – настольная игра «Путешествие с героями олонхо». Дети сами слепили героев олонхо. На четвертом этапе – постановка олонхо, где учащиеся и родители были артистами.

Целью данного проекта было участие всего класса и родителей в спектакле и изучение произведений писателя.

На этапе планирования были распределены роли (по желанию детей). Каждый ученик, имеющий свою роль в спектакле, определил оформление (костюм). Далее шли репетиции. Дети были увлечены данным процессом. Родители принимали самое активное участие. И вот этап защиты проекта – выступление на сцене КЦ «Түhүлгэ». Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение донести до зрителей слова героев, эмоции – все это было достигнуто.

После выступления - рефлексия. Общее впечатление. Как получилось? Над чем можно было еще поработать? Как помогали друг другу?







Также дети любят инсценировки известных русских писателей. Одним из них – произведение К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Все костюмы, маски и атрибуты делали сами ребята с родителями. Это было настоящее сближение семьи и школы, где нет плохих и хороших, а все работали на равных по мере своих сил и возможностей, но были увлечены единым процессом.

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.







При использовании в образовательном и воспитательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети и родители отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.











































V. Из опыта работы по организации внеурочной деятельности «Я – исследователь»


Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить и во внеурочное время.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков, студий, организация экскурсий.

Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий — желание самого ребёнка, помощь родителей (создание условий дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.).

Особое место уделяю индивидуальной работе с детьми. Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему приходится сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации, способы познания – одна из целей обучения. Учебное исследование школьника, включает следующие основные этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  • Сбор материала (используем различные энциклопедии, словари, возможности Интернет).

  • Обобщение полученных данных.

  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)

  • Защита проекта.

При организации исследовательской деятельности младших школьников стараюсь учитывать следующие условия:

– систематичность;

– мотивированность;

– психологический климат;

– создание творческой атмосферы;

– учет возрастных особенностей детей.

Н а первом этапе исследовательской работы осуществляю помощь при выборе темы. Эта тема должна быть близка и интересна ребенку. Планирование работы по исследованию, работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера), проведение наблюдений, проведение опытов, экспериментов, анкет, обработка результатов проводятся под руководством учителя. Стараюсь предоставлять как можно больше самостоятельности. Чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость открытия. Даю индивидуальные задания по подготовке докладов, опытов, экспериментов, наблюдений и т.д.

Исследовательские проекты учащихся: «Саhарбыт хаартыскалар кэпсииллэр» (Саша О.), «Андаатары бултааhын» (Ньургун П.), «Сибэкки иhиттэрин киэргэтии» (Валерия Г.), «Дьиэ усулуобуйатыгар йогурту оҥоруу» (Оля Д.), «Ыт – киhи доҕоро» Саша С.), «Дьиэ кыылын иитии» (Ньургун Ш.) являются победителями и призерами улусных, региональных и республиканских НПК. Дети получают задания и ведут наблюдения в дни летних каникул – в период роста, цветения, осеменения растений и т.д. При этом немаловажную роль играют родители, которые контролируют, помогают, направляют.

Групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей, весь класс, а также, родителей. Совместные проекты класса с родителями очень сплачивают весь коллектив. Поисковые исследовательские проекты «Мин дьиэ кэргэним Кыайыы туhугар», «Маҥнайгы кинигэм — Буукубаар» успешно реализованы, оформлены в виде альбомов. Эти проекты дают детям очень многое – узнают о своих родственниках, изучают историю страны, республики, улуса. В ходе проекта дети посещали с экскурсией краеведческие музеи, памятники, участвовали на библиотечных уроках, викторинах, конкурсах, встречались с интересными людьми, выступали с родителями на классных часах.

Одной из форм организации групповой работы с детьми по развитию их исследовательских умений стало проведение кружка «Я – исследователь». Этот кружок я веду с 2006 г. Сначала приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем.

На занятиях кружка дети узнают о происхождении привычных вещей. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юных исследователей могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов, при просмотре кино– и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т. д.

Большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде, происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы. Дети учатся выступать с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.

Все занятия кружка «Я - исследователь» стараюсь проводить в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.) Большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. Дети учатся работать в группах разного состава.

Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, стараемся воспитывать у детей интерес к познанию мира, создавать условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.










VI. Заключение


Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.

Анализируя опыт организации проектно-исследовательской деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения этого метода в образовательном процессе школы:

  • Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.

Это подтверждается следующими фактами:

  1. уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

  2. прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;

  3. у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.

  • Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:

  1. немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;

  2. для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.

  • Повышается учебная активность школьников.

Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения у учащихся 4 класса предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу

На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе» и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 75 % учеников.

Они предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 100%, 70% и 75%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.

Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (75%), одноклассники (75%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик - учитель - родитель» достигнута.

Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием.



Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 75%, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-90%.

Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции, так практически все учащиеся класса (100%) отметили, что выполняют творческие работы с хорошим настроением.

Экспертиза качества успеваемости учащихся начальных классов за период использования проектно-исслндовательской технологии в обучении показывает, что уровень обученности детей составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 70%. Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.

С первого класса к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Действия родителей могут быть такими:

Этапы проектной деятельности.

Возможные действия родителей.

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатывается план выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.


Посодействуйте в посещении библиотеки.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения. Отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с родителями, с ребенком. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Таким образом:

  • работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

  • огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей.

  • встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию «семья».

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Заполняют «Чинчийэр үлэ дневнигэ». (Приложение) Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Результатом сотрудничества ученик-учитель-родитель являются призовые места на улусных, региональных и республиканских научно-исследовательских конференциях.

Ф.И. учащегося

Название доклада

Улус-

ные

Региональ-

ные

Респуб-

ликанские

1

Гермогенова Валерия

Сибэкки иhиттэрин киэргэтии

1 м



2

Ширяев Ньургун

Пластилин – мин сѳбүлээн оонньуур дьарыгым

3 м



3

Осипов Саша

Саhарбыт хаартыска

лар кэпсииллэр


1 м


4

Протопопов Ньургун

Андаатыры бултааhын ньымалара


2 м


5

Осипов Саша

Замятиннар удьуор оҕуруоччуттар


1 м


6

Гермогенова Валерия

Сибэкки иhиттэрин киэргэтэн оскуола аанын ааркатын тупсарыы



3 м

7

Данилова Оля

Дьиэ усулуобуйатыгар йогурт оҥоруу



8

Копырин Эрсан

Мой собственный проектный экран



9

Дьяконов Артем

Эhэм үѳрэҕэ – соболооhун ньымалара



10

Протопопова Маша

Лэпбук – үѳрэххэ кѳмѳтѳ



11

Гладких Алик

Иванов Ярик

Дьиэ усулуобуйаты-

гар ыраас уу фильтрын оҥоруу



Ньургун Ширяев очень любит лепить из пластилина. Он вместе с мамой создали мультфильм по мотивам сказки «Репка» и серию персонажей из любимых сказок, мультиков. Участвовали во Всероссийском конкурсе «Вселенная под названием КНИГА» и добились больших успехов. В номинации ИЗО и декоративное искусство заняли 1 м., в номинации «Мультимедийные издания» - 3 м.

По–моему мнению, главное для учителя – увлечь детей и их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.

Дети взрослеют быстро. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы вместе с родителями поможем развиться их исследовательским способностям и талантам. Это залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

За время работы кружка «Я - исследователь» проведено много работы. Ребята с родителями увлеченно включались в проектно-исследовательскую деятельность. Было много незабываемых моментов, интересных поездок, встреч, проектов

Отрадно, что ушедшие от меня выпускники начальной школы продолжают заниматься исследованиями, обращаются за помощью, советами и консультациями. Саша О., Ньургун П., Ньургун Ш. продолжают исследовательскую деятельность. Ньургун Ш.в этом учебном году участвовал в республиканской НПК.

Список использованной литературы


  1. ФГОС НОО второго поколения, Москва «Просвещение», 2010.

  2. «Проектные задачи в начальной школе», под ред. А.Б.Воронцова, Москва «Просвещение», 2010 год.

  3. «Методика исследовательского обучения младших школьников», А.Е.Савенков, издательство «Учебная литература», 2008 год.

  4. «Юным умникам и умницам», О.Холодова, методическое пособие, Москва РОСТ книга, 2010 год.

  5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204

  6. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.

  7. Леонтьев А. А. Социальная психология.- М., МГУ, 1988

  8. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org

  9. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

  10. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

Интернет ресурсы

  1. Проектная деятельность в начальной школе -http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
    CatalogId=959;

  3. .Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы - http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

  4. http://pedsovet.ORG.ru

  5. http://www.1september.ru


Приложения

Родительское собрание «Исследовательская деятельность младших школьников»

Цель: знакомство родителей с исследовательской деятельностью

Задачи собрания:

  • познакомить с исследовательскими работами учащихся;

  • активизировать родителей для участия и сотрудничества в исследовательской деятельности; разработка памяток.

Форма проведения: практическое занятие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, памятки


Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые родители, гости. Сегодня у нас необычное собрание. Тема нашего собрания « Исследовательская деятельность младших школьников»

Представляю вам повестку дня:

1.На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Исследовательская деятельность».

2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

3. Исследовательские работы учащихся

1. Знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностью

Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. А в классе 7-8 начинаются олимпиады, конференции. И тут учителя начинают развивать исследовательские умения и качества. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будем мы с вами.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

2. При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование детей и родителей. Подведем анализ анкет.


Анкета для родителей

Знаете ли вы о исследовательской деятельности?

Нужно ли в школе заниматься этой работой?

С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе мало слышали об исследовательской деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме. Почти все родители высказали свое мнение, что исследовательскую деятельность нужно начать со второго класса. Это показывает, что родители имеют неправильное представление о понятии «исследование».


Анкета для учащихся

Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?

С кем бы ты хотел сотрудничать?

По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

Правила выбора темы исследовательской работы

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Какими могут быть темы исследования?

«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;

«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)

Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования.

Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Этапы реализации исследовательской работы

Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Подготовка к защите исследования.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

-Сделать выводы.

-Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

-Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Этап защиты и оппонирования.

Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д. мультимидийная презентация)

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. После раздаются памятки «С чего начать научно-исследовательскую деятельность? План проведения исследовательской работы с учащимися» Памятка для родителей «С чего начать научно-исследовательскую деятельность?»

План проведения исследовательской работы с учащимися

А. Подготовительный

1.Выбор темы (актуальность)

2. Цели и задачи

3.Предварительное обследование объекта, сбор необходимых данных

4. Работа с литературными источниками

5.Определение методик, приемов, объемов исследования, необходимого оборудования

6. Составление плана работ

7. Составление первичной рабочей таблицы

Б. Сбор материала

1. Выполнение работ (ведение записей, заполнение таблицы в ходе выполнения работ в определенной последовательности)

2. Обработка полученных данных , составление таблиц, графиков. Диаграмм

3. Обсуждение полученных данных, выдвижение новых гипотез

4. Сбор дополнительного материала для проверки гипотез

5. Заключение, выводы, рекомендации.

В. Оформление работ

1. Введение (актуальность выбранной темы, обзор литературы)

2. Цели и задачи

3. Материал и методика (описание объекта, методов сбора материала, перечень оборудования, точное описание эксперимента)

4. Результаты и их обсуждение (статистическая обработка данных, по мере накопления материала его осмысление, сопоставление с литературными данными)

5. Заключение (Выводы, рекомендации), должны соответствовать целям и задачам

6. Список литературы (библиографическая грамотность)

Защита исследовательских работ

Спасибо большое за работу.

.Я желаю вам активно принимать участие в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и классным руководителем, самые лучшие проекты будут представлены на школьной конференции «Мы будущее России».

Рефлексия по первому вопросу

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.

(Родители высказываются)

Посмотрите на результаты нашей проектной работы.

В. Решение собрания:

  • Организовать в классе исследовательскую деятельность в тесном сотрудничестве с родителями.

  • Принимать активное участие в жизни класса и школы.


Конспекты занятий кружка «Я - исследователь»


Йогурт (1 ч)

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point.

Цель работы:

- определить положительную роль йогурта на организм школьника.

- разобраться во всем многообразии йогуртов. Какие из них полезны?

Задачи:

1. Познакомиться с разнообразными видами йогурта;

2. Провести анкетирование учащихся начальных классов;

3. Попытаться самим сделать йогурт.

Подготовительная работа: дети приходят с различными видами йогурта – «Данон», «Вимм Билль Данн», «Молочный дождь»..


Ход занятия:

1. Орг.момент

2. Актуализация

Йогурт вкусный, йогурт сладкий,

В сто раз лучше шоколадки,

Он на молоке коровьем,

Он полезен для здоровья!

Открывай скорее рот,

Йогурт хочет в твой живот!

Ёжик и медвежонок каждое утро на завтрак едят вкусный и полезный йогурт с лесными ягодами. Мишка любит йогурт с малиной, а ёжик — с черной смородиной. После такого завтрака целый день настроение хорошее!

Зайчику нравится йогурт морковный,

А медвежонку - конечно, медовый!

Йогурт клубничный приятен лисичке,

Ну, а вишневый полезен синичке.

Йогурт полезен не только зверятам,

Но и хорошим веселым ребятам!

Сейчас в продаже множество йогуртов: «Данон», «Нестле», «Вимм-Билль-Данн», якутский «Молочный дождик». Что такое йогурт, как делают и чем полезен йогурт?

- Как вы думаете, из чего сделан йогурт? Из молока.

История йогурта уходит далеко в древность. Существует версия, в соответствии с которой предшественник йогурта появился в те далекие времена, когда древние народы-кочевники путешествовали, перевозя молоко в бурдюках из козьих шкур. Из-за не герметичности сосудов из воздуха в молоко попадали бактерии, молоко, сквашиваясь на жаре, превращалось в особый продукт, похожий на современный йогурт.

Какие бывают йогурты?

Йогурты делятся на:
• молочные;
• молочно-сливочные;
• сливочные;

С различными добавками.

Он полезнее, бесспорно,

Йогурт вкусный с ежевикой,

С вишней, с дыней и клубникой.

Только самый мой любимый

Йогурт розовый с малиной

Йогурт любят все на свете:

Мамы, бабушки и дети.

Йогурт всем продукт известный,

Он и вкусный, и полезный.

Какой йогурт самый полезный? Лишь некоторые йогурты по-настоящему полезны для нашего организма. Очень важным показателем «полезности» продукта является срок его хранения. Чем он меньше, тем йогурт полезнее. В продуктах длительного хранения теряется самый главный смысл – польза для организма человека.

Качественный йогурт состоит из молока и закваски, может содержать сухое молоко и различные пищевые и ароматические добавки, консерванты и загустители.

Наиболее полезным продуктом можно считать йогурт натуральный, «живой» йогурт. В «живом» йогурте есть только молоко и закваска. В составе нет ни сахара, ни ароматизаторов, ни консервантов, имеют недолгий срок хранения.

То есть во время употребления натурального продукта вы получаете только полезные для организма вещества. Такой кисломолочный продукт очень полезен для организма благодаря возможности активировать функцию иммунной системы человека.

Чем полезен йогурт? Во-первых, в йогурте много кальция, поэтому ежедневное употребление йогуртов ведет к укреплению костей, зубов и ногтей. Употребление «живого йогурта» полезно всем, в большей мере тем, кто испытывает проблемы с желудочно-кишечным трактом. Если вы долгое время болели, употребляли различные лекарства, употребляйте йогурты регулярно.

Употребление йогурта способствует лучшей усвояемости кальция и витаминов группы В.

Йогурт переваривается лучше, чем молоко. Многие люди, которые страдают от аллергии на молоко, могут есть йогурт. Йогурт легко усваивается организмом. Помогает кишечнику переваривать пищу. Йогурт является ценным источником кальция, служит для укрепления наших костей. Есть данные, что, если человек ежедневно съедает два стаканчика йогурта, в его организме повышается иммунитет. Возможно, нам следует брать пример с тех народов, которые едят много йогурта, например с болгар. Болгария известна своими долгожителями и тем, что многие люди в этой стране остаются здоровыми даже в преклонном возрасте.

Изучаем этикетку на йогуртах

  • Йогурт из цельного молока содержит приблизительно 3,5 г жира (один стаканчик).

  • Йогурт с низким содержанием жира должен содержать не более 2 г жира (один стаканчик).

  • Обезжиренный йогурт содержит менее 1 г жира (один стаканчик).

  • Фруктовый йогурт — это продукт, в состав которого входят фрукты.

Чтобы определить отношения детей к йогурту проводим анкетирование:

1. Любишь ли ты употреблять йогурт?

2. Как часто ты ешь йогурт?

3. Знаешь ли ты, что такое «живой йогурт»?

4. Знаешь ли ты как правильно выбрать йогурт?

5. Знаешь ли ты, чем полезен йогурт?

Делаем сами йогурт: Молоко прокипятить, остудить до температуры 38 градусов, в качестве закваски подойдет йогурт, в составе которого написано: живые бактерии. У него маленький срок хранения. Подойдет продукция фирмы Данон. В стаканчике, как правило, 125 гр.

Пропорция: 100 г йогурта (закваски) на 1 л молока. Для получения более густого йогурта можно взять побольше закваски 200-300 г на 1л молока. Лучше всего использовать термос.

Берем термос (лучше с широким горлышком), выливаем туда молоко, следом закваску, быстро размешиваем и еще быстрее закрываем.

Оставляем стоять ночь.

Утром у нас получится достаточно жидкая смесь. Переставляем в холодильник на 4-5 часов. Там он и загустеет. Но, эффекта магазинного фруктового по густоте не будет, т.к. там обязательно добавлен желатин.

Выводы:

  1. Из чего сделан йогурт?

  2. Какие бывают йогурты?

  3. Какой йогурт самый полезный?

  4. Чем полезен йогурт?

После занятия Оля Д. заинтересовалась этой темой и решила написать доклад «Йогурту дьиэ усулуобуйатыгар оҥоруу» и выступила в I Республиканских Даниловских чтениях и заняла 1 место среди учащихся начальных классов. (Приложение)


Пейте, дети, молоко будете здоровы! (1 ч.)

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point.

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.

  • Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

  • Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

  • Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Оборудование: молоко, микроскоп, проектор, ПК, презентация.

Ход:

1. Организационный момент

Кто-то стучится. Пришел Почтальон Печкин с посылкой и письмом от кота Матроскина.

Дети читают письмо Матроскина: Здравствуйте дети! Мы купили корову. Корова очень хорошая. Дает много молока. Вы очень умные дети. Занимаетесь в научно-познавательном кружке. Помогите мне. Отправляю вам молоко нашей коровы. Дальше пишу секретное письмо. Потому что мы с Шариком поругались. Прочитать можно, прогладив письмо утюгом.

Секретное письмо: Здравствуйте. дети! Хочу узнать – С каких пор люди начали употреблять молоко? Из чего состоит молоко? Как выглядит молоко по микроскопу?

Задание от Матроскина: Сделайте «Опыт взрыв цвета в молоке».

Задание 1. Хочу узнать – Как к нам на стол попадает молоко? От чего зависит количество и качество молока?

Давайте поможем Матроскину. Как вы думаете, откуда к нам на стол приходит молоко? – работа по энциклопедиям - ответы детей.

Сколько же лет молоку? При раскопках доисторических поселений на Украине археологи находят подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком. Качество и количество молока зависит от корма или качества сена.

Работа по группам

Задание 2. Из чего состоит молоко? (Детям даются карточки – вода. Красители. Витамины. Углеводы. Жиры. Микроэлементы. Витамины. Белки) Составляют рисунок молока из этих карточек.

Проверка – дети высказывают свое мнение.

Задание 3. Микроскоп. Как выглядит молоко по микроскопу?

Работа по микроскопу. Практическая работа

Задание 4. Эксперимент «Взрыв цвета в молоке».

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

- цельное молоко

- пищевые красители разных цветов

- любое жидкое моющее средство

- ватные палочки

- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Итог занятия: Помогли ли мы Матроскину?

Что узнали?

Чему научились?























Б уклеты для родителей

















Дневник исследовательской деятельности









Чинчийэр үлэ

дневнигэ







Мин проегым

Тугу оҥоруохпун баҕарабыный?

(Туохха үѳрэниэхпиний, кимиэхэ кѳмѳлѳһүѳхпүнүй, хайдах буолуохпунуй?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ѳссѳ ханнык проект оҥоруохха сѳбүй?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проегым аата. Сүрүн түмүгэ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проегым эмблемата (үлэм түмүгэр кылааска баар проектар карталарыгар сыһыарыам).

Бииргэ үѳрэнэр оҕолорум

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинилэр сыанабылларыгар сѳпсѳһѳбүн, сѳпсѳспѳппүн?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сыалбын ситиһэр проегым хаамыыта.









Улахан дьону сыаналыылларыгар кѳрдѳһүѳххэ.

Тѳрѳппүттэрим_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учууталым___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кимиэхэ сүбэлэттэриэххэ? Ким кѳмѳтүгэр эрэниэххэ сѳбүй?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бу кинигэлэри ааҕыахха наада.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Үрдүк ситиһиилэнэргэ ѳссѳ тугу гыныахха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бу проекпар ким махтаныа этэй?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Манна туттар тэриллэрбин ойуулуохха. Бу тэриллэрбин сэрэхтээхтик туттуохха.

Туох ыараханы кѳрүстүм?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Туох чэпчэкитик оҥоһулунна?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Үлэм сүрүн чааһа.

1.

2.

3.

Тугу оҥорорбун сурунуохха.

1.

2.

3.


Тугу үчүгэйдик оҥордум?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тугум табыллыбата?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Түмүк оҥоруохха

Тугу былааннаабыппын ситистим дуо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проегым сүрүн сыалын ситистим?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Барыта толкуйдаабытым курдук буолла дуо?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!