Исследовательская работа. «Роль историко – краеведческого музея в учебно - воспитательном пространстве школы»
Черноусова Наталья Ивановна,
учитель православной культуры
Муниципального бюджетного учреждения
«Казацкая средняя общеобразовательная школа»
Содержание
Введение________________________________________________________________стр 3
Глава1. Роль историко – краеведческого музея в учебно - воспитательном пространстве школы _________________________________________________________________стр.4
1.1. Сохранение национальных традиций_____________________________________стр 4
Глава 2. Деятельность школьного музея_____________________________________стр 4-6
Заключение______________________________________________________________стр.7
Приложения____________________________________________________________стр8-13
Введение
Тема моей исследовательской работы - Роль историко – краеведческого музея в учебно - воспитательном пространстве школы.
Данная тема актуальна. В каждом уголке страны, в каждом городе или селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Мы очень часто сталкиваемся с тем, что школьники не могут понять красоты и своеобразия других культур, ибо не знают своей, русской, не знают русских сказок, не могут отгадать простые загадки. В сельской местности учащиеся обделены возможностью соприкасаться с миром искусства, заниматься исследовательской работой, знакомиться с классикой и первоисточниками истории и культуры своего народа, так как в сёлах нет музеев и выставочных залов, театров и архивов. Всё новое дети черпают из школьного обучения и книг.
Очень важно знакомить детей с культурным наследием своего народа с раннего возраста, ведь именно в младшем школьном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, мышления, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной.
Цель исследовательской работы - приобщить учащихся к национальной культуре, истории, традициям и сохранить лучшие традиции своего края для подрастающего поколения в процессе работы школьного музея.
В соответствии с данной целью мною была определена задача
рассказать о деятельности школьного музея как эффективного средства обучения и воспитания подрастающего поколения, как комплексной формы общественно полезной деятельности на благо Родины.
Методической и теоретической основой работы послужила совокупность общенаучных методов, принципов познания. В работе применялся системный подход к анализу деятельности школьного музея.
Научная новизна исследования заключается в том, что музейный материал был изучен, систематизирован, обобщён.
Глава1. Роль историко – краеведческого музея в учебно - воспитательном пространстве школы
1. 1. Сохранение национальных традиций
Сегодня особенно остро встают вопросы заботы о сохранении национальных традиций, этих духовных источников в современной российской и белгородской культуре. И то, что мы получили в наследство от наших предков, мы должны обогатить и преумножить, передать в дар нашим последующим поколениям. В нашей школе большая роль отводится туристско-краеведческой деятельности, именно эта работа может стать стержнем всего воспитательного процесса. Краеведение занимает центральное место в нашей жизни, где формируется интерес к родной истории, уважение к историческому прошлому Родины.
Глава 2. Деятельность школьного музея
В плане приобщения детей к историко-культурным традициям нашего края большую роль играет школьный краеведческий музей, созданный в нашей школе педагогическим коллективом. Музей был создан в 1994 году, для лучшего освоения и осмысления краеведческого материала.
У истоков создания школьного музея стояли учителя истории Рычкина З.Т., Братищева Т.И., Литовкина Р.Н..[1]
Учителя организовывали рейды с учащимися школы по сбору экспонатов для краеведческого уголка. Жители села отдавали старинную крестьянскую одежду, домашнюю утварь.
Кода пришла работать в 2000 году Черноусова Наталья Ивановна, в казацкую среднюю общеобразовательную школу, у неё возникло неопределимое желание сотворить свой музей. Был создан актив музея.
Активисты музея провели социологический опрос учащихся и учителей школы по следующим вопросам:
Как вы относитесь к идее создания школьного музея ?
Нужен ли музей школе?
Считаете ли вы, что проблема сохранения русских традиций является актуальной для современной России?
______________________________________________________________________________________________
1.Записано со слов Братищевой Татьяны Ивановны учителя истории МБОУ «Казацкая СОШ», жительницы села Казацкое
В опросе приняло участие 206 человек в возрасте от 8 до 56 лет.
Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах. Приложение 1
Анализ ответов на поставленные вопросы убедил нас, что создание краеведческого музея в школе необходимо: время неумолимо стирает и материальные и духовные ценности народов нашего края, которые исторически являлись основой нравственного воспитания. Ведь именно школа была и остается культурным центром села Казацкое.
Вместе с нами школьниками была продолжена работа по оформлению историко-краеведческого музея.[2] Приложение 2
Мы вместе с Натальей Ивановной собрали большой историко-краеведческий материал об истории колхоза, об истории села, об истории церкви, об истории образования Казацкой школы, о детском фольклоре «Росинка» и его бывшем руководителе Малаховой Раисе Михайловне, а также о новом руководителе Жегулиной Нине, о танцевальной группе «Райский сад» и руководителе Рощупкиной Татьяне Николаевне, о народном театре и его руководителе Кондратьевой Галине Ильиничне. Собранные материалы обрабатывались, оформлялись в альбомах, на стендах и выставках. Приложение 2
Об истории села получился, маленький, но интересный уголок старины, огороженный плетнём рядом стоящим колодцем. Приложение 3
Русский дом и его внутреннее пространство, на протяжении тысячелетий сохранялась и развивалась связь жилища с мировоззрением человека, его ценностными представлениями и идеалами. В нашем музее, наш дом украшает печка, «сердце» русской избы, ухват, кочерга, и всякая утварь – крынки, кувшины, гребни. В центре самопрялка с веретеном, на столе стоят самовары разного времени, деревянные ложки. Жители села подарили музею расшитые рушники, занавески, платки, девичий сарафан, понёву, головной убор «сороку», бусы, прутики. Много обуви это лапти оборочные, чирики, боты. [3] Приложение 4
Материал, который находится в музее, является хорошим подспорьем в изучении отдельных тем урока, во внеклассных мероприятиях.
Например, при изучении истории на тему: «В крестьянской избе». Звучит пословица: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - Действительно, печь – душа крестьянского дома. Без печи - нет избы. Слово «изба» произошло от древнего
_________________________________________________________________
2.Записано со слов Савицких Марии Яковлевны учителя начальных классов МБОУ «Казацкая СОШ»
3.Записано со слов Черноусовой Натальи Ивановны учителя православной культуры (руководителя школьного историко-краеведческого музея) МБОУ «Казацкая СОШ
«истба», «истопка». Сейчас уже и в деревнях редко встретишь это чудное творение народных умельцев. Но у некоторых она есть. Как говорят, сторожила села, для деревенского жителя печка была всем: и кроватью, и плиткой, и отопительным прибором. Во время студеных зим в холодной избе можно было спастись только на печной лежанке. Готовили еду тоже в печи. Варили первое и второе в закопченных чугунках. А молоко в глиняном кувшине долго не остывало, если его поставишь прямо у заслонки.
Каждая хозяйка старалась, чтобы печка-кормилица имела ухоженный вид. И у нас в музее она всегда побеленная, опрятная и такая уютная.[4]
Интересно проходит знакомство с народным костюмом не только нашего села, но и других губерний.
Учащиеся младшего школьного возраста с удовольствием воспринимают игровые экскурсионные формы, ребята постарше способны заинтересоваться лекциями, беседами, музей предоставляет материалы по учебным программам, для написания исследовательских работ, подготовкой и проведением встреч с ветеранами и старожилами села.
Создание историко-краеведческого музея в школе явилось результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской работы школьников и коллектива учителей. Это вызвано потребностью воспитывать у учащихся уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережного отношения к культурному, историческому, духовному и природному наследию родного края, без чего нельзя воспитать чувство патриотизма, гражданственности и любви к своему Отечеству, к своей малой Родине.[5]
Постоянное обновление экспозиции музея, обработка новых экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранить у ребят устойчивый интерес к краеведению.
Наверное, самая характерная черта деятельности нашего школьного краеведческого музея - это то, что мы всегда в поиске интересного дела, всегда заняты тем, что интересует всех и каждого.
Воспринимая свидетельства старины, дети пытаются отразить их в собственном творчестве. В наших исследованиях прослеживается неразрывная связь с Родиной, интерес к изучению свого уголка земли. Через нас учащихся в эту деятельность включаются и родители.
__________________________________________________________________________________________________
4.Записано со слов Малаховой Раисы Михайловны, жительницы села Казацкое
5.Записано со слов Марковой Полины Дмитриевны, учителя физики МБОУ «Казацкая СОШ»
Но главное – никакого принуждения, никакой обязаловки, всё строится на добровольности и поддержании интереса к краеведению, к музею и его деятельности. Главное, что мы дети видим значимость своей работы, наш школьный музей стал источником новых знаний.
Конечно, музей – дело непростое и весьма хлопотное, но результат вполне оправдывает затраты времени и сил.
В фондах школьного музея появились семейные реликвии: фотографии, письма, фотоальбомы, книги, утварь, которые могут немало поведать интересного. Приложение 5
Как выяснилось, большинство из нас любят посещать музеи. Интересно посмотреть на исторические вещи, послушать о жизни наших предков, хоть немного прикоснуться к прошлому.
Музеи хранят, изучают, показывают документы, предметы, которые помогают нам больше узнать о том, как развивался город, какие исторические известные личности в нем жили, как одевались люди в старые времена, какие ценности они ставили на первое место. Благодаря музеям мы имеем возможность узнать историю, испытания, через которые проходили наши предки, чтоб сделать какие либо открытия, а значит это поможет нам ценить их достижения, которыми мы так легко и беззаботно пользуемся сейчас.
Наш музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Заключение
На сегодняшний день в нашем музее накоплен богатый краеведческий материал по изучению народных традиций нашего села. Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придет к нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, неразрывной связи времен. Чтобы прошлое облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы нас вела к новым достижениям гордость за своих дедов, отцов, старших братьев, а желание достойно продолжать начатое ими дело - было бы смыслом жизни и делом чести каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений молодых жителей России.
Надеемся, что экспозиции нашего музея будут пополняться и в дальнейшем. Мы думаем, что наш музей поможет решить проблему сохранения русских традиций, духовности единой России, патриотического воспитания школьников и сохранения нашего села как единого культурного центра.
Приложение 1
1. Как вы относитесь к идее создания школьного музея ?
2.Нужен ли музей школе?
3.Считаете ли вы, что проблема сохранения русских традиций является актуальной для современной России?
4.Будет ли способствовать работа школьного музея улучшению нравственного климата в школе?
Приложение 2
Сбор краеведческого материала
Приложение 4
Старинная обувь жителей села Казацкое
11