СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа. Река Тёплая. Прошлое и будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа.

Река Тёплая.

Прошлое и будущее.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа. Река Тёплая. Прошлое и будущее.»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Созвездие» с.Тёпловка Новобурасского района саратовской области»







Секция:

«Чудо всюду».







Исследовательская работа.

Пословицы –кладезь мудрости, сможем ли мы их сохранить.







Автор работы

Хрипко Егор.

МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тёпловка

Руководитель

Жилина Алёна Александровна





2022г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………… .. ..2

  2. История возникновения пословиц …………………………………...3

2.1. Зачем нужны пословицы…………………………………….....3-4

  1. Как часто учащиеся нашей школы используют в своей речи пословицы……………………………………………………………4-5

  2. Заключение………………………………………………………… …6

  3. Список использованной литературы…………………………………7

  4. Приложение ……………………………………………………… …..8







































































Введение.

«Век живи, век учись». Именно с этой пословицы я хотел бы начать свою работу. Пословица что это? Откуда она появилась? Почему мы чаще слышим пословицы от взрослых людей…

Педагог и писатель К.Д. Ушинский говорил: «Мы учимся русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». Пословицы - это крупицы народной мудрости. Каждая пословица имеет сой смысл, у каждой половицы своя история. Они как люди разного происхождения, говорит о разных традиция, обычаях, нравах о месте в которых они родились. Но каждая пословица –это народная мудрость, которая создавалась веками и передавалась из поколения в поколение. Многие пословицы дошли до наших дней. Современный человек, который употребляет их в своей речи, демонстрирует, конечно, свой ум и мудрость.

Цель моей работы узнать, всегда ли пословицы будут актуальными? Как часто их используют в современном обществе.

Задачи:

  1. Узнать историю возникновения пословиц.

  2. Выяснить, для чего нужны пословицы, как часто учащиеся нашей школы используют в своей речи пословицы.

  3. Обобщить полученную в ходе работы информацию и сделать выводы.

Актуальность работы заключается в том, что мудрыми людьми всегда восхищались, а с помощью пословиц люди передают друг другу свой жизненный опыт, делятся духовно-нравственными ценностями. Речь человека употребляющего пословицы приятно слушать, потому что она становится красивее, богаче и выразительнее.

Я считаю, что изучение пословиц – это увлекательное путешествие по стране Мудрость, раскрывающее духовно- нравственные ценности народа и мотивирующее школьников на примере пословиц обогащать свою речь и знания о языке.



















История возникновения пословиц.

Источники происхождения пословиц довольно разные. Как и все виды устного народного творчества пословицы основаны на жизненных наблюдениях и опыте людей. У каждой национальности есть свои пословицы, в каждой заключается их духовно-нравственная мудрость.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически за­конченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме.

Пословицы возникали не мгновенно, а рождались они из жизненных наблюдений наших предков, поведения людей, окружающего их мира. Кто-то однажды сформулировал своё жизненное наблюдение или сравнение, а пошло он передаваться из уст в уста со временем изречение менялось, становилось более емким и звучным, пока не дошло до окончательного варианта.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Чаще всего они были составной частью какого-нибудь рассказа, повествования.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды. Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой». Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома». Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью).

Пример: Убогий мужик и хлеба не ест; богатый и мужика съест.
Убогому подле богатого жить – либо плакать. Либо тужить.

Пословицы играют очень значимую роль. человек оправдывая тот или иной поступок приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Зачем нужны пословицы.

Значение пословиц в жизни человека трудно переоценить, ведь они как учитель передают из века в век опыт, мудрость, смекалку одни пословицы нам рассказывают, как себя надо вести, вторые напоминают о здоровье, третьи высмеивают пороки.

Давайте посмотрим с вами на пословицы: «Поспешишь людей насмешишь», «С кем поведешься от того и наберёшься», «Здоровье первое богатство». Каждая из \тих пословиц нас учит, они отображают все реалии нашей жизни в простой и доступной форме. Их можно применять повседневно, они украшают нашу речь, делают ее более конкретной и интересной. Пословицы способны подсказать путь к решению проблемы.

Но с годами пословицы уходят в тень, люди все реже используют их в разговорах. А происходит это от того, что современное поколение перестаёт интересоваться фольклором.


Как часто учащиеся нашей школы используют в своей речи пословицы.

Мне стало интересно, а знают ли учащиеся нашей школы пословицы, применяют ли они их в своей речи. Для этого я провел анкетирование (приложение 1) среди учащихся среднего звена, результаты которого отображены на диаграмме.


На диаграмме отображены ответы на два основных вопроса: знаете ли вы что такое пословица? Используете ли вы пословицы в своей речи? Как мы видим все участники опроса знают, что такое пословицы и большая часть (72%) опрошенных использует их в своей речи. Всего было опрошено 25 человек.

Самое интересное, что я заметил в анкетировании, то что чаще всего ученики узнают про пословицы в школе, давайте посмотрим на результат:

Синим цветом на диаграмме отмечено количество человек, которые узнали о пословицах от родителей, оранжевый – от учителей, серый –от бабушек и дедушек. Получается, что чаще всего ребята слышат и используют пословицы в школе. А на вопрос от кого вы чаще всего слышите пословицы все ребята ответили одинаково- от учителей.

Так же мне стало интересно, а какие пословицы самые популярные? На сколько разнообразен мир пословиц у учащихся нашей школы. Все результаты я внес в таблицу.


Не имей сто рублей, а имей сто друзей

22

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

21

Сделал дело гуляй смело.

4

Старый друг лучше новых 2.

3

Терпение и труд все перетрут.

3

Куй железо пока горячо.

2

Куда иголка туда и нитка

1

Семь раз отмерь один раз отрежь.

1

Как заварил, так и расхлебывай

1

Век живи век учись

1

Новых друзей найдешь, а старых не забывай

1

С кем поведешься от того и наберешься.

1



Учащиеся нашей школы знают половицы, но их набор достаточно скудный. А в общении они не употребляют пословицы совсем, используют их только на уроках русского языка и литературы.

С целью расширения словарного запаса, обучающихся нашей школы мы создали буклет – памятку с пословицами, сгруппировав их по темам (приложение 2).
















Заключение

Пословицы надо уметь употреблять и уместно использовать их, это придаст речи своеобразный окрас, неповторимость. Наша речь становится бедной о того что в ней отсутствуют пословицы. Современному поколению необходимо научиться употреблять их, чтобы сохранить «кладезь мудрости» для будущих поколений.

В заключении своей работы я могу сделать вывод о том, что чаще всего в своей речи пословицы используют люди среднего или старшего возраста, а современные дети их используют только в школе. В результате моих исследований мы можем прийти к выводу. Что у учащихся маленький словарный запас, скучная и бедная речь. Чтобы она стала краше, учащимся надо привить интерес к устному народному творчеству.

Благодаря этой работе я понял на сколько богат и глубок наш язык, на сколько он глубок, сколько в нем хранится мудрости. Я надеюсь, что созданные буклеты покажут результаты и речи современных школьников станет богаче, краше, интереснее.







































Список использованной литературы:

  1. Статья «История возникновения пословиц» https://detskiychas.ru/rasskazy/istoriya_poslovits/

  2. Статья «Статья "Пословицы и поговорки в народном воспитании» https://infourok.ru/statya-poslovicy-i-pogovorki-v-narodnom-vospitanii-5486220.html

  3. Статья «Пословицы и поговорки русского народа - история происхождения» https://logoprav.ru/literatura/poslovitsy-i-pogovorki

  4. Статья «Пословицы, объяснение их смысла и происхождения» https://na-dostupnom.ru/poslovicy/

  5. Статья https://fb.ru/article/189208/poslovitsyi---eto-mudrost-naroda-zachem-nujnyi-poslovitsyi











































Приложение.



Приложение 1



__________ КЛАСС

  1. Знаете ли вы что такое пословица?

_____________________________________________________________________

  1. Откуда вы узнали о них?

_____________________________________________________________________

  1. Используете ли вы пословицы в своей речи?

_____________________________________________________________________

  1. Какие пословицы вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (если не хватает места напишите на обороте)

  1. От кого чаще всего в своем окружении вы слышите пословицы?

__________________________________________________________________



















Приложение 2

1. Пословицы о Родине.

Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Без корня и полынь не растёт.

Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:

На чужой стронушке рад своей воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужбине и собака тоскует.

Призывают защищать и любить свою Родину:

Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

2. Пословицы о семье.

Именно в семье лежат корни русской духовности.

В дружной семье и в холод тепло.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи,что дерево без плодов.

3. Пословицы об учёбе.

Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

4. Пословицы о труде.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.


5. Пословицы о человеке, о его недостатках.

Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:

Белые ручки чужие труды любят.

Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.

В глаза ласкает, а за глаза лает.

В душу влезет, а за грош продаст.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Ему говорят – стрижено, а он - брито.

Из плута скроен, мошенником подбит.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!