Министерство образования и науки Российской Федерации МБОУ «Туринская средняя школа»
Исследовательская работа
по физической культуре
Тема: «Частота пульса при физических нагрузках»
Выполнили:
обучающиеся 5б класса
Инешина Анна
Ермолина Ольга
Руководитель:
Куклина И.И.,
учитель физической культуры
п. Тура
2018 год
ВВЕДЕНИЕ
Мы очень любим, играть в подвижные игры, футбол, гонять на велосипеде. После этих занятий сердце начинает учащённо биться, а коснувшись виска, я ощутила какие – то странные толчки. Я знаю, что это пульс, но, как и почему так сильно работает?
Я заинтересовалась этим вопросом и решила узнать, что такое пульс, почему он бьётся то часто, сильно, то его не ощущаешь? Как меняется пульс после нагрузки у обучающихся, которые посещают спортивные кружки и тех, которые не занимаются спортом?
В начале исследования мы стали искать эти ответы в энциклопедиях, медицинской литературе.
Что такое пульс? Пульс (от латинского Pulsus (удар, толчок) - это биение крови о стенки кровеносных сосудов. Пульс отражает частоту сердечных сокращений. На некоторых участках тела можно почувствовать биение пульса через кожу (височной части, сонной артерии, лучевой артерии), В медицине различают артериальный, венозный и капиллярный пульс.
Сосуды, которые доставляют кровь от сердца к другим органам, называют артериями – по ним течёт артериальная кровь. Она ярко–красная, обогащённая кислородом.
Сосуды, через которые кровь возвращается к сердцу от органов, называют венозной. По ним течёт обеднённая кислородом и поэтому более тёмная венозная кровь.
Самые мелкие (тончайшие) сосуды называют капиллярами, именно через их стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями.
Метод диагностики по пульсу возник за много веков до нашей эры. В древнем Китае врачи различали до 28 разновидностей пульса связанных с различным состояние здоровья человека.
Здоровый человек в спокойном состоянии не ощущает биение собственного сердца. Сокращение сердца через равные промежутки времени называют ритмичным. В противном случае – аритмичным
Частота пульса зависит - от возраста: у новорождённых детей 125 – 160 уд/мин., у детей 5 лет – 80 – 100 уд/мин., у детей 10 лет – 75 – 85 уд/мин., у взрослых – 60 – 84 уд./мин.
- от пола: у женщин чаще, чем мужчин;
- от физической нагрузки: чем интенсивнее нагрузка, тем чаще пульс;
-от температуры тела и окружающей среды: учащается при повышении температуры;
-от эмоционального состояния – повышается при психическом напряжении, волнении.
У детей пульс значительно чаще, чем у взрослых т.к. потребность в кислороде организма больше. Поэтому организму ребёнка большей степени нуждается в чистом воздухе, чем организм взрослого.
Что происходит с пульсом, с сердцебиением при физической нагрузке? Кровь при физической нагрузке движется быстрее, потому, выполняя упражнения, мышцы начинают работать активнее и нуждаются в большем количестве кислорода, поэтому кровеносная система вынуждена работать быстрее, чем обычно. Соответственно происходит увеличение пульса учащихся.
Нагрузку на организм можно определить по ЧСС:
100-130 ударов в минуту - небольшая нагрузка;
130-150 ударов в минуту - нагрузка средней интенсивности;
150-170 ударов в минуту - высокая нагрузка;
170-200 ударов в минуту - предельная нагрузка.
Спортсмены, которые работают на выносливость, имеют ярко выраженную брадикардию (урежение пульса). У многих данный показатель находится на уровне 40-50 ударов в минуту, у женщин эти показатели обычно выше на 10 ударов. Имеющиеся данные ЧСС некоторых известных спортсменов: Российский лыжник Сергей Устюгов - пульс покоя 45 уд/мин, Усейн Болт (Usain Bolt) - пульс покоя 33 уд/мин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель работы: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на уровень изменения частоты сердечных сокращений обучающихся 2007 года рождения МБОУ ТСШ. Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;
изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень изменения пульса школьников;
провести пульсометрию на уроках физической культуры с обучающимися 5-х классов и проанализировать.
Гипотеза: обучающиеся, которые занимаются дополнительно или самостоятельно физическими упражнениями у них пульс быстрее восстанавливается после нагрузки.
Объект исследования: обучающиеся 2007 года рождения.
Предмет исследования: показатели пульса в покое и после нагрузки.
Методы исследования: наблюдение и анализ полученных результатов с помощью таблиц и графиков.
Практическая часть
Мы узнали, что пульс можно измерить 2 способами:
1. Пальпацией;
2. Сфигмографией.
Для нас доступным способом стал 1-ый способ это - метод пальпации (ощупывание).
Для правильного исследования пульса надо взять руку таким образом, чтобы 2-3-4 пальцы находились в области нижней части лучевой кости, а большой палец с противоположной стороны, поддерживая кисть. Рука должна быть на уровне сердца.
Опыт " Как наше сердце качает кровь?"
Оборудование: Спички и пластилин
Цель опыта: "Наблюдать удары сердца"
Вывод: Из пластилина слепили тонкую лепешку и поставили спичку. Положили на место пульсации пластилин со спичкой. Так, мы увидели, как наше сердце качает кровь.
2-ой этапом мы провели пробу с приседанием.
Респондентами стали обучающиеся 5-х классов. Всего приняли в эксперименте 34 обучающихся: 18 девочек и 16 мальчиков из них 9 девочек, 8 мальчиков занимаются спортом.
До начала урока в состоянии покоя, провели подсчет ЧСС за 10 секунд. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. Второй замер подсчета пульса выполнили после 20 приседаний за 30 секунд. Третий замер пульса после 3-х минутного отдыха и полное восстановление считается хорошим показателем. Последним замером пульса после 5-ти минутного отдых считается удовлетворительным состоянием.
Анализ результатов исследования
В исследовании принимали участие 34 человек: 18 девочек и 16 мальчиков. Наибольшее количество детей составляли дети 11 лет.
Средняя частота пульса у девочек в покое до нагрузки составляет 78 уд/мин., у мальчиков – 83 уд/мин. Не занимающихся спортом у девочек 95 уд/мин., у мальчиков – 100 уд/мин.
После нагрузки у девочек среднее значение пульса составляет 129 уд/мин., у мальчиков – 127уд/мин. Не занимающихся спортом у девочек и у мальчиков – 141 уд/мин.
Через 3 мин. после нагрузки частота пульса у девочек в среднем 93 уд/мин., у мальчиков - 89 уд/мин. Не занимающихся спортом у девочек 105 уд/мин., у мальчиков – 111 уд/мин.
Через 5 минут отдыха пульс у девочек занимающихся спортом восстановилось до 87 уд/мин, у мальчиков - 86 уд/мин. Не занимающихся спортом у девочек 97 уд/мин., у мальчиков – 98 уд/мин.
Таким образом, мы выяснили, что частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков. После нагрузки пульс действительно учащается у девочек в среднем на 50 ударов, а у мальчиков на 44 удара.
Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни.
Объект исследования отражён в таблице 1.
№ п/п | Критерии | Количество детей. | % |
1. | Занимающиеся спортом | 16 | 47 % |
2. | Не занимающиеся спортом | 18 | 53 % |
3. | Итого | 34 | 100 % |
Табл.2. Сравнение пульса у детей занимающихся спортом и не занимающиеся спортом.
респонденты | Пульс в покое | Пульс после на грузки | Через 3 мин.отдыха | Через 5 мин. отдыха |
Мальчики спортсмены | 83 уд/мин | 127 уд/мин | 89 уд/мин | 86 уд/мин |
Мальчики не занимающихся спортом | 100 уд/мин | 141 уд/мин | 105 уд/мин | 97 уд/мин |
Девочки спортсмены | 78 уд/мин | 129 уд/мин | 93 уд/мин | 87 уд/мин |
Девочки не занимающихся спортом | 95 уд/мин | 141 уд/мин | 111 уд/мин | 98 уд/мин |
Мы видим, что пульс в ответ на физическую нагрузку сильнее учащается у обучающихся, не занимающихся спортом. Также восстанавливается пульс дольше, чем у тех, которые посещают спортивные секции. Следовательно, можно предположить, что спорт благотворно влияет на сердце.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы сделал следующие выводы:
1. Пульс в покое у мальчиков чаще, чем у девочек, хотя в литературе данные другие.
2. Во время физической нагрузки пульс учащается.
3. Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков.
4. В ответ на физическую нагрузку пульс сильнее учащается у обучающихся, не занимающихся спортом.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ведущий образовательный портал Инфоурок статья Проведение пульсометрии на уроках физической культуры https://infourok.ru/statya-provedenie-pulsometrii-na-uroke-fizkulturi-1291885.html;
2. Пульсометрия как метод исследования https://studfiles.net/preview/6339308/page:29/;
3. Маш Р.Д. Биология.: учебник 2-е издание. Д.В Колесов Р.Д Маш.- 3-е изд.,- М.:Дрофа,2016.
4.Большая Советская Энциклопедия при Совете Министров СССР и Государственного научного издательства «Большая Советская Энциклопедия»: Москва, 1949 г.