СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Пройдем дорогою девчат..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащихся 11 класса "Пройдем дорогою девчат..." (на основе повести и фильма "А зори здесь тихие". В работе проведено сравнение повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие" и одноименного фильма С. Ростоцкого

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пройдем дорогою девчат..."»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Высотинская средняя школа»











Пройдём дорогою девчат…

(на основе повести и фильма «А зори здесь тихие»)

(Исследовательская работа по литературе)



Авторы:

ученицы 11 класса

Вебер Елизавета Федоровна,

Дегтярёва Ирина Семёновна.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Головко Ольга Петровна










Село Высотино, 2017 год.





Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Основное содержание

Биографическая справка о Борисе Львовиче Васильеве…………………………………………………………………………..4

Литературная деятельность………………………………………………………4

Личная жизнь……………………………………………………………………...5

Биографическая справка о Станиславе Иосифовиче Ростоцком.……………............................................................................................5

История создания повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»……………………..……………………………………………………….7

Сравнительный анализ повести и фильма………………………………………8

Дорога девчат…………………………………………………………………….15

Отзывы о фильме………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………...19

Список литературы………………………………………………………………19


























  1. Введение

Актуальность темы.

Тема Великой Отечественной войны неспроста волнует талантливых писателей, режиссеров, документалистов, сценаристов. Ведь в ней еще столько неоткрытого, неразгаданного, непознанного! Есть немало хороших произведений, отражающих события этой суровой эпопеи. Но в отечественной кинематографии снято, на наш взгляд, не так много достойных фильмов о тяжелейших четырех годах из истории нашего народа. Вы спросите: почему мы так считаем? Да потому, что правду о войне, особенно с экрана, не так легко донести: трудно отразить душевное состояние людей, изложить их мысли, эмоции, почувствовать мотивы их поведения…

Еще труднее режиссеру взяться за произведение, ставшее еще при жизни автора классическим. Достоверно перенести классику на экран, не исказив идейного содержания,- величайшая ответственность. Здесь главное – не испортить, не преуменьшить достоинства написанного.

Удивительное взаимопонимание мы видим между режиссером фильма «А зори здесь тихие…» Станиславом Ростоцким и сценаристом Борисом Васильевым, являющимся автором одноименной повести. Оба они прошли дорогами войны, а значит, знают о ней не понаслышке.

Эти повесть и фильм рассказывают о поколении, которое не успело состояться, которое унесла война, которое стало невосполнимой утратой для нашей страны. И картина, и произведение потрясают до глубины души даже самого стойкого зрителя.

Прочитав повесть и посмотрев фильм, мы решили сравнить их. Нам стало интересно узнать, есть ли расхождения между ними в сюжете, в художественных деталях, в теме и идее, в представлении основных героев.

Объекты исследования – повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».

Предмет исследования – сюжет, тема, идея, герои, художественные детали повети и фильма.

Проблемы исследования:

  1. В чем заключается сходство и различие повести и фильма «А зори здесь тихие»?

Гипотезы:

  1. Исходя из того, что автором сценария фильма «А зори здесь тихие» является автор одноименной повести Борис Васильев, считаем, что между повестью и фильмом гораздо больше общего, чем различного. Расхождения, конечно, есть, но не значительные. Скорее всего, они заметны в деталях.

Цель исследования:

  • выяснить, в чем заключается сходство и различие повести и фильма «А зори здесь тихие».

Задачи:

  1. перечитать повесть и посмотреть еще раз фильм «А зори здесь тихие»;

  2. найти истории создания повести и фильма;

  3. составить перечень критериев, по которым будут сравниваться повесть и фильм;

  4. сравнить повесть и фильм по критериям;

  5. проанализировать полученный материал, обобщить его и сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

Методы исследования – теоретические (анализ, сравнение, обобщение).

Практическая значимость работы:

  1. Материал исследования можно будет использовать на уроках литературы при прохождении прозы о Великой Отечественной войне, на мероприятиях, посвященных Дню Великой Победы.

  2. Данный материал также может пригодиться для классных часов о назначении женщины в мире.


  1. Основное содержание.

    1. Биографическая справка о Борисе Львовиче Васильеве.

Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. Его отец Лев Александрович Васильев — кадровый офицер Царской, а впоследствии Красной Армии, мама Елена Николаевна Алексеева была из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников.

Мальчик очень увлекался историей и литературой, и эти два предмета «с детства переплелись в его сознании». Позже семья штатного военного переехала из Смоленска в Воронеж, где Борис и учился. В школе мальчик играл в любительских спектаклях. А еще вместе с другом выпускал рукописный журнал.

Беззаботные школьные годы прервала война. В 1941 году Борис Васильев учился в 9 классе. Детство закончилось в один миг. В семнадцать лет Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон Васильева был направлен под Смоленск, попал в окружение и вышел из него лишь в октябре 1941 года.

16 марта 1943 года во время воздушного десанта под Вязьмой Васильев попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии Борис Львович оставил действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив ее в 1948 году, работал по специальности – инженером-испытателем боевых машин.

Все эти годы литература и писательство манили со страшной силой. Война дала множество эпических картин и героических персонажей, которые так и просились на страницы романов. В 1954 году Борис Васильев решился: он уволился из армии в звании инженер-капитана и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.

      1. Литературная деятельность

Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвящённая смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской Армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской Армии.

После этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией, пробует свои силы как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.

Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер» как и пьесу «Танкисты» ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет лишь в 1970 году.

Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.

К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?», «Неопалимая купина» - это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.

Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».

      1. Личная жизнь

Личная жизнь Бориса Васильева тесно связана с единственной женщиной – его женой Зорей Альбертовной Поляк. Они познакомились в 1943 году, когда после выписки из госпиталя Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию. Влюбленные поженились в 1945-ом. Зоря Альбертовна работала конструктором и телевизионным редактором. Она была настоящей боевой подругой и музой писателя. А еще жена стала прототипом Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие…» и Искры Поляковой из романа «Завтра была война».

Вместе супруги прожили почти 70 лет.

11 марта 2013 года, не дожив год до своего 90-летия, Борис Львович Васильев скончался в Москве. 14 марта он похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой Зорей Альбертовной. Ее не стало в том же 2013 году. Борис Васильев смог пережить ее всего на два месяца

    1. Биографическая справка о Станиславе Иосифовиче Ростоцком.


Ростоцкий Станислав Иосифович родился весной 1922 года в Ярославской области, в семье Иосифа Болеславовича и Лидии Карловны. Мальчик был единственным ребенком в семье, и ему с избытком доставалось и внимания, и родительской заботы, и любви. Мама будущего режиссера была домохозяйкой, папа – врачом. Детские годы Ростоцкого неразрывно связаны с деревней. Мальчишкой он провел там очень много времени. Любовь к истинно русским ценностям – труду, природе, земле – были заложены еще в юные годы. Станислав испытал на себе многое из того времени – неустроенный быт; карточки на продукты, по которым можно было приобрести хлеб; одежда, доставшаяся по наследству от старших товарищей или отца. Но Ростоцкому все это было по душе – деревенские люди, их жизнь, их нелегкий ежедневный труд. Жизнь в городской коммуналке – еще один элемент биографии будущего режиссера. Общее проживание многих семей в одной квартире – особое время, которое не прошло незамеченным сквозь сердце и душу Станислава Иосифовича. Все эти условия жизни, обстоятельства по кусочкам складывались в общую картину, закладывали и формировали характер Ростоцкого.

Мечта стать великим режиссером не давала покоя Станиславу Иосифовичу с малых лет. В шестнадцатилетнем возрасте юный Ростоцкий обратился к Эйзенштейну за помощью – молодой человек попросил маститого режиссера обучить его азам профессии. Взамен на это Ростислав был готов выполнять любую неприглядную работу – управляться по хозяйству, чистить ботинки и пр. Сергей Эйзенштейн с юмором воспринял такое пылкое предложение молодого человека, и для начала порекомендовал юноше серьезно заняться самообразованием – изучать мировое искусство, музыку, литературу. Великий режиссер твердо был уверен в том, что без знаний нет режиссуры.

После окончания школы Станислав поступил в Институт философии и литературы. Однако вскоре началась война, которая спутала все карты Ростоцкому. ВГИК эвакуировали, и теперь об учебе можно было забыть. Ростоцкого призвали в армию в 1942 году. Надо сказать, что в мирное время будущий режиссер имел проблемы со здоровьем и считался нестроевым. Однако военная ситуация подкорректировала этот факт. В 1943 году молодой человек попал на фронт, где испытал все ужасы войны, и нос к носу столкнулся со смертью.

В феврале 1944 года на территории Украины Станислав Ростоцкий был тяжело ранен. Его госпитализировали сначала в Ровно, потом в Москву. Молодой человек был несколько раз оперирован, однако ногу врачи не спасли – ее пришлось ампутировать. В августе 1944 года Ростоцкий получил инвалидность и вернулся в Москву. Он не сдался, не стал жалеть себя, после всего пережитого не сломался, не опустил руки, не перестал верить в собственные силы. Станислав, не обращая внимания на жизненные невзгоды, решил во что бы то ни стало осуществить свою детскую мечту. Он поступил в Институт кинематографии на курс Григория Козинцева.

Учеба во ВГИКе подарила будущему режиссеру судьбоносную встречу со своей супругой. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова, которая училась на курсе у Сергея Герасимова, познакомились во время учебы в институте.

В браке у Станислава Иосифовича и Нины Евгеньевны родился сын Андрей, ставший позже известным актером. Видимо, наследственность двух творческих талантливых людей передалась и ребенку.

Станислав Ростоцкий, фильмография которого насчитывает более десятка потрясающих картин, ничего не явил бы миру, не встреться на его пути Аня Чегунова. Этому человеку режиссер обязан жизнью. Анна Чегунова – обычная женщина, которая добровольно воевала на фронте до мая 1945 года. Природа наградила ее не только красотой, храбростью, но и сострадательным сердцем. Она вытащила Ростоцкого из боя в прямом смысле слова на руках. После войны вышла замуж, родила детей. Но война не отпустила ее. Воспоминания, тяжелые переживания не прошли бесследно – у женщины обнаружили рак мозга. К моменту, когда был смонтирован фильм, она уже ослепла, однако Ростоцкий привез ее на студию и комментировал все, что происходило на экране. Станислав Иосифович был невероятно тонко чувствующим человеком.

Борис Васильев, по повести которого Ростоцкий снимал киноленту «А зори здесь тихие» рассказывает, что картина была снята очень просто – сердцем, и в ней не было фальши, она не вызывала отвращение. Писатель говорит, что с Ростоцким у него была самая счастливая работа в кино, потому что никто так не уважал авторское право, как он. В августе 2001 года Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа по дороге в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу». Спустя год после смерти отца погиб сын Ростоцкого – Андрей. Трагедия произошла на съемках фильма в Красной Поляне, мужчина сорвался с горы. Нина Меньшикова прожила еще пять лет и тоже покинула этот мир. Эта удивительная, полная любви семья ушла резко и очень неожиданно. Станислав Ростоцкий, Нина Меньшикова и Андрей Ростоцкий похоронены в Москве на Ваганьковском кладбище.

    1. История создания повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляются героизм и любовные чувства.

Расстановка действующих лиц.

Федот Васков

Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он — комендант разъезда, к которому после длительных просьб прислать непьющих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.

Васков — единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.

Женя Комелькова

Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.

Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места: именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Именно она бросается в ледяную воду купаться, чтобы сбить с толку засевших с автоматами в руках в кустах фашистов.

Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.




Рита Осянина

Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына — Игоря. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.

Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.

Лиза Бричкина

Лиза Бричкина — простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось: началась война.

Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.

Галя Четвертак

Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.

Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

Соня Гурвич

Соня Гурвич — девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).

Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.


    1. Сравнительный анализ повести и фильма.

Критерии сравнения

Повесть

«А зори здесь тихие»

Фильм

«А зори здесь тихие»

Результаты сравнения (сходство/

различие)

Авторы (в годы войны)

Борис Львович Васильев – доброволец в составе истребительного комсомольского батальона

Станислав Иосифович Ростоцкий воевал с 1942 по 1944 год. Тяжело ранен. Остался инвалидом.

Сходство:

оба воевали, знают о войне не понаслышке

Причины создания произведений

В основу положен реальный эпизод войны, в котором участвовали семеро мужчин. Б. Васильев решает заменить их на пять девчат.

«…женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

С. Ростоцкий ничего не явил бы миру, не встреться на его пути Аня Чегунова. Этому человеку режиссер обязан жизнью. Анна Чегунова – обычная женщина, которая добровольно воевала на фронте до мая 1945 года. Она вытащила Ростоцкого из боя в прямом смысле слова на руках. Именно ей он посвящает этот фильм.

Сходство:

посвящение женщинам.

Тема повести/фильма

«Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужику война эта – как зайцу курево, а уж вам-то…»

Это внутренний монолог Васкова (мысли про себя), который вслух не произносится.

«Эх, бабы, бабы! Мужику война эта – как зайцу курево, а уж вам-то…»

Эти слова Васков обращает их к хозяйке, когда уходит в разведывательный поход.

Сходство:

война для женщины – труднейшее испытание. Различие:

в способах отражения темы

Идея повести/фильма

«А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»

Внутренний монолог Васкова.

«Да, стихи читала… А главное – детишек могла бы нарожать, а они бы – внуков, правнуков… И не оборвалась бы ниточка… А они по этой ниточке – ножом…»

Произносит Васков во время прощания с убитой Соней.

Сходство:

Назначение женщины – продолжать род человеческий, рожать и растить детей, а не брать в руки оружие.

Различие:

в способах выражения идеи

Место действия

171-ый разъезд; на востоке – Мурманская железная дорога; на юге – блокадный Ленинград.

Непроходимое болото, Вопь-озеро, Синюхина гряда, Легонтово озеро.

Съемки фильма проходили в деревне Сяргилахта Пряжинского района.

Карелия. Железнодорожный разъезд. Тыл советских войск. Два расквартированных отделения зенитчиков.

Сходство:

Географическое сходство. Сходство по назначению.

Время действия

1942-ой год

1942-ой год

Сходство.

Характеристика героев




Федот Васков

Малообразованный, все свои действия и поступки подчиненных соотносит с уставом. Всегда был пунктуальным исполнителем чужой воли (приказов). Имеет награды за финскую войну. Был женат, развелся из-за измены жены, отсудил сына Игоря, который умирает в деревне у матери. С тех пор Васков почти совсем перестал улыбаться.

Побаивается насмешек девчат. Строг с ними.

С развитием сюжета меняет свое отношение к девчатам: становится к ним внимательнее, заботится о них, защищает их (насколько это возможно), понимая, что женщине на войне очень трудно. К концу повести называет оставшихся еще в живых Риту и Женьку сестренками.

До разведывательной операции смысл своего существования видел в быстром, буквальном исполнении чужих приказов. Сейчас же ему предстояло принимать самостоятельные решения.

То же самое. Роль старшины в фильме достоверно, правдоподобно сыграл Андрей Мартынов. Он удачно представил внешне неброского, немного угловатого мужчину, которого жизнь подвергала тяжелым испытаниям. Но, пройдя эти испытания, герой остается человечным, отзывчивым, душой болеющим за судьбу вверенных ему девчат. Он винит себя в их гибели, в том, что не сумел их сберечь.

Полное сходство:

В конце фильма и повести мы понимаем, что Федот усыновил сына Риты Алика.

Различие:

Сын Риты в повети назван Аликом, а в фильме Игорем (но так в повести звали умершего сына Федота). Это авторское решение.

Рита Осянина

Строгая, спокойная, рассудительная, неулыбчивая, одинокая. До появления Женьки Комельковой «жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая». Женька «перетряхнула» «так тщательно охраняемое Ритино одиночество». Сдружилась с Женькой, потому что последняя располагала к общению и открытости. Именно Жене Рита рассказывает про свою жизнь, больше никому.

К ним присоединилась Галя Четвертак, которую Женька отмыла в бане, сделала ей прическу, подогнала форму. И Галя вследствие этого с тех пор ходила за Женькой по пятам.

То же самое + не терпит расхлябанности и распущенности от девчат.

Основные черты характера Риты воплотила на экране актриса Ирина Шевчук.


Сходство:

Характер героини и в повести, и в фильме представлен одинаково.

Различие:

Дружба Риты и Женьки с Четвертак завязалась еще и потому, что Галя случайно подслушала их откровенный разговор о прошлой жизни (в фильме).

Но это лишь мелкая деталь.

Женька Комелькова

«Высокая, рыжая, белокожая». «Глаза – детские: зеленые, круглые, как блюдца». «Чрезвычайно общительная, веселая, озорная». Бесстрашная, боевая, отчаянная. «Ничего не боялась: скакала на лошадях, стреляла в тире, ходила с отцом на кабана, гоняла на мотоцикле», лихо танцевала, «пела под гитару, крутила головы лейтенантам…» Всегда верила в себя. Гордая…

В фильме роль Женьки сыграла очаровательная Ольга Остроумова, которая в точности передала на экране и внешние, и внутренние качества героини.

Сходство:

В фильме характер Женьки исключительно похож на ее образ в повести.

Различие:

В фильме Женька имела отношения с полковником Лужиным еще до войны. А в повести он ее до войны только привлекал своей героичностью, а «пригрел» ее после расстрела Женькиной семьи.

Это незначительная деталь.


Лиза Бричкина

«Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах – не поймешь, где шире». «Почти никогда не плакала, потому что была одинокой». Ей хотелось, чтобы ее кто-нибудь пожалел. Жила мыслями о завтрашнем дне. Ей понравился почти сразу Васков своим твёрдым немногословием, мужской основательностью.

В фильме роль Лизы сыграла красавица Елена Драпеко, которую, по ее воспоминаниям, пришлось долго гримировать, чтобы скрыть ее природную красоту, чтобы она стала похожей на несимпатичную Бричкину из повести. Актрисе удалось мастерски сыграть роль простой деревенской девушки, хорошо знающей природу и прекрасно ориентирующейся на местности.

Сходство:

Внешние и внутренние данные героини идентичны и в повести, и в фильме.

Различие:

по книге она родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор.

Соня Гурвич

«Остренькое, некрасивое, но уж очень серьезное личико». Васков думал о том, что трудно ей будет завести свою семью с ее внешностью.

Она жила в большой, но дружной семье. Училась в университете всего один год, носила перешитые платья сестер.

Скромная, неприметная, всегда держащаяся в стороне. Влюблена в поэзию, в особенности в лирику Блока. В фильме всегда охотно читает стихи. Любит уединение.

Сходство:

Почти во всем.

Различие:

В повести Соня – некрасивая девушка. В фильме ее играет довольно симпатичная актриса Ирина Долганова. Это несущественное расхождение.

Галя Четвертак.

Подкидыш. Фамилию в детдоме ей дал завхоз за ее маленький рост. Большая фантазерка и выдумщица, привыкшая всё покрывать таинственностью. Почти всегда не то чтобы лжёт, а выдает желаемое за действительное. Внешне лишена женского обаяния.

Женька немного преображает ее. Потому Галя и неотступно следует за Женей по пятам.

В фильме роль Гали достоверно сыграла Екатерина Маркина.

Сходство:

Почти во всем.

Различие:

В воспоминаниях Гали о своем прошлом в фильме есть упоминание о детдоме и о цирковом артисте, в которого якобы она была влюблена (в повести этого нет). Также в фильме нет даже намека на ее фантазерство.

Но этот факт не влияет на основную мысль и текста, и картины.

Гибель героинь

Лиза Бричкина – утонула в болоте, потому что не дала себе отдыха, торопилась.


Один в один.








Соня Гурвич – убита фашистами ножом в грудь, когда пошла за оставленным, забытым кисетом Васкова.

Галя Четвертак – расстреляна немцами в спину, когда в полном страхе и ужасе выскочила из кустов, где ее спрятал Васков.

Женька Комелькова – в упор расстреляна, когда за собой уводила фрицев от раненой Осяниной.

Рита Осянина – выстрелила себе в висок, понимая, что ей предстоит мучительная, страшная смерть. Тем самым она как бы развязала руки Васкову.

Причины прихода девушек на войну

Всех девчат объединяет патриотический порыв.

Для Гали Четвертак война казалась чем-то романтическим. Хоть она и осознала всю тяжесть военных будней, но все же не смогла вписаться в них до конца.

Женькой и Ритой, кроме любви к Родине, руководят еще и личные счеты: Женька мстит за расстрелянную семью, Рита – за погибшего мужа.

Полное сходство.

Изменения в характере героев

Изменения по ходу сюжета повести и фильма происходят в характере Васкова. Из привычного исполнителя он становится хорошим руководителем операции. Первоначальное предвзятое отношение к девчатам сменяется на почти отцовскую заботу о них.

Полное сходство.

Сюжет

Разведывательная операция старшины Васкова и пяти зенитчиц по поиску и обезвреживанию немецких диверсантов, пытающихся проникнуть на Кировскую железную дорогу с целью ее подрыва.

В фильме есть небольшие отклонения от сюжета повести, но это никак не влияет на основную идею.

Например, Рита Осянина в повести добиралась до города, где жили мать и ее сыном, на попутных грузовиках. А в фильме Рита ходила к сыну пешком.

В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была и одна убитая зенитчица — «подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».

Майор, начальник Васкова, осматривая сбитый самолёт, спрашивает: «Зачем им понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.

В повести о гибели Гали Четвертак Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую подругу, о чём впоследствии сообщают старшине.

Таких деталей немного.

Полное сходство.

Контрасты

  1. Между дивной природой с «тихими зорями» и страшными событиями, разворачивающимися на этом фоне.

Полное сходство.

  1. Между полными жизни героинями и противоестественным законом войны, убивающим их.

  1. Между главным назначением женщины и оружием, которое взяли в руки вчерашние школьницы.

  1. Между природной красотой девчонок и уродливыми формами войны.

  1. Между черно-белым показом военных будней (в фильме), рисующим белым фоном ЖИЗНЬ, а черным – СМЕРТЬ, и цветным изображением мирных воспоминаний девушек, показывающим полное разнообразие жизни.

Авторское решение.

Тема памяти

Прослеживается и в произведении, и в фильме. Васков вместе с сыном Риты Осяниной, которого, как мы понимаем старшина усыновил, устанавливают памятную плиту на месте, где девчата вели бои и погибли.

В повести тема ПАМЯТИ возникает в письме туриста, отдыхающего на месте ведения боев и наблюдающего за установлением памятной плиты.

В фильме беззаботные туристы, поняв причину появления двоих мужчин, преклоняют колени перед мраморной плитой, на которой высечены имена и фамилии девчат, погибших в этих лесах, защищая свою землю.

Полное сходство.

Наши рекомендации читателям и зрителям

Обязательно читать! Это необычное произведение, может быть, потому, что автор показывает нам непривычную грань войны, которая воспринимается с особой болью.

Обязательно смотреть! Но после прочтения повести. Именно тогда ваши впечатления будут более полными. Именно тогда вы почувствуете при всей трагичности происходящего жизнеутверждающую силу и произведения, и картины.

Сумеете заметить сходство и различие в мелких деталях.


    1. Дорога девчат…

Дорога, по которой предстояло пройти девчатам, оказалась слишком короткой, опасной, но яркой. Пройдем по их пути вместе…

Мы мысленно посетим те места, где снимался фильм. В нашем воображении всплывут те далекие годы, которые наполнены радостью и горем, любовью и ненавистью.

Съемки фильма проходили в деревне Сяргилахта Пряжинского района.

Итак, 1942-ой год. Карелия. Железнодорожный разъезд. Тыл советских войск. Два расквартированных отделения зенитчиков.

Нашу экскурсию начнем с того места, которое для всех героев стало напоминанием теплого родного дома. Для Васкова этот дом ассоциировался с теплом людей и семьей, которой для него стал 171-ый разъезд. Дом, в котором квартировал Васков, выглядел очень скромно. Федот Евграфович – простой, ничем особым не выделяющийся старшина, привыкший к трудностям военной, походной жизни, имеющий четыре класса образования, – верен букве Воинского Устава. Именно поэтому поначалу он не дает спуску зенитчицам. Впоследствии же мы начинаем замечать в нем отеческую заботу по отношению в своим девчатам. Он постепенно понимает, что женщина на войне – это противоестественное явление. Его слова отражают тему повести и фильма: «Эх, бабы, бабы! Мужику война – это что зайцу курево. А уж вам-то! ...»

Сейчас мы мысленно переместимся в одно уютное мирное место, полное тайн, которое находится неподалеку от дома Васкова. Это небольшая деревянная банька, стоящая на берегу реки, где перед заданием моются девчонки. Этот эпизод хотели вырезать из картины, но режиссер остался непреклонным, сказав, что этот фрагмент едва ли не главный в фильме. По сути он отражает истинное назначение женщины: дарить свою природную красоту миру, а не брать в руки автомат или карабин. Именно здесь девчата смеются, чувствуют себя свободно, раскованно, восхищаются точеной фигурой Женьки Комельковой, говоря ей комплементы: «…Женька, да ты русалка, у тебя кожа прозрачная, хоть скульптуру лепить, такую фигуру в обмундирование паковать? …». Больше по сюжету фильма у них никогда и нигде не будет времени любоваться собою и другими, потому что, ступая на тропу, по которой бегала на свидание с сыном Рита Осянина, для нескольких девчонок начнется настоящая война, где им потребуется предельная собранность. Все ближе и ближе наступал для пяти девчонок момент их встречи с врагом, все ближе подкрадывалась к ним бездна, путь в вечность.

Далее перемещаемся в то самое «погибельное, мертвое место», которым было болото. Именно здесь погибнет Лиза Бричкина, дочь лесника, так прекрасно ориентирующаяся на местности. Она испугалась звука выходящего болотного газа, оступилась и утонула, когда шла за помощью в расположение гарнизона.

Все дальше и дальше затягивает война в свои объятия девушек -зенитчиц. Мы приближаемся часовне, которая является еще одним шагом к безмолвию, шагом к гибели. И теперь уже нет пути назад к мирной, беззаботной жизни. Война обломала девушкам «крылья», перечеркнула всё и вся, разделив жизнь на «до» и «после», не оставив им другого выбора, как дать отпор врагу, взяв в нежные женские руки оружие. Представьте их молодых, красивых … Они все еще живы!!! Они безоговорочно верят в то, что с таким опытным старшиной задание будет выполнено. Но какой ценой?!

Теперь мы подходим к Синюхиной гряде, которая является единственным проходом к железной дороге. Эта гряда разделяет озеро Вопь и Легонтово озеро, где и происходят основные действия. Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес.

Сейчас мы спустимся по берегу горной речушки и окажемся на месте купания Женьки Комельковой. Она – символ красоты, женственности. Всегда жизнерадостная, бесстрашная, мужественная, верящая в себя… Евгения жертвует собой ради других. У неё свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив своим купанием в ледяной воде переправу немцев, потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасает раненую Риту, уводя фашистов за собой в лес.

Теперь наш путь уходит в глубь леса. Обратите внимание: между двумя большими валунами растет кустарник, за которым Васков прячет от фашистов Галю Четвертак, самую юную из всех, которая, как и другие девчата, не успела познать жизнь в её полном разнообразии.

Обидно за нелепую смерть Сони Гурвич и Гали Четвертак. Но их можно понять: они молодые, растерянные, беззащитные девушки, толком не знающие, как себя вести на войне. Момент их гибели показывает, что женщине на войне не место.

Идем дальше. Впереди небольшая скала – место гибели Женьки, которая не захотела спрятаться, затаиться. Она гибнет смертью храбрых, уводя от старшины и Осяниной немцев.

Двигаемся вперед. По правую сторону мы видим грот, где Васков спрячет раненую Осянину. Она сознательно убивает себя выстрелом в висок, понимая, что рана ее смертельная и что умирать придется долго и мучительно. К тому же она не хочет связывать по рукам Васкова.

Все они: Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова — погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. На грани безумия был этот русский солдат. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное. Нет, он должен довести начатое до конца. Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат.

Слишком мало дорог довелось пройти девчатам! Слишком мало они прожили на этой прекрасной земле! Но одно, может быть, самое главное они уяснили и поняли точно: враг не должен топтать родную землю, нельзя ему дать возможности даже на короткий промежуток времени укрепить свои позиции. Враг должен чувствовать, как горит земля у него под ногами, как сильна ненависть к нему у тех, кто живет на этой земле. Патриотический подъем, поселившийся в сердцах девчат, не позволил фашистам выполнить приказ. Шесть против шестнадцати – явно неравные силы. Шесть карабинов против шестнадцати автоматов – неравноценное оружие. Но, как оказалось, дело вовсе не в количестве бойцов и не в качестве оружия. Дело здесь, как сказал один из героев романа Анатолия Иванова «Вечный зов», в линии обороны, которая проходила через сердце каждого советского человека. А враги не учли (да и не могли предугадать) этой линии обороны. Так, по нашему мнению, было и будет всегда.

    1. Отзывы о фильме

«Сколько себя помню, всегда плачу во время просмотра этого фильма.
Есть много фильмов о войне, снятых в советском союзе, но фильм "А зори здесь тихие", на мой взгляд один из лучших, не потому что про войну, не потому что про женщин, а потому что про женщин на войне.

Великая Отечественная война потому и великая, что воевали всем миром: и мужчины, и женщины. Отечественная потому, что за Отечество бились.

Немые сцены мирной жизни, любви и счастья, только еще больше подтверждают трагичность всего происходящего в то время.

Девочки, прибывшие под командование старшины Васкова, совсем еще девочки, но многие из них уже понесли потери и побывали в боях.

Сам Васков, тоже потерявший в жизни много, понемногу оттаивает.

Когда девчонки гибнут одна за одной слёзы наворачиваются, это реально страшно. Самая страшная смерть была у Лизы Бричкиной, захлебнуться в болоте без возможности спастись.
Актёры в фильме сыграли отлично, лучше я не видела.

Это один из редких фильмов, который снят очень близко к книге, что для меня немаловажно»

«Конечно, картина сильная; прекрасно снята (разумеется, по критериям того времени). Но прежде всего хочется сказать об игре актеров. Великолепно сыграли свои роли А. Мартынов (старшина Васков), И. Шевчук (младший сержант Осянина), О. Остроумова (Женя Комелькова), Е. Маркова (Галя Четвертак), Е. Драпенко (Лиза Бричкина) и др. Чувствуется, что непросто им дались эти роли, поскольку для многих они по сути были дебютными.

Кульминацией фильма является бой между немецкими диверсантами и несколькими девушками-зенитчицами во главе со старшиной Васковым. Задача группы Васкова - не пропустить немцев к железной дороге. В неравном бою погибает вся его группа, сам он, раненый, берет в плен оставшихся в живых после боя немцев.

С моей точки зрения, такой исход противостояния в реальности вряд ли возможен. Конечно, девушки-новобранцы по определению не могли одержать верх не просто над рядовыми немецкими солдатами, а хорошо подготовленными, специально обученными диверсантами. Но именно так развивались события в повести, и режиссеру вряд ли стоило отходить от сюжета литературного произведения.

Всем создателям картины я ставлю оценку 5! Естественно, рекомендую фильм к просмотру».

«Фильм "А зори здесь тихие" я смотрела несколько раз, раз 5, наверное. Потрясающая игра актеров, отлично переданные боль и ужас войны, доблесть людей, отдавших жизнь за спасение Родины. Так реалистично передать все очень сложно и мое глубокое уважение режиссеру, который смог это донести, до людей, до их душ и сердец. Хрупкие девушки также бесстрашны, как и мужчины, все готовы принести в жертву Родине.

Во время просмотра переживала каждый раз за героев, хотя и понимаешь, что это лишь фильм, но во время фильма думаешь иначе. Фильм оставляет после себя думу, как беспощадна была война, сколько принесла жертв, что надо гордиться теми, кто воевал и отвоевал победу и помнить. Вечно помнить».

«Перефразируя известное выражение об этих девушках можно сказать "Имена ваши известны, подвиги ваш бессмертны".

Давайте еще раз вспомним их поименно. Не по годам серьезная и на вид строгая Рита Осянина, веселая и общительная Женя Комелькова, интеллигентная и скромная Соня Гурвич, практичная и хозяйственная Лиза Бричкина, по-детски непосредственная Галя Четвертак. И все очень молоды, красивы и любят жизнь. Несмотря на суровое военное время стараются оставаться женщинами, хотят быть любимыми и любить. Все это объединяет их, и мы воспринимаем их как реальных, живых людей.

Они действительно такие же как сотни и тысячи девушек, окружающих нас сегодня. Поэтому их гибель воспринимается как смерть близких, родных людей. Невозможно спокойно смотреть фильм, хоть десятый, двадцатый раз смотри, но чувства те же: скорбь и благодарность, слезы и восторг. Не знаю, как у других, но у меня при каждом просмотре с какого-то момента чувствую обреченность девчат, нет не от знания содержания, а от развития событий. Смотрю на лица девушек и вижу на них печать смерти, понимаю, что они умрут, и от того, что никак не могу предотвратить их смерть сердце сжимается.

Несмотря на такие переживания, остается какое-то светлое чувство от фильма, они живы.
Живы для меня, живы пока мы их помним».

«Когда-то давно я прочитала повесь Бориса Васильева, которая буквально потрясла меня, я долго вспоминала прочитанное, а позже на экраны вышел замечательный фильм с одноимённым названием, с практически таким же содержанием и с великолепными актёрами.

Как и многие женщины, я не особенно люблю фильмы военной тематики, но "А зори здесь тихие"- абсолютное исключение.

Помню, как врезалось в сознание, что все кадры довоенной жизни девушек цветные и яркие, а военные- часто по контрасту, чёрно-белые.

История, рассказанная писателем и показанная в кино, тяжёлая и трагическая, война-это всегда страшно, но есть отдельная тема- женщина на войне.
Здесь вообще юные девочки, мало что видевшие в жизни и так и не увидевшие уже ничего.

Фильм не просто держит в напряжении, слёзы льются сами, как бы не хотелось их сдержать. А какие потрясающие съёмки, какая работа оператора!
Страшные события на фоне невероятной красоты природы.
Фильм 1972 года, но мне кажется, что он очень актуален сейчас, когда есть люди, пытающиеся пересмотреть всё, включая и ту кровавую войну, которая не обошла, наверное, не одну семью из стран постсоветского пространства.
Красивые и нежные девчонки со своим таким простым и мудрым старшиной, встали живой стеной на пути сильного и до зубов вооружённого врага.
И победили, пусть их победа не велика в масштабах всех военных действий, но и она была очень важна.

Когда я смотрю последние кадры фильма уже из мирной жизни, всегда ощущаю, как идёт мороз по коже.

Это самый сильный фильм о войне, потому что он о героизме юных девочек, которым надо было любить, рожать детишек, радоваться жизни. А получилось не так, но не зря...

  1. Заключение.

Рассматриваемая проблема звучала следующим образом: чем заключается сходство и различие повести и фильма «А зори здесь тихие»?

Выдвинутая нами гипотеза, что между повестью и фильмом гораздо больше общего, чем различного, доказана. Действительно, редкий фильм так не расходится с произведением.

Перечитав повесть, пересмотрев фильм и составив критерии для их сравнения, мы убедились в том, что фильм снят практически по содержанию повести. Это и не удивительно, потому что сценарий для картины писал автор повести Борис Васильев. Безусловно, есть расхождения, отличия, но они незначительные. Они не искажают замысел автора повести, не нарушают целостности восприятия, не уводят от основной идеи: показать контрастность понятий ВОЙНА и ЖЕНЩИНА.

Цель, поставленная в работе, нами достигнута, так как через анализ и сравнение повести и фильма мы выяснили, что в этих двух произведениях гораздо больше сходства, чем различия.




Список литературы

  1. Борис Васильев. А зори здесь тихие… Повесть/ Ил. П. Пинкисевича. - М.: «Детская литература», 1979. – 128 с., ил.

Художественный фильм

  1. С. Ростоцкий. А зори здесь тихие… «Мосфильм». 1972.

Интернет-ресурсы:


  1. ru.wikipedia.org

  2. fishki.net

  3. otzovik.com



23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!