СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Терроризм"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Терроризм"»

Окружная учебно-исследовательская

конференция

«Я - исследователь»







Направление «Социология»


Терроризм в России



Исследовательская работа






Выполнена ученицей 6 класса муниципальной общеобразовательной организации

«Ульяновская СОШ» филиал

«Ростовская ОШ» Устьянского района

Сумароковой Софией Сергеевной

  



Научный руководитель – учитель муниципальной общеобразовательной организации «Ульяновская СОШ» филиал «Ростовская ОШ» Устьянского района 

Коптяева Ольга Дмитриевна





















д. Нагорская, 2018

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Терроризм в России……………………………………………………………….…...4

1.1.Что такое терроризм……………………………………………………..…………….….....4

1. 2. История терроризма в России…….………………………………..………………………5

Глава 2. Мои исследования……………………………………………………………………..7

2.1. Мои исследования по теме……………….…………………………………………….…..7

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Список использованных источников………………………………………………………….10

Приложение 1 Анкета: «Терроризм»………………………………….……………………...11

Приложение 2 Памятка «поведение в толпе»………………………………………………...12

Приложение 3 Памятка «Подозрительный предмет»…………………………………….…14

Приложение 4 Буклет «Терроризм в России»………………………………………………...15



































Введение


«Терроризм – это ненависть.

Человека к человеку.

Человека к человечеству.»

М.Болтунов


В современном мире, в эпоху компьютеров, где каждый человек может спокойно путешествовать, работать и жить, потому что знает, что он под защитой государства, сохраняются угрозы, о которых мы не всегда задумываемся. Терроризм. Страшное явление человеческой жизни. Мы редко вспоминаем о его наличие, потому что «нас это не касается». Хотя и сегодня много людей страдает от действий террористов в России. Эта тема взята для исследовательской работы, так как мне интересно узнать о нём больше: происхождение понятия, история терроризма в России, в нашей области. Наибольший интерес к этой теме появился после просмотра телепередачи «Новости» на Первом канале. Оказывается,террористы планировали взрыв в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Хочется проверить, а готовы ли школьники защитить себя, выявить сам факт террористической угрозы. Ведь в нашей школе есть даже специальный стенд, на котором размещена информация о том, как нужно себя вести в случае возникновения угрозы терроризма, но никто из ребят не задерживается у него.

Цель: выяснить, является ли терроризм угрозой для России.

Задачи:

1) ознакомиться с литературой по теме;

2) узнать об истории возникновения терроризма в России;

3) изучить информацию о террористических актах в России;

4) провести анкетирование учеников школы;

5) провести эксперименты.

Объект исследования – терроризм.

Предметисследования – терроризм в России

Методы:

  • теоретические (знакомство с литературой);

  • практические (анкетирование, эксперименты).

Гипотеза: своим выступлением мы сможем помочь познакомить ребят с новой угрозой современности, научить их, как нужно вести себя в условиях угрозы терроризма в России.

Глава 1. Терроризм в России

    1. Что такое терроризм



В начале нашего исследования познакомимся с понятием терроризм. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий[1]. Именно такое сложное определение написано в законе о противодействии терроризму в Российской Федерации. Попробуем разобраться, а что же это такое- терроризм.

Терроризм имеет латинское происхождение – terreur- страх, ужас; он означает насильственные действия против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывание определенной линии поведения[4]. В словаря В.И.Даля терроризмотлат.устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства.

Терроризм (от лат.Terror – страх, ужас), насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенные линии поведения. Различают индивидуальный и групповой терроризм. В уголовном праве Российской Федерации к терроризму относится совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественногоущерба и др. При отягчающих обстоятельствах к террористам может применяться смертная казнь[2].

Террор (от лат. terror-страх, ужас; что-л. страшное) – политика запугивания, устрашения. Из этих определений становится понятно, что терроризм уничтожает простых людей, мирное население, чтобы запугать военных, конкурентов или просто противников[3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что терроризм – страшное явление человеческой жизни, которое является орудием в руках террористов- преступников, совершающих террористические акты.









1.2. История терроризмав России


В ходе исследования, было выявлено то, что история терроризма уходит в века.

Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 гг. до н.э[4]. В I веке н.э. в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати.В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.В Европе еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу[5].

В России терроризм зародился в 1850-х. Тогда в эмиграции начал формироваться круг теоретиков революционного насилия. Позже, Д. Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1887 в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. В 1879 в России возникла террористическая организация «Народная воля». В 1879 народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. Было сделано восемь покушений. Последнее – 1 марта 1881 завершилось убийством царя [9].

Вторая волна террора связана с деятельностью эсэров (социалистов-революционеров). Началось все в 1902 году, Балмашев убил министра внутренних дел Сипягина;Карпович застрелил министра просвещения Боголепова. Эсеры совершили три крупных убийства в 1903 году, и два в 1904-м, а в 1905 году число убийств возросло до пятидесяти четырех. В 1906 году их было совершено восемьдесят два и в 1907-м - семьдесят три. После этого волна террора пошла на убыль: три убийства в 1908-м, два в 1909-м и одно в 1910-м. Последним убийством, потрясшим Россию, стало покушение на Столыпина в киевском оперном театре в 1911 году. Третья, относительно небольшая волна терроризма поднялась уже после захвата власти большевиками в 1917 году. Были убиты большевики - Урицкий и Володарский и ранен Ленин. Однако большевикам без особого труда удалось погасить этот пожар[10].

Не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне факторов, создающих, широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны названо увеличение масштабов терроризма. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в России и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны.

Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия: захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край. В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске. 8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом. 13 сентября произошел взрыв на Каширском шоссе, 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске.

23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост". Это продолжалось трое суток. 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль "Крылья", прогремело два взрыва.

6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное устройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская. 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.

Всего в России с 1991 по 2017 год было совершено 142 террористических акта, и самое их большое количество приходится 2010, 2011 годы. Только в 2010 году их было совершено 25. По одному террористическому акту было совершено в 1991, 1992, 1994, 2016, 2017. В остальные годы их было от 2 до 10.[6] Эти цифры пугают.

Таким образом, можно сделать вывод, что история терроризма в России –это история нагнетания атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, в России она имеет несколько волн. Наше время можно назвать его четвертой волной – волной ужаса, боли и страдания.











Глава 2. Мои исследования

2.1. Мои исследования по теме


Рассмотрев понятие и историю терроризма в России, перейдем к его изучению на практике. Первый вопрос, который нас интересует: существует ли угроза терроризма в Архангельской области? На Интеренет-портале «Новости России» описан случай террористического акта в нашей области. 5 сентября 1998 года пятеро матросов захватили заложников на ядерном полигоне на Новой Земле. В мае 1999 года военный суд Северного флота приговорил троих террористов к длительным срокам заключения. Ещё один участник теракта скончался от ранения, полученного при аресте, а у другого было обнаружено психическое расстройство, и он был помещён в психиатрическую больницу[7]. Ученица нашей школы рассказала, что когда она лежала в 2014 году в Архангельской областной больнице, на рабочий телефон учреждения поступило сообщение о заложенной бомбе. Врачи больницы ходили и опрашивали пациентов о том, кто из них местный – им сказали, что выписка будет произведена сегодня, а уже через 10 минут выяснилось, что вызов ложный. Звонившего человека нашли и судили.

Для определения мнения учащихся о проблеме терроризма, была составлена анкета и проведено анкетирование обучающихся «Ростовской основной школы»(Приложение 1). Всего в анкетировании приняли участие 36 учеников нашей школы.

На первый вопрос «Как Вы думаете, что такое «терроризм»?»17ребят ответили «убийство», 9 – «вымогательство», 13 – отметили ответ «запугивание для достижения своих целей». Многие отмечали на этот вопрос сразу все ответы, «своего ответа», то есть своей характеристики не дал никто. Семь опрошенных считают, что могут предотвратить террористический акт, 9 считают, что не могут этого сделать, а 20 указали, что не знают, как поступить в такой ситуации. На третий вопрос анкеты: «Как Вы думаете, есть ли у нас в районе или области угроза терроризма?» 13 человек ответили «да»,столько жеребят ответили « нет», а 8 респондентов указали на свое незнание.

Таким образом, проведя это анкетирование, мы пришли к следующим выводам: большинство учащихся отмечают, что терроризм – это убийство и запугивание для достижения своих целей, их ответы верны, но все же, терроризм в большей степени – это страх и запугивание, значит, не все ребята до конца представляют полноту этого понятия. Кроме того большинство респондентов считают себя не способными и даже не могут оценить свои возможности по предотвращению террористического акта. Так же выяснилось, что многие не знают или считают невозможной в нашем районе и области угрозу терроризма.

Затем мы решили узнать, а как поведут себя ученики наше школы при возникновении угрозы террористического акта. Для этого мы создали ситуацию опасности. В школу, в начале первого урока вошел незнакомый человек с большой коробкой и положил её под скамейкой. Прошел целый день, но никто из ребят и учителей не обратил на неё внимание. Лишь одна девочка, уже после эксперимента, сказала, что видела её и думала, что это может быть бомба, но она никому не сообщила. Ещё 2 мальчика решили, что в коробке деньги. Коробка была заклеена скотчем, но её даже не попытались скрыть, хотя она лежала на видном месте, там, где обычно собираются все ученики. Только представитель технического персонала начала ругаться, что кто-то непонятные коробки в школе разбрасывает. Также мы подбросили телефон (старый, неработающий). Его взяли ребята из начальных классов и отнесли классному руководителю. Еще положили мягкую игрушку на подоконник, в конце дня она лежала перевернутая на другом месте. Ребята из 9 класса сказали, что бросали её на перемене.

Таким образом, я прихожу к выводу, что дети и учителя очень невнимательны, и в случае возникновения реальной угрозы, мы бы погибли. Хотя и те и другие знают об этой угрозе.





















Заключение



Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм в России с каждым годом набирает обороты, особенно в последнее десятилетие. Все общественные места оборудованы специальными стендами с информацией о терроризме. В школах проводятся беседы и классные часы на эту тему, но мы очень спокойно и безразлично относимся к этой информации.Ежегодно в России совершаются или предотвращаются террористические акты, поэтому эта работа актуальна. Для того, чтобы все ребята смогли еще раз познакомится с информацией о терроризме, мы сделали буклет и памятки (Приложения 2, 3, 4).Материал данной работы может использоваться на классных часах в школе.



























Список использованной литературы


1.Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

2. Бородулин В.И., Горкин А.П., Гусев А.А. Новый Иллюстрированный Энциклопедический словарь. Редакционная коллегия В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда, Л.И. Петровская, А.В. Симолин, В.Д. Синюков, Н.Л. Туманова. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» Москва 2000.

3.Бунилович Н.Т, Жаркова Г.Г., Корнилова Т.М. Краткий словарь современных понятий и терминов.- 3-е изд., дораб. И доп. / Н.Т .Бунилович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и д. Сост., общ. ред. В.А. Макаренко.- М.: Республика, 2000-670с.

4.Сайт «Академик» (Интернет – источник)https://greater_political.academic.ru/188/ТЕРРОРИЗМ (дата обращения 12.12.2017)

5.Сайт «Лекция» (Интернет-источник) https://lektsia.com/3x3644.html (дата обращения 11.01.2018)

6.Сайт «Студопедия» (Интернет-источник)https://studopedia.ru/3_192410_istoriya-terrorizma.html (дата обращения 10.01.2018)

7. Сайт «Инфоурок» (Интернет-источник)https://infourok.ru/hronika-teraktov-v-rossii-materiali-iz-seti-internet-1188060.html (дата обращения 23.12.2017)

8. Сайт «Новости России» (Интернет-источник)http://newsruss.ru/doc/ (дата обращения 18.01.2018)

9. Образовательный сайт «Мегапредемет» Интернет- источник (http://megapredmet.ru/2-13226 образовательный сайт) (дата обращения 18.02.2018)

10. Сайт «Лучшие рефераты» (Интернет- источник) https://otherreferats.allbest.ru/law/00224122_0.html] (дата обращения 2.02.2018)

















Приложение 1

Анкета «Терроризм в нашей жизни»



1. Как Вы думаете, что такое терроризм?

А) Убийство

Б) вымогательство

Г) запугивание для достижения своих целей

Д) свой ответ

2. Можете ли Вы предотвратить террористический акт?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Как Вы думаете, есть ли у нас в районе или области угроза терроризма?

а) да

б) нет

в) не знаю

4. В каком классе Вы учитесь?

Приложение 2

Памятка «Поведение в толпе»


Террористы часто выбирают для атак места массового скопления народа. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в толпе:

  • Избегайте больших скоплений людей.

  • Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

  • Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

  • Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

  • Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

  • Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

  • Не держите руки в карманах.

  • Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

  • Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

  • Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

  • Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами.

  • Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

  • Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.

  • Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

  • При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.

  • Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.

  • Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

  • Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД. 

Вызов экстренных служб по мобильному телефону на территории Архангельской области осуществляется по номеру 112.

Звонок на номер 112 соединит Вас с ближайшей единой дежурной диспетчерской службой (ЕДДС) в любом районе Архангельской области.





















Приложение 3

Памятка «Подозрительный предмет»


В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. 

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

  • зафиксируйте время обнаружения предмета;

  • постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!