СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Акатуй - традиционный праздник чувашских земледельцев"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ислледовательская работа о традиционном празднике чувашей

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Акатуй - традиционный праздник чувашских земледельцев"»

Ежегодная научная конференция учащихся  МБОУ Воротынская средняя школа  Секция  «История и краеведение» Тема работы: « Акатуй – традиционный чувашский праздник земледельцев » Автор: Павлова Ульяна, ученица 5 «б» класса МБОУ Воротынская СШ,  Руководитель: С.А. Старова, учитель истории МБОУ Воротынская СШ 2023 г.

Ежегодная научная конференция учащихся МБОУ Воротынская средняя школа

Секция

«История и краеведение»

Тема работы:

« Акатуй –

традиционный чувашский праздник земледельцев »

Автор: Павлова Ульяна,

ученица 5 «б» класса

МБОУ Воротынская СШ,

Руководитель: С.А. Старова,

учитель истории МБОУ Воротынская СШ

2023 г.

Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщает их к творческому труду, искусству, спорту.  

Объект работы : национальные праздники чувашского народа.

 

Предмет: традиции и обычаи праздника Акатуй.

 

  Цель   работы: изучение истории национального праздника Акатуй.

   Задачи :                                                                                                  

1)собрать материал о праздниках моего народа;

2) исследовать и показать богатство и красоту чувашских обрядов;

3) изучить традиции и обряды чувашской национальной культуры;

4) познакомить одноклассников с результатами своей работы.

Гипотеза:  Народные праздники – связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.

Тема является актуальной , так как большая часть духовного наследия и праздников народной культуры оказывается утраченной. Возрождение и сохранение народного фольклора помогут сохранить культурные ценности, уходящие в глубину веков и завещанные нашими предками подрастающему поколению.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- социологический опрос;

- анализ, сравнение и обобщение результатов исследования.  

Проведенная работа имеет практическую значимость .  Материалы данной работы можно использовать на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, тематических классных часах.

 Н азвание

Н азвание "Акатуй" состоит из двух чувашских слов: "ака" переводится как сев, а "туй" означает свадьба. Но еще говорят, что правильнее будет перевести «Акатуй» как "праздник земледелия". Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

  Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

 В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего  Турă  (главного бога) обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым.  Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, пиво. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.  В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли ( çĕр йышĕ ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.  Затем в поле начинались песни, пляски, веселье. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай.  Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего  Турă  (главного бога) обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым.

Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, пиво. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.

В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли ( çĕр йышĕ ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.

Затем в поле начинались песни, пляски, веселье. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай.

Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

  В день «Акатуя» на улицах царило веселое оживление. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест, привязанный к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника.  На почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялавĕ.  Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д.  Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.  Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки.  После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

В день «Акатуя» на улицах царило веселое оживление. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест, привязанный к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника.

На почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялавĕ.

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

 4 июня в Канашском районе прошёл традиционный праздник песни, труда и спорта «Акатуй-2022», посвященный 95-летию Канашского района, Году культурного наследия народов России в Российской Федерации, Году выдающихся земляков в Чувашской Республике.  Стадион «Урожай» собрал земледельцев из 24 сельских поселений, гостей мероприятия встречали с сувенирной продукцией, посвященной 95-летию района, выставкой сельхозтехники, оборудования. Молодежный актив Канашского района, приветствуя гостей, попросил написать самые добрые пожелания жителям района.  На празднике героев самоотверженного труда - передовиков сельского хозяйства и предприятий района - наградили грамотами и благодарностями, вручили сертификаты.  Большая группа тружеников награждены Почетной грамотой администрации района.

4 июня в Канашском районе прошёл традиционный праздник песни, труда и спорта «Акатуй-2022», посвященный 95-летию Канашского района, Году культурного наследия народов России в Российской Федерации, Году выдающихся земляков в Чувашской Республике.

Стадион «Урожай» собрал земледельцев из 24 сельских поселений, гостей мероприятия встречали с сувенирной продукцией, посвященной 95-летию района, выставкой сельхозтехники, оборудования. Молодежный актив Канашского района, приветствуя гостей, попросил написать самые добрые пожелания жителям района.

На празднике героев самоотверженного труда - передовиков сельского хозяйства и предприятий района - наградили грамотами и благодарностями, вручили сертификаты.

Большая группа тружеников награждены Почетной грамотой администрации района.

   Подворья сельских поселений встречали гостей хлебом и солью, угощали чувашскими блюдами. Каждое сельское поселение показывало особенности своей малой Родины, продемонстрировало умения и таланты жителей поселения.  На спортивных площадках царил дух соперничества и жажда победы. Спортивные соревнования по 19 видам спорта: волейбол, мини-футбол, дартс, гиревой спорт, армспорт, «Бой петухов», перетягивание каната, мас-рестлинг (перетягивание палки), блиц - турнир по русским шашкам определили самых сильных, выносливых, быстрых.  Самыми зрелищными были открытые конноспортивные соревнования: бега рысистых лошадей, конные скачки для чистокровных и полукровных лошадей и конные скачки для рабочих и крестьянских лошадей.

Подворья сельских поселений встречали гостей хлебом и солью, угощали чувашскими блюдами. Каждое сельское поселение показывало особенности своей малой Родины, продемонстрировало умения и таланты жителей поселения.

На спортивных площадках царил дух соперничества и жажда победы. Спортивные соревнования по 19 видам спорта: волейбол, мини-футбол, дартс, гиревой спорт, армспорт, «Бой петухов», перетягивание каната, мас-рестлинг (перетягивание палки), блиц - турнир по русским шашкам определили самых сильных, выносливых, быстрых.

Самыми зрелищными были открытые конноспортивные соревнования: бега рысистых лошадей, конные скачки для чистокровных и полукровных лошадей и конные скачки для рабочих и крестьянских лошадей.

 Театрализованные номера, выставка оригинальных колясок, изделия народных мастеров, красивые кареты с экипажем, нарядные пони, различные аттракционы, игровые площадки для детей, множество торговых площадок, журчащие фонтаны и рыбки, плавающие в мини-озерах, содержательно украшенные сельские дворики поселений и многое-многое другое встречало пришедших в этот день на районный стадион «Урожай» селян и горожан, гостей из столицы республики и из  других районов.  День был наполнен яркими красками, духом единения и гордостью за Родной Канашский район.  

Театрализованные номера, выставка оригинальных колясок, изделия народных мастеров, красивые кареты с экипажем, нарядные пони, различные аттракционы, игровые площадки для детей, множество торговых площадок, журчащие фонтаны и рыбки, плавающие в мини-озерах, содержательно украшенные сельские дворики поселений и многое-многое другое встречало пришедших в этот день на районный стадион «Урожай» селян и горожан, гостей из столицы республики и из  других районов.

День был наполнен яркими красками, духом единения и гордостью за Родной Канашский район.

 

  Акатуй - это праздник, который отмечается в Чувашии. Его празднуют в начале июня.  Мы отмечаем его для того, чтобы благословить землю после посадки урожая. Про традиции этого праздника мне рассказали мои родственники

Акатуй - это праздник, который отмечается в Чувашии. Его празднуют в начале июня.

Мы отмечаем его для того, чтобы благословить землю после посадки урожая. Про традиции этого праздника мне рассказали мои родственники

  Каждый год мы ездим на поле «Урожай» расположенное при въезде в Канаш. Там проходят конкурсы, соревнования по шахматам, дартсу, армрестлингу и масреслингу, по вольной борьбе, пляжному волейболу, гиревому и конному спорту.  Также наше внимание привлекают многочисленные палатки с различной продукцией. Это ларьки с игрушками, с народными инструментами, палатки Канашского и Чебоксарского РайПо.  В этот праздник проводится много развлечений и для детей, и для взрослых. Для детей - надувные горки, можно покататься на пони, надувной лабиринт, батуты, большие шары, которые плавают в воде, а для взрослых- тир.  Одно из самых интересных развлечений - конные заезды.  На сцене выступают музыкальные ансамбли, танцевальные группы, звучат поздравления и проходит награждение.  Также проводится конкурс среди деревень и сёл, которые представляют свою деятельность.

Каждый год мы ездим на поле «Урожай» расположенное при въезде в Канаш. Там проходят конкурсы, соревнования по шахматам, дартсу, армрестлингу и масреслингу, по вольной борьбе, пляжному волейболу, гиревому и конному спорту.

Также наше внимание привлекают многочисленные палатки с различной продукцией. Это ларьки с игрушками, с народными инструментами, палатки Канашского и Чебоксарского РайПо.

В этот праздник проводится много развлечений и для детей, и для взрослых. Для детей - надувные горки, можно покататься на пони, надувной лабиринт, батуты, большие шары, которые плавают в воде, а для взрослых- тир.

Одно из самых интересных развлечений - конные заезды.

На сцене выступают музыкальные ансамбли, танцевальные группы, звучат поздравления и проходит награждение.

Также проводится конкурс среди деревень и сёл, которые представляют свою деятельность.

 Моя бабушка Павлова Галина Семеновна рассказала мне: «Этот праздник является своего рода свадьбой, в которой земля и соха соединяются друг с другом во время весенних работ в поле. Подготовка к проведению праздника начиналась заранее. Варили пиво, готовили угощения, красили яйца. Праздничный стол традиционно изобиловал разнообразием блюд. Среди них каравай хлеба и круглый сыр, творожная запеканка, суп-шурпе и другие. За столом собирались родственники и соседи. Они раздавали угощения, читали молитвы о здоровье, благополучии, богатом урожае».

Моя бабушка Павлова Галина Семеновна рассказала мне: «Этот праздник является своего рода свадьбой, в которой земля и соха соединяются друг с другом во время весенних работ в поле. Подготовка к проведению праздника начиналась заранее. Варили пиво, готовили угощения, красили яйца.

Праздничный стол традиционно изобиловал разнообразием блюд. Среди них каравай хлеба и круглый сыр, творожная запеканка, суп-шурпе и другие. За столом собирались родственники и соседи. Они раздавали угощения, читали молитвы о здоровье, благополучии, богатом урожае».

   Васильева Нина Семеновна, вспоминая, запела старинную песню

Васильева Нина Семеновна, вспоминая, запела старинную песню

"Алран кайми аки-сухи" (Сев и пашня - вековечное дело наше)

А лран кайми аки-сухи,

Алран кайми аки-сухи,

Асран кайми атти-анни…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Аки-сухинчен уйрăлас çук,

Аки-сухинчен уйрăлас çук,

Атти-аннине ай манас çук…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Асран кайми пĕлĕш-тантăш,

Асран кайми пĕлĕш-тантăш,

Пуринчен пахи – ял-йыш, пускил…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Турăран-пÿлĕхрен ай асли çук,

Турăран-пÿлĕхрен ай асли çук,

Атти-аннирен ай хакли çук…

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Ай ĕçер-и, ай çиер-и?

Ай ĕçер-и, ай çиер-и?

Виличчен пĕрле ай пурнар-и?

Ай-яй-яй-яй,ай-яй-яй-ях!

Анкетирование Что, по Вашему мнению, является традицией того или иного народа?   национальные праздники, обряды и обычаи   - 18%   национальная кухня, язык   - 0%   национальные костюмы, песни , танцы, сказки - 18%     все вместе - 64%  2. Хорошо ли Вы знаете традиции своего народа?    да, знаю хорошо - 53%   немного знаю   - 43%   не знаю   - 4% 3. Гордишься ли ты традициями своего народа?    очень горжусь - 59%     отношусь с уважением, но не более - 41%  4. Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа  входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?     да - 30%   нет- 17%     затрудняюсь ответить- 53%   5. Интересуетесь ли вы традициями других народов?    да  - 36%   нет  - 59%

Анкетирование

  • Что, по Вашему мнению, является традицией того или иного народа? 
  • национальные праздники, обряды и обычаи   - 18%
  •   национальная кухня, язык   - 0%
  •   национальные костюмы, песни , танцы, сказки - 18%  
  •   все вместе - 64% 

2. Хорошо ли Вы знаете традиции своего народа? 

  •   да, знаю хорошо - 53%
  •   немного знаю   - 43%
  •   не знаю   - 4%

3. Гордишься ли ты традициями своего народа? 

  •   очень горжусь - 59%  
  •   отношусь с уважением, но не более - 41% 

4. Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа

входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?  

  •   да - 30%
  •   нет- 17%  
  •   затрудняюсь ответить- 53%  

5. Интересуетесь ли вы традициями других народов? 

  •   да  - 36%
  •   нет  - 59%

Заключение  Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщает их к творческому труду, искусству, спорту.  Примечательной особенностью праздников Акатуй в последнее время являются награждение передовиков производства, концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, разъездная торговля и т. д. В условиях города, районного центра такая приближенная к стандарту «массовых мероприятий» место или территория почти полностью скрадывает поэзию национальной специфики. Гипотеза моего исследования подтвердилась. Народные праздники действительно связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.  Акатуй следует проводить, стараясь сохранить все лучшее от традиционного его ритуала.  

Заключение

  • Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщает их к творческому труду, искусству, спорту. 
  • Примечательной особенностью праздников Акатуй в последнее время являются награждение передовиков производства, концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, разъездная торговля и т. д. В условиях города, районного центра такая приближенная к стандарту «массовых мероприятий» место или территория почти полностью скрадывает поэзию национальной специфики.
  • Гипотеза моего исследования подтвердилась. Народные праздники действительно связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.

Акатуй следует проводить, стараясь сохранить все лучшее от традиционного его ритуала.

 

С писок использованной литературы и источников: Использованная литература: Иванов В.П., В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. «Чуваши: этническая история и традиционная культура». М.; Издательство ДИК, 2000. Салмин А.К. «Праздники, обряды и верования чувашского народа». Издательство: Чувашское книжное издательство, 2016. Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. кн. Изд-во, 1994. стр. 193 – 197 Источники: Рассказы жителей села:  - Васильевой Н.С., 1957 года рождения;  - Гурьевой Е.С., 1960 года рождения;  - Павлова Е.А., 1983 года рождения;  - Павлова П.П, 1947 года рождения;  - Павловой Г.С., 1952 года рождения. Интернет – ресурсы: https://kanash.cap.ru/news/2022/06/04/v-kanashskom-rajone-sostoyalsya-prazdnik-pesni-tru https://dzen.ru/a/YHmAZL4Rt0JbPIpm https://dilijan.livejournal.com/1104616.html https://blogtani.ru/history/chuvashskij-prazdnik-akatuj/

С писок использованной литературы и источников:

Использованная литература:

Иванов В.П., В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. «Чуваши: этническая история и традиционная культура». М.; Издательство ДИК, 2000.

Салмин А.К. «Праздники, обряды и верования чувашского народа». Издательство: Чувашское книжное издательство, 2016.

Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. кн. Изд-во, 1994. стр. 193 – 197

Источники:

Рассказы жителей села:

- Васильевой Н.С., 1957 года рождения;

- Гурьевой Е.С., 1960 года рождения;

- Павлова Е.А., 1983 года рождения;

- Павлова П.П, 1947 года рождения;

- Павловой Г.С., 1952 года рождения.

Интернет – ресурсы:

https://kanash.cap.ru/news/2022/06/04/v-kanashskom-rajone-sostoyalsya-prazdnik-pesni-tru

https://dzen.ru/a/YHmAZL4Rt0JbPIpm

https://dilijan.livejournal.com/1104616.html

https://blogtani.ru/history/chuvashskij-prazdnik-akatuj/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!