СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по музыке по теме "Творчество И.С.Баха"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа направлена на изучение влияния музыки И.С.Баха на учеников 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по музыке по теме "Творчество И.С.Баха"»

Районная учебно–исследовательская конференция

для учащихся 6-8 классов





Направление: Культура



Музыка Иоганна Себастьяна Баха



Исследовательская работа





Выполнила:

Бодухина Кристина, ученица 6 «А» класса

структурного подразделения «Средняя школа №6»

муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Средняя школа № 3 города Няндома»

Научный руководитель:

Лобанова Наталья Сергеевна

учитель музыки

структурного подразделения «Средняя школа №6»

муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Средняя школа № 3 города Няндома»







г. Няндома

2019 год



структурное подразделение «Средняя школа № 6»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 3 города Няндома»












Исследовательский проект

по музыке

«Музыка Иоганна Себастьяна Баха»






Выполнила: Бодухина Кристина

ученица 6 «А» класса

Руководитель: Лобанова Н.С.,

учитель музыки

г. Няндома


ВВЕДЕНИЕ

Нет такого человека на Земле, которому бы не было знакомо имя Баха. На немецком языке «бах» означает «ручей». Но музыка Баха – это не ручей, это океан чувств, эмоций и мыслей. Музыка Баха глубока и проникновенна, она волнует сердце и душу. При знакомстве с творчеством Баха на уроке музыки, я ощутила невероятные эмоции, их можно выразить стихами А. Блока: «Я никогда не понимал искусства музыки священной. А ныне слух мой различал в ней чей-то голос сокровенный…» Особенно меня поразило мощное звучание органа, звуки инструмента наполняли меня то нежностью и спокойствием, то тревогой и волнением. Поэтому я решила познакомиться с жизнью и творчеством И.С. Баха ближе, составить фонотеку любимых произведений этого композитора, и периодически прослушивать его музыку, получая огромное удовольствие и радость от встречи с любимыми произведениями великого мастера. В своем увлечении музыкой И.С. Баха я не одинока, автор статьи Светлана Цуцура утверждает, что имя И.С. Баха знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к «серьёзной» музыке. Это утверждение автора статьи натолкнуло меня на мысль провести исследование и узнать, какое воздействие окажет музыка композитора на эмоциональное состояние учеников нашей школы.

Цель:

Исследование воздействия музыки И.С. Баха на эмоциональное состояние учеников 4-6 классов.

Задачи:

  1. Собрать и систематизировать информацию о жизни и творчестве Баха, чтобы познакомить обучающихся с великим композитором.

  2. Составить фонотеку произведений И.С. Баха.

  3. Определить изменения эмоционального состояния обучающихся в результате прослушивания музыки И.С.Баха.


Гипотеза: я предполагаю, что в результате знакомства с жизнью и творчеством И.С. Баха, у большинства обучающихся 4-6 классов сформируется положительный интерес к музыке великого композитора.


Предмет моего исследования: эмоциональное состояние учеников в результате восприятия музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха.


Объект исследования – учащиеся 4-6 классов


Методы исследования

  • сбор информации, изучение научно-популярной литературы,

  • анкетирование учащихся для определения отношения к музыке Баха,

  • изучение влияния музыки на изменение эмоционального состояния учеников.



Продукт исследования – компьютерная презентация и фонотека произведений И.С. Баха.

























Глава 1. Жизнь и творчество Иоганна Себастьяна Баха.

«Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую…

И сижу, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую!».

Ф. Рощин

1.1. Детские годы.

Родился великий немецкий композитор И.С. Бах 31 марта 1685 года в небольшом городе Эйзенах в Тюрингии - восточной части Германии. Первые уроки игры на скрипке он получил от своего отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: он должен был стать музыкантом. К тому же в городах Тюрингии целое столетие имя Бахов было нарицательным, Бах непременно означало музыкант. В роду Бахов были флейтисты, трубачи, органисты и скрипачи.

В девятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганна Себастьяна взял на воспитание его старший брат Иоганн Кристоф, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но знаний брата пытливому и музыкальному Иоганну Себастьяну не хватало, поэтому он стремился к самообразованию. У брата в запертом шкафу хранилась тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта изнурительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. Когда брат застал его за этим занятием, он отобрал уже переписанные ноты, но тягу к познанию нового отобрать было нельзя.

1.2. Самостоятельная жизнь.

В 15 лет Бах начал самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. После окончания гимназии в 1703 году он получил право поступить в университет, но воспользоваться правом не пришлось, нужно было добывать средства к существованию. Бах работал церковным музыкантом, писал органную музыку и при этом продолжал заниматься самообразованием. В свободные минуты от работы он изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Стремился лично познакомиться с выдающимися музыкантами, чтобы изучить их манеру исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в город Любек пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде. Его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав неоспоримое превосходство Баха. Но, несмотря на успех, Бах оставался скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

1.3. Веймарский период творчества.

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом в церкви. «Для такого гения как Бах, самым родным инструментом был орган, это океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём», - писал русский композитор А. Серов. Орган можно было встретить во многих храмах Германии. Стена сверкающих труб – это лишь часть органа, количество труб может достигать четырёхсот! Чтобы заставить звучать трубы, необходимы лёгкие – меха, которые нагнетали воздух и заставляли звучать трубы при нажатии определённой клавиши на пульте управления органом, похожим на клавиатуру фортепиано. У органа есть одно чудесное устройство, которое превращает его в инструмент-оркестр. На пульте управления имеются рычажки. С их помощью меняется голос органа. Он может звучать голосом флейты или фагота, скрипки или виолончели, а один из регистров носит название «ангельского голоса»). Всё зависит от того, какие трубы соединить и заставить звучать одновременно. От этого меняется тембр органного голоса.

Работая органистом в церкви, Бах открыл исполнительский талант великолепного импровизатора. Бах, сидя за клавиатурой органа, в полной тишине мог несколько часов подряд импровизировать (сочинять во время игры) на заданную тему, ни разу не повторившись. И в этом мастерстве с ним не мог сравниться никто. Его творческим «коньком» стала легендарная полифония. Полифония (в переводе с греческого – многозвучие) – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий. В полифонии нет деления на мелодию и сопровождение. Музыка представляет своеобразную ткань из нескольких самостоятельных мелодий, словно беседа нескольких людей стройная и красивая. Наивысшим достижением полифонии является фуга (в переводе с латинского – бег, быстрое течение) – многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах.

В веймарский период композитор создал свои лучшие органные произведения. Самым известным является Токката и фуга ре минор, выделяющаяся беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств. Токката (в переводе с итальянского – удар), как прелюдия или фантазия, играли роль вступления; она предназначена создать атмосферу, нужную для восприятия более сложной музыкальной мысли в фуге. В токкате ре минор, как и во многих других баховских сочинениях, напряженность движения возрастает от раздела к разделу, и кода оказывается драматической вершиной всего произведения.

1.4. Кётенский период творчества.

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кётен, он был приглашен на службу при дворе принца Кётенского. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Органа в Кётене не было. Без особого труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют вторую – после органных сочинений – вершину его творчества. Бах проявил себя и как учитель, занимаясь музыкой со своими детьми. Самым известным детским произведением И.С. Баха считается «Шутка» из сюиты № 2 для флейты и струнных. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, своим звучанием дарит слушателям урок красоты и чистоты.

Как учитель Бах проявил себя в семье. Семья у Баха была большая: сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан – под чутким руководством отца развивали свои музыкальные таланты и впоследствии стали успешными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Поэтому в доме часто звучала музыка.

С целью обучения в Кётене И.С. Бахом были написаны двухголосные и трёхголосные инвенции, Английские и Французские сюиты для клавира, а так же 24 прелюдии и фуги, которые составили первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир».

Своим сочинением Иоганн Себастьян поддержал открытие немецкого органиста и музыкального учёного Андреаса Веркмейстера, доказавшего, что в существовавшем в то время «пифагоровом» звукоряде, состоявшем из семи звуков, получивших впоследствии имена «ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ», имеется недоработка. Веркмейстер доказал, что расстояния между привычными звуками не одинаковы, так появилось еще 5 звуков (5 черных клавиш на клавиатуре фортепиано). В результате открытия Веркмейстера, звукоряд стал равномерным или темперированным, состоящим из 12 звуков. Для каждого звука нового звукоряда Бах сочинил отдельную прелюдию и фугу и в мажоре и в миноре, всего получилось 24 пары, составившие величественный музыкальный цикл «Хорошо темперированный клавир». Название цикла указывало на то, что исполнять произведения необходимо было на хорошо и по-новому настроенном клавире.

1.5. Лейпцигский период творчества.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Бах занял должность кантора (руководителя хора) певческой капеллы при церкви св. Фомы. Бах был глубоко верующим человеком, часто перечитывал Библию и регулярно ходил на исповедь. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные церковные произведения: кантаты, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу си минор». «Страсти» или «пассионы» (от латинского «страдания») – это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании его учеников Иоанна и Матфея. И месса и «страсти» представляли собой хоровые песнопения в католической церкви и являются третьей, самой высокой вершиной творчества композитора.

В Лейпциге, помимо огромной работы и службы в церкви, Бах принимал участие в «Музыкальной коллегии» города, это сообщество устраивало в городе светские (не церковные) концерты музыки для жителей Лейпцига. Специально для концертов общества Бах написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Последние годы композитор страдал серьезной болезнью глаз. Он сделал множество операций на глаза, но они ему не помогали, в итоге музыкант практически ослеп, но продолжал писать музыку.

Смерть Баха 28 июля 1750 года прошла незамеченной. О нем скоро забыли. Интерес к музыке Баха возник лишь спустя 100 лет: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было исполнено величайшее произведение Баха – «Страсти по Матфею». Впервые в Германии было издано полное собрание сочинений композитора, в результате чего музыканты всего мира получили возможность исполнять музыку Баха и восхищаться её красотой и совершенством.

В результате знакомства с композитором, я пришла к выводу, что в течение всей жизни Бах много трудился и создал огромное количество произведений в разных жанрах.

Глава 2. Изучение эмоционального состояния обучающихся

при прослушивании музыки И.С.Баха.


В ходе знакомства с жизнью и творчеством великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, сопровождаемого компьютерной презентацией, обучающиеся 4 – 6 классов услышали следующие произведения композитора: Токката и фуга ре минор для органа (фрагмент), «Шутка» из сюиты № 2 для флейты и струнных, Прелюдия № 1 до мажор из цикла «Хорошо темперированный клавир», Хор «Мы садимся со слезами» из «Страстей по Матфею». При прослушивании каждого произведения обучающимся было предложено проанализировать своё эмоциональное состояние и зафиксировать изменения, которые происходили в настроении.

Во время знакомства с жизнью и творчеством композитора, 128 обучающихся 4-6 классов приняли участие в анкетировании. Результаты анкетирования показали, что 45 обучающихся узнали звучание органа, у 80 обучающихся чувства, вызванные звучанием органа, совпали с моими чувствами: ощущение строгости, стройности, величественности и мощности звучания. Органная музыка вызвала интерес для знакомства с творчеством И.С. Баха у 108 обучающихся.

При прослушивании Токкаты и фуги ре минор 68 обучающихся так же как и я в самом начале звучания произведения ощутили чувства страха и волнения, строгости и суровости, а по мере звучания музыки появилось чувство невесомости, легкости, словно летишь над землёй.

При прослушивании «Шутки» из сюиты № 2 для флейты и струнных инструментов, чувства 106 обучающихся совпали с моим ощущением весёлого, шутливого, радостного и игривого настроения.

Слушая Прелюдию № 1 до мажор «Хорошо темперированного клавира», 76 обучающихся вместе со мной ощутили нежность, доброту, любовь и спокойствие.

А при знакомстве с Хором «Мы садимся со слезами» из «Стрестей по Матфею» у 90 обучающихся, как и у меня, возникло чувство сожаления, печали, скорби, сострадания и слёз.

На вопрос: какое направление творчества И.С. Баха вызвало наиболее сильное впечатление, 37 обучающихся отдали предпочтение органной музыке композитора, 19 обучающихся признались, что им понравилось клавирное творчество автора, 9 человек назвали вокально-инструментальную музыку, а 61 человек признались, что понравились все направления творчества композитора. Лишь 2 человека отметили, что им не понравилась музыка И.С. Баха.

В завершении знакомства с И.С. Бахом, 112 опрошенных признались, что знакомство с жизнью и творчеством композитора было интересным. У 88 человек появилось желание вновь услышать музыку И.С. Баха в свободное время, а 61 человек готовы добавить произведения великого композитора в свою фонотеку. Фонотека произведений И.С. Баха составлена мною совместно с учителем музыки, поэтому все желающие услышать музыку И.С. Баха, могут обратиться к нам за помощью.

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над темой я познакомилась с жизнью и творчеством великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, составила рассказ о композиторе и создала компьютерную презентацию для того, чтобы познакомить обучающихся 4 – 6 классов с великим художником, собрала фонотеку любимых произведений И.С. Баха. В ходе исследования, я пришла к выводу, что обучающиеся 4 – 6 классов заинтересовались жизнью и творчеством И.С. Баха и разделяют мои вкусы в области музыки. Музыка великого композитора не оставила равнодушными сердца учеников, обучающиеся ощутили огромное количество чувств, получили положительные эмоции от встречи с прекрасной музыкой. А цель музыки, как сказал сын великого композитора Карл Филипп Эммануил Бах: «Цель музыки – трогать сердца!»

Моя гипотеза полностью подтвердилась, 112 из 128 человек, а это большинство обучающихся заинтересовались творчеством И.С. Баха, 88 человек хотели бы вновь услышать произведения великого композитора, а 61 ученик готов пополнить произведениями Баха свою фонотеку. В ходе работы мне удалось изучить, как относятся ученики 4 – 6 классов к музыке И.С. Баха. Считаю, что цель моей работы достигнута.

Собранные материалы можно использовать на уроках музыки при знакомстве с творчеством И.С. Баха, на классных часах, посвященных великим людям. А так же, я могу собрать единомышленников и провести 31 марта 2019 года праздник, посвященный 334 дню рождения И.С. Баха, где будет звучать музыка любимого композитора.

















ЛИТЕРАТУРА

  1. Кленов А.С. «Там, где музыка живет». – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 152 с.

  2. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран – М.: «Музыка», 1988 – 128 с.

  3. Разумовская О.К., Зарубежные композиторы – М: «Изд. АЙРИС – пресс» 2008. – 174 с.

  4. Скудина Г. «Рассказы о И.С. Бахе» - М: Музыка, 1985 – 32 с.

  5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1998. – 448 с.

  6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Кльтура/Авт. Н.В.Чудакова. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.

  7. https://music.yandex.ru/artist/1227

  8. http://www.bach-cantatas.com/А

  9. Светлана Цуцура - http://fb.ru/article/161084/jizn-i-tvorchestvo-baha

  10. http://glinka-capella.ru/is-bax/kratko/1652-bah-hronologija-zhizni.html

  11. https://mixmuz.ru















10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!