СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе "Система образов главных героев в рассказе Людмилы Улицкой "Дочь Бухары"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: исследовать образы главных героев рассказа Л. Улицкой "Дочь Бухары"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе "Система образов главных героев в рассказе Людмилы Улицкой "Дочь Бухары"»

Исследовательская работа по литературе на тему «Система образов главных героев рассказа Людмилы Улицкой «Дочь Бухары»


Введение


Моя родина – Россия!

Я называю Россию своей родиной, потому что родилась и живу здесь. Я очень люблю свою Родину. Здесь живет множество людей разных национальностей. Все люди по-своему талантливы, а у некоторых талант проявляется в художественном творчестве. Однажды мне посчастливилось познакомиться с удивительным рассказом современной писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой «Дочь Бухары», главная героиня которого – восточная женщина, волею судьбы оказавшаяся среди русских людей. Как сложится ее судьба? Сможет ли она приспособиться к новой для нее жизни? Будет ли счастлива? Я решила найти ответы на волнующие меня вопросы, выполнив исследование по системе образов главных героев рассказа.

Цель работы: исследовать образы главных героев рассказа «Дочь Бухары».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Прочитать рассказ «Дочь Бухары».

  2. Исследовать особенности биографии Л. Е. Улицкой.

  3. Исследовать образы главных героев рассказа «Дочь Бухары».

Гипотеза исследования: главные герои произведения имеют сходные черты.

В ходе работы мы использовали такие приемы исследования, как анализ, синтез, обобщение. Был прочитан рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары», изучены материалы биографии писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой. Проанализирована история создания рассказа, а также сайты в интернете, содержащие материалы о творчестве писательницы.

Для исследования образов главных героев были выделены следующие характеристики: портреты героев, их характер и поступки, взаимоотношения с другими героями.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.



Глава 1. Биография Людмилы Евгеньевы Улицкой

При анализе рассказа «Дочь Бухары»  нам необходимо было обратиться к творческой биографии писательницы, поскольку это дало нам возможность раскрыть некоторые особенности рассказа и ответить на интересующие вопросы.

Людмила Улицкая – российская писательница, сценарист, первая из женщин - литераторов, удостоившаяся премии «Русский Букер» (2001). В 2009 году номинировалась на международную Букеровскую премию, дважды лауреат премии «Большая книга».

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в Башкирии, куда Улицких в последние годы войны отправили в эвакуацию. Раннее детство будущей писательницы прошло в городе Давлеканово, а по окончании войны семейство вернулось в Москву (Приложение 1).

В столице Людмила поступила в Московский государственный университет на факультет биологии, где выбрала одну из самых сложных и увлекательных кафедр – кафедру генетики. В выборе будущего Людмила шла по стопам родителей, также занимавшихся научной деятельностью. Мать Улицкой, Марианна Борисовна Гинзбург, была биохимиком и работала в научно-исследовательском институте педиатрии, а отец Евгений Яковлевич Улицкий, будучи ученым и доктором технических наук, выпустил ряд книг, посвященных механике и сельскому хозяйству.

Окончив университет, Людмила Евгеньевна устроилась на работу по профессии в институт общей генетики АН СССР, но проработала там только два года. В 1970 году она уволилась «в добровольно-принудительном порядке» – будущую писательницу уличили в чтении и перепечатке самиздата, что не приветствовалось в те годы (Приложение 2). Увольнение это, казавшееся тогда досадной неудачей, стало первой ступенькой на пути Улицкой к литературному творчеству. После десятилетнего перерыва новым местом работы благодаря помощи подруги и знакомству с Шерлингом оказалась работа заведующей литературной частью в Еврейском музыкальном театре – здесь в профессиональные обязанности Людмилы входило написание пьес, инсценировок и рецензий на спектакли.

Помимо основной занятости, Улицкая переводила стихи с Монгольского, что было редкостью. Работа, требующая творческой отдачи, умения видеть окружающий мир в мельчайших деталях и огромного терпения, подтолкнула Людмилу к мысли о собственной литературной деятельности, и с конца

80-х годов повести и рассказы Улицкой начали появляться в различных сборниках (Приложение 3).

Еще до того, как мир заговорил о явлении «Улицкая-писатель», Людмила уже прославилась в качестве сценариста. Фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех», для которых она писала сценарии, принесли первое дуновение известности, отчасти проложив дорогу будущим прозаическим произведениям. Помимо этих двух фильмов, Улицкая также писала сценарии для картин «Умирать легко», «Эта пиковая дама», «Сквозная линия».

Первой большой книгой Улицкой стал сборник рассказов «Бедные родственники», изданная в 1993 году (Приложение 4). В России повесть вышла в сборнике, получившим название «Сонечка и другие рассказы».

С того момента Улицкая выпустила более десятка книг, включающих романы, повести и сборники рассказов, которые были переведены на 30 языков мира (Приложение 5).

В 2007 году Людмила Евгеньевна основала фонд собственного имени, нацеленный на поддержку гуманитарных инициатив. При содействии Фонда существует проект «Хорошие Книги», суть которого заключается в том, что Улицкая отбирает изданные в России книги и отправляет их в различные библиотеки.

В семье писательницы онкология оказалась распространенной болезнью, и Людмила была внутренне готова к этому диагнозу. Ежегодная диспансеризация не помогла выявить рак молочной железы на ранней стадии. Когда его обнаружили, Улицкая болела уже в течение трех лет. Операцию Людмила делала в Израиле. Ее поразило отношение к онкологическим больным в этой стране, налаженная система психологической помощи. Хирургическое вмешательство прошло благополучно, болезнь отступила. Позднее на родине Людмила Улицкая вошла в попечительский совет московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Таким образом, жизнь Людмилы Улицкой не была легкой, ей пришлось преодолеть много трудностей на своем пути, но она не сдалась, не сломалась, а продолжала создавать глубокие произведения, которые проникают глубоко в душу и остаются в ней навсегда.
























Глава 2. История создания рассказа «Дочь Бухары»

Замечательный рассказ российской писательницы «Дочь Бухары» (Приложение 6) , был написан в 1994 г. В нем описывается тяжелый период послевоенного времени.

Рассказ известен очень многим читателям, глубоко изучающим литературу.

Произведение не пользуется слишком широкой известностью, однако тот смысл, который внесла в произведение Людмила Евгеньевна Улицкая, навеки останется важной частью мировой истории. Удивительно, насколько некоторые авторы мастерски умеют выражать свои чувства, которые у них имеются насчет данного вопроса.

Герои «Дочери Бухары» отличаются друг от друга. Читая рассказ, можно заметить, что даже в крайне тяжелые времена существовали различные семейные проблемы, связанные с разными взглядами поколений. Выполняя анализ рассказа «Дочь Бухары», рассматривая героев, наблюдая за взаимоотношениями между людьми, можно увидеть всем знакомую проблему отцов и детей. Несмотря на это, люди, связанные между собой, такие разные персонажи все равно являются опорой друг для друга, способны смотреть на мир по-разному, делать абсолютно разные выводы и, порою, совсем необдуманно и неожиданно для читателя, принимать жизненно важные решения.









Глава 3. Система образов главных героев рассказа Л. Е. Улицкой

«Дочь Бухары»

Для исследования образов главных героев рассказа большое значение имеет раскрытие образов героев. Для анализа мы выбрали следующих героев: пожилого доктора Андрея Иннокентьевича, его сына Дмитрия (Приложение 7) и его жену Бухару (Приложения 7, 8) , а также их дочь – Милочку (Приложение 8).

Пожилой доктор

1. Портрет

Пожилой доктор был очень старенький, рассудительный: «А навстречу им по заросшей тропинке, хромая, спешил старый доктор Андрей Иннокентьевич». Мы представляем его седовласым господином в очках, интеллигентным и соспитанным (с. ).

2. Характер и поступки

О пожилом докторе можно сказать, что он был очень добрый, бескорыстный и сочувствующий. Он помогал другим, оказывал медицинскую помощь совершено бескорыстно: «Не было во дворе старухи, к которой не приходил бы пожилой доктор, младенца, которого не приносили бы к старому доктору, и человека, который мог бы сказать, что доктор взял с него хоть рубль за лечение» (с. ).

3. Взаимоотношения с другими героями

К пожилому доктору в обществе относились очень хорошо. Он помогал людям, оказывал им медицинскую помощь. Всегда относился ко всем с пониманием и уважением.

В рассказе «Дочь Бухары» у пожилого доктора есть внук Дмитрий, который ушел воевать и еще не вернулся, он его ждал с нетерпением. И когда внук вернулся, он поспешил его встречать, так как он не видел его очень долго. Дмитрий приехал с невестой.

Пожилой доктор был очень приятным, бескорыстным и сочувствующим. С ним все очень хорошо обращались, потому что у него был очень приятный характер, он был очень вежлив и доброжелателен. Такие хорошие люди, как он - это редкость. Побольше бы таких людей в нашей стране! Если бы число таких людей увеличилось, то бы наш мир стал гораздо лучше!!!

Таким образом, пожилой доктор был очень приятным человеком, вежливым и доброжелателен.

Дмитрий

1. Портрет

Дмитрий был майором медицинской службы, человеком строгим, сильным, справедливым, благородным. Таким мы представляем его в процессе чтения рассказа: «Майор медицинской службы такой правильный белозубый, русо-русский, как будто только что с плаката спрыгнувший загорелый воин – освободитель».

2. Характер и поступки

О Дмитрии можно сказать, что он был гордый, справедливый и строгий. Строгим он был потому, что он был майором медицинской службы! «Может быть, он стал таким после войны» (с. ).

Дмитрий старался быть галантным и внимательным к своей невесте, он открывал ей дверцу машины, брал ее под руку. Но по ходу рассказа он меняется…

3. Взаимоотношения с другими героями

Соседи к Дмитрию относились хорошо.

Как только Дмитрий вернуться домой, как соседки уже выбежали его встречать: «…соседки уже высыпали во двор, и над суматошными строениями завис высокий торжествующий женский крик: «Дима! Дима докторский вернулся!» (с. ).

В рассказе «Дочь Бухары» у Дмитрия был дедушка. Дед его ждал с нетерпением, а когда тот вернулся, Андрей Иннокентьевич поспешил его встречать.

Дмитрий очень любил свою жену, но, после того, как у них родился неполноценный ребенок, Бухара стала все время проводить с больной дочкой, и супруг отдалился от нее. «Он понял, что их дочь не спасти от синдрома Дауна. Сначала он просто изредка видел Милочку и играл с ней. А потом перестал обнимать и играть с ней. А вскоре сказал жене, что он уходит к другой. После он Милочку не навещал. А деньги переводил по почте» (с. ).

Таким образом, Дмитрий был положительным героем, но в конце рассказа он поступает подло: предает свою дочь и жену. Узнав, что у его ребенка такой диагноз и от него не избавиться, он не смог смириться с тем, что его ребенок неполноценен и поэтому решил уйти из семьи. Такое бывает часто в наше время, и это не исключение. Надо всегда бороться за все до конца. А особенно за своих родных и близких!


Бухара

  1. Портрет

Добрая, красивая, сильная, любящая, великодушная, жизнерадостная, предусмотрительная, заботливая, трудолюбивая. Такой мы видим ее

в процессе чтения рассказа: «…из машины вышла очень молодая женщина невиданной красоты с блестящими, несменной восточной красоты глазами…» (с. ). Когда от нее ушел муж, она пошла работать, чтобы прокормить Милочку. Покупала разные лекарства для дочки, старалась изо всех сил, чтобы у Милочки было полноценное детство.

2. Характер и поступки

Бухара

О Бухаре можно сказать, что она была великодушная, жизнерадостная, предусмотрительная и трудолюбивая.

Бухара была очень трудолюбивой. Это отличительная особенность всех восточных женщин. Приехав во флигель пожилого доктора Андрея Иннокентьевича, она тут же начала приводить в порядок запущенное хозяйство, чистить и мыть: «…сияла глазами в его сторону, легко и ловко перебирала тонкими пальцами, расчищая запущенный дом. Из окна кабинета доктор наблюдал, как его беременная невестка сидит на корточках в палисаднике, отчищает старую кастрюлю» (с. ).

Несмотря на то, что ее бросил муж, она не сдалась и не отправила Милочку в детский дом, потому что она очень сильно ее любила. Чтобы у Милочки было полноценное детство, она пошла работать. «Толстая Милочка росла в счастливом одиночестве » (с. ). Покупала разные лекарства, наряды Милочке. «Она наряжала в цветные платья, повязывала нарядные бантики…» (с. ). Милочку Бухара считала совершенно полноценным ребенком: «Жена Дмитрия не замечала неполноценности девочки» (с. ).

Пока Бухары не было дома, за Милочкой приглядывала Паша. Паша была домработницей, которая осталась там жить после смерти Андрея Иннокентьевича. Некоторое время спустя, Бухара заболела смертельной болезнью, кроме Паши, она этого никому не говорила. Перед своей смертью она решила выдать Милочку замуж, а самой уехать на Родину, чтобы Милочка ее забыла. Ее план осуществился: Милочку она выдала замуж за Григория, а сама уехала на родину, как и планировала.

Итак, мы видим, что Бухара была не только доброй и покладистой, но и очень сильной женщиной. Ее характер закалился при встрече с жизненными трудностями: она не сдается, борется до конца. Несмотря ни на что, идет к поставленной цели и достигает ее. Бухару можно назвать матерью с большой буквы!

3.Взаимоотношения с другими героями

Бухара

С другими героями рассказа у Бухары конфликтов не возникало. Она была ко всем доброжелательна. Бухара очень любила Дмитрия, а он ее: «Со слепоглухотой, свойственной всем счастливчикам, молодые как будто не замечали душераздирающего контраста между жизнью брачных преселенцев» и собственным счастьем (с. ).

Видно, что Бухара всегда будет уважительно относится к деду Дмитрия:

«Красавица с туманно - черными глазами скромно выглядывала из-за его спины» (с. ).

Очень быстро Бухара подружилась с Пашей и могла ей доверять свои секреты: «Бухара была с Пашей ласкова и почтительно проста» (с. ). Бухара была обычным простым человеком в общении, но с сильным характером и силой воли. Она очень хорошая и сильная женщина!

Итак, мы видим, что Бухара была не только доброй и покладистой, но и очень сильной женщиной. Ее характер закалился при встрече с жизненными трудностями: она не сдается, борется до конца. Несмотря ни на что, идет к поставленной цели и достигает ее. Бухару можно назвать матерью с большой буквы!

Милочка

  1. Портрет

Слабая, маленькая, очень добрая, любящая, нечистоплотная: «Девочка была очень вялая, отечная…» (с. ).

«Детство Милочки было нескончаемо длинным: целое десятилетие радовали ее «ладушки», «сорока – воровка», она прятала свое личико за носовой платок или в подушку и требовала, чтобы ее искали…» (с. ).

К концу рассказа портрет Милочки меняется. Она начинает взрослеть, становится чистоплотной и аккуратной, трудолюбивой. Наверно, воспитание матери не проходит даром: «Младенческий период этот стал заканчиваться к одиннадцатому году, когда она вдруг стала улучшаться в развитии, ее трехлетний разум стал взрослеть, она стала лучше говорить и очень заботится о чистоте, главным образом рук, подолгу мыла руки в горячей воде» (с. ).

2. Характер и поступки

Милочка была воспитанная, добрая и нечистоплотная. «Милочка была всегда улыбчивой и спокойной – не плакала. Не обижалась, не сердилась, никогда ей не хотелось ничего такого, что было запрещено» (с. ). «Единственной неприятной особенностью Милочки была ее нечистоплотность. Она очень поздно, как бывает с такими детьми, начала просится на горшок…» (с. ). Милочка очень любила играть полужидкой земле: «Любимой стихией Милочки была полужидкая земля, в которой она с наслаждением возилась» (с. ). Долгими часами она сидела рядом с песочницей, месила тесто и лепила, лепила.

В одиннадцать лет Милочка начала взрослеть. Она стала лучше разговаривать, заботится о чистоте.

«научилась вырезать ножницами из бумаги. Теперь мать приносила ей множество открыток, старых полуизодранных журналов, и Милочка усердно, днями напролет, вырезала какие -нибудь мелкие цветочки из жесткой открытки» (с. ). «Радостно приносила она матери свои кропотливые изделия, та гладила ее по голове и одобряла: очень красиво, Милочка! Хорошо, Милочка!» (с. ). По трудовому обучению два года была отличницей. А по другим предметам была неуспешна: «Милочка старалась, терпеливо пыхтела и по трудовому обучению за два года вышла в отличницы. С буквами и цифрами, правда, совсем ничего не получалось» (с. ).

Итак, мы видим, что Милочка сначала была беспомощным ребенком, а потом в 11 лет она начала взрослеть и она стала аккуратной, чистоплотной, усердной, у нее появилось стремление к красивому. «Она приклеивала свои вырезки на альбомные листы, составляла какие – то невообразимые комбинации из лошадиных голов, автомобильных колес и женских причесок, по своему, привлекательные и дико художественные……..» Милочка была очень хорошей, старалась быть аккуратной.

  1. Взаимоотношения с другими героями

Милочка ко всем хорошо относилась. Никогда не капризничала. Всегда слушала маму. Помогала, когда требовалась ее помощь: « Милочка принесла матери чашку горячей травы» (с. ).

Когда отец ушел из семьи, Милочка осталась с мамой одна. Она очень сильно любила маму. Пока мама ходила на работу, с девочкой сидела старая Паша.

Детство Милочки закончилось в одиннадцать лет. Она стала взрослеть, стала чистоплотна. Научилась делать разные поделки и дарила их маме.

В семнадцать лет Милочка попросила у матери туфли на каблуках. Мама долго не могла купить туфли дочери: «Ножки ее были детского размера» (с. ). Милочка не сразу научилась на них ходить, она очень часто спотыкалась.

Когда Милочка научилась ходить на каблуках, мать отвезла ее в мастерскую при психоневрологическом диспансере, где с помощью трудового воспитания, а именно склейки конвертов и вырезывания фигурных ценников из умственно отсталых людей пытались выбрать полезных членов общества.

Мать уволилась из школы и поступила в диспансер, чтоб быть рядом с дочерью. Однажды мать Милочки – Бухара познакомилась как раз в том самом диспансере с дедушкой и его сыном Григорием. Они туда пришли за справкой. Будучи больной, Бухара решила выдать милочку замуж. Григорий познакомился с Милочкой, и они поженились. И после их свадьбы мать Милочки уехала на Родину умирать.

Милочка была счастлива с Григорием! Он провожал ее каждый день до трамвая, а потом встречал на остановке.

Таким образом: Милочка была положительным героем. Несмотря на свою болезнь, старалась быть аккуратной. Ко всем была добра. На протяжении всего рассказа мы видим, что Милочка взрослела и изменялась в лучшую сторону!















Заключение

Для исследования образов главных героев рассказа были выделены следующие характеристики: портреты героев, их характер и поступки, взаимоотношения с другими героями.


  1. В ходе исследования были выявлены следующие портреты героев:

  1. Пожилой доктор: очень старенький и рассудительный

  2. Дмитрий: строгий, сильный, справедливый, благородный. После рождения дочери меняется, становится безответственным.

3.Бухара: Добрая, красивая, сильная, любящая, великодушная ,жизнерадостная, предусмотрительная ,заботливая ,трудолюбивая .

4. Милочка: Слабая , Маленькая, очень добрая , любящая , нечистоплотна. В одиннадцать лет она повзрослела и стала аккуратной, чистоплотной и усердной.

2) Характер и поступки:

1.Пожилой доктор: был очень добрый, бескорыстный и сочувствующий. Он помогал другим, оказывал медицинскую помощь совершено бескорыстно.

2.Дмитрий: гордый, справедливый и строгий . Дмитрий старался быть галантным и внимательным к своей невесте. После рождения дочери вскоре уходит от жены.

3. Бухара: великодушная, жизнерадостная, предусмотрительная и трудолюбивая. Не сдается перед трудностями. Всегда идет к поставленной цели.

4. Милочка: Милочка была воспитанная, добрая, но нечистоплотная. Сначала она была беспомощным ребенком, но в одиннадцать лет все изменилось, она начала взрослеть стала лучше разговаривать и заботиться о чистоте.


3. Взаимоотношения с другими героями:


1.Пожилой доктор: К пожилому доктору в обществе относились очень хорошо. Он помогал людям, оказывал им медицинскую помощь. Всегда относился ко всем с пониманием и уважением.


2.Дмитрий: Соседи к Дмитрию относились хорошо. Он был положительным героем. Но после рождения дочери все меняется. Он не может смериться с неполноценностью дочери и поэтому уходит от жены.

3.Бухара: С другими героями рассказа у нее конфликтов не возникало. Она была ко всем доброжелательна. Могла доверить все свои секреты пожилой Паше. Очень любила своего мужа Дмитрия. Всеми силами воспитывала дочь Милочку после ухода мужа – Дмитрия. Старалась для нее чем - то жертвовала.

4.Милочка: Никогда не капризничала. Очень любила свою маму. Всегда слушалась. Помогала когда требовалась ее помощь. « Милочка принесла матери чашку горячей травы, несколько размоченных урючин ……….» Будучи больной, мать решила выдать милочку замуж за Григория. Милочка согласилась и вскоре вышла замуж за Григория. Она с уважение относилась к своему мужу.

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена: Вспомощью этой работы мы сможем узнать и подробно рассмотреть портреты героев, их характер, поступки и взаимоотношения с другими героями.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.


Список использованных источников.

  1. Евгеньевна Л.У. «Дочь Бухары». – М, 2009 г.

  2. Биография Л. Е. Улицкой / wikipedia.org.

  3. О произведении и героях рассказа «Дочь Бухары», article .










Приложение № 1


Улицкая в детстве и молодости












Приложение № 2


Улицкая в лаборатории















Приложение № 3

Людмила Улицкая













Приложение № 4

















Приложение № 5
















Приложение № 6


Рассказ « Дочь Бухары » входит в сборник рассказов



Приложение № 7


Бухара с Дмитрием







Приложение № 8


Бухара с дочерью Милочкой

29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!