СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по физике "Вычисление скорости течения реки Амур"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование можно провести в любой местности, где есть река.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по физике "Вычисление скорости течения реки Амур"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края




Исследовательская работа на тему:


Вычисление скорости течения реки Амур









Выполнили: ученики 7 класса

Гейкер Данил, Чеботарева Юлия

Руководитель: Литовченко Любовь

Михайловна МБОУ СОШ п.Быстринск



п.Быстринск

2019г.

Аннотация

В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о реке Амур, встав на позицию «биолога», «историка», «математика», «географа». Приобретут навыки анализа текста, навыки работы с информационными ресурсами.

Даная работа рассчитана на учащихся 5-7классов СОШ.

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что всегда интересно самим добывать знания, особенно практическим путём. Такое исследование можно провести в любой местности, где есть река.

Цель работы: проследить за изменением скорости течения реки Амур в зависимости от изменения уровня воды.

Задачи:

  • Изготовить модели корабликов;

  • Выполнить практическую работу с выходом на местность;

  • Оформить материал и выступить с ним на научно-практической конференции в школе.

Методы и приёмы:

  • Эксперимент и опыт;

  • Анализ полученных результатов;

В работе делается вывод: полученные результаты говорят о том, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Если измерять скорость течения реки Амур в разное время года, то можно убедиться: чем выше уровень реки, тем больше скорость течения.

.Практическая значимость исследования состоит в том, что это исследование интересно для учащихся и полученные результаты могут быть использованы на уроках математики (4-6 классы) и на уроках физики в 7 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ___________________________________________________4

1.Характеристика реки Амур.____________________________________ 4

1.1.Гидрологическая характеристика Реки Амур__________________ 4-5

1.2.Описание флоры и фауны реки Амур_________________________ 5-6

2.Практическая часть.

2 1. Алгоритм вычисления скорости течения реки Амур ___________ 7-8

2.2 Определение скорости течения реки Амур_____________________ 8

2.3.Определение средней скорости по максимальной поверхностной скорости.___________________________________________________ 9-12

3. Результаты вычисления скорости течения реки.________________ 13

4 .Заключение. Выводы. _______________________________________ 14

5. Список литературы ________________________________________ 15

Приложения_______________________________________________ 16-19







Введение.

«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему».

Иван Аксаков


1.ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ Амур

1.1.Гидрологическая характеристика реки Амур

Река Амур протекает по территории Дальнего Востока, Монголии и Китая. Чуть больше половины (54 %) бассейна расположено в России. Русло Амура разделяет два соседствующих государства Китай и Россию. Площадь бассейна реки Амур составляет 1855 тысяч кв. км.  Поэтому показателю она занимает четвёртое место среди Российских рек и десятое место среди рек мира. Длина реки — 2824 км. Питается в первую очередь муссонными дождями, они составляют 75% её годового стока, питание снегом играет второстепенную роль. Из - за этого колебания уровня воды в русле составляет 10-15 метров во время половодья. Во время сильных ливней река может разливаться на 10-20 километров. Во время летних паводков колебания уровня воды не превышают 3-4 метров.

По течению реки Амур

Верхний Амур, протянулся от слияния рек Шилки и Аргуни до города Благовещенска, имеет протяжение около 900 километров. В верхнем течении река имеет горный характер и сильное течение. Между хребтом Нюкжа и Большим Хинганом Амур проходит между скалистых и высоких берегов. Ближе к городу Благовещенску горы постепенно отдаляются и течение замедляется.

Средний Амур это участок реки между Благовещенском и Хабаровском протяженностью около 1000 км. На этом участке река течет в широкой долине, берега местами болотисты. После пересечении Малого Хингана, долина Амура сужается и его воды собираются в один мощный поток, текущий в живописной долине.

Нижний Амур, это участок от Хабаровска до моря, протяженностью около 950 км. Тут река течет по обширной Нижне-Амурской низменности, где встречаются множество озер.. После города Николаевска находится Амурский лиман, посредством которого он соединяется с Татарским проливом.

Притоки

Зея, Уссури, Бурея, Сунгари, Аргунь, Анюй, Горин, Гур, Амгунь.

Основные характеристик реки Амур:

  • Длина —  2824 км.

  • Бассейн — 2855 кв.км.

  • Годовой сток – 11330 куб.м/с

  • Наибольшая ширина — 5 км (село Троицкое)

  • Наибольшая глубина — 56 м. (около Тырского утёса)

  • Питание — преимущественно дождевое

1.2. Описание флоры и фауны реки Амур

Амурский бассейн характеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это, прежде всего, дальневосточные прерии Ханкайской низменности и богатые кедрово-широколиственные леса Сихотэ–Алиня, альпийские тундры Станового хребта и Даурские степи. Ценнейшими Амурскими ландшафтами являются водно-болотные угодья широким зеленым поясом тянущиеся вдоль всего Амура и крупных притоков. Амурский водно-болотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важнейшим миграционным коридором для миллионов птиц.

Здесь произрастает более 5000 видов сосудистых растений, обитает около 400 видов птиц, более 70 видов млекопитающих, в том числе амурский тигр.

Амур славится богатой флорой и фауной и считается в России одним из самых крупных рыбопромысловых районов. В реке встречается около 136 видов рыб, из которых более 30 являются промысловыми. Остальные же охраняются законом,Среди самых распространенных представителей речной фауны можно выделить следующие виды рыб: толстолоб, кета, верхогляд, корюшка, горбуша, белый и черный амур, лосось, калуга, косатка-скрипун, змееголов, амурский и сахалинский осетр, желтощек, китайский окунь и др. Кроме того в водах р. Амур нерестятся рыбы семейства лососевых. Рыба белый амур, один из представителей подводного мира р. Амур .Река Амур является судоходной, передвижение судов разрешено по всей ее длине. Ограничение существует только для частных и небольших и судов вдоль пограничной территории. Однако стоит отметить, что такое ограничение введено только в России, на территорию Китая оно не распространяется. Кроме того, между Россией и Китаем по реке Амур осуществляются международные пассажирские перевозки.

В учебниках математики часто встречаются задачи на движение. Одна из разновидностей – это движение по течению и против течения реки. Поэтому мы решили выполнить работу по вычислению скорости течения реки, протекающей в нашей местности совсем недалеко от школы.

Так появилась тема исследования:

«Вычисление скорости течения реки АМУР»

Актуальна эта работа, прежде всего потому, что всегда интересно самим добывать знания, особенно практическим путём. Такое исследование можно провести в любой местности, где есть река.

Цель работы: проследить за изменением скорости течения реки Амур в зависимости от изменения уровня воды.

Задачи:

  • Изготовить модели корабликов;

  • Выполнить практическую работу с выходом на местность;

  • Оформить материал и выступить с ним на научно-практической конференции в школе.

Объект исследования – река Амур

Предмет исследования:   скорость течения реки Амур ( участок бассейна р. Амур в пределах п.Быстринск Ульчского района Хабаровского края).


Методы и приёмы:

  • Эксперимент и опыт;

  • Анализ полученных результатов;

Гипотеза. Мы предположили, что если измерить скорость течения реки Амур в разное время года, то можно убедиться: чем выше уровень реки, тем больше скорость течения.

Работа относится к прикладным исследованиям.

Оборудование:

  • рулетка,

  • длинный шнур,

  • секундомер.

  • Измерительный шест

  • Планшет

  • Карандаш

  • калькулятор

2. Практическая часть

2.1 Алгоритм вычисления скорости течения р

Вычисление скорости реки Амур

Для вычисления скорости реки необходимо было провести несколько серий опытов, которые заключались в следующем:

  • Изготовление моделей корабликов из различных материалов (дерево, бумага, пенопласт);

  • Выход на местность (река Амур);

  • Измерение расстояния по берегу реки (прямой участок) при помощи рулетки. Получили 20 метров; 10 метров

  • Поочерёдный спуск корабликов на воду и замер времени, за которое модели преодолеют расстояние в 20 метров; 10 метров.

  • Вычисление скорости течения реки по формуле: = , где v – скорость, S – расстояние, t – время;

  • Оформить все данные и результаты в таблицу и вычислить среднюю скорость по формуле нахождения среднего арифметического;

  • Результат получить в единицах: м/с, км/ч.


Выход на местность осуществлялся в июне 2018 года, в июле 2018 года, в августе 2018 года, в сентябре 2018 года.

Сбор дополнительного материала и окончательное оформление работы в январе2019 года.

Представление работы на школьной научно-практической конференции в марте 2019 года.

    1. Определение скорости течения реки Амур.

1. ИЮНЬ 2018 года.

От берега 3м. Глубина реки – 0.7м Замеры производились при помощи длинной рейки.

В первой опытной партии было отправлено «в плавание» 3 кораблика из различных материалов. Результаты поместим в таблицу.




1. ИЮНЬ 2018 года.

Материал модели

Путь (м)

Время

(с)

Скорость

(м/с)

Скорость(км/ч)

1

2

3


Дерево

Пенопласт

Бумага


10

10

10

43

40

35

0.23

0.25

0.28

0.83

0.9

1

2.3.Определение средней скорости по максимальной поверхностной скорости.

Средняя скорость = (0,23+0,25+0,28))/3 = 0,25(м/с) = 0.9(км/ч)






2.Июль 2018 года.

Глубина реки – 1м Глубину измеряли размеченным на сантиметры шестом.



Материал модели


Путь

(м)


Время

( сек)


Скорость (м/с)


Скорость

(км/ч)


1

2

3



Дерево

Пенопласт

Бумага



10

10

10



40

36

35



0.25

0.27

0.28


0.9

0.97

1

Средняя скорость = (0,25+0,27+0,28)/3= 0,27 (м/с) = 0.97 (км/ч)





3. АВГУСТ. 2018 года.

Глубина реки – 2.6м Проведено 3 испытания. Замеры производились при помощи эхолота. /В этом помогали родители, т.к. необходимо было замерять глубину именно на заданном участке реки/.




Материал модели

Путь

(м)

Время

(с)

Скорость

(м/с)

Скорость

(км/ч)


1

2

3



Дерево

Пенопласт

Бумага



10

10

10


17

16

15


0.58

0.62

0.66


2.08

2.23

2.37

Средняя скорость = (0.58+0.62+0.66)/3 = 0,62 (м/с) = 2.23 (км/ч)


4.Сентябрь 2018года

Глубина реки – 3. м Замеры производились при помощи эхолота.



Материал модели


Путь

(м)


Время

(сек)


Скорость

(м/с)


Скорость

(км/ч)


1

2

3


Дерево

Пенопласт

Бумага




10

10

10


15

14

13


0,66

0,71

0,76


2.37

2.56

2.74


Средняя скорость = (0.66+0.71+О.76)/3 = 0,71(м/с) = 2.56км/ч


3. Результаты вычисления скорости течения реки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЫЧИСЛЕНИЙ ПО МЕСЯЦАМ.

месяц

Глубина реки (м)

Средняя скорость (км/ч)

Июнь

Июль

Август

Сентябрь


0.7

1

2.6

3

0.9

0.97

2.23

2.56



По графику видно, что самая большая скорость была во время половодья, когда глубина достигала 3м. Скорость -2.56 км/ч, это было в сентябре 2018года. Самая маленькая скорость реки наблюдалась в июне. Дождей было мало, уровень воды небольшой. Скорость составила 0,9 км/ч.


4 .Заключение. Выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты говорят о том, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Если измерять скорость течения реки Амур в разное время года, то можно убедиться: чем выше уровень реки, тем больше скорость течения.

Вывод: Скорость течения зависит от глубины реки: чем больше глубина, тем больше скорость течения реки.


Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать на уроках математики (4-6 классы) и на уроках физики 7 класс.












Список литературы.

  1. Задачи по математике для 4-5 классов /И.В.Баранова. М: Просвещение, 1988.

  2. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – 2-е издание – М.: Просвещение, 1988.

  3. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Н.Я.Виленкин и др.

  4. Поисковые задачи по математике ( 4-5 классы): Пособие для учителя /Колягин Ю.М./

  5. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя К.Н.Поливанова. – М.: просвещение, 2008г.

  6. Интернет-ресурсы:

www.mer.kakras.ru

http://www.mirvesov.com











ПРИЛОЖЕНИЯ


№1

Выход на местность река Амур
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!