СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по естествознанию "Снег искрится?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по естествознанию "Снег искрится?"»

Конференция школьных исследовательских работ

«Первые шаги в науку»







Научно-исследовательская работа


«СНЕГ ИСКРИТСЯ ?»





Работу выполнила:

Бадмажапова Дарья Олеговна,

ученица 2 А класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 57 г. Улан-Удэ»



Руководитель:

Уладаева Маргарита Владимировна,

учитель 2 А класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 57 г. Улан-Удэ»



Улан-Удэ

2019 г.

Оглавление



Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Снег - индикатор------------ --------------------------------------------------------5

2. Изучение снежного покрова ---------------------------------- -------------------7

3. Выводы по проделанному опыту ------------------------------------- ---------- 8

4. Заключение--------------------------------------------------------------------------- 9

Литература-------------------------------------------------------------------------------10

Приложение
























Введение


Для нормальной жизнедеятельности человека, животных и растений нужен воздух. Без еды человек может прожить около 5 дней, без воды от 3 до 5 суток, а без воздуха не более 5 минут.

Но вдыхаемый атмосферный воздух должен соответствовать определённым санитарным нормам, в противном случае, он вызовет различные заболевания.

Проблемы экологии крупных городов напрямую связаны с высокой концентрацией автомобильного транспорта и предприятий промышленности, расположенных на сравнительно небольших территориях. В результате этого нарушается хрупкое экологическое равновесие.

Поселок Энергетик – это пригородный район нашей столицы Республики Бурятии г. Улан-Удэ. Мои родители – мама и папа, а также дедушка и бабушка рассказывали мне, что поселок Энергетик – это прекрасное местно для жизни и отдыха. Почему? Здесь есть прекрасная инфраструктура поселка для молодого поколения – есть прекрасная школа, детский сад, а еще какой?! С бассейном и прекрасными воспитателями. Я сама посещала много лет детский сад № 113 «Капитошку» и училась в предшколе СОШ №57.

Наш поселок Энергетик находится далеко от промышленных узлов нашего города – столицы Улан-Удэ, поэтому влияние атмосферных выбросов можно оценить за счет выбросов автомобильного транспорта. А наша семья имеет традицию – походы в лес на шашлыки – и зимой, и весной, и летом. Поэтому для меня актуально - какова ситуация с загрязнением воздуха в поселке Энергетик.

Гипотеза: чем дальше источник искусственного загрязнения воздуха, тем чище снег.

Цель исследования: исследовать степень загрязнения снежного покрова на разных участках посёлка Энергетик.


Задачи исследования:

1. На основе литературных источников изучить информацию об образовании снега, факторах, влияющих на его загрязнение;

2. Познакомиться с методикой проведения исследовательской работы;

3. Провести исследование состояния снежного покрова на территории п.Энергетик.

Объект исследования: снежный покров.

Предмет исследования: степень загрязнения проб снега с различных участков территории.

Место исследования:

данное исследование проводилось ученицей 2 А класса СОШ № 57 г. Улан-Удэ Бадмажаповой Дашей.

Исследовались пробы снега с различных участков:

участок № 1: территория у здания школы;

участок № 2: обочина автодороги у пришкольного участка (футбольное поле);

участок № 3: обочина основной автодороги (3 м), которая сообщается с г. Улан-Удэ;

участок № 4: обочина основной автодороги (6 м), в лесу;

участок № 5: территория лесного участка как индикатор.

Методы исследования:

1.​ Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач).

2.​ Практический - экспериментальный (постановка опытов).

3.​ Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов эксперимента).

Сроки проведения исследования: февраль 2019 года.




  1. Снег-индикатор

Актуальность. Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. Вредные вещества, выбрасываемые предприятиями, котельными, автомобильным и железнодорожным транспортом, накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изучение состава снежного покрова позволяет оценить степень загрязнения воздуха, изучить влияние загрязнения на растения, высаживаемые на полях, огородах и клумбах, степень загрязнения талых вод.

Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в нашем населенном пункте является автомобильный  транспорт. Вредные соединения в составе выхлопных газов, дыма дизелей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла. Кроме этого, дороги зимой посыпают песком во избежание гололеда. Естественно песок остается в толще снега до весны. Таким образом, в составе снега можно выделить мельчайшие частицы пепла, выбрасываемые с выхлопными газами автомобилей или с дымом, сажа, частицы вредных металлов (марганец, свинец).

В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить, какие именно вещества поступают в атмосферу, и каковы последствия их влияния на окружающую среду, можно в зимний период (в феврале месяце) с помощью анализа снежного покрова конкретной территории. Я решила провести исследовательскую работу, которая поможет мне ответить на вопрос: «Правда ли, что транспорт влияет на чистоту снежного покрова?».

Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы несколькими путём попадания частиц и  ядовитых газов в дыхательную систему человека и животных и в листья растений; а также через атмосферные осадки, которые накапливают в себе загрязнения воздуха.

Осадки могут выпадать в разных формах. Одной из них является снег. Снег образуется, при температуре 00 С. Образовавшиеся кристаллики льда в этом случае, не успевают растаять.

Загрязнение снежного покрова происходит в 2 этапа. Во-первых, это загрязнение снежинок во время их образования в облаке и выпадения на местность.   Во-вторых, это загрязнение уже выпавшего снега в результате сухого выпадения загрязняющих веществ из атмосферы.

Снег выпадает из низких и очень холодных облаков при температуре воздуха, близкой к температуре замерзания, при которой ледяные кристаллы достигают поверхности земли, не тая. Снег в результате таяния, превращается в воду.

Одним из способов изучения чистоты воздуха является исследование снега. Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель чистоты воздуха. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным показателем загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв.

При образовании и выпадении снега концентрация загрязняющих веществ в нём оказывается в 2-3 раза выше, чем в атмосферном воздухе.

В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова, поэтому нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах.



  1. Изучение снежного покрова

Я с моим учителем решили взять пять проб снега в разных местах, а потом поместить снег в теплое место, чтобы он растаял. Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования.

Снег был взят в районе школы № 57, автодороги и в лесу (Приложение).

Снег мы набирали в стеклянные двухлитровые банки. Масса снега в банках была приблизительно равной - 1200 г -1400 г (Приложение).

Изучение внешнего вида снега

Первое что мы сделали - определили цвет снега. Цвет может быть белый, светло - серый, серый, грязный или другой.

Для определения цветности снега взяли пробы снега на 5 станциях (таблица 1):

Участок 1: У школы. Снег с темными вкраплениями, т.к. снег уже начал таять на солнце, температура воздуха в момент отбора проб была -4 ˚С;

Участок 2: Пришкольный участок - угол футбольного поля (у дороги). Снег, взятый на обочине футбольного поля сероватого цвета.

Участок 3: В районе автодороги (3 м от дороги). Снег очень тёмный – почти черный.

Участок 4: Обочина автодороги (6 м) в лес. Снег - с лёгким серым оттенком.

Участок 5: Сосновый лес (200 м на юг от дороги).

Степень загрязнения талой воды в разных районах отличается (Приложение).

В районе автодороги банка с оттаявшим снегом покрыта толстым грязным налетом. Вода, образовавшаяся при таянии снега из лесного массива и с пришкольного участка, практически прозрачная, без явных осадков.




Определение веса осадка

С каждого участка воду по 400 мл отфильтровали (Приложение), высушили осадок на фильтре. Взвешивали фильтр до фильтрования проб, а также высушенный фильтр после фильтрования (таблица № 2). Таким образом, мы определили количество загрязнителей в пробах снеговой воды. Наиболее загрязненным был фильтр от пробы № 3 (Приложение). На фильтре от пробы № 2, 4 загрязняющие вещества присутствовали в меньшем количестве, чем в пробе № 3, но были заметны невооруженным глазом на поверхности фильтра. На фильтре от пробы № 1, 5 загрязняющих веществ практически не было (Приложение). Цвет отфильтрованной воды от осадка описан в таблице 2.

Определение запаха воды

Для определения запаха в чистую пробирку наливаем исследуемую воду на 2/3 объема, плотно закрываем пробкой, осторожно взбалтываем. Затем, открыв пробирки, определяем запах воды (таблица № 3). В пробирках №2, № 3, № 4 чувствуем запах бензина, а в пробирке № 5 ощущается запах леса - соснового. А пробирке № 1 - запах отсутствует.

Наличие углеводородной пленки

Воду в колбе отстояли в течение суток и отметили - есть или нет радужная пленка. Радужная оболочка присутствует в пробирке № 3 (таблица № 4).

Определение кислотности снега

Затем мы решили определить рН талой воды. Опустили в каждую пробирку универсальный индикатор и определили кислотность фильтрата. Сравнили окраску индикатора со шкалой универсального индикатора. В пробах со всех участков среда была нейтральная - 7.


  1. Выводы по проделанным опытам

После проведения всех опытов и обсуждения полученных ,сделаны следующим выводы:

1.Самым чистым участком является территория лесного массива (участок 5) и пришкольного участка 1, удалённые от автодороги на 200 м. Все показатели чистоты снега находятся в норме. Исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;

2. Более грязным, чем пришкольный участок был пришкольный участок у проезжей части (участок 2) дороги, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ. Но наличие вредных веществ в атмосфере, а, следовательно, в снеге не катастрофично. Это можно объяснить небольшим потоком машин (родители подвозят учеников до школы и предшколы) проезжающих по данной автодороге. Если проанализировать пробы снега, взятые на более крупных дорогах, например, города Улан-Удэ, то, наверняка, количество вредных веществ будет гораздо больше.

3. Самым грязным является участок №3 (обочина автодороги, которая соединяет п. Энергетик с г. Улан-Удэ). Все вещества, попавшие в снег возле автодороги, весной попадут в почву. Талые воды будут негативно влиять на рост растений.

Заключение

В нашей работе мы исследовали степень загрязнения снежного покрова в п. Энергетик г. Улан-Удэ. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха. По результатам исследования мы оценили состояние атмосферного воздуха в зимний период. На качество снега в поселке большое влияние оказывают автомобильный транспорт, а также выбросы отопительных систем домов и зданий.

Данная работа имеет не только научно – исследовательское значение, но и практическое. Сделав анализ снежного покрова, мы можем рассказать о чистоте территории. Исследования снега дополняют общую картину состояния окружающей среды.


Литература

1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М., Азбука-Аттикус, 2017 г.- 500 с.

2. Новаковский, Б.А. и др. Оценка загрязнения снежного покрова // Экология и промышленность России. -1999. - №12.

3. Самкова В.А. Мы изучаем лес // Биология в школе. - 2003. - № 7.

4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. –М.: АСТ, 1999. – 260 с.

5. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов. - Москва: Просвещение, 1988. – 251 с.

6. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000. – 387 с.

7. Материал сайта  http://voda.molodostivivat.ru/svojstva-vody/interesnye-fakty-pro-sneg-dlya-detej.html

8. Материал сайта  https://grow-clever.com


















Приложение 1

Таблица № 1. Определение внешнего вида (цвета) снега

№ п/п

Место отбора образцов снега


Внешний вид снега

1

Пришкольный участок 1 – 200 м от автодороги на север

Белый с черными вкраплениями

2

Обочина автодороги у пришкольного участка

Светло -серый

3

Обочина автодороги у заправки – 3 м

Черный

4

Обочина автодороги - 6 м

Светло-серый

5

Сосновый лес – 200 м от автодороги на юг

Белый


Таблица № 2. Описание осадка и отфильтрованной воды

№ п/п

Место отбора образцов снега

Фильтр

Цвет отфильтрованной воды

1

Пришкольный участок

Слабо загрязнен

бесцветный

2

Обочина автодороги у пришкольного участка

Слабо загрязнен

желтоватый

3

Обочина автодороги у заправочной станции-3 м

Очень грязный, много песка

желтый

4

Обочина автодороги у заправочной станции 6 м

грязный

желтоватый

5

Сосновый лес

Очень слабо загрязнен

бесцветный


Таблица № 3. Определение запаха талой воды

№ п/п

Место отбора образцов снега

Запах воды

1

Пришкольный участок

Пахнет снегом

2

Обочина автодороги у пришкольного участка

Пахнет бензином

3

Обочина автодороги у заправочной станции- 3 м

Пахнет сильно бензином




4

Обочина автодороги у заправочной станции – 6 м

Пахнет бензином

5

Сосновый лес

Пахнет лесом








Таблица № 4. Определение наличия углеводородной пленки

п/п

Место отбора образцов снега

Наличие углеводородной (радужной) пленки

1

Пришкольный участок

нет

2

Обочина автодороги у пришкольного участка

нет

3

Обочина автодороги у заправочной станции- 3 м

есть

4

Обочина автодороги у заправочной станции – 6 м

нет

5

Сосновый лес

нет



































Приложение 2

Места отбора снега


Участок № 1



Участок № 2

Участок № 3

Участок № 4

Участок № 5

Пробы снега

Пробы талой воды

Фильтры с осадком

Отфильтрованная вода

Подготовка к опытам

Определения кислотности (рН)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!