Конференция школьных исследовательских работ
«Первые шаги в науку»
Научно-исследовательская работа
«СНЕГ ИСКРИТСЯ ?»
Работу выполнила:
Бадмажапова Дарья Олеговна,
ученица 2 А класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 57 г. Улан-Удэ»
Руководитель:
Уладаева Маргарита Владимировна,
учитель 2 А класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 57 г. Улан-Удэ»
Улан-Удэ
2019 г.
Оглавление
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Снег - индикатор------------ --------------------------------------------------------5
2. Изучение снежного покрова ---------------------------------- -------------------7
3. Выводы по проделанному опыту ------------------------------------- ---------- 8
4. Заключение--------------------------------------------------------------------------- 9
Литература-------------------------------------------------------------------------------10
Приложение
Введение
Для нормальной жизнедеятельности человека, животных и растений нужен воздух. Без еды человек может прожить около 5 дней, без воды от 3 до 5 суток, а без воздуха не более 5 минут.
Но вдыхаемый атмосферный воздух должен соответствовать определённым санитарным нормам, в противном случае, он вызовет различные заболевания.
Проблемы экологии крупных городов напрямую связаны с высокой концентрацией автомобильного транспорта и предприятий промышленности, расположенных на сравнительно небольших территориях. В результате этого нарушается хрупкое экологическое равновесие.
Поселок Энергетик – это пригородный район нашей столицы Республики Бурятии г. Улан-Удэ. Мои родители – мама и папа, а также дедушка и бабушка рассказывали мне, что поселок Энергетик – это прекрасное местно для жизни и отдыха. Почему? Здесь есть прекрасная инфраструктура поселка для молодого поколения – есть прекрасная школа, детский сад, а еще какой?! С бассейном и прекрасными воспитателями. Я сама посещала много лет детский сад № 113 «Капитошку» и училась в предшколе СОШ №57.
Наш поселок Энергетик находится далеко от промышленных узлов нашего города – столицы Улан-Удэ, поэтому влияние атмосферных выбросов можно оценить за счет выбросов автомобильного транспорта. А наша семья имеет традицию – походы в лес на шашлыки – и зимой, и весной, и летом. Поэтому для меня актуально - какова ситуация с загрязнением воздуха в поселке Энергетик.
Гипотеза: чем дальше источник искусственного загрязнения воздуха, тем чище снег.
Цель исследования: исследовать степень загрязнения снежного покрова на разных участках посёлка Энергетик.
Задачи исследования:
1. На основе литературных источников изучить информацию об образовании снега, факторах, влияющих на его загрязнение;
2. Познакомиться с методикой проведения исследовательской работы;
3. Провести исследование состояния снежного покрова на территории п.Энергетик.
Объект исследования: снежный покров.
Предмет исследования: степень загрязнения проб снега с различных участков территории.
Место исследования:
данное исследование проводилось ученицей 2 А класса СОШ № 57 г. Улан-Удэ Бадмажаповой Дашей.
Исследовались пробы снега с различных участков:
участок № 1: территория у здания школы;
участок № 2: обочина автодороги у пришкольного участка (футбольное поле);
участок № 3: обочина основной автодороги (3 м), которая сообщается с г. Улан-Удэ;
участок № 4: обочина основной автодороги (6 м), в лесу;
участок № 5: территория лесного участка как индикатор.
Методы исследования:
1. Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач).
2. Практический - экспериментальный (постановка опытов).
3. Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов эксперимента).
Сроки проведения исследования: февраль 2019 года.
Снег-индикатор
Актуальность. Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. Вредные вещества, выбрасываемые предприятиями, котельными, автомобильным и железнодорожным транспортом, накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изучение состава снежного покрова позволяет оценить степень загрязнения воздуха, изучить влияние загрязнения на растения, высаживаемые на полях, огородах и клумбах, степень загрязнения талых вод.
Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в нашем населенном пункте является автомобильный транспорт. Вредные соединения в составе выхлопных газов, дыма дизелей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла. Кроме этого, дороги зимой посыпают песком во избежание гололеда. Естественно песок остается в толще снега до весны. Таким образом, в составе снега можно выделить мельчайшие частицы пепла, выбрасываемые с выхлопными газами автомобилей или с дымом, сажа, частицы вредных металлов (марганец, свинец).
В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить, какие именно вещества поступают в атмосферу, и каковы последствия их влияния на окружающую среду, можно в зимний период (в феврале месяце) с помощью анализа снежного покрова конкретной территории. Я решила провести исследовательскую работу, которая поможет мне ответить на вопрос: «Правда ли, что транспорт влияет на чистоту снежного покрова?».
Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы несколькими путём попадания частиц и ядовитых газов в дыхательную систему человека и животных и в листья растений; а также через атмосферные осадки, которые накапливают в себе загрязнения воздуха.
Осадки могут выпадать в разных формах. Одной из них является снег. Снег образуется, при температуре 00 С. Образовавшиеся кристаллики льда в этом случае, не успевают растаять.
Загрязнение снежного покрова происходит в 2 этапа. Во-первых, это загрязнение снежинок во время их образования в облаке и выпадения на местность. Во-вторых, это загрязнение уже выпавшего снега в результате сухого выпадения загрязняющих веществ из атмосферы.
Снег выпадает из низких и очень холодных облаков при температуре воздуха, близкой к температуре замерзания, при которой ледяные кристаллы достигают поверхности земли, не тая. Снег в результате таяния, превращается в воду.
Одним из способов изучения чистоты воздуха является исследование снега. Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель чистоты воздуха. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным показателем загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв.
При образовании и выпадении снега концентрация загрязняющих веществ в нём оказывается в 2-3 раза выше, чем в атмосферном воздухе.
В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова, поэтому нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах.
Изучение снежного покрова
Я с моим учителем решили взять пять проб снега в разных местах, а потом поместить снег в теплое место, чтобы он растаял. Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования.
Снег был взят в районе школы № 57, автодороги и в лесу (Приложение).
Снег мы набирали в стеклянные двухлитровые банки. Масса снега в банках была приблизительно равной - 1200 г -1400 г (Приложение).
Изучение внешнего вида снега
Первое что мы сделали - определили цвет снега. Цвет может быть белый, светло - серый, серый, грязный или другой.
Для определения цветности снега взяли пробы снега на 5 станциях (таблица 1):
Участок 1: У школы. Снег с темными вкраплениями, т.к. снег уже начал таять на солнце, температура воздуха в момент отбора проб была -4 ˚С;
Участок 2: Пришкольный участок - угол футбольного поля (у дороги). Снег, взятый на обочине футбольного поля сероватого цвета.
Участок 3: В районе автодороги (3 м от дороги). Снег очень тёмный – почти черный.
Участок 4: Обочина автодороги (6 м) в лес. Снег - с лёгким серым оттенком.
Участок 5: Сосновый лес (200 м на юг от дороги).
Степень загрязнения талой воды в разных районах отличается (Приложение).
В районе автодороги банка с оттаявшим снегом покрыта толстым грязным налетом. Вода, образовавшаяся при таянии снега из лесного массива и с пришкольного участка, практически прозрачная, без явных осадков.
Определение веса осадка
С каждого участка воду по 400 мл отфильтровали (Приложение), высушили осадок на фильтре. Взвешивали фильтр до фильтрования проб, а также высушенный фильтр после фильтрования (таблица № 2). Таким образом, мы определили количество загрязнителей в пробах снеговой воды. Наиболее загрязненным был фильтр от пробы № 3 (Приложение). На фильтре от пробы № 2, 4 загрязняющие вещества присутствовали в меньшем количестве, чем в пробе № 3, но были заметны невооруженным глазом на поверхности фильтра. На фильтре от пробы № 1, 5 загрязняющих веществ практически не было (Приложение). Цвет отфильтрованной воды от осадка описан в таблице 2.
Определение запаха воды
Для определения запаха в чистую пробирку наливаем исследуемую воду на 2/3 объема, плотно закрываем пробкой, осторожно взбалтываем. Затем, открыв пробирки, определяем запах воды (таблица № 3). В пробирках №2, № 3, № 4 чувствуем запах бензина, а в пробирке № 5 ощущается запах леса - соснового. А пробирке № 1 - запах отсутствует.
Наличие углеводородной пленки
Воду в колбе отстояли в течение суток и отметили - есть или нет радужная пленка. Радужная оболочка присутствует в пробирке № 3 (таблица № 4).
Определение кислотности снега
Затем мы решили определить рН талой воды. Опустили в каждую пробирку универсальный индикатор и определили кислотность фильтрата. Сравнили окраску индикатора со шкалой универсального индикатора. В пробах со всех участков среда была нейтральная - 7.
Выводы по проделанным опытам
После проведения всех опытов и обсуждения полученных ,сделаны следующим выводы:
1.Самым чистым участком является территория лесного массива (участок 5) и пришкольного участка 1, удалённые от автодороги на 200 м. Все показатели чистоты снега находятся в норме. Исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;
2. Более грязным, чем пришкольный участок был пришкольный участок у проезжей части (участок 2) дороги, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ. Но наличие вредных веществ в атмосфере, а, следовательно, в снеге не катастрофично. Это можно объяснить небольшим потоком машин (родители подвозят учеников до школы и предшколы) проезжающих по данной автодороге. Если проанализировать пробы снега, взятые на более крупных дорогах, например, города Улан-Удэ, то, наверняка, количество вредных веществ будет гораздо больше.
3. Самым грязным является участок №3 (обочина автодороги, которая соединяет п. Энергетик с г. Улан-Удэ). Все вещества, попавшие в снег возле автодороги, весной попадут в почву. Талые воды будут негативно влиять на рост растений.
Заключение
В нашей работе мы исследовали степень загрязнения снежного покрова в п. Энергетик г. Улан-Удэ. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха. По результатам исследования мы оценили состояние атмосферного воздуха в зимний период. На качество снега в поселке большое влияние оказывают автомобильный транспорт, а также выбросы отопительных систем домов и зданий.
Данная работа имеет не только научно – исследовательское значение, но и практическое. Сделав анализ снежного покрова, мы можем рассказать о чистоте территории. Исследования снега дополняют общую картину состояния окружающей среды.
Литература
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М., Азбука-Аттикус, 2017 г.- 500 с.
2. Новаковский, Б.А. и др. Оценка загрязнения снежного покрова // Экология и промышленность России. -1999. - №12.
3. Самкова В.А. Мы изучаем лес // Биология в школе. - 2003. - № 7.
4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. –М.: АСТ, 1999. – 260 с.
5. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов. - Москва: Просвещение, 1988. – 251 с.
6. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000. – 387 с.
7. Материал сайта http://voda.molodostivivat.ru/svojstva-vody/interesnye-fakty-pro-sneg-dlya-detej.html
8. Материал сайта https://grow-clever.com
Приложение 1
Таблица № 1. Определение внешнего вида (цвета) снега
№ п/п | Место отбора образцов снега | Внешний вид снега |
1 | Пришкольный участок 1 – 200 м от автодороги на север | Белый с черными вкраплениями |
2 | Обочина автодороги у пришкольного участка | Светло -серый |
3 | Обочина автодороги у заправки – 3 м | Черный |
4 | Обочина автодороги - 6 м | Светло-серый |
5 | Сосновый лес – 200 м от автодороги на юг | Белый |
Таблица № 2. Описание осадка и отфильтрованной воды
№ п/п | Место отбора образцов снега | Фильтр | Цвет отфильтрованной воды |
1 | Пришкольный участок | Слабо загрязнен | бесцветный |
2 | Обочина автодороги у пришкольного участка | Слабо загрязнен | желтоватый |
3 | Обочина автодороги у заправочной станции-3 м | Очень грязный, много песка | желтый |
4 | Обочина автодороги у заправочной станции 6 м | грязный | желтоватый |
5 | Сосновый лес | Очень слабо загрязнен | бесцветный |
Таблица № 3. Определение запаха талой воды
№ п/п | Место отбора образцов снега | Запах воды |
1 | Пришкольный участок | Пахнет снегом |
2 | Обочина автодороги у пришкольного участка | Пахнет бензином |
3 | Обочина автодороги у заправочной станции- 3 м | Пахнет сильно бензином |
| | |
4 | Обочина автодороги у заправочной станции – 6 м | Пахнет бензином |
5 | Сосновый лес | Пахнет лесом |
Таблица № 4. Определение наличия углеводородной пленки
№ п/п | Место отбора образцов снега | Наличие углеводородной (радужной) пленки |
1 | Пришкольный участок | нет |
2 | Обочина автодороги у пришкольного участка | нет |
3 | Обочина автодороги у заправочной станции- 3 м | есть |
4 | Обочина автодороги у заправочной станции – 6 м | нет |
5 | Сосновый лес | нет |
Приложение 2
Места отбора снега
Участок № 1
| |
Участок № 2 | Участок № 3 |
| |
Участок № 4 | Участок № 5 |
| |
Пробы снега | Пробы талой воды |
| |
Фильтры с осадком | Отфильтрованная вода |
| |
Подготовка к опытам | Определения кислотности (рН) |