СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Пластиковый рис"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пластиковый рис"»

7


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный

Научно-исследовательская (исследовательская проектная) работа
на XVI школьную научно-практическую конференцию «Старт в науку»

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ



Автор:

Ситдикова Ангелина

Пластиковый рис – мифы и реальность

5-В класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Руководитель:

Антонова Елена Юрьевна

учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Радужный

2018 год





Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………………………2- 3

  2. Глава 1 История возделывания риса... …………………………………………….3 – 4

  3. Глава 2 Полезные свойства риса ……………………………………………………4 – 5

  4. Глава 3 Проведение экспериментов по установлению качественного состава риса…………………………………………………………………………………….5 – 6

  5. Заключение ………………………………………………………………………………7





























































Введение

Проблемой «пластикового» риса я заинтересовалась после того, как однажды увидела в Интернете ролик, на котором китайский рабочий закладывает в агрегат, похожий на большую мясорубку различный пластиковый мусор и в результате получает продукт, не отличимый от зерен настоящего риса. В нашей семье часто готовят различные вкусные блюда из риса, поэтому, я решила выяснить, а вдруг, на самом деле, вкусный и полезный продукт, который продается в наших магазинах на самом деле не что иное, как пластмассовые гранулы, которые употреблять в пищу ни в коем случае нельзя. Ведь никому же не придет в голову съесть молотый пластиковый стаканчик или тарелку.

Я начала искать информацию по этой теме, и обнаружила множество различных роликов и статей в сети Интернет, в которых пользователи доказывают, что рис, купленный ими в магазине не настоящий, а представляет собой пластиковую подделку. При этом, в некоторых статьях и роликах, наоборот, утверждалось, что на самом деле это не более чем интернет – фейк и попытка получить популярность.

Проблема – сегодня, когда все большее количество людей задумываются о здоровом образе жизни необходима достоверная информация о том, какие продукты мы используем в пищу.

Моё исследование актуально, так как поможет ответить на вопрос – действительно ли рис, продающийся в магазинах на самом деле не что иное, как пластиковая подделка, изготовленная ушлыми китайцами, и можно ли безоговорочно доверять информации из Интернета.

Так и появилась тема моего исследования «Пластиковый рис – мифы и реальность». Исходя из заявленной темы, объект рисовая крупа, которая продается в магазинах нашего города, а предмет – химический состав риса.

Цель исследования – изучить химический состав рисовой крупы.

Выбранные объект, предмет и цель исследования обусловили постановку гипотезы: я предположила, что если изучить химический состав рисовой крупы, то можно будет доказать его естественное или искусственное происхождение.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы в ходе работы были определены следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования;

  • Подобрать и обосновать методы исследования;

  • Провести эксперименты по определению состава рисовой крупы;

  • Обобщить результаты и сделать выводы;

Данное исследование предполагает использование следующих методов:

  • эксперимент;

  • беседа;

  • анализ;

  • сравнение;

  • обобщение.

Моё исследование имеет не только теоретическое значение, так как в результате исследования я узнаю много новой информации, но и практическую, значимость, так как если рис, который продается в наших магазинах на самом деле синтетический, то его употребление может нанести непоправимый вред здоровью.

Глава I

История возделывания риса

Рис это одна из древнейших культур, используемых человеком. В мире производство риса лишь немного уступает производству пшеницы, которая является зерновой культурой номер один. Ежегодно в мире люди съедают около 700 миллионов тонн риса, его регулярно употребляет в пищу практически половина населения нашей планеты [1]. Что же ещё известно о рисе?

Рис относится к классу однодольных, семейство злаковые. Его родиной считается Индия, и там его начали выращивать примерно за 7- 8 тысяч лет до нашей эры. Доказательством этому служат остатки посуды с рисом, которые нашли археологи. Из Индии рис дальше распространился по странам Азии, а после похода Александра Македонского, попал и в Европу. В России рис начали употреблять в пищу при Петре 1. Сегодня основными производителями риса являются Таиланд, Индия, Китай, Пакистан, Вьетнам, США. У нас в стране рис выращивают в Краснодарском крае [1].

Такое широкое распространение рис получил потому, что он является достаточно неприхотливой культурой и может расти как в горной местности, так и равнинах. При этом, выращивание риса это очень трудоёмкий процесс, трудозатраты на его выращивание в 40 раз больше, чем при выращивании кукурузы и в 50 раз больше, чем при выращивании пшеницы. При этом, всё, что требуется для выращивания риса – это много воды, для того, чтобы вырастить один килограмм риса необходимо – около 5000 литров воды! При этом рис это единственная зерновая культура, которая растёт в воде.

Несмотря на то, что рис люди возделывают уже примерно десять тысяч лет, технология его выращивания практически не изменилась. Сначала получают рассаду из семян риса, потом её высаживают на поля, окруженные специальными дамбами, потом поля заливают водой примерно на двенадцать сантиметров. Для того, чтобы прополоть рис от сорняков воду необходимо слить. Перед уборкой урожаю поля снова осушают, а на уборке риса сегодня занято более одного миллиарда человек, а это почти 1/6 населения всего земного шара! Люди, возделывающие рис даже носят специальную деревянную обувь, которая позволяет не повреждать рисовые побеги и не пачкать ноги. В странах юго-восточной Азии климатические условия позволяют собирать по три урожая риса за год, и это позволяет прокормить огромное население этих стран.

Таким образом, рис, это одна из древнейших культур, возделываемых человеком.

Глава II

Полезные свойства риса

Рис это уникальный продукт, который по сравнению с другими злаковыми культурами содержит больше калия и фосфора. Кроме того, в нем много полезных углеводов и очень мало жиров. Поэтому, рис служит хорошим источником энергии. В зернах риса есть витамины группы В, РР и Е, а также каротин и полезные микроэлементы железо и йод. В рисовой крупе много необходимых человеку аминокислот, употребление риса стимулирует работу головного мозга и повышает иммунитет. А многочисленные научные исследования доказали, что регулярное употребление неочищенного риса улучшает память.

В отличие от пшеницы, рис не содержит глютена, и следовательно не вызывает аллергию. Врачи рекомендуют употреблять рис людям с заболеваниями желудочно – кишечного тракта, так как крахмал. Содержащийся в нём способен мягко обволакивать слизистую оболочку желудка и защищать её. Кроме того, рис незаменимый продукт для тех, кто ведёт здоровый образ жизни и следит за своей фигурой, так как в 100 граммах риса содержится всего 82 килокалории [2].

Сегодня в мире насчитывается более семи тысяч видов риса, рис бывает коричневым, красным, черным и белым. В России, как и в Европе предпочитают употреблять в пищу белые сорта риса. Но черный рис, который чаще используют в странах Азии является более полезным, так как содержит большее количество полезного белка и клетчатки, полезных для желудка. Кроме того, в чёрном рисе содержание антиоксидантов даже больше, чем в апельсинах или винограде.

Но самым полезным считается коричневый рис, при его обработке практически не нарушается оболочка зерна риса, в которой находится большая часть полезных микроэлементов.

Красный рис лучше всего усваивается организмом человека, в древности он был доступен только китайскому императору и его приближенным. Красным рисом кормили лучших воинов императора, чтобы они были сильными и здоровыми.

Сегодня большой популярностью пользуется шлифованный и пропаренный рис, так на его приготовление уходит гораздо меньше времени. Но в результате обработки такой рис теряет более 60 % полезных веществ – витаминов и минералов [3].

Наибольшую популярность рис имеет в странах Азии. В Японии рис по праву считается национальным продуктом, там его употребляют по три раза в день, и из риса готовят несколько сотен тысяч блюд. Мало того. В японской культуре даже существует богиня покровительница риса – Инари, которая согласно легенде и принесла в Японию это удивительное растение. В древней Японии считалось, что рис имеет собственную душу, поэтому за неуважительное отношение к рису человека могут наказать боги.

За год житель Азии употребляет в среднем около 150 килограмм риса, тогда как европеец в среднем – два – три килограмма.

Неудивительно, что при такой популярности этого продукта недобросовестные производители стремятся получить как можно больше этого продукта по минимальной цене.

Глава 3 Проведение экспериментов

по установлению качественного состава риса

Неудивительно, что при такой популярности риса появляется информация о различных подделках. И осенью 2017 года всю сеть Интернет облетело множество роликов о так называемом «пластиковом» рисе, который делают в Китае из пластикового мусора. Кроме этого появилось множество роликов, в которых хозяйки поджигают или плавят рисовые зёрна и с ужасом рассказывают – смотрите, рис горит и плавится, а значит он синтетический! [3]. После этих материалов некоторые люди даже перестали покупать этот полезный продукт в магазинах! Для получения более подробной информации я обратилась к продавцам наиболее популярных в нашем городе магазинов «Монетка « и «Магнит». По словам продавцов некоторые покупатели действительно спрашивали у них, настоящий ли рис продаётся на прилавках магазинов, и есть ли на рис сертификаты качества.

Для того, чтобы проверить состав риса было решено провести несколько экспериментов. Для проведения опытов я взяла наиболее популярный рис, который продаётся в нашем городе – это рис «Пассим», «Мистраль», «Гудвилл» и «Макфа».

Опыт № 1. Доказательство органического состава риса.

На уроках биологии я узнала, что большую часть растений составляют органические вещества, а именно углеводы. А большинство органических веществ горят, с образованием углекислого газа и воды. Для доказательства наличия органических веществ в зернах риса я прокалила рисовую крупу на огне спиртовки – зерна обуглились, что доказывает наличие в них органических веществ – углеводов. Для сравнения я прокалила на огне крупу гречки, гороха и пшеницы. Все зерна при прокаливании обугливались, а это значит, что они имеют примерно сходный состав – углеводы. Таким образом, горят не только рисовые зерна [4].

Вывод: горят и чернеют все исследованные мною зёрна, а не только рисовая крупа. То что крупа горит, вовсе не значит, что она изготовлена из пластика.

Опыт № 2 Доказательство наличия крахмала в рисовой крупе.

В учебнике биологии есть информация, что качественной реакцией на крахмал является реакция с раствором йода. Наличие крахмала изменяет жёлто – коричневую окраску раствора йода на синюю. Я капнула раствором йода на рисовые зерна нескольких видов крупы, купленной в магазинах нашего города – все рисовые зернышки приобрели синий цвет, таким образом, весь исследованный мною рис имеет в своём составе крахмал [4].

Вывод: изменение окраски раствора йода доказывает наличие крахмала в исследуемых зернах.

Опыт № 3 Доказательство органического происхождения риса.

При изучении темы «Плесневые грибы» я узнала, что плесень способна поселяться только на натуральных продуктах питания, на пластиковых продуктах споры плесневых грибов просто не смогут прорасти. Я взяла несколько образцов рисовой крупы, слегка смочила их теплой водой и поставила в тёплое место. В результате, через несколько дней на всех образцах появились колонии плесневых грибов [4].

Вывод – все взятые образцы риса имеют натуральное происхождение.

Опыт № 4 Изучение образцов пластика и риса под микроскопом.

Для того, чтобы окончательно убедиться в том, что в магазинах продается натуральный рис, я решила рассмотреть под микроскопом срезы рисовых зёрен и кусочки пластика. После этого, я окончательно убедилась, что они имеют совершенно разное строение.

Вывод: микроскопическое исследование показало сходный состав всех исследуемых рисовых зёрен и их отличие по строению от пластика.

Заключение.

В процессе написания работы я узнала много полезной информации о выращивании и пользе риса. Кроме того, я в очередной раз убедилась, что в сети интернет часто появляется непроверенная информация, которая может ввести в заблуждение многих людей. При проведении моего исследования я научилась проводить простейшие химические опыты, и познакомилась с такой интересной наукой, как химия. С результатами своей работы я познакомила своих родителей и наших знакомых. Моё исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также всем, кто интересуется здоровым образом жизни, материалы могут быть использованы на уроках биологии и внеклассных мероприятиях. Своей работой я бы хотела привлечь внимание моих одноклассников к тому, что нельзя верить всей информации, регулярно появляющейся в сети интернет. Как говорит народная мудрость – доверяй, но проверяй! А проверить недостоверную информацию всегда может помочь наука!

В результате проведенного исследования мне удалось доказать свою гипотезу, что как такового пластикового риса на самом деле нет, процесс переработки пластикового мусора, показанный в видеоролике на самом деле это процесс получения пластиковых гранул, для дальнейшего производства изделий из пластика. Тем более что производство риса из пластика гораздо дороже, чем выращивание натурального продукта.











































Список литературы:

  1. Джулай А.П., Алешин Е.П., Величко Е.Б. «Культура риса». 

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/kulinariya/121443/

  4. Пасечник В.В. Биология Бактерии, гриб, растения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!