СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа" Пётр Захарович Дудников - история одного человека в судьбе страны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данном исследовании показана трудная история одного человека.В 14 лет он принимал посильное участие в борьбе с фашистами.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа" Пётр Захарович Дудников - история одного человека в судьбе страны"»

Вступление.

Быстротечна река времени… Летят годы. Всё дальше и дальше уходят от нас дни, когда прозвучал первый салют Победы. Всё меньше и меньше остаётся очевидцев событий тех лет. А что мы знаем об испытаниях, выпавших на их долю, о том, что, им пришлось пережить, через что пройти? Чем дальше уходят от нас далёкие военные годы, тем меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий. Не так много и детей войны, на долю которых выпало это тяжкое и суровое время. Пройдёт время, и уже некому будет поведать, нынешнему и будущему поколениям всю правду тех грозных лет… Мы благодарны Вам, кто сумел самоотверженно защищать свою Родину и победил врага, кто пережил те тяжёлые годы и восстановил из разрухи страну, кто через десятилетия пронёс верность Родине. С волнением читаю строки Елены Черниковой:

Как говорится, время лечит раны, Пришла в себя российская земля.

Давно воронки поросли бурьяном.

Там, где был бой, седеют тополя.

Мест фронтовых уж не узнать солдату-

Из пепелищ поднялись города.

Но дату «сорок первый – сорок пятый»

Мы не забудем больше никогда!

Придёт время, и, к сожалению, наступит тот чёрный день, когда перестанет биться сердце последнего ветерана той войны, но вместе с этим не должна исчезнуть наша память об этих удивительных людях, грудью защищавших всех нас, еще тогда не родившихся, от фашизма. Прошло много лет со дня войны. Уходят из жизни дети войны(1928-1945г.р.). Мы, к сожалению, мало о них знаем, а жаль. Удивительные истории жизни, интересные судьбы. Об одном из них, Петре Захаровиче Дудникове, я узнала из тетради, в которой были записаны воспоминания и интервью с ним. Эти воспоминания легли в основу моего рассказа, и я хочу поделиться этим с вами.

Родители.

Мать Петра Захаровича Елена Стефановна Диденко,1906 года рождения. Детей в семье было 5 человек. В живых осталось 4 человека. Работала в колхозе день и ночь с 1929 года. В 1929 году научилась читать и писать, посещая ликбез. Отец Захар Иванович был из бедной семьи. Его взяли из хутора Петровского в хутор Приходько-Придченский побегушкой, т.е. посылали туда, куда возникала необходимость пас овец, коров, следил за ними. Отец Захар Иванович Дудников,1900года рождения, красноармеец, участник гражданской войны, в 1929 году принимал участие в создании коммуны в Маньково – Берёзовской. В годы Великой Отечественной войны Захар Иванович был призван на фронт Милютинским РВК 22января 1942 года в 30-ю отдельную мостовую бригаду железнодорожного батальона Сталинградского фронта. Участвовал в боевых действиях в составе Сталинградского фронта с 23.07.1942года по 19.08.1942года, в ноябрьской наступательной операции по окружению 4-й танковой и 6-й немецкой армий под Сталинградом с 19.11.1942 года по 30.11.1942год, в контрнаступлении советских войск под Сталинградом 19.11.1942 – 30.12.1942 год, в Котельниковской операции 12.12.1942 – 30.12.1942год. Под непрерывным интенсивным обстрелом вражеских самолётов с воздуха, батальону было приказано восстановить мост через приток реки Волги – «Линейное». Презирая смерть, проявляя мужество и отвагу, бойцы выполняли боевую задачу командования фронтом. Во время налёта фашистских бомбардировщиков Дудников Захар Иванович был тяжело ранен 25 января 1943 года осколком авиабомбы в лобную часть головы. Было потеряно зрение на 80 %,что привело к инвалидности 2-й группы. В армии был с 22 января 1942 года по 23 июля 1943 года, за подвиг награждён медалью «За отвагу» и орденом «Красной звезды». С 1августа 1943 года вернулся домой. Отец был образованным по тому времени, занимал руководящие посты. Но тяжёлое ранение подорвало здоровье солдата, и Захар Иванович рано ушёл из жизни.

Детство.

Пётр Захарович Дудников, родился 3 марта 1928 года, уроженец слободы Маньково – Берёзовской. Рос в крестьянской семье. С детства был трудолюбивым и любознательным ребёнком. Как все крестьянские дети был рано приучен к труду. В 40-е годы пошёл учиться в школу, был отличником. В 3 классе ему поручили учить безграмотных женщин и мужчин, принимал участие в ликвидации безграмотности - ликбезе. Пётр с Николаем Диденко читали стихи в клубе о финской войне. Но больше всего на свете, слободские мальчики любили речку Берёзовую, особенно, кручу у тополей. В школе любимым учителем был Лебедев Николай Тимофеевич. Он учил своих учеников военному делу, физкультуре, рисованию, пению. Пётр с детских лет полюбил книги, зачитывался произведениями русских классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Из советских писателей А. Блок, В. Маяковский и, конечно, любимые произведения М. А. Шолохова, «Поднятая целина», «Тихий Дон». Тяга к перу, истории родного края зародились с детства, с молоком матери, с рассказов стариков, сидящих на призьбах, походов по родному краю. Его любимый учитель Лебедев Н.Т. и директор Маньково-Берёзовской школы Петров мужественно сражались и геройски погибли в боях под Москвой. Многие учителя научили своих воспитанников любить свою Родину и в трудную минуту встать на её защиту.

Дети и война.

Каждый человек хранит в памяти какой – то момент в своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живёт в душе каждого пережившего её такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда – то. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

В годы фашистской оккупации Ростовской области(1941-1943 г.г.) в рядах защитников нашей Родины сражались пионеры, мальчишки и девчонки, которым было по 9-15 лет. В станицах и хуторах Морозовская, Тацинская, Милютинская, Маньково-Берёзовская, Степано – Савченский, в тылу врага пионеры и комсомольцы вели разведку расположения воинских подразделений, аэродромов, танковых частей, которые шли на Сталинград, где шло историческое сражение, изменившее ход Великой Отечественной войны, все они передавали данные командованию Красной армии. Среди них пионеры Гриша Волков и Федя Игнатенко(ст.Тацинская) по балке вывели танковую колонну к вражескому аэродрому, где находились немецкие самолёты.В августе 1942г.пионеры- разведчики Ваня Лебедев, Коля Лебедев и Саша Тверезовский обнаружили вблизи хутора Решетняков Милютинский район склад авиабомб и аэродром, с которого немцы бомбили Сталинград. Эти сведения они передавали командованию Красной армии. Вскоре наша авиация уничтожила и самолёты противника.

Началось тревожное лето 1942года. Всё чаще слышалась канонада, совсем рядом шли жестокие бои на Луганщине. В небе стали летать немецкие самолёты-разведчики - «рамы». А потом в сторону Сталинграда по несколько раз в день летели тяжёлые бомбардировщики «Юнкерсы», земля дрожала от зловещего гула, звенели стёкла в хатах. Матери в страхе загоняли в погреба своих детей. Мальчишки смотрели с ненавистью на фашистские самолеты, и каждый из них мечтал сбить хотя бы один. Путь фашистов на Сталинград лежал прямо через наши хутора. При наступлении фашистов по профильной дороге со стороны хутора Первомайского Кашарского района на подступах к слободе путь фашистам преградил стрелковый взвод красноармейцев, вооруженных только двумя противотанковыми ружьями, несколькими ручными пулемётами, винтовками и гранатами. Прикрывая отход своего полка в сторону Морозовской, бойцы на сутки сковали продвижение автомашин врага с солдатами и боеприпасами, сожгли около десятка бронетранспортёров, уничтожили более сотни солдат и офицеров противника. И только когда наступающие ввели в бой миномёты, наши защитники все до одного нашли свои могилы в вырытых ими же траншеях и окопах. Там между балками Россыпной и Гавриловой их потом и закопали местные жители ночью, с ними были и подростки из отряда « Гаврош». Пётр Захарович четверых из них сам хоронил. Кто они? Останки их потом (в 1948-1949г.г.) перезахоронили в слободской братской могиле (у ветлечебницы), но фамилии никто не знает. Более того – перезахоронили не всех! Пётр Захарович пытался всю жизнь выяснить в военкомате, в ОБД имена погибших, но ничего не добился.

До появления фашистов Пётр Захарович с друзьями были обыкновенными мальчишками. Как и все ребята, они интересовались устройством ручной гранаты, винтовки, автомата, пытались стрелять из винтовки по целям. Придумывали места, где тайком собирались, чтобы пообщаться, поделиться новостями. В первые дни оккупации ребята, как положено, занялись разведкой: считали солдат и офицеров, какие части, рода войск, где располагались орудийные расчёты, командные пункты, в каких домах жили офицеры. Чтобы иметь доступ к немецким военным объектам, ребята умышленно знакомились с немецкой охраной, старались делать им услуги. Немцам это нравилось. Войдя в доверие к фашистам, ребята узнавали данные и передавали сведения связным, а они - в партизанский отряд. Фашисты оккупировали Милютинский район 5-12 июля 1942года.

Фашисты расстреляли собак, конфисковали вещи и продукты, вырубили сады. В слободе Маньково - Берёзовской создали комендатуру, развесили объявления о сдаче оружия, радиоприёмников. За невыполнение этих требований и не выход на работу – расстрел. За помощь партизанам - расстрел. Во время оккупации слободы в хате Дудниковых, на улице Рожок, поселили немецкого генерала Г. Гафта. Пётр хорошо знал немецкий язык, так что данке шон, цурюк, хальт знал и прислушивался к разговору фашистов. Однажды, по словам Петра Захаровича, когда собрались в очередной раз в тайнике, ребята решили создать свою молодёжную команду или отряд «Гаврош» Название придумали в честь французского мальчика Гавроша героически сражавшегося на баррикадах во время революции в Париже. Состав отряда: Дудников Пётр Захарович, командир отряда, он был старший по возрасту – 14 лет, Данченко Алексей, Тананакин Виктор и другие. Ребята собирали брошенное или небрежно оставленное оружие фашистов, гранаты, патроны и прятали в свои тайники. Из рассказа Дудникова П.З.: « Мы насобирали 27 советских винтовок и три немецких (украли) у немцев. Я их спрятал в бурьяне. Когда летели фашистские самолёты на выручку фельдмаршала Паулюса в Сталинград на низких высотах через Маньковку, мы – дети, маскируясь, под страшный грохот 150 самолётов, стреляли по ним. Дети стреляли все. Я командовал: « На два корпуса вперёд!» Мало кто верил, что в самолёт можно попасть. Как и кто попал неизвестно, но самолёт загорелся и упал за пределами Маньковки». Налаживая стратегическую связь между партизанами и нашей командой, партизаны посылали разведчиков. Мы им сообщали о состоянии морального духа жителей слободы, о пропусках (аусвайсах), как оформить их. Кто пошёл служить в полицию. Например, Рябошапко молол муку на мельнице для фашистов в Сталинграде. Кременской Иван Иванович – гнали гурты скота для немцев через Морозовск.

- Однажды «гаврюшевцы» сидели у тополей, на круче, и смотрели, когда будет ехать телега с немцами и полицейским Диденко Василием Дмитриевичем. Мы хотели застрелить немцев и полицейского, но мешали дети Вера и Леша (они попадали под прицел) так мы и не смогли выстрелить. Мы долго переживали, как нам дальше действовать.

Наша команда разрослась: Дудников Пётр, Данченко Александр (Данючка или Бурбейка), Ямченко Николай, Диденко Николай Алексеевич, Витя Тананакин (жил в центре), Н.Таритина. С нами были комсомольцы Диденко Тамара, Макаренко В.М., Дудникова Н.Т.

Цель нашей организации: собирать сведения о фашистах, передавать через связного в партизанский отряд; помогать красноармейцам перейти линию фронта, оказывать помощь евреям, прятать их от немцев. «Вот что случилось со мной», - рассказал Пётр Захарович: «Был сам расстрелян фашистами вместе с двумя еврейскими детьми Маратиком, Хеленой и их мамой Сарой Альтшуллер. Они были эвакуированы и жили у нас. Меня не было дома. Диденко Николай прибежал и закричал: «Твоих подшефных повели на расстрел!» Фашисты вывели их в талу, заставили рыть могилу, а когда я подбежал и по-немецки попросил фашистов не убивать детей, фашисты заорали: « Руссен швайн! Юдэ!» и поставили меня к могиле. Раздалась команда, выстрелы и дети с матерью замертво упали в могилу. Разрывная пуля прошла у меня по переносице, обливаясь кровью, я упал в яму и потерял сознание. Ночью очнулся от прохлады, понял, что остался жив, но пуля на всю жизнь оставила свою отметину – шрам на переносице. Услышав слабые голоса, я застонал: «Идите сюда, ко мне, помогите». Два советских солдата, пробиравшиеся к линии фронта спасли меня. Они вытащили меня из-под трупов и провели к моему дому. Я еле-еле живой свалился на кровать и потерял сознание, в забытье я звал Маратика и плакал. После этого ужасного события, я долго не мог прийти в себя, потом решил, что надо всеми способами вредить фашистам. Пётр Захарович рассказал: «Мы организовали «черную оспу»», чтобы фашисты не угнали молодёжь и детей в Германию. Так мы многих наших молодых людей спасли от рабства. Я провёл двух наших красноармейцев к лесу, показал им путь на Сталинград. Мы собирались в своём укромном месте и обсуждали правила обращения с оружием и боеприпасами. Учили младших товарищей не трогать без разрешения снаряды, но Витька не послушался, нашёл склад снарядов, взял один из них, стал разбирать снаряд и взорвался вместе с ребятами. У нас был призыв: «Всеми силами вредить фашистам! » и мы как могли, так и помогали. Находясь в оккупации, мы не падали духом, верили, скоро придут наши. После изгнания врага с родного края, силами третьей гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Д.Д. Лелюшенко, в состав этой армии входили 159 –я, 202-я, 206 –я и 14-я стрелковые дивизии, люди радостно вздохнули. За 164 дня оккупации района фашисты нанесли ущерб на сумму 276 тысяч рублей по тем ценам. В таких труднейших условиях нужно было сеять, пахать, растить детей, восстанавливать разрушенное хозяйство. И надо было помогать фронту. Первые месяцы после освобождения было особенно голодно, - рассказал Дудников П.З.



Послевоенный период.

Послевоенный период был очень трудным, но женщины, дети, старики трудились под девизом «Всё - для фронта». Женщины, старики и подростки были основной рабочей силой, жители отдавали последнее для фронта, для победы. «Я хорошо помню, чем мы питались в те годы», - вспоминает свидетель тех труднейших лет, Дудников П.З.: «Тыква, картошка, капуста со своего огорода да молоко. Детвора ловила рыбёшку в реке Берёзовой. Начались занятия в нашей школе. Не хватало учителей - мужчин, которые погибли на фронтах войны. Все дети спешили в школу, чтобы продолжить учёбу. Не хватало учебников, тетрадей, чернил, было холодно и голодно, но мы понимали, что стране нужны грамотные люди, молодые кадры. Мы дети – школьники на летних каникулах работали наравне со взрослыми: погонщиками волов, пололи бахчи, собирали колоски, выливали сусликов. Во время летней страды мы были в степи, там молотили хлеб катками, молотилками, цепами. В колхозе пахали, сеяли, пололи, убирали урожай, а зерно отправляли фронту. Оно было на вес золота. Ночевали в бригаде под открытым небом, мечтали о будущем. Закончив Маньково-Берёзовскую школу, я решил стать учителем.

В 1948 году решил поступить в Ростовский-на-Дону Государственный педагогический институт по специальности русский язык и литература. Это были тяжёлые послевоенные годы, можно сказать голодные. Быстро пролетели студенческие годы. Наступило время сдачи экзаменов. Наконец, я получил квалификацию и звание учителя средней школы. У меня высшее образование, я учитель. Сбылась моя долгожданная мечта. В августе 1952 года меня назначили на должность учителя русского языка и литературы Селивановской средней школы. Я добросовестно приступил к занятиям, проводил уроки, активно участвовал в жизни и делах школы. Учителя и учащиеся старших классов выступали перед населением с номерами художественной самодеятельности, читали лекции о международном положении.

С 6 сентября 1954 года был переведён в Верхне - Свечниковскую среднюю школу на ту же должность. После трудового отпуска, по личному заявлению, в августе 1956 года, вынужден был уволиться. После смерти отца в 1953 году матери было очень трудно одной, нужны были деньги, так как в колхозе были одни трудодни. С 1957 года работал воспитателем на заводе «Аксай». Работа в должности воспитателя не понравилась. Вскоре, мне предложили поработать научным сотрудником в Краснодонском государственном музее «Молодая гвардия», затем в Областной детской библиотеке в качестве методиста, работал ассистентом кафедры философии Ростовского Педагогического института, как избранный по конкурсу. Вся моя деятельность была связана с вопросами педагогики, психологии и философии, ассистент кафедры философии – это сотрудник, чья деятельность относится к разряду преподавательской деятельности, но ограничивается определенными нормами, проводят семинарские и лабораторные занятия, читают лекции. В связи с семейными обстоятельствами вернулся в Манькову, где и прожил до 90 лет.
Герои живут среди нас, и не всегда их разглядишь в скромном человеке, как Пётр Захарович. Ветеран войны и труда.

Заключение.

Многого добился местный краевед, изучил, исследовал историю Маньково – Берёзовской слободы, церкви, историю Милютинского района. Долгое время Пётр Захарович жил в одиночестве, родных и близких у него нет, а те которые есть больные и престарелые. Продукты питания и пенсию ему доставляли на дом. Так получается, что старость требует заботы и внимания, сил уже не осталось, да и болячки замучили. Так бы и мучился замечательный человек. Но всегда о нём помнили близкие по духу люди - это беспокойная, энергичная Эмма Николаевна Завгородняя. Узнав о том, что ветеран заболел, она встречалась с ним, брала у него интервью о деятельности отряда «Гаврош» в годы Великой Отечественной войны, беспокоилась о нём, забила во все колокола, когда Пётр Захарович тяжело заболел. Его племянница Валентина Высоцкая-Каменева с мужем поддерживали своей заботой ветерана, представили материал о его жизни и родителях. Большую заботу о старожиле проявили работники Маньково-Берёзовской больницы. Сейчас ветеран войны и труда живёт в прекрасных условиях в Милютинском доме престарелых. Говорят, что время лечит любые раны. Возможно это так, но залечить рану по имени «война» не в силах никакое время. Вместе с нашим земляком мы прошли через те трудности и испытания, которые выпали на его долю. Нам в наследство досталась интересная история одного человека Петра Захаровича Дудникова, в нём история моего народа. Его жизнь образец честности, патриотизма. Он всю жизнь боролся за правду, справедливость, но часто оставался не понятым родными, друзьями, местными органами власти. Он падал и снова поднимался и шёл вперёд навстречу новой жизни. Мы должны сохранять нашу историю, сохранить память о детях войны. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет будущего. Пока жива память, никому не удастся повернуть историю вспять, нарушить связь поколений, забыть маленьких героев – детей войны.

Редеют ряды ветеранов войны:

Тихонько и скромно уходят они…

Не вправе забыть мы их имена:

Их подвиг бессмертен,

Их слава жива!























































































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!