СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: «Пенсионная реформа 2019 года – что нас ждет» учащегося 11-го кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 11-го класса,2019г., победившая на научной конференции в номинации "Актуальное исследование"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Пенсионная реформа 2019 года – что нас ждет» учащегося 11-го кл.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное автономное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы №140 с углубленным изучением отдельных предметов

МО «город Екатеринбург»

Ленинский район



Наименование секции: социально-экономическая





Исследовательская работа: «Пенсионная реформа 2019 года – что нас ждет»





Автор работы: Леоненко Яков Андреевич, 11 «А» класс



Руководитель работы: Колесникова Ольга Александровна,

Учитель Экономики,

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

____________________

____________________















2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

6

    1. Основные понятия и сущность государственного пенсионного страхования в РФ

6

    1. Законопроект Правительства РФ о реформировании пенсионной системы

11

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ

19

2.1. Сравнительный анализ пенсионной системы разных стран

19

2.2. Анализ влияния изменений в пенсионной системе РФ на экономически активное население в РФ

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

35

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

37

























ВВЕДЕНИЕ

Еще весной 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил планы по существенному изменению пенсионного законодательства в России — то есть было анонсировано начало новой пенсионной реформы. По мнению Правительства, необходимость таких изменений назревала давно, что проявлялось в том числе в виде разнообразных непопулярных мер, к которым Правительству приходилось прибегнуть в 2015-2016 гг., чтобы стабилизировать пенсионную систему.

Это такие решения, как проведение неполноценной индексаций в 2016 году (ниже уровня инфляции), отмена индексации выплат работающим пенсионерам, мораторий на формирование накопительной части пенсии (заморозка пенсионных накоплений) и многие другие.

Однако все уже принятые Правительством меры так и не смогли в полной мере стабилизировать пенсионную систему России. Более того, в 2018 году Владимир Путин поручил Правительству в течение ближайших лет решить задачу существенного повышения доходов российских пенсионеров. Поэтому было решено подойти к этому вопросу комплексно и принять целый пакет изменений, которые в совокупности и составляют суть пенсионной реформы.

Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ положил начало пенсионной реформе в России. Этот документ стал отправной точкой в изменении устаревших требований, условий и правил выхода на пенсию. Вот основные положения нового пенсионного закона:

  • возраст выхода на пенсию шестидесяти лет для женщин и шестидесяти пяти лет – для мужчин;

  • разрешен досрочный выход на пенсию многодетным матерям. Главным требованием является наличие стажа страхового типа от пятнадцати и выше лет для всех категорий. Женщины с четырьмя детьми могут уйти на заслуженный отдых в 56 лет, с тремя детьми – в 57 лет;

  • снижен трудовой стаж для выхода на пенсию – тридцать семь лет для женщин, сорок два года для мужчин;

  • будет увеличена сумма выплат для лиц предпенсионного возраста без официального трудоустройства. Этот вопрос пока обговаривается, но предположительно пособие повысят до 11 тысяч рублей;

  • для пенсионеров, проживающих в селах, предусмотрена надбавка к пенсии в размере 25%. Однако такого рода привилегии доступны только неработающим гражданам.

Это далеко не полный перечень изменений. Однако даже этот краткий список дает понять, насколько кардинальной будет предстоящая пенсионная реформа. Также будут урегулированы вопросы социальной поддержки пожилых граждан, размер страховых выплат, дополнительные льготы и стоимость одного пенсионного коэффициента.

Актуальность темы на сегодняшний день велика, так как касается не только действующих пенсионеров, но и будущих. Недопонимание некоторых аспектов, например, как будет реализовываться повышение пенсионного возраста в РФ, зачем это нужно приводит к непринятию населением реформируемых действий.

Проблема: понимание и принятие гражданами РФ изменений в пенсионной системе РФ.

Цель проекта: Рассмотрение закона о реформировании пенсионной реформы и определение мнения населения к его введению.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать источники информации в области пенсионного законодательства.

  2. Рассмотреть «старую» систему накопительных взносов и «новую» систему.

  3. Узнать каким образом эта замена повлияет на жизнь будущих пенсионеров.

  4. Провести опрос влияния изменений в пенсионной системе РФ на трудоспособное население в РФ.

  5. Сделать выводы после анализа, предоставить их учителю экономики для использования на уроках.

Объект проекта: Реформирование пенсионной системы в РФ.

Предмет исследования: Пенсионная реформа 2019года.

Гипотеза: Отношение людей к нововведениям в пенсионной системе отрицательно.

Метод исследования: Теоретический и эмпирический.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области пенсионного страхования населения по вопросам пенсионного страхования работников в целом, нормативные документы, регулирующие сферу пенсионной системы России.

Используемые источники информации в проекте: Закон о пенсионной реформе, учебные пособия, ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость проекта: Исследовательские данные настоящего проекта будут использованы учителем экономики на уроках, касающихся данной темы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.







ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ


    1. Основные понятия и сущность государственного пенсионного страхования в РФ


Современная пенсионная система Российской Федерации.

Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.

Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер.

Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионная система - это основа социальной политики любого государства.

Для того, чтобы полностью эту систему создать, необходимо учитывать некоторые важные и определяющие факторы: демография, налоги и инфляция.

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах, Россия не исключение [3].

Различают обязательное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование.

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения. Обязательное пенсионное страхование -это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное (государственное) пенсионное страхование. Его основные отличия:

  • добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному;

  • размер взносов и условия страхования не устанавливаются государством, а выбираются страхователем или застрахованным;

  • страховщиками в системе добровольного пенсионного страхования выступают негосударственные пенсионные фонды или страховые компании.

  • государство не участвует в добровольном пенсионном страховании, но осуществляет очень тщательный и пристальный надзор за страховщиками [3].

Существует система пенсионного обеспечения и распределяется по группам:

1. Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

2. Негосударственное пенсионное обеспечение - данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

В научной литературе некоторые авторы понятие пенсии трактуют как замещение заработной платы.

Замещение пенсией заработной платы отмечает А.Н. Иванов, рассматривающий пенсию как органическую составляющую цены труда, как элемент цены труда, обуславливающий возможность содержания работника в старости, когда у него неизбежно снижается трудоспособность и с нею возможность получения заработка - источника жизнеобеспечения [2].

С. Атрошенко подчеркивает, что пенсия - это законная отложенная заработная плата пенсионеру за его прошлый труд, а не пособие по старости. Она является одним из главных стимулов к честному и добросовестному труду [1].

Пенсия состоит из частей:

  • базовой (социальной);

  • страховой;

  • накопительной

Базовая (социальная), которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 5 лет);

Основной вид пенсии в России - это страховая пенсия по старости. До 2015 года она называлась трудовой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (228 мес. или 19 лет) [10].

Помимо страховой пенсии есть накопительная, установленной с 2002 года и зависящей от аккумулированных отчислений, на которую могут претендовать лица, родившиеся после 1953 года и 1957 года (мужчины и женщины соответственно). Средства накопительной пенсии, как следует из ее названия, формируются на индивидуальных счетах. Их ведет Пенсионный фонд (через частные управляющие компании или государственную - Внешэкономбанк) или негосударственные пенсионные фонды. По новому закону без потери накопленного инвестиционного дохода управляющего можно менять раз в пять лет. Если чаще, можно потерять инвестдоход.

Обязательное пенсионное страхование - это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

• пенсии по труду;

• пенсии по выслуге лет;

• по достижении пожилого возраста;

• по причине инвалидности;

• социальной пенсии.

Социальная пенсия – это материальная помощь со стороны государства тем гражданам, которые по различным причинам не могут рассчитывать на страховые выплаты.

Источником финансирования государственных пенсий являются:

• бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

• федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.

Формирование составных частей пенсии

Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

• Базовая часть является фиксированной, с 1 апреля 2006 г. она составляет 1035,09 руб. и должен индексироваться с учетов темпов инфляции.

• Страховая часть трудовой пенсии (за счет страховой части обязательных страховых взносов).

• Накопительная часть трудовой пенсии (за счет накопительной части обязательных страховых взносов).

После 2016 года граждане РФ, поступающие на работу, в течение первых 5 лет трудовой занятости могут выбирать вариант формирования выплат в виде только страховой доли или с переводом части денег в накопительную.

Общий тариф для страховых платежей (22%) с учетом выбранного метода распределяется следующим образом:

в случае формирования страховой части на оплату базовой доли действующим пенсионерам отводится 6% и на формирование выплаты в будущем самого застрахованного 16%;

в случае формирования страховой и накопительной частей пенсии на выплату базовой доли отводится 6%, на формирование выплаты самого зарегистрированного — 10%, на выплату накопительной доли — 6%.

На конец марта 2006 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. В 2004 г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. рублей

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что пенсионное страхование сегодня - это часть общей системы обязательного соцстрахования.

Обязательное пенсионное страхование - это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

Составные части трудовой пенсии в РФ:

1. Базовая часть

2. Страховая.

3. Накопительная.

Источником финансирования государственных пенсий являются:

• бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

• федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.



    1. Основные направления в реформировании пенсионной системы.


Реформа пенсионного возраста с 2019 года.

Законом Правительства, внесенным в Государственную Думу в июне 2018 года, предлагалось повысить общеустановленный пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин, закрепив его на уровне 65 лет и 63 года соответственно.

В окончательном виде новый закон о пенсионной реформе был принят с учетом предложенных поправок 27 сентября 2018 года в третьем чтении. Уже 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Текст закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года — до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет.

Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона — в 2019 и 2020 гг. (Таблица 1). Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме.

Повышение пенсионного возраста в России будет касаться всех граждан, которые по состоянию на 01.01.2019 г. еще не оформили пенсию по старости (за исключением некоторых категорий граждан). Таким образом, в общем случае повышение пенсионного возраста коснется мужчин 1959 и женщин 1964 года рождения и моложе.

Новый график повышения пенсионного возраста с 2019 года строится с учетом следующих исходных условий:

Всего пенсионный возраст для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет — соответственно до 60 и 65 лет.

Повышение будет происходить поэтапно — ежегодно с шагом 1 год. Начнется оно уже с 2019 года (то есть к действующему сейчас сроку выхода на пенсию уже в 2019 году будет добавлен 1 год).

Для граждан, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в течение ближайших двух лет (в 2019 и 2020 году), по поручению Владимира Путина будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 0,5 года раньше.

График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года в соответствии с предложенным Правительством законопроектом приводится ниже (Таблица 1):

Таблица 1. График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года

Когда можно было бы выйти на пенсию по старому закону?

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

Когда выйдут на пенсию по новому закону?

Женщины

Мужчины

2019

55+1-0,5=55,5

60+1-0,5=60,5

2019 и 2020

2020

55+2-0,5=56,5

60+2-0,5=61,5

2021 и 2022

2021

55+3=58

60+3=63

2024

2022

55+4=59

60+4=64

2026

2023

55+5=60

60+5=65

2028


При этом в законе предусматривается новое основание для досрочного выхода на пенсию — наличие продолжительного трудового стажа (45 лет у мужчин и 40 лет у женщин). При наличии такого количества лет стажа граждане будут иметь право оформить пенсионные выплаты на 2 года раньше общеустановленного возраста (но не ранее достижения 55 лет у женщин и 60 — у мужчин).

Необходимо отметить, что аналогичное увеличение пенсионного возраста затронет и получателей социальных пенсий по старости — россиян, которые по каким-либо причинам не смогли приобрести необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии. Ранее для них выход на пенсию по старости предусматривался в 65 и 60 лет (мужчины/женщины), а по новому закону такая возможность будет предоставляться в 70 и 65 лет соответственно.

Новый закон о пенсиях с 2019 года также предполагает изменение сроков выхода на пенсию для льготных категорий граждан (так называемых «досрочников»).

  • Для граждан, работающих в условиях Крайнего Севера, пенсионный возраст также предлагается повысить на 5 лет мужчинам (с 55 до 60 лет) и женщинам (с 50 до 55 лет). Делать это предлагается с таким же переходным периодом, как указано в таблице выше для обычных работников.

  • Для учителей и медработников требования к льготному стажу остаются неизменными (наличие специального стажа 25 или 30 лет в зависимости от места работы), однако сам выход на пенсию после получения этого стажа предлагается отсрочить на 5 лет с переходным периодом, который растянется на 2019-2023 годы.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

Изменение пенсионного возраста с 2019 года коснется не всех граждан — для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой пенсионного возраста):

Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует).

Для осуществляющих трудовую деятельность в опасных и вредных условиях труда:

  • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;

  • на подземных работах, в горячих цехах;

  • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;

  • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;

  • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.

Для граждан, имеющим право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:

  • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;

  • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;

  • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;

  • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.

  • для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк»[1].

Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей 2:

Таблица 2. Переходный период для реализации изменений

Год выработки «льготного» профессионального стажа *

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026 и т.д.

Через сколько лет можно обратиться за оформлением пенсии

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

Год оформления пенсии по новому закону

2020

2022

2024

2026

2028

2030

2032

2034 и т.д.

Примечание: * — Год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий будет зафиксирован, но обратиться за оформлением пенсионных выплат соответствующие работники после завершения смогут по истечении еще нескольких лет (в окончательном виде, начиная с 2026 года — через 8 лет с даты выработки этого стажа).

Кроме этого, Конвенцией предусматриваются следующие нормы пенсионной системы:

  1. Установленный пенсионный возраст в стране не должен превышать 65 лет (он может быть установлен выше только по решению компетентных органов власти с учетом показателей трудоспособности пожилого населения страны).

  2. Государство по своему выбору может устанавливать правила, на основании которых будут производится выплаты пенсии:

  • при стаже работы по найму или сроке уплаты страховых взносов не менее 30 лет;

  • достижение установленного количества среднегодовых взносов на пенсионное страхование.

  1. Пенсионное обеспечение в виде 40% от заработка может быть пропорционально уменьшено, если работником на момент оформления пенсии не были выполнены нормы по стажу работы или уплате взносов (но в любом случае стаж должен составлять не менее 10 лет).

Как отмечал Антон Силуанов, частью новой пенсионной системы России станет и программа добровольных пенсионных накоплений (ИПК — индивидуальный пенсионный капитал), которая позволит увеличить размер будущей пенсии на 10-20% от зарплаты [1].

Почему пенсионная реформа в России не закончилась?

В 2018 г. российские власти нарушили многолетнее табу на повышение пенсионного возраста. Откладываемое годами решение было одобрено спустя несколько месяцев после выборов президента. И хотя последствия реформы еще долго будут сказываться на отношении людей к власти, не ясно, позволит ли жертва в виде поддержки электората решить проблемы пенсионной системы.

В начале 2018 г. россияне старше трудоспособного возраста составляли чуть больше четверти населения. На выплату страховых пенсий в 2017 г. Пенсионный фонд (ПФР) потратил 6,4 трлн руб. при доходах в 8,3 трлн руб., из которых 11,3% приходится на пенсионный трансферт из федерального бюджета. С годами выполнять обязательства бюджету было бы все сложнее. К 2035 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин вырастет с 67,5 года в 2017 г. до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8. Повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам по полгода в год с 2019 г., а повышение также требований к трудовому стажу позволило бы сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 г., оценивал ЦСР. Такой вариант реформы Минфин и предложил президенту [6].

Рис.1 Причины повышения пенсионного возраста.

В 2020-м индексация пенсий составит 6,6%, в 2021 году – 6,3%, в 2022-м – 5,9%, в 2023 году – 5,6%, в 2024-м – 5,5%. Увеличивать пенсию будут 1 января каждого года.

Отсюда, добавка в 1 тыс. рублей положена тем пенсионерам, у которых размер пенсии составляет примерно 14 тыс. рублей. Если выплаты меньше, то добавка будет гораздо ниже.


Вывод по 1 главе: Страховая пенсия по старости – это один из наиболее распространенных видов пенсионного обеспечения, материальной помощи пожилым гражданам со стороны государства. Согласно новым поправкам, в стандартном порядке женщины могут уйти на заслуженный отдых в 60 лет, а мужчины – в 65 лет.

Но есть группы граждан, на которых распространяется льготные условия. Размер выплат, как и раньше, будет зависеть от периода трудовой деятельности, от заработной платы, перечислений в ПФР, региона проживания и других немаловажных факторов. Узнать полную информацию можно на сайте Пенсионного фонда, либо позвонив по телефону в местный филиал.


















ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ.


2.1 Сравнительный анализ пенсионной системы разных стран.


США

Пенсионная система США существенно отличается от российской. Следуя принципам гендерного равенства, американцы и американки уходят на пенсию одновременно, по достижению 65-летнего возраста, при том что средняя продолжительность жизни в Америке достигает 80 лет. Государственная пенсионная система охватывает почти всех трудящихся американцев, которые в течение своего страхового стажа оплачивали страховые взносы. Она обеспечивает им среднюю пенсию, которая в переводе на российскую валюту сегодня составляет около 85 тыс. рублей. Но «фишка» в том, что американская система дает пенсионеру сразу три источника пенсионного дохода – помимо государственной, работающий американец может участвовать в корпоративных и частных системах накопления. Причем корпоративная система накопления организуется по месту трудоустройства, но регулируется также государством.

Для получения права на корпоративную пенсию, в зависимости от компании, достаточно проработать в ней 5-10 лет, делая равные с работодателем отчисления в специальный фонд. При этом будущий пенсионер имеет в таких программах собственный счет, которым он может самостоятельно управлять, выбирая инвестиционные инструменты и самостоятельно неся ответственность за судьбу своих накоплений. Примечательно, что пенсионеры вправе сами определять сумму будущих выплат. Кроме этого, американцы вправе открыть частный счет в финансовой структуре, где объем накоплений обычно ограничивается планкой в 2 тыс. $ в год. За период накопления средства не облагаются налогами, но при обналичивании, подоходный налог все же приходится оплачивать. Снять накопленные средства до достижения 60-летнего возраста невозможно.

Интересно, что общий объем накоплений пенсионеров в США оценивается около 24 трлн $, где только 3 трлн $ находятся под управлением государства – остальными средствами управляют НПФы и прочие финансовые организации.

Дания

Датских пенсионеров по праву можно считать самыми счастливыми пенсионерами планеты – в 2016 году пенсионная система Дании признана самой сбалансированной в мире, по версии Global Pension Index. В рейтинг входит 27 стран, среди которых, вполне ожидаемо, России таки нет. Выходя на пенсию в 67 лет (как мужчины, так и женщины), граждане Дании (а также граждане ЕС и других стран, легально проживающих не территории Дании), имеют право на обычную и полноразмерную пенсию. Для получения обычной пенсии гражданам страны достаточно прожить не территории Дании 3 года в промежутке между 15 и 67 годами (иностранцам – 10 лет). Для получения полноразмерной пенсии, в указанном возрастном промежутке придется прожить уже 40 лет. В противном случае она будет составлять 1/40 от полноразмерной пенсии, пропорционально прожитым в стране годам. Кроме того, датские пенсионеры имеют право на добавочную пенсию – она выплачивается всем, кто работал больше 9 часов в неделю. Все это, плюс надбавки и частные пенсионные программы, позволяют датчанам в среднем получать пенсию, равную 120 тыс. рублей в месяц.

За такое приличное пенсионное содержание будущим пенсионерам приходится немало платить – налоги в Дании обычно составляют 35-50% от заработка, на чем собственно и держится пенсионная система. При этом сама система, помимо государственного фонда, в который идет лишь часть взносов, представлена множеством негосударственных пенсионных фондов, которые большую часть средств пенсионеров вкладывают в рисковые активы. Тем не менее участвуя в их программах пенсионеры очень часто получают пенсию, равную 2,8 тыс. $, что является абсолютным рекордом для ЕС.

Франция

Пенсионная система Франции отличается от большинства систем, представленных в других странах. Как и в России, пенсионными правами обладает каждый француз, преодолевший возрастной ценз (65 для женщин, 67 для мужчин), без привязки к трудовому стажу. Но в отличие от России, она рассчитывается как 50% от зарплаты, получаемой на протяжении 25 наиболее удачных лет, учитывая инфляцию. При наличии трудового стажа 41,5 года, на пенсию можно выйти раньше достижения пенсионного возраста, но не раньше 60 лет. Примечательно, что при наличии стажа в 40 лет, пенсионерам полагается еще и надбавка. Но это все лишь базовая часть французской пенсии, помимо нее государственная пенсионная система предполагает еще и дополнительную часть, которая исчисляется исходя из баллов, полученных после расторжения трудовых отношений с каждым из работодателей, с которым они были на протяжении жизни.

Получается, что в среднем пенсионеры получают пенсии из 3-5 источников. В итоге средняя пенсия во Франции составляет около 70 тыс. рублей, а иногда сумма накоплений и надбавок позволяет пенсионерам получать пенсии даже больше зарплаты работающих людей. Участие в пенсионной страховой системе является обязательным для французов – они ежемесячно уплачивают 16,35% от своей зарплаты. Само занятым гражданам и частным предпринимателям приходится уплачивать взнос самостоятельно, а вот наемные работники платят его вместе с работодателями в равных долях. Несмотря на существенный размер отчислений, все дополнительные баллы и надбавки позволяют французским пенсионерам получать пенсии, составляющие около 80% от дохода.

Китай

Китайская пенсионная система не отличается демократичностью, даже если сравнивать ее с российской системой. Так, еще совсем недавно правом на пенсии обладали лишь госслужащие и работники государственных корпораций. Рыночные реформы привели к тому, что система пенсий охватила и городских жителей, работающих в частном секторе, благодаря чему к 2007 году пенсию получали уже треть достигших пенсионного возраста китайцев. В 2009 году пенсии начали выплачивать и отдельным категориям сельских пенсионеров, а сегодня пенсионная система уже охватывает около 60% пенсионеров Китая. Остальным приходится довольствоваться заработками на стихийных рынках и содержанием со стороны детей, как это практиковалось на протяжении сотен лет ранее.

Пенсионный возраст, как и в России, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Если китаец занимается физическим трудом, он выходит на пенсию в 50 лет, что обусловлено высокой смертностью среди таких граждан. Для получения права на пенсию, китайцам необходимо на протяжении 15 лет отчислять 11% от своей зарплаты (8% работник, 3% работодатель). Это дает китайцу право на получение пенсии в размере 20% от средней зарплаты по региону, если он житель города, и 10% от среднего дохода крестьян, если он житель села. В таких условиях, средняя пенсия у китайцев составляет около 10 тыс. рублей.

Великобритания

Пенсионная система Объединенного Королевства существует уже более 100 лет, имеет очень сложную структуру и широкий спектр инструментов. Так, британцы имеют право на получение государственной и страховой пенсий, первую платит правительство, вторую – фонд государственного страхования. Государственная пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, который составляет 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Правительство обеспечивает гражданам выплаты в размере пятой части от их дохода. Страховая пенсия также выплачивается за счет взносов, которые работники платят солидарно с работодателем. Она также дает британским пенсионерам около 20% от заработанного дохода. Примечательно, что английская пенсия рассчитывается в недельном выражении и в среднем составляет около 175 фунтов в неделю, что в конечном итоге позволяет пенсионерам получать сумму, эквивалентную 49-50 тыс. рублей в месяц.

Помимо государственного обеспечения, британцы нередко участвуют в корпоративных программах, вкладывают деньги в НПФы и страховые компании. Это позволяет им иметь неплохой ежемесячный доход в старости – как писал британский журнал «Indepenent», средний совокупный доход английских пенсионеров в 2013-2014 году составлял около 398 фунтов, в то время как работающие граждане в среднем зарабатывали 384 фунта.

Германия

Германия построила свою пенсионную организацию в порядке солидарности – молодое поколение финансирует пенсию старого, тем самым получая право на собственную пенсию. В ФРГ успешно действует как правительственная, так и негосударственная системы – без проблем можно участвовать в обеих, но обязательной она считается лишь для граждан, чей доход ниже 3,9 тыс. € (их, кстати, большинство). Взносы в пенсионный фонд для немцев составляют около 19% от их заработка, и работодатель, в отличие от России, оплачивает лишь половину – вторую часть отчисляет работник. Сама пенсия исчисляется с учетом индивидуальных коэффициентов, стажа и других особенностей. Уходя на пенсию в 67 лет, немецкие пенсионеры должны иметь 45-летний трудовой стаж – чем он меньше, тем ниже будет пособие.

При этом пенсии на западе и востоке страны немного отличаются, однако в среднем, в пересчете на отечественную валюту она составляет около 73 тыс. рублей. Россиянам о такой пенсии приходится только мечтать – в 2017 году средняя пенсия в нашей стране должна составить лишь 13,5 тыс. рублей.

Мы составили сравнительную таблицу по странам, включая Россию, где отразили возраст выхода на пенсию, сумму взносов, тудовой стаж и размер пенсии (Таблица 2).


Таблица 3. Сравнительная таблица стран по пенсионной системе


Страна

Пенсионный возраст

Взносы в пенсионный фонд (налоги, процент от их общего заработка)

Трудовой стаж

Средняя пенсия

мужчины

женщины

США

65

65

35-50%

13

85000

Дания

67

67

16,35%

13

120000

Франция

67

65

19%

41,5

70000

Германия

65

60

11%

45

73000

Китай

60

55

10%

15

10000

Великобритания

65

60

22%

30

50000

Россия

65

60

22%

40-45

13500


Вывод: Исходя из вышеперечисленных стран, мы можем сказать, что в Дании самая комфортная и благоприятная система пенсий в мире. Но тем не менее все страны имеют особые пенсионные системы, отличающихся от России.


2.2. Анализ влияния изменений в пенсионной системе РФ на экономически активное население в РФ.


Для подтверждения гипотезы нами был проведен опрос среди экономически активного населения по предлагаемой анкете (Приложение 1).

В нем приняли участие как респонденты, не достигшие 18 лет, так люди старше этого возраста.

Рассматривая группу респондентов от 14-18 лет мы можем сделать вывод о том, что все учащиеся жители города Екатеринбурга имеют начальное, общее образование; в основном, наибольшее количество в анкете приняло участие девочек, чем мальчиков; ученики не являются получателями различных видов пенсий.

В настоящее время, большинство школьников никаким образом не причастны к работе, лишь некоторые из них работают, получая зарплату «в конверте», их число составило 56,4% от общего числа респондентов. При этом те молодые люди, которые получают заработную плату заявили, что она составляет от 10 до 19 тыс. рублей.

Мы выяснили, что 84,6 % учеников не имеют никаких сведений или представлений о том, как будет формироваться их будущая пенсия; 15,3 % уже знают, что их ожидает в будущем (Рисунок 2)

Рис.2. Знаете ли Вы, как формируется Ваша будущая пенсия

Рис.3. Вы когда-нибудь слышали о Пенсионной реформе и ее будущих изменениях с 2019года?

Отвечая на вопрос «Вы когда-нибудь слышали о Пенсионной реформе и ее будущих изменениях с 2019года?» 76,9% учеников ознакомлены с тем, какие изменения произойдут в Пенсионной реформе в 2019 году; 12,8% никогда не интересовались ею; 10,2% обладают лишь общими сведениями, деталей ее изменений не знают.

Проводя дальнейшее исследование, мы установили, что 87,1% школьников уже знают, что будущая пенсия будет зависеть от официальной зарплаты; 12,8 % данной информации не знают или слышат впервые. Большинство детей считает (46,1%), что 5 лет минимального трудового стажа для получения трудовой пенсии по старости – самый оптимальный вариант; 28,2% считают, что 10 лет наиболее предпочтительный вариант; 20,5% остановились на 15-20 лет и лишь 2,5% выбрали 25-30 лет.

56,4% респондентов данной группы согласны с тем, что даже после выхода на пенсию, они продолжат работать, при условии хорошего состояния здоровья; 33,3% верят, что помимо состояния здоровья, дальнейшая работа сможет принести дополнительный доход к своему общему заработку; 12,8% категорически отказываются работать, после выхода на пенсию. Большинство молодых людей готовы отложить свой выход на пенсию (преимущественно на 5-10 лет) и 30,7% не готовы.

При этом практически полностью 100% уверены в том, что размер зарплаты и продолжительность стажа в совокупности – главные факторы, от которых зависит размер пенсии, считая, что «нормальный» размер пенсии начинается от 20 до 50 тысяч рублей.

Большинство молодых людей готовы копить на пенсию самостоятельно, но при этом возлагают ответственность за пенсионное обеспечение на государство и работодателя и не готовы доверить формирование накопительной части своей будущей пенсии НПФ.



Рис.4. Ваше отношение к возможному повышению пенсионного возраста.

На один из главных вопросов исследования о повышении пенсионного возраста 64,1% учащихся ответили, что отрицательно относятся к повышению пенсионного возраста; 23% - нейтрально; 10,2% - положительно.

Почти 100% респондентов согласны с тем, что нужно платить пенсии работающим пенсионерам.

Отвечая на вопрос «Какие проблемы, по Вашему мнению, имеются в пенсионном страховании?» респонденты определили их следующими.

  • 38,4% школьником думают, что основные проблемы в пенсионном страховании кроются в дефиците бюджета средств ПФ;

  • 12,8% считают, что лишь косвенное увеличение пенсионного возраста влияет на пенсионное страхование;

  • 17,9% считают, что дефицит бюджета средств и косвенное увеличение пенсионного возраста – важные проблемы;

  • 17,9% убеждены, что дефицит бюджета средств, увеличение минимального страхового стажа, а также косвенное увеличение пенсионного возраста – главные проблемы в пенсионном страховании.

Рассматривая ответы второй фокус-группы, в которую вошли люди трудоспособного возраста, мы можем сказать следующее: это жители города Екатеринбурга. Большинство имеют высшее профессиональное образование, 9% - помимо высшего профессионального образования, обладают послевузовским образованием, в основном, наибольшее количество в анкете приняло участие женщин, чем мужчин; 81,8% опрашиваемых находятся в возрасте от 20 до 35 лет; 18,1% достигли 55 возраста и выше, из которых 97,2% - достигли пенсионного возраста.

Большинство взрослых работают и получают официальную зарплату (90,9%); 9% - также работают, однако получают и(или) частично получают зарплату «в конверте».

При этом 9%- зарабатывают от 10 до 19 тыс. рублей; 63,6% респондентов получают заработную плату в размере от 20 до 50 тыс. рублей; 18,1%- получают свыше 50 тысяч рублей.

Все респонденты обладают сведениями, что будущая пенсия будет зависеть от официальной зарплаты.

Рис.5. Знаете ли Вы, как формируется Ваша будущая пенсия?

Согласно рисунку 5 - 63,6% взрослых уже знают, как будет формироваться их будущая пенсия; 27,2% - не знают.

Рис.6. Вы когда-нибудь слышали о Пенсионной реформе и ее будущих изменениях с 2019года?

Отвечая на вопрос об изменениях в пенсионной реформе- 81,8% ознакомлены с тем, какие изменения произойдут в пенсионной реформе в 2019 году; 18,1% - слышали, но не в курсе какие изменения их ожидают в будущем (Рис.6).

Половина респондентов считают, что 15-20 лет минимального трудового стажа для получения трудовой пенсии по старости – выгодный и объективный вариант; другая половина, что 25-30 лет – наиболее предпочтительный вариант.

Отвечая на данный (Рис.7) вопрос 72,7% согласны с тем, что даже после выхода на пенсию, они продолжат работать, при условии хорошего состояния здоровья; 18,1% верят, что помимо состояния здоровья, дальнейшая работа сможет принести дополнительный доход своему общему заработку; 9% считают, что оба варианты верны и актуальны.

При этом согласно рисунку 7 - 45,4% взрослых готовы откладывать свой выход на пенсию (преимущественно от 3 до 5 лет); 54,5% - не готовы.

Больше половины респондентов важными основополагающими, от которых зависит размер пенсии, выбрали – размер заработной платы и

Рис.7.Планируете продолжать работать после достижения пенсионного возраста?

продолжительность стажа в совокупности. При этом считают, что «нормальная» пенсия начинается от 20 до 30 тысяч рублей.

Рис.8. На кого Вы возлагаете ответственность за свою будущую пенсию.

Отвечая на поставленный вопрос (Рис.8) -27,2% респондентов готовы возложить ответственность за свою пенсию солидарно на государство и работодателя; 27,2% - на государство; 45,4% - на себя. При этом 72,7% готовы копить на пенсию самостоятельно; 27,2% - не готовы. А также 36,3% готовы доверить формирование накопительной части своей будущей пенсии НПФ; 63,6% - не готовы.

Рис.9. Ваше отношение к возможному повышению пенсионного возраста.

На один из главных вопросов исследования о повышении пенсионного возраста 45,4% взрослых отрицательно относятся к возможному повышению пенсионного возраста; 36,3% - относятся нейтрально; 18,1% - относятся положительно. Почти полное большинство взрослых считают, что нужно платить пенсии работающим пенсионерам.

Отвечая на данный вопрос (Рис.10), можно было указать несколько вариантов, соответственно данные получились следующие - 38,1% респондентов думают, что дефицит бюджета средств ПФ – основная проблема в пенсионном страховании; 12% считают, вместе с дефицитом бюджета, косвенное увеличение пенсионного возраста будет считаться не менее важной проблемой;15% остановились на таком мнении, что дефицит бюджета средств и увеличение минимального страхового стажа – самые главные проблемы на сегодняшний день; 29% сошлись во мнении, что одной из очевидных и предполагаемых проблем может быть казнокрадство и дефицит бюджета средств; 16% убеждены, что большой процент чиновников, военных и служащих – одна из причин этих проблем; 9% выбрали «другой» вариант ответа;

Рис.10. Какие проблемы, по Вашему мнению, имеются в пенсионном страховании?

Большинство около 90% из всех респондентов подошли к выводу, чтобы увеличить пенсионный бюджет (при условии, что пенсионный возраст не изменят) необходимо:

1. Вывести из тени физических лиц, которые не платят налоги (бригады строителей, репетиторы, сдающие квартиры и пр.);

2. Начать серьезную борьбу с «серыми» зарплатами;

3. Повысить НДФЛ только для богатых (доход более 150 000 руб. в месяц)

Делая вывод из аналитических данных, мы можем сказать, что к повышению пенсионного возраста в большинстве люди относятся отрицательно. Дефицит бюджета средств ПФ – основная проблема в пенсионном страховании по мнению респондентов. Люди не доверяют формирование накопительной части своей будущей пенсии ПФ и негосударственным пенсионным фондам, готовы копить на пенсию самостоятельно, при этом, если государство освободит их от части налогов. Подавляющее большинство согласны с тем, что даже после выхода на пенсию, они продолжат работать, при условии хорошего состояния здоровья, тем самым не доверяя государству в обеспечении их старости. Нормальным размером пенсии россиянина считают 20-30 тысяч рублей, при котором можно будет не работать и безбедно проводить свою старость.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы отметить, что закон о пенсии не только повышает пенсионный возраст, но регулирует большое количество социально-экономических вопросов. Сюда относится и выплата льгот лицам предпенсионного возраста, и положения по страховой пенсии и социальная помощь и многое другое. Стоит отметить, что изменения коснутся далеко не всех категорий трудящихся (машинисты, летчики, шахтеры, инвалиды). С серьезными переменами столкнутся госслужащие, а также жители Крайнего Севера.

Хотелось бы отметить, что нами было сделано следующее:

1. Проанализировали источники информации в области пенсионного законодательства.

2. Рассмотрели «старую» систему накопительных взносов и «новую» систему.

3. Узнали, каким образом эта замена повлияет на жизнь будущих пенсионеров.

4. Провели опрос влияния изменений в пенсионной системе РФ на трудоспособное население в РФ среди учащихся и учителей школы №140.

5. Указали аналитические данные после анализа.

Согласно нашей гипотезе о том, что отношение людей к нововведениям в пенсионной системе отрицательно подтвердилось.

Цель проекта такая, как рассмотрение законопроекта о реформировании пенсионной реформы и отношение населения к его введению - достигнута, задачи выполнены.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Атрошенко С. «Пенсионное обеспечение: новые подходы»// Человек и труд. 1999. № 11.С. 52 - 53.

  2. Иванов А.Н. Пенсионное страхование как фактор трудовой мотивации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н.М. 2008. 31 с.

  3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция)

  4. Страхование пенсионное с выплатой аннуитетов // Глоссарий страховых терминов, используемых при проведении страховых операций. — Москва: МФК, 2008. — С. 179. — 288 с.

  5. Сайт Пенсионного фонда РФ -http://www.pfrf.ru – дата доступа 10.10.18, 25.12.18

  6. Сайт- «Пенсиологи» http://pensiology.ru/news/pensionnaja-reforma-v-rossii-v-2018-godu/- дата доступа 24.08.18.

  7. Сайт- «Пенсиологи» http://pensiology.ru/news/pensionnaja-reforma-v-rossii-v-2018-godu/-дата доступа 29.10.18

  8. Сайт «Завтрапенсия» https://zavtrapensiya.ru/pensionnaya-reforma/zakon-o-pensionnom-vozraste- дата доступа 15.01.19

  9. Сайт Консультант- http://www.consultant.ru/law/hotdocs/54004.html - дата доступа 29.09.18

  10. Сайт «Стадвуд» https://studwood.ru/1358810/pravo/sovremennaya_pensionnaya_sistema - дата доступа - 29.09.18

  11. Сайт «БабаДеда»- http://baba-deda.ru/news/2668 - дата доступа- 29.09.18

  12. Сайт - http://www.foto-volos.ru/pensionnaya-reforma-novosti-03-01-2019-izmeneniya-pensii-pensionnoj-sistemy-i-pensionnogo-zakonodatelstva/ - дата доступа 09.01.19

  13. Сайт Пенсионный возраст -https://pensionniy-vozrast.ru/novaya-pensionnaya-reforma-v-2019-godu.html -дата доступа 15.01.19

  14. Сайт – «Льготы всем» - http://lgoty-vsem.ru/pensiya/strahovanie/obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie.html#i-3 -дата доступа 25.12.18























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые респонденты! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы относительно Вашего отношения к пенсионной реформе. Полученные результаты будут использованы в научных целях. Анкетирование анонимно.

  1. Ваше образование:

  1. среднее начальное ,общее образование

  2. начальное проф. образование

  3. среднее проф. образование

  4. высшее профессиональное образование

  5. послевузовское образование



  1. Ваш пол : А) мужской Б) женский

3. Сколько вам лет

А) от 14-18 б) от 19-29 в) от 30-55 г) свыше 55

4. Вы пенсионер? : А) Да б) Нет

5. Работаете ли Вы в настоящее время или нет? Если да, то каким образом выплачивается Ваша зарплата?

А) Не работаю

Б) работаю, получаю официальную, «белую» зарплату

В) работаю, получаю и(или) частично получаю зарплату «в конверте».

6. Где вы проживаете?

А) г. Екатеринбург б) Свердловская обл. в) другая область

7. Какая ваша средняя заработная плата?

А) от 10-19тыс.руб б) от 20-50 тысяч рублей в) свыше 50 тысяч рублей

8. Знаете ли Вы, как формируется Ваша будущая пенсия?

А) Да, знаю

Б) Не знаю деталей формирования пенсии и(или) обладаю об этом лишь общими представлениями.

9. Знаете ли вы что такое ИПК (Индивидуальный пенсионный капитал) и для чего он нужен?

А) да б) нет в) когда-то слышал, но не вдавался в подробности

10. Вы когда-нибудь слышали о Пенсионной реформе и ее будущих изменениях с 2019года?

А) да б) нет в) слышал, но не знаю какие изменения произойдут

11. Вы знаете или слышите сейчас впервые, что размер Вашей будущей пенсии зависит от Вашей официальной, «белой» зарплаты, с которой работодатель уплачивает взносы в Пенсионный фонд России?

А)да, знаю Б) нет, не знаю

12. В большинстве европейских стран минимальный трудовой стаж для получения права на пенсию – более 20 лет, а в России сегодня он составляет 5 лет. На Ваш взгляд, каким должен быть минимальный трудовой стаж в России для получения трудовой пенсии по старости?

А) 5 лет Б)10-лет в) 15-20лет г) 25-30 лет

13. Одни люди по достижении пенсионного возраста выходят на пенсию, другие – продолжают работать. А Вы планируете или не планируете продолжать работать после достижения пенсионного возраста?

А) да, если здоровье позволит, мне интересно работать

Б) да, мне нужен дополнительный доход

В) нет, категорично отказываюсь работать

14. Во многих странах человек может отложить выход на пенсию на несколько лет и тогда размер его пенсии существенно увеличивается. А Вы готовы или не готовы отложить выход на пенсию при таких условиях? И если готовы, то на сколько?

А) готов, на ______________лет б) не готов

15.Как Вы полагаете, от каких факторов в первую очередь должен зависеть размер Вашей трудовой пенсии по старости?

А) размер заработной платы и продолжительность стажа в совокупности

Б) размер взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд России

16. Укажите размер желаемой, «нормальной» на Ваш взгляд, пенсии на сегодняшний день______________________________________________

17. На кого Вы возлагаете ответственность за свою будущую пенсию

А) солидарно на государство и работодателя

Б) на государство В) на себя

18. Вы готовы копить на пенсию самостоятельно, если при этом вам разрешать платить меньше налогов?

А) Да Б) Нет

19. Вы готовы или не готовы доверить формирование накопительной части своей будущей пенсии негосударственному пенсионному фонду?

А) готов б) не готов

20. Ваше отношение к возможному повышению пенсионного возраста

А) отрицательно б) нейтрально в) положительно

21. Нужно ли платить пенсии работающим пенсионерам?

А) да, конечно б) нет, они и так работают, получая зарплату

22. Какие проблемы, по Вашему мнению, имеются в пенсионном страховании? * Можно указать несколько вариантов

  1. дефицит бюджета средств Пенсионного фонда

  2. увеличение минимального страхового стажа

  3. косвенное увеличение пенсионного возраста

  4. нет никаких проблем

  5. другое

  6. Свой вариант____________________________________

22. Пути увеличения пенсионного бюджета (при условии, что пенсионный возраст не изменят)

  1. Вывести из тени физических лиц, которые не платят налоги (бригады строителей, репетиторы, сдающие квартиры и пр.)

  2. Начать серьёзную борьбу с «серыми» зарплатами

  3. Повысить НДФЛ с 13% до 18% для всех

  4. Повысить НДФЛ только для богатых (доход более 150 000 руб. в мес.)

  5. Другой вариант (Свой ответ)___________________________________





Спасибо за ответы!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!