ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ
Выполнил: Супрунов Ефим Андреевич, студент группы 203
ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж», г.Ярославль, РФ
Руководитель: Ведмедь Ольга Николаевна, преподаватель
ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж», г.Ярославль, РФ
2023 год в нашей стране объявлен годом педагога и наставника, и это событие дает возможность уделить особое внимание людям этой профессии. Автомеханический колледж имеет славную, почти столетнюю историю. И не удивительно, что в нашем учебном заведении сложились педагогические династии. В словаре определение понятия «династия» трактуется так: ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции. Работа педагога требует большой самоотдачи, любви к своему делу, большой самоорганизации, трудолюбия. Но, несмотря на трудности, сложнейшие профессиональные задачи, люди из поколения в поколение идут работать с детьми. В нашей работе расскажем об одной из династий нашего колледжа.
Цель исследования: изучить и систематизировать материалы о представителях преподавательской династии семьи Драчёвых – Гансбургских, показать роль династии в развитии ЯАК
Объект исследования – жизнь и трудовая деятельность династии Драчёвых – Гансбургских.
Предмет исследования – вклад каждого представителя династии в развитие образования и общественную жизнь Ярославского автомеханического колледжа
Задачи:
-найти и изучить документальные материалы о педагогической династии Драчёвых – Гансбургских.
-взять интервью у представителей династии, коллег по работе, выпускников, студентов
-обобщить собранный материал;
Основателем династии является Драчёв Михаил Алексеевич. Родился в селе Литвиново Белевского уезда Тульской губернии.
В 1903 году был принят учителем в Белёвскую земскую школу (Белёвский уезд — административно-территориальная единица в составе Белгородской и Тульской губерний Российской империи)
В 1907 году подал прошение в московский императорский университет (сейчас МГУ им. Ломоносова) на историко-географический факультет. Во время обучения приходилось зарабатывать себе на жизнь – домашним преподавателем у богатых москвичей. В 1911 году окончил Московский университет. После окончания университета приехал преподавать в Ярославской мужской гимназии (сейчас это корпус Ярославского Демидовского университета на улице Андропова). В 1917 году избирается депутатом Ярославского городского совета первого созыва.
М.А.Драчев – один из организаторов высшего образования в Ярославле. После революции, в 1918 году открываются школы для взрослых, с 1921 года – рабфаки. «Рабочие факультеты» (рабфаки) — это специальные учебные подразделения с ускоренной программой, которые готовили представителей рабочей и крестьянской молодёжи для поступления в университеты и институты. Михаил Алексеевич принимал участие в организации и работе этих новых форм обучения. Также был одним из основателей Ярославского педагогического института. В 1917-1918 году выделилась группа передовых преподавателей - нужны были педагогические кадры для молодой страны. После Октябрьской революции меняются и формы и содержание педагогического образования. Появилась идея о создании педагогического института Ярославле на базе учительского института. В 1918 году состоялась встреча с А.В.Луначарским, Ярославский учительский институт преобразован в педагогический институт.7 декабря 1918 года Наркомпрос РСФСР санкционировал решение ГубОНО от 19 ноября 1918 года о преобразовании учительского института в педагогический институт.
В 1933 – 1935 годах работал преподавателем экономической географии в нашем техникуме. И затем учительствовал в школе № 33 до окончания своей трудовой деятельности в 1958 году. В течение 30 лет был председателем Ярославской секции географов. За многолетнюю преподавательскую деятельность был награжден орденом Ленина, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». На пенсии Михаил Алексеевич писал мемуары, которые бережно хранятся в семье его внука. Стаж педагогической работы Михаила Алексеевича составляет 55 лет.[1]
Дочь Михаила Алексеевича Татьяна Михайловна Драчёва продолжила профессиональный путь отца.
Она закончила МЭМИИТ - Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. После окончания института в 1948 году была принята преподавателем электротехники в Ярославский автомеханический техникум.
В 1950-е годы в нашем техникуме учились венгры, корейцы, вьетнамцы, Татьяна Михайловна обучала их электротехнике.
Татьяна Михайловна также учила будущего директора техникума Пахнина Николая Яковлевича. Николай Яковлевич с большим уважением и теплотой вспоминает о Татьяне Михайловне. Его воспоминания – это впечатления и студента, и, впоследствии, руководителя. В 1964 году Татьяна Михайловна вела в группе, где обучался Пахнин Н.Я., основы электротехники. По его воспоминаниям, сначала преподаватель устанавливала строгую дисциплину, но 3-4 курсу складывались дружеские отношения со студентами, она к ним относилась как к коллегам, было полное доверие. Отмечает ее справедливость, никогда не было «любимчиков», никогда не ругала за «двойки» и «тройки». Объединял ее со студентами и азарт болельщика – Татьяна Михайловна была страстным поклонником хоккея.
Преподаватель стояла у истоков введения специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического оборудования» в автомеханическом техникуме. Пахнин Н.Я. вспоминает, что Татьяна Михайловна обладала способностью находить квалифицированные кадры для преподавания новой специальности – спецпредметы вели главные энергетики и моторного завода, и завода СК. Благодаря Татьяне Михайловне был создан и технически оснащён кабинет электротехники. Весь второй этаж в корпусе В занимали лаборатории. Работала на вечернем отделении и студенты изготавливали рабочие модели. Много практических, курсовых и дипломных проектов было выполнено под её руководством. Например, студенты вечерники изготовили проточную линию сборки масляного насоса. С помощью Татьяны Михайловны все кабинеты были оснащены электроплакатницами, электростендами, шторами, опускающимися по кнопке и киноустановками.
Под её руководством студенты придумывали и изготавливали приборы, которые принимали участие в ВДНХ.
Татьяна Михайловна долгие годы была классным руководителем. Выпускники были благодарны своему преподавателю, много лет помнили, навещали, писали слова благодарности и признательности.
Была председателем электротехнической ПЦК.
Татьяна Михайловна работала в автомеханическом техникуме с 1948 по 1980 год, и таким образом педагогический стаж её работы в одном учебном заведении составляет 32 года.[2]
Следующим представителем династии является Ирина Андреевна Гансбургская.
Ирина Андреевна пришла на работу в техникум в 1973 году. Первоначально планировала поступать в мединститут, но для поступления требовался трудовой стаж. Поэтому она поступила работать в Ярославский медицинский институт. Там проводилась активная общественная работа, в которой Ирина Андреевна принимала активное участие. И там же познакомилась с активным студентом-общественником Андреем Гансбургским, сыном Татьяны Михайловны. Дом Гансбургских был гостеприимным. Ирина Андреевна подружилась с семьёй Андрея Николаевича и Татьяна Михайловна посоветовала получить экономическое образование.
В техникуме был преподаватель экономики, но её мужа должны были перевести на другую работу. Ирина Андреевна целый год ходила на занятия к этому преподавателя и постигала тайны педагогической науки.
Сразу же молодому преподавателю дали классное руководство, и летом 1974 года Ирина Андреевна отправилась вместе со студентами на работу в колхоз – в так называемый летний лагерь труда и отдыха. В советское время организованный труд на колхозных полях был очень популярен. К таким работам привлекались главным образом студенты, школьники, работники государственных учреждений. Они оказывали помощь в прополке, уборке урожая. Группу отправили в Данилов, 24 человека работали на колхозных полях, 6 на молокозаводе. Ирине Андреевне приходилось руководить обеими группами. Условия были спартанские - сами готовили, в том числе и классный руководитель, дежурили, занимались уборкой. Работали на подъеме льна, за эту работу выплачивали деньги и снабжали продуктами.
В 1978 году в стройотряд поехали студенты «взрослые» - группа состояла из парней отслуживших в армии – этнические немцы из Казахстана. Работали на строительстве двухэтажных домов в районе аэродрома в Заволжье. Это считалось всесоюзной ударной стройкой, отряд назывался «Юность».
Но не только учеба и летний труд интересовали преподавателей. Моторный завод выдавал путевки на базу отдыха «Лесное». Там можно было отдохнуть в отдельных домиках вместе с семьей, с детьми. Также отправлялись вместе со студентами отдыхать в спортивный лагерь.
Профсоюз организовывал летом бесплатные экскурсионные поездки – в Ленинград, Москву, Владимир, Суздаль, Загорск…
Также благодаря моторному заводу преподавателям можно было раз в неделю бесплатно посещать бассейн «Лазурный». Зимой устраивались коллективом лыжные поездки – за Волгу, на свою лыжную базу или в Дом учителя – на средства профсоюза. Существовала спортивная сборная техникума, состоявшая из преподавателей. Они участвовали в соревнованиях по баскетболы и волейболу. [3]
Но, конечно, главное занятие любого педагога – давать знания и передавать опыт. В 1990 годы в техникуме была введена новая специальность – экономика и бухгалтерский учет. Ирина Андреевна много усилий приложила для того, чтобы эта специальность преподавалась на должном уровне и была востребованной. Ежегодно набирались группы в составе 25 человек, и каждый год 5-6 студентов заканчивали обучение с отличием, с «красным» дипломом. Большинство выпускников устраивались работать по специальности и работали главными бухгалтерами в школах, детских садах, одна из выпускниц стала начальником управления экономики моторного завода. В те годы специальность была востребованной, многие техникумы ввели эту специальность. Между студентами учебных заведений проводились конкурсы по специальности, и студенты автомеханического техникума стабильно занимали 1 и 2 места. [2]
За годы долгой и усердной профессиональной деятельности Ирина Андреевна неоднократно награждалась почетными грамотами – Министерства образования РФ, Департамента образования Ярославской области, Мэрии города Ярославля. Отмечались её заслуги – многолетний плодотворный труд, большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов.
Выпускница техникума, теперь преподаватель нашего колледжа Харчева Анна Александровна с большой благодарностью отзывается и преподавательском таланте своего наставника: «Ирина Андреевна – профессионал своего дела! В годы моего обучения в техникуме Ирина Андреевна преподавала экономику отрасли и настолько полно интересно и увлекательно объясняла материал, что и по прошествии большого количества времени все помнится. Эти знания помогали и во время учебы в институте, помогают теперь и в работе. Я безмерно благодарна за полученные знания и опыт!»
Ирина Андреевна по сей день работает в нашем колледже. В 2023 году она отметит свой профессиональный юбилей – 50 лет педагогического стажа!
Ирина Андреевна представитель выдающейся педагогической династии. Три поколения семьи Драчёвых - Гансбургских работали в нашем колледже на протяжении многих лет. Педагогический стаж этой династии в нашем учебном заведении составляет 84 года! А общий педагогический стаж Михаила Алексеевича, Татьяны Михайловны и Ирины Андреевны - 137лет!
Семейную традицию продолжают и другие члены семьи. Сын Татьяны Михайловы, муж Ирины Андреевны - Гансбургский Андрей Николаевич – профессор, доктор медицинских наук. Преподавал в медицинском институте. Его педагогический стаж – 45 лет.
Сын Ирины Андреевны и Андрея Николаевича Гансбургский Михаил Андреевич – кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог. В последние 10 лет также является преподавателем.
Общий стаж нескольких поколений семьи Драчёвых -Гансбургских составляет 193 года.
Героями нашей работы являются люди, для которых профессия – это судьба. Она передаётся из поколения в поколение. Они преподают разные предметы, но и их объединяет профессионализм, требовательность к себе, любовь к выбранному делу.
Ресурсы:
Воспоминания Драчева М.А. // архив семьи Гансбургских
Воспоминания Пахнина Н.Я.//интервью
Воспоминания Гансбургской И.А. // архив музея колледжа
5