МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова»
Ржаксинского района Тамбовской области
п. Жемчужный
От старых мер до системы си.
Авторы: Кутепова Юлия,Ветрова Юлия, 8 класс
МБОУ «Ржаксинская СОШ №1им . Н.М.Фролова»
Руководитель: Алушкина Елена Владимировна,
учитель математики
2021
Содержание
| Введение | 3-4 |
1 | Что знаем о единицах измерения длины? | 4 |
2 | Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках? | 4-5 |
3 | В каких литературных произведениях встречаются названия старинных мер длины. | 5 |
4 | Что можно выяснить с помощью других людей. | 6-7 |
5 | Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют длину, высоту, ширину? | 7 |
6 | Обращаемся за помощью к сети Internet. | 7-10 |
7 | Старинные задачи | 10-11 |
8 | Старинные меры длины в пословицах, поговорках, шутках и фразеологизмах. | 12-14 |
9 | Проводим эксперимент | 15-17 |
10 | Заключение | 17 |
11 | Использованные источники информации | 18 |
Введение
В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с математическими величинами. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.
Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные измерения длины в наше время?
Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы исследовательской работы «От локтя и пяди до системы СИ».
Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не пользуемся ими в настоящее время
Гипотеза исследования: Мы предположили, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Объект исследования: измерение длины.
Предмет изучения: динамика развития измерений длины.
Задачи исследования:
Осуществить задачи, содержащие старые и новые меры длины.
Провести эксперимент. исторический экскурс в данную тему.
Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о различных мерах длины.
Подобрать математические задачи, старые и новые меры длины.
Провести эксперимент.
С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.
1. Что знаем о единицах измерения длины?
Современные единицы измерения длины знакомы мне с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.
2. Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках?
Пытались найти нужную информацию в домашней, районной, школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?»
Из разных источников узнали:
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий. (В. И. Даль).
МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка.
(С. А. Кузнецов).
МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).
С помощью изученной литературы, можем сказать, что мера – это определённая единица измерения.
3. В каких литературных произведениях встречаются названия
старинных мер длины.
Названия старинных единиц измерения длины нам встретились в произведениях поэтов и писателей: «Зимняя дорога» А. С. Пушкин
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одни…
«Былина об Илье Муромце»
Да отъехал-де ведь старый за три поприща,
Да по-русски то сказать да за три верстоньки. И других прозведениях.
4. Что можно выяснить с помощью других людей.
Провели опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей.
Вопросы:
1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
В опросе приняли участие:
одноклассники – 4 человек; друзья и знакомые – 12 человек; родители, бабушки, дедушки – 7 человек; соседи – 16 человек; учителя – 4 человека.
Результаты опроса
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы
все опрошенные – 27 человека (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 13 человек (40%).
Участвовали | Количество | Современные меры длины | Старинные меры длины |
одноклассники | 4 | 4 | 2 |
знакомые | 12 | 12 | 5 |
родители | 5 | 5 | 2 |
соседи | 2 | 2 | 1 |
учителя | 4 | 4 | 3 |
всего | 27 | 27 | 13 |
В процентах: | 100 | 100 | 40 |
| | | |
5. Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют
длину, высоту, ширину?
Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Мы постарались увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);
-длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине);
- расстояние между кустарниками при разбиении сада с помощью рулетки (на садовом участке);
- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;
- длину деревянных реек при постановке ограды около дома с помощью рулетки.
Выясняем, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину?
6. Обращаюсь за помощью в Internet.
Пытаемся почерпнуть сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснил, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.
Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.
Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.
В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
7. Старинные задачи
В своей работе приведем примеры задач, в которых встречаются различные меры длины.
Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына.
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын = 3 коп.)
Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень.
Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три вершка выше).
Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в аршинах, в вёрстах.
Рассмотрели несколько задач, связанных с использованием рукотворных мерок. В этих задачах нашел отражение не только практические применения русской системы мер длины, но и длительная история ее становления. Сюжеты задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны повседневной жизнью, особенностями быта и традициями русского народа, другие – любопытными историческими фактами. Помимо исторических задач бывают также задачи литературные.
* Узнайте рост. Какого роста человек «от горшка два вершка»?
Решение.
Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «коршок» (единица измерения равная ширине кулака).
Коршок = 9 см, вершок = 4,5 см. Значит, найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда:Коршок + вершок + вершок = рост человека.
9 см + 4,5 см +4,5 см = 18 см.Ответ: 18см.
* Две сажени
В древности на Руси сложились две независимые системы мер длины. Первая основывалась на великой пяди, а вторая на малой. Каждой пяди соответствовала своя сажень, при этом пядь составляла 1/8 часть сажени. Какова была величина сажени в сантиметрах в одной и в другой системе?
Решение.
Сажень1=великая пядь х 8 = 23х8=184(см).Сажень2=малая пядь х 8 = 19х8=152(см).Ответ: 184 см; 152 см.
8. Старинные меры длины в пословицах, поговорках, шутках и фразеологизмах.
Старинные меры длины встречаем часто в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах, но не всегда понимаем их смысл. Определяем, что они могут означать.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы | Значение |
Слышно за версту. | Разговаривать очень громко. |
За семь вёрст киселя хлебать. | Добираться куда-то без особой надобности. |
На версту отстанешь – на десять догоняешь. | Отставание трудно преодолеть. |
Для милого дружка семь вёрст не околица. | Любовь -не знает преград. |
Мерить версты. | Долго ходить, находиться в пути. |
Косая сажень в плечах. | Говорят о сильном человеке, богатыре. |
Всяк на свой аршин меряет. | Оценивать на свой вкус. |
Общим аршином мерить. | Относиться ко всему как к обычным явлениям. |
Писать аршинными буквами. | Писать очень крупно. |
Аршин с шапкой. | Говорят о человеке невысокого роста. |
Рукой подать | Находиться на близком расстоянии. |
9. Провожу эксперимент
Измеряем учителя математики.
Измеряю учителя истории.
Измеряю своих одноклассников.
Установление длины опытным путем
| Мама | Папа | Учитель | Ученики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вершок | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Малая пядь | 17 | 17 | 15 | 15 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 17 |
Великая пядь | 21 | 21 | 23 | 19 | 25 | 20 | 21 | 19 | 19 | 21 |
Локоть | 46 | 49 | 49 | 42 | 44 | 44 | 43 | 40 | 42 | 43 |
Аршин | 65 | 69 | 63 | 64 | 64 | 64 | 65 | 63 | 64 | 64 |
Провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Оказывается, одна и та же единица измерения получилась разной. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода, длину коридора в школе, длину ткани в магазине? Ведь получатся разные показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой аршин меряет».
Заключение
В ходе исследования сделали следующие выводы:
• уточнили, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• выяснили, какими измерительными приборами пользуются в настоящее время;
• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;
• в ходе эксперимента пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
• выполнив все задачи своего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Использованные источники информации:
1.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
7. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади. http://mer.kakras.ru/
9