СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "От старых мер до системы си"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволяет провести эксперимент, собрать пословицы и поговорки, решать задачит на старинные меры.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "От старых мер до системы си"»

МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова»

Ржаксинского района Тамбовской области

п. Жемчужный





От старых мер до системы си.









Авторы: Кутепова Юлия,Ветрова Юлия, 8 класс

МБОУ «Ржаксинская СОШ №1им . Н.М.Фролова»

Руководитель: Алушкина Елена Владимировна,

учитель математики











2021

Содержание


Введение

3-4

1

Что знаем о единицах измерения длины?

4

2

Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках?

4-5

3

В каких литературных произведениях встречаются названия старинных мер длины.

5

4

Что можно выяснить с помощью других людей.

6-7

5

Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют длину, высоту, ширину?

7

6

Обращаемся за помощью к сети Internet.

7-10

7

Старинные задачи

10-11

8

Старинные меры длины в пословицах, поговорках, шутках и фразеологизмах.

12-14

9

Проводим эксперимент

15-17

10

Заключение

17

11

Использованные источники информации

18





















Введение

В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с математическими величинами. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.

Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные измерения длины в наше время?

Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы исследовательской работы «От локтя и пяди до системы СИ».

Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не пользуемся ими в настоящее время

  Гипотеза исследования: Мы предположили, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены  на единицы измерения принятые во всём мире.

Объект исследования: измерение длины.

Предмет изучения: динамика развития измерений длины.

Задачи исследования:

  • Осуществить задачи, содержащие старые и новые меры длины.

  • Провести эксперимент. исторический экскурс в данную тему.

  • Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о различных мерах длины.

  • Подобрать математические задачи, старые и новые меры длины.

  • Провести эксперимент.

С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.

1. Что знаем о единицах измерения длины?

Современные единицы измерения длины знакомы мне с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и в повседневной жизни.

Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.

2. Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках?

Пытались найти нужную информацию в домашней, районной, школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?»

Из разных источников узнали:

МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения  расстояний или величины линий. (В. И. Даль).

МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая  линейка.

(С. А. Кузнецов).

МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).

С помощью изученной литературы, можем сказать, что мера – это определённая единица измерения.

3. В каких литературных произведениях встречаются названия

старинных мер длины.

Названия старинных единиц измерения длины нам встретились в произведениях поэтов и писателей: «Зимняя дорога» А. С. Пушкин

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одни…

«Былина об Илье Муромце»

Да отъехал-де ведь старый за три поприща,

Да по-русски то сказать да за три верстоньки. И других прозведениях.

4. Что можно выяснить с помощью других людей.

Провели опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей.

Вопросы:

1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?

2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?

В опросе приняли участие:

одноклассники – 4 человек; друзья и знакомые – 12 человек; родители, бабушки, дедушки – 7 человек; соседи – 16 человек; учителя – 4 человека.

Результаты опроса

Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы

все опрошенные – 27 человека (100%).

Со старинными мерами длины оказались знакомы только 13 человек (40%).

Участвовали

Количество

Современные меры длины

Старинные меры длины

одноклассники

4

4

2

знакомые

12

12

5

родители

5

5

2

соседи

2

2

1

учителя

4

4

3

всего

27

27

13

В процентах:

100

100

40





5. Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют

длину, высоту, ширину?

Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Мы постарались увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:

- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);

-длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине);

- расстояние между кустарниками при разбиении сада с помощью рулетки (на садовом участке);

- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;

- длину деревянных реек при постановке ограды около дома с помощью рулетки.

     Выясняем, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину?

6. Обращаюсь за помощью в Internet.

Пытаемся почерпнуть сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснил, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.

Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.

Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.

В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

7. Старинные задачи

В своей работе приведем примеры задач, в которых встречаются различные меры длины.

Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына.

Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын = 3 коп.)

Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень.

Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три вершка выше).

Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в аршинах, в вёрстах.

Рассмотрели несколько задач, связанных с использованием рукотворных мерок. В этих задачах нашел отражение не только практические применения русской системы мер длины, но и длительная история ее становления. Сюжеты задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны повседневной жизнью, особенностями быта и традициями русского народа, другие – любопытными историческими фактами. Помимо исторических задач бывают также задачи литературные.

* Узнайте рост. Какого роста человек «от горшка два вершка»?

Решение.

Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «коршок» (единица измерения равная ширине кулака).

Коршок = 9 см, вершок = 4,5 см. Значит, найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда:Коршок + вершок + вершок = рост человека.

9 см + 4,5 см +4,5 см = 18 см.Ответ: 18см.

* Две сажени

В древности на Руси сложились две независимые системы мер длины. Первая основывалась на великой пяди, а вторая на малой. Каждой пяди соответствовала своя сажень, при этом пядь составляла 1/8 часть сажени. Какова была величина сажени в сантиметрах в одной и в другой системе?

Решение.

Сажень1=великая пядь х 8 = 23х8=184(см).Сажень2=малая пядь х 8 = 19х8=152(см).Ответ: 184 см; 152 см.

8. Старинные меры длины в пословицах, поговорках, шутках и фразеологизмах.

Старинные меры длины встречаем часто в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах, но не всегда понимаем их смысл. Определяем, что они могут означать.

Пословицы, поговорки,

фразеологизмы

Значение

Слышно за версту.

Разговаривать очень громко.

За семь вёрст киселя хлебать.

Добираться куда-то без особой

надобности.

На версту отстанешь – на

десять догоняешь.

Отставание трудно преодолеть.

Для милого дружка семь

вёрст не околица.

Любовь -не знает преград.

Мерить версты.

Долго ходить, находиться в пути.

Косая сажень в плечах.

Говорят о сильном человеке, богатыре.

Всяк на свой аршин меряет.

Оценивать на свой вкус.


Общим аршином мерить.

Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Писать аршинными буквами.

Писать очень крупно.

Аршин с шапкой.

Говорят о человеке невысокого роста.

Рукой подать

Находиться на близком расстоянии.

9. Провожу эксперимент

  • Измеряем учителя математики.

  • Измеряю учителя истории.

  • Измеряю своих одноклассников.

Установление длины опытным путем


Мама

Папа

Учитель


Ученики

1

2

3

4

5

6

7

Вершок

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

Малая пядь

17

17

15

15

20

19

18

17

16

17

Великая пядь

21

21

23

19

25

20

21

19

19

21

Локоть

46

49

49

42

44

44

43

40

42

43

Аршин

65

69

63

64

64

64

65

63

64

64

Провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Оказывается, одна и та же единица измерения получилась разной. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода, длину коридора в школе, длину ткани в магазине? Ведь получатся разные показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой аршин меряет».

Заключение

В ходе исследования сделали следующие выводы:

• уточнили, какими мерами длины пользуются в настоящее время;

• выяснили, какими измерительными приборами пользуются в настоящее время;

• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все  были связаны с частями тела человека;

• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;

• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;

• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;

• в ходе эксперимента пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны  для измерений;

• выполнив все задачи своего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

Использованные источники информации:

1.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

7. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади. http://mer.kakras.ru/

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!