СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа о летчике Великой Отечественной войны Лукьянове Сергее Александровиче "На крыльях Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащихся "На крыльях Победы"  рассказывает о военном летчике, ветеране Великой Отечественной войны  Лукьянове Сергее Александровиче.  

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа о летчике Великой Отечественной войны Лукьянове Сергее Александровиче "На крыльях Победы"»

XXVI районные краеведческие чтения обучающихся


« На крыльях Победы»

Рассказ о боевом пути ветерана Великой Отечественной войны, летчика Сергея Александровича Лукьянова


Гурылёва Алёна

обучающаяся 8 класса,

Соколова Ульяна

Обучающаяся 9 класса

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Пановской средней школы

Палехского района



Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы МКОУ Пановской СШ

Кирсанова Елена Владимировна

155624, Ивановская область,

Палехский район, д. Паново, д.5

м.т. 89203606068

е – mail: panovo_schkool@mail.ru




Паново 2022год




Содержание


I. Введение 3 - 4

II. Основная часть

1. Великая Отечественная война. Командир корабля ТБ-3 4 -7

2. Полёты на ЛИ – 2 7 - 9

3. Командир эскадрильи 9 - 10

4. Послевоенная жизнь 10-11

III. Заключение 12

IV. Список литературы 13




















Введение

История Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – это судьбы многих миллионов жителей нашей Родины, отстоявших честь и независимость страны, проявивших беспримерное мужество и героизм в боях с фашистскими захватчиками. Среди защитников Родины, самоотверженно боровшихся с врагом, было много наших земляков. Их славные дела и подвиги отмечены орденами и медалями СССР.

Наша работа посвящена земляку, участнику Великой Отечественной войны, военному летчику Сергею Александровичу Лукьянову. Именно об этом человеке, о его героической борьбе на фронтах Великой Отечественной войны мы хотим рассказать.

Целью нашего исследования является: проследить боевой путь ветерана Великой Отечественной войны С.А.Лукьянова, собрать дополнительные сведения о его наградах, послевоенном периоде, его родственниках.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи: изучить материалы школьного краеведческого музея, издания периодической печати, Интернет-публикации, архивные документы; встретиться с местными жителями и родственниками ветерана войны для получения необходимых сведений; обобщить и систематизировать собранный материал.

В нашей работе мы столкнулась с определенными трудностями. В краеведческом музее Пановской средней школы сведений о Лукьянове недостаточно. По месту жительства не осталось тех людей, которые знали ветерана и могли рассказать о нем. Особенно это касается военного и послевоенного времени. В ходе исследования мы смогли установить контакты с родственниками участника войны, изучили информацию о Лукьянове в периодической печати, в Интернете.

Систематизировали и оформили собранный материал для пополнения фондов школьного музея и обновления музейной экспозиции «Герои Великой Победы». Главными источниками стали воспоминания самого ветерана, его сына и материалы Интернет-сайтов. При написании доклада были использованы фотоматериалы, полученные из личного архива Е. С.Лукьянова, архивные документы школьного музея, Интернет-ресурсы.


Основная часть


1.Великая Отечественная война. Командир корабля ТБ-3

Лётчик – это не только романтические истории, мечты о небе, но и тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Они стали героями своей страны, получили награды, вот только цена этих наград была слишком высока. Каждый боевой вылет штурмовика или бомбардировщика в Великую Отечественную войну можно приравнивать к подвигу, настолько велика была опасность быть сбитым.

Наш земляк Сергей Александрович Лукьянов был одним из тех, чья фронтовая судьба была связана с самолётами.

С. А. Лукьянов родился 22 сентября 1914 года в деревне Григорово Палехского района Ивановской области в крестьянской семье. Окончил Вареевскую начальную сельскую школу, потом Палехскую школу колхозной молодëжи. С 1930 по 1933 год учился в Костромском мелиоративном техникуме. В 1935 году по особому набору поступил в школу военных пилотов в городе Луганске, которую закончил в декабре 1937 г. и получил звание пилота ВВС. Был направлен на военную службу в Белорусский особый военный округ. (Приложение №1)

В письме коллективу учителей и учащихся Пановской средней школы от 20 февраля 1998 года наш земляк писал: « Свой военный путь я начал с сентября 1939 года. В Германии к власти пришел фашизм, который возглавлял Гитлер. Он захватил ряд европейских государств: Испанию, Францию, Чехословакию, Норвегию. Польшу. Начинается вторая мировая война. 15 сентября 1939 г. мы летали на ТБ-3 в Западную Белоруссию для освобождения Польши.

Финская компания началась в декабре 1939 г, она окончилась в марте 1940 г. Наш 3 тяжелобомбардировочный авиаполк, куда я прибыл, в местечке Боровское Смоленской области, только что организовали. Я был назначен командиром корабля ТБ-3. Быстро осваивалась техника тяжëлого бомбардировщика, в финскую войну мы уже участвовали ночью в бомбометании. Но оно длилось недолго. Без объявления войны фашисты готовили против Советского Союза большую войну. И она наступила. Внезапное нападение немцев 22 июня 1941 г. в 4 часа утра говорит об этом. Наш 3-й ТБАП перед этим базировался на аэродроме Пуховичи (это 6 км восточнее г. Минска), где мы и встретили боевые действия. Три ночи наш авиаполк бомбил немцев, их танковые колонны в районе Сувалки, Варшавы, Барановичей. Потом перебазировались на восток, в район Брянска, Сухоничей, Юхнова, Ржева, Монино, Ногинска, Внуково и других подмосковных аэродромов, вплоть до г. Тейково Ивановской области. Наступая на восток, почти каждую ночь бомбили немцев, их живую силу и технику. Теряли боевых друзей» (Приложение №2)

В статье Натальи Севрюковой «История о лётном подвиге лебединца Сергея Александровича Лукьянова» сообщается: «Первый день войны — 22 июня 1941 года — 27-летний Сергей Александрович Лукьянов встретил в воздухе, за штурвалом самолёта в составе бомбардировочного полка дальнего действия. Талантливый пилот прекрасно чувствовал свою боевую машину и ловко атаковал вражеских солдат и бронетехнику. Храбреца и умелого тактика Лукьянова впоследствии назначили командиром целой эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков, которая не единожды спасала ситуацию в разных уголках Родины, где шли боевые действия».

Еще один источник, рассказывающий о военных летчиках, - книга подполковника в отставке, кандидата исторических наук Анатолия Михайловича Сергиенко «История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия». В ней есть страницы, посвященные нашему героическому земляку: «Великая Отечественная для эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков, в которой служил Сергей Лукьянов, началась с атаки на танковую колонну немецкого генерала Гудериана, стремившуюся прорвать оборону на Минском направлении. Сдерживая рвущихся к Москве фашистов, Лукьянов каждую ночь поднимал самолёт в воздух. Затем помогал товарищам оборонять Сталинград».(Приложение№3)

Просматривая летную книжку летчика Лукьянова, мы были поражены его необычайному героизму. Только один пример: более 50 раз, ночью, в любую погоду, летал он на Сталинград! (Приложение№4)

Командуя эскадрильей, Сергей Лукьянов оказывал поддержку советским войскам на Курско-Орловском направлении, на Кавказе, в Крыму, при прорыве блокады Ленинграда, разгроме немцев в Прибалтике. Бомбовыми ударами ловко уничтожал военные объекты немцев, боевую технику, аэродромы, скопления железнодорожных эшелонов, склады с горючим и боеприпасами и живую силу врага.

Всего за годы Великой Отечественной войны Сергей Лукьянов совершил 189 боевых вылетов, из них 10 — с посадкой в тылу противника под огнём вражеской артиллерии и истребителей. Не один вражеский зенитный снаряд был выпущен по его самолёту, но пилот мастерски выводил его из-под огня и успешно выполнял поставленную задачу.

На сайте «Авиаторы Второй мировой» мы нашли сведения о боевых вылетах Лукьянова, об экипажах, в составе которых воевал наш земляк: «Участник советско-финляндской войны. Воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны в составе 3 тбап/23 гапдд239 гбап. Прошел путь от правого летчика до командира эскадрильи. К апрелю 1943 г.произвел 111 боевых вылетов на самолётах ТБ-3 и ЛИ – 2. К октябрю 1944 г. – 169 боевых вылетов. (Приложение №5) Там же размещены описания боевой работы экипажей. Вот одна из записей: «Днем 17.10.41 г. из штаба 23 тбад поступило боевое распоряжение: 3-му тбап в ночь на 18 октября всеми исправными кораблями действовать по разрушению железнодорожного моста через р. Волга у города Калинина и уничтожать скопление войск противника на шоссейной дороге к югу от моста. На маршруте низкая десятибалльная облачность. А буквально перед вылетом в Тейково повалил снег. Командир полка С.Ф.Осадченко выпустил на задание четыре наиболее подготовленных экипажа. Через час полета один командир корабля доложил об отказе указателя скорости и решении возвращаться. С маршрута вернулся еще один ТБ-3 – летчики не справились с непогодой. Цель бомбардировали два экипажа. Один из них - ст.лейтенанта С.А.Якушкина  (штурман А.Н.Лапушкин, летчик С.А.Лукьянов) после выполнения задания сел на аэродроме Гаврилов-Посад.»

2. Полёты на ЛИ - 2

Из воспоминаний Сергея Александровича Лукьянова: «В первый период Вов (с 22.06.1941 по 2.07.1942г) я всë время летал на ТБ-3 (четырëхмоторный бомбардировщик). Брали по 3-4 тонны бомб. Выполнено 64 боевых вылета ночью. Сброшено около 200 тонн на голову врага. (Приложение № 6)

Второй период начинается с переучивания на самолëт ЛИ-2 (двухмоторный бомбардировщик). Он проходил примерно 2 месяца. На самолёте ЛИ-2 летал до конца войны - до 8 мая 1945г. До Победы. Всего боевых вылетов ночью на ТБ-3 и ЛИ-2 - 189. Во время боевой работы ночью часто приходилось летать в сложных метеоусловиях по подвозу для линии фронта горючего, боеприпасов, а иногда и выбрасывать диверсантов». (Приложение № 6)

При выполнении боевых заданий в период Великой Отечественной войны летчику Лукьянову четыре раза пришлось быть в авариях. Первая - в 1941г.-вынужденная посадка в районе г. Алексин. Во второй раз летчик потерпел аварию в 1943 году при взлëте с грузом горючего в районе Сталинграда. Третья авария случилась в 1943 г. в районе Александровки (Северный Кавказ) - во время боевого задания отказал левый мотор. Четвëртая авария произошла 1 февраля 1944 г.в районе г. Курска при эвакуации в г.Конотоп личного состава авиаполка в количестве более 20 человек. Самолет ЛИ-2 был перегружен. Из воспоминаний Лукьянова: «Я взлетел, и отказали оба мотора. Критическая ситуация. Что делать? На малой скорости отвернул самолëт на юг в районе реки Сейм, перескочил берег реки и приземлился… на пузо. Особых травм у людей не было, за исключением самого командира корабля. Ударился о приборную доску. « (Приложение №7)

За время войны Сергей Александрович дважды был на лечении в Москве в Центральном авиационном госпитале. Занимаясь поиском информации о летчике Лукьянове в Интернете, мы натолкнулись на сайт белгородца Владимира Шутина «Дух и плоть АДД», посвященный истории авиации дальнего действия. На сайте размещены ценнейшие материалы о войне, воспоминания летчиков и их родных, в том числе и воспоминания нашего земляка С.А.Лукьянова: «В январе 1943 года произошла авария на взлете из-за незакрепленных бочек с горючим с ушибом головы. Вечером в сопровождении медицинской сестры меня посадили в вагон, и мы поехали в Москву в Центральный авиационный госпиталь. Сотрясение мозга. Два месяца я там лечился».

Отказ двигателя на взлете, неудачное покидание готового взорваться самолета, ушиб спины – всё это вывело на время из строя нашего земляка. Снова попал в госпиталь. После возвращения в Мичуринск  летчик Лукьянов с 1 по 11 июня 1943 года совершает 8 боевых ночных вылетов с 35-ти часовым налетом.  Напряжение боевой работы и прежние травмы сказались на его здоровье.  Он вспоминал: «С 1 июля по 22 августа 1943 года по распоряжению командира полка и главного врача находился на лечении в Москве в Центральном авиационном госпитале. 23 августа  врачебная комиссия отстранила от лётной работы на два месяца с нахождением в части, с тем, чтобы 23 октября вновь прошёл обследование». (Приложение№7)

После полученных травм летчику пришлось долго восстанавливаться, проводить тренировочные полеты. Первый такой полет Лукьянов совершает 3 сентября 1943 года, это был непродолжительный, всего несколько минут, полет по кругу. В этот день Лукьянов взлетал и садился 6 раз и налетал всего 50 минут. Так продолжалось два месяца. Медики в небо летчика не пускали,  он же добивался своего, рвался в облака. В декабре уже начались небольшие перелеты. За апрель 1944 года Лукьяновым уже совершено 38 вылетов.  Тренируется сам, тренирует молодежь, совершает транспортирование грузов и людей.  Затем его допускают вылетать на боевые задания в качестве инструктора. Став командиром эскадрильи,  майор Лукьянов всего себя отдает учебной работе, готовит летные кадры, совершает боевые вылеты.

3.Командир эскадрильи

Сергей Александрович Лукьянов за время войны дважды был сильно контужен, но стойко преодолел оба недуга, и счастливый победный май 1945 года встретил на территории Венгрии уже в звании гвардии майора. Отечество высоко оценило заслуги Сергея Лукьянова: за проявленные отвагу, доблесть и умелое командование эскадрильей он дважды отмечен орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». За годы Великой Отечественной войны летчиком С.А. Лукьяновым на самолетах ТБ-3 и ЛИ-2 было совершено 189 боевых вылетов.

На сайте «Подвиг народа» опубликованы список наград, наградные листы С.А.Лукьянова и краткое изложение его подвигов. Орден Красного Знамени старший лейтенант Лукьянов, командир корабля 3 АП ДД, получил в апреле 1943 года за то, что «проявил себя как мужественный и преданный Социалистической Родине командир-летчик. Летая по разгрому немцев под Сталинградом, тов.Лукьянов на протяжении 2-х месяцев совершал по 2 боевых вылета в одну ночь. При выполнении боевых заданий проявляет исключительную настойчивость и выдержку. Несмотря на сильное противодействие противника, всегда доходит до цели и только после ее поражения возвращается на свой аэродром. Своей выдержкой и мужеством воодушевляет весь экипаж на лучшее выполнение боевых заданий» (Наградной лист от 5 апреля 1943 г. Приказ авиации дальнего действия №0181/11 от 28 апреля 1943 года)

В Приказе № 034/11 18-й Воздушной Армии ВВС от 20 февраля 1945 года о награждении майора Лукьянова Орденом Отечественной войны 1 степени говорится: «За время его командования эскадрилья совершила 189 боевых вылетов ночью и 192 вылета на транспортировку груза передовым частям Красной Армии. Сам майор Лукьянов за период Отечественной войны совершил 169 боевых вылетов ночью на бомбардирование военных объектов, живой силы и техники противника. Техника пилотирования хорошая. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях. Имеет общий налет 1436 часов, из них ночью 755 часов. Его эскадрилья совершает боевое задание с максимальным выходом материальной части».

Также мы нашли фамилию командира АЭ гвардии майора Лукьянова в Акте № 136 о награждении медалью «За оборону Москвы» от 31 августа 1944 года.

(Приложение №8)


4.Послевоенное время

Авиаполк, в котором служил Сергей Александрович Лукьянов, при его организации назывался 3-м тяжело-бомбардировочным авиаполком. 10 июня 1938 г. он формирован из состава лëтных частей авиадесантной бригады. После Великой Отечественной войны авиаполк называется 23 Гвардейским Краснознамённым Белгородским авиаполком Дальнего действия. Сейчас он перевооружен на вертолëты МИ-8 и базируется в г. Ефремов Тульской области, называется Белгородский, потому что участвовал в освобождении г. Белгорода.

Евгений Сергеевич Лукьянов - сын летчика майора Лукьянова из 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиаполка ДД проживает с семьей в г.Старый Оскол Белгородской области. По профессии электрик, сейчас находится на заслуженном отдыхе. В телефонном разговоре он рассказал нам о своем отце: « После войны отец остался в Старом Осколе, создал там семью. Его супруга Лина Степановна – заслуженный педагог, двое сыновей - Евгений и Владимир. Отец всю жизнь проработал в отделе кадров на Лебединском ГОК - горно-обогатительном комбинате. Это крупнейший комбинат по открытой добыче руды. Из-за полученных ранений во время Великой Отечественной войны Сергей Александрович вернулся домой инвалидом 2-ой группы, но долгие годы, пока позволяло здоровье, он трудился. За добросовестный труд ему было присвоено звание «Ветеран Труда».

На вопрос: Какой случай, рассказанный отцом, больше всего запомнился? - сын летчика Лукьянова ответил: «Несостоявшийся таран! Тогда отец в мыслях простился с жизнью. Как он говорил, у него другого выхода не было, как в лоб на фрица идти… опомнился уже потом…»

Вот как об этом вспоминает сам Лукьянов - старший: «29 марта 1943 года с моим экипажем бомбардировали железнодорожный узел Орёл. Лунная ночь. Заходим на цель со стороны станции Отрада. Беру боевой курс на железнодорожный узел. И тут взял нас один мощный прожектор. К первому прожектору присоединись ещё штук двадцать.  Высота 3000 метров. Бьют крупнокалиберные зенитки. Снаряды рвутся впереди.

Штурман Нурмухамедов сбросил бомбы. Мелкие прожекторы гаснут, а три мощных нас продолжают держать. Вдруг штурман кричит и показывает: «Истребитель! Истребитель! Истребитель!» Вижу метрах в ста впереди снизу истребитель противника. Штурвал от себя - и пошёл на него, как Талалихин, на таран. Он выскочил из-под правой плоскости. Взмыл вверх и дал неприцельную очередь. На этом всё и кончилось». (Приложение №9)

Заключение

На протяжении Великой Отечественной войны советские летчики громили фашистов, отстаивая независимость и свободу Родины. За годы войны в боях погибло более 27 000 летчиков, ранено более 15 000 воздушных асов. Лишь единицы смогли восстановиться после ранений – такова жестокая правда военного времени. Многие продолжали служить Отечеству на земле так же самоотверженно, как делали это в небе. Один из таких воздушных защитников – наш земляк Сергей Александрович Лукьянов – настоящий герой, он один из тех, кто принёс Родине  победу над фашизмом.

К сожалению, ветерана уже нет с нами. Он ушёл из жизни в 2000 году в возрасте 86 лет. Да, он был  бесстрашным лётчиком, чудом уцелевшим в страшном горниле войны, был настоящим  Героем.

В своей работе мы хотели не только рассказать о жизни Сергея Александровича Лукьянова и его героическом военном прошлом, но и выразить огромную благодарность всем, кто сражался во имя будущего, ради нас – внуков и правнуков. И нам хотелось бы, чтобы память о таких людях жила всегда в наших сердцах. Мы гордимся тем, что являемся земляками этого сильного, храброго, честного человека, настоящего патриота своей страны.















Список источников и литературы


Источники:

Альбом «Ветераны Великой Отечественной войны» .Краеведческий музей Пановской средней школы Палехского района

Архив семьи Лукьянова Евгения Сергеевича

Архив краеведческого музея Пановской средней школы

Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Лукьянова Сергея Александровича (школьный краеведческий музей Пановской средней школы)

Воспоминания Галкиной Елены Александровны, племянницы Лукьянова С.А., жительницы п.Палех

Воспоминания Лукьянова Евгения Сергеевича, сына Лукьянова С.А., жителя г.Старый Оскол Белгородской области


Интернет – источники:

http://ru.wikipedia.org

https://podvignaroda.ru/

http://allaces.ru/p/people.php?id=21505Авиаторы Второй мировой»

https://gubkin.city/news/society/

https://wlad-ladygin.livejournal.com/10144.html

https://www.rulit.me/books/istoriya-23-go-aviacionnogo-polka-dalnego-dejstviy



Литература:

1.Севрюкова Н. История о лётном подвиге лебединца Сергея Александровича Лукьянова //Старый Оскол. Все новости Губкина, 2020 г.)

2.Сергиенко А.М. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия // Белгород,2013 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!