СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа НПК "Стресс – случайность или болезнь ХХI века?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа НПК "Стресс – случайность или болезнь ХХI века?"»

Школьная научно-практическая конференция



Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ




Тема: «Стресс – случайность или болезнь ХХI века?»



Чудинова Ольга

МКОУ ЧИКСКАЯ СОШ № 7, 10 класс,

научный руководитель:

Чиркова Любовь Александровна,

учитель обществознания




р.п. Чик, 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса…………………………...4

1.1 Понятие и основные характеристики стресса……………………………………………………...4

1.2 Положительные и отрицательные стороны стресса………………………………………………...5

1.3 Стресс сегодня и вчера………………………………………………………………………………..6

Глава 2 Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости………...8

2.1 Анкетирование………………………………………………………………………………………..8

2.2 Результаты и выводы исследования, рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости…………………... ………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………………………………...9

Список использованных источников и литературы…………………………………………………...10

Приложение 1……………………………………………………………………………………….........11

Приложение 2……………………………………………………………………………………….........12

Приложение 3……………………………………………………………………………………….........13

Приложение 4…………………………………………………………………………………………….14

Приложение 5…………………………………………………………………………………………….15

Приложение 6……………………………………………………………………………………….........16

Введение

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. Про стрессы говорят почти все, и, как правило, большинство людей считают, что причина стресса, это постоянные проблемы, а в том числе и проблемы со здоровьем. Правда мало кто задумывался, а все ли испытывают стресс.

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Проблема стресса и стрессоустойчивости человека волнует множество поколений. Исследованию данной проблемы посвящено множество работ. Наиболее основательными, взятыми за теоретическую основу для написания данной работы, представляются работы Ганс Селье «Стресс жизни»1, Щербатых Ю.В «Психология стресса»2

Тем не менее, несмотря на количество источников, эта тема недостаточно освещена и представляется весьма актуальной, поскольку обусловлена рядом существенных проблем.

В связи с выше изложенным обозначилась тема исследования: «Стресс – случайность или болезнь ХХI века?»

Гипотеза: Стресс – болезнь XXI века

Цель исследования: Выяснить все ли люди испытывают стресс, а также люди каких профессий наиболее подвержены стрессу.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. изучить научную литературу по данной теме;

  2. провести анкетирование среди людей различных профессий;

  3. составить рекомендации на основе полученных данных.

В процессе работы для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы, метод опроса, изучение и анализ результатов.

Новизна работы заключается в том, что в ней выявлены профессии, наиболее подверженные стрессу в современном мире. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Каждая из глав взаимно дополняет друг друга, поэтапно раскрывая исследуемую тему.

1 Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса

1.1 Понятие и основные характеристики стресса

Впервые термин «стресс»[1] в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»3.

Под стрессом понимается общая совокупность приспособительно - защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее физическую или психическую травму. Пугающее слово «стресс» в переводе с английского означает всего лишь «напряжение».

Основоположником учения о стрессе является знаменитый исследователь, канадский физиолог Ганс Селье, который   в  1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому,  но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром4. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро преодолевают фазу тревоги и «берут себя в свои руки». Психически неустойчивых охватывает волнение и они «сдаются». Фаза сопротивления у них скоротечна, а порою даже и не выражена. Такие люди легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятствиями они часто оказываются совершенно сломленными. Однако и психически устойчивые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут избежать разрушающих воздействий фазы истощения (Приложение 1).

Согласно демографическим данным стресс на протяжении 30-35 лет в индустриальных странах мира уносит миллионы жизней. Стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый проявляется в ситуациях, когда человек не справляется с обрушивающимися на него потоками информации, второй возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц, угрозы, опасности, обиды, тревоги и т.д. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним даже очень сильным раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Известный американский психолог Р. Лазарус по этому поводу говорит: «Человека отправляют в сумасшедший дом не какие-то там чрезвычайные обстоятельства, а нескончаемая цепь мелких трагедий..., не смерть любимой, а порвавшийся шнурок, когда не остается времени, чтобы заменить его на новый».

Стресс вызывает в организме определенные сдвиги, которые в зависимости от личностных отношений к внешним воздействиям, вызывают либо реакцию повышенной

активности, либо пассивности или ухода в себя, что ведет к негативным изменениям в психике: люди опускают руки, признают свою обреченность, у некоторых вспыхивают суицидальные устремления.

Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов:

Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флегматики и сангвиники. Первые - в силу своей высокой эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции на воздействие внешних раздражителей: вторые - также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости.

Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объясняется неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на окружающих.

Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью.

Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса.

1.2 Положительные и отрицательные стороны стресса

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, может не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь. Эффективность и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в том числе и от стрессогенных (являющихся причиной возникновения стресса). Было выявлено, что стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно.

Стресс, положительно влияющий на человека, получил название эустресса, а влияющий отрицательно был назван дистрессом5.

В чем же заключается положительное действие стресса? Если действие стрессора непродолжительно и недостаточно интенсивно, то стресс может оказывать мобилизующее воздействие (эустресс), в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. При эустрессе возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания, улучшается память.

При повторном воздействии стрессоров, имеющих схожий характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться устойчивость к воздействию стресса (повышается стрессоустойчивость). Если же воздействие стрессора сильно или продолжительно, то ни о каком положительном влиянии стресса речи уже идти не может: он действует отрицательно на организм человека.[2]

1.3 Стрессы сегодня и вчера

Стресс воздействовал на человека с самого момента появления человечества, разве что тогда он был немного в другой форме. Стресс являлся биологическим фактором выживания и нёс положительную роль. Для древнего пещерного человека это то, что нужно – чем более быстрый и выносливый, тем дольше проживешь. О психологическом стрессе во времена древних людей говорить не приходилось – мамонтов было еще вдоволь, и проблем с работой и коллегами не возникало. Но как только труд начал переходить из физического в интеллектуальный количество и качество психологических стрессов значительно увеличилось. Тем не менее, человек генетически предрасположен любой стресс переносить в первую очередь, как физический – в кровь выбрасывается адреналин и кортикостероиды.

В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране происходят большие изменения. Чувства, эмоции, протекают в едином темпе с нашей жизнью. Природа человека такова, что он реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу. Человеку современному приходится «держать себя в руках», то есть подавлять эмоции. Подавленные эмоции имеют мало шансов «разрядиться», и организму требуется длительное время, чтобы восстановить нарушенное равновесие. В конце концов, наступает такой момент, когда истощаются приспособительные механизмы и изменения, вызванные эмоциональным напряжением, становятся хроническими. Человек оказывается в состоянии хронического стресса. Его органы не могут, не успевают вернуться в обычный режим работы. Когда все резервы исчерпаны, развивается болезнь. Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что стресс всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Стресс испытывают все независимо от возраста и условий жизни. Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Как в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно необходимо научиться защищаться от стресса.

Глава 2 Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

2.1 Анкетирование

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, ему подвержены все категории населения. Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, может, не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь.

В данной работе был проведен опрос среди людей разных профессий, с целью выяснить люди каких профессий наиболее подвержены стрессу. Автором были составлены вопросы на основе методики выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов6. В опросе участвовало 25 человек (по 5 представителей) различных профессий, среди них: ученики и учителя МКОУ ЧСОШ №7, работники торговой сферы (продавцы), работники сферы управления (директора), работники сферы обслуживания (уборщицы, дворники, механики, повара).

Опрашиваемым задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет»:

  1. Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей? 

  2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать? 

  3. Можете ли в раздражении обидеть кого-либо? 

  4. Выносите ли вы критику или она выводит вас из себя?

  5. Умеете ли вы длительное время выслушивать других? 

Анкета 1

Так, проведя анкетирование по первому вопросу «легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?», я узнала следующее:

легко раздражаются среди учеников даже из-за мелочей: 60%

среди учителей: 40%

среди работников торговой сферы:80%

среди работников сферы управления: 60%

среди работников сферы обслуживания: 20%

(Приложение 2)

Анкета 2

Проведя анкетирование по второму вопросу «нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?», я узнала следующее:

среди учеников нервничают, если приходится чего-либо ждать: 100%

среди учителей: 60%

среди работников торговой сферы: 60%

среди работников сферы управления: 80%

среди работников сферы обслуживания: 40%

(Приложение №3)

Анкета 3

Проведя анкетирование по третьему вопросу «можете ли в раздражении обидеть кого-либо? », я узнала следующее:

среди учеников может в раздражении обидеть кого-либо: 80%

среди учителей: 40%

среди работников торговой сферы: 80%

среди работников сферы управления: 60%

среди работников сферы обслуживания: 40%

(Приложение №4)

Анкета 4

Проведя анкетирование по четвёртому вопросу «выносите ли вы критику или она выводит вас из себя?», я узнала следующее:

среди учеников не выносят критику: 80%

среди учителей: 40%

среди работников торговой сферы: 60%

среди работников сферы управления: 60%

среди работников сферы обслуживания: 20%

(Приложение №5)

Анкета 5

Проведя анкетирование по пятому вопросу «умеете ли вы длительное время выслушивать других?», я узнала следующее:

среди учеников умеют выслушивать других: 40%

среди учителей: 80%

среди работников торговой сферы: 40%

среди работников сферы управления: 60%

среди работников сферы обслуживания: 20%

(Приложение №6)

Проанализировав данные, полученные в ходе опроса, автор пришёл к следующим выводам: профессией, люди которой наиболее подвержены воздействию стресса, является та, в которой работники наиболее часто вступают в непосредственный контакт с обществом.


2.2 Результаты и выводы исследования

В ходе исследования представленной темы автор пришел к следующим результатам: стресс всегда присутствует в жизни человека, ему подвержены все независимо от возраста и условий жизни. С одной стороны стресс - это состояние, которое помогает преодолевать препятствия и избегать опасности, с другой основной источник заболеваний.

Часто человек испытывает стресс при выполнении своих профессиональных обязанностей. Существуют профессии, при которых человек наиболее подвержен стрессу.

Результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

  • стресс – не случайность, а неотъемлемая часть жизни человека;

  • все люди, независимо от возраста испытывают стресс;

  • стресс оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека;

  • наиболее стрессовой профессией является та, люди которой наиболее часто вступают в непосредственный контакт с обществом.

Рекомендации:

Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. В связи свыше обозначенными проблемами считаю необходимым рекомендовать несколько стратегий снятия стресса:

  • прежде всего, необходимо проанализировать причины стресса и в дальнейшем постараться свести стрессовые ситуации к минимуму;

  • ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ – эндорфинов;

  • ослабить стресс можно простейшими средствами - вести дневник, смотреть чаще комедии, играть с домашними животными;

  • рекомендуется также балансировать свои желания и возможности, не преувеличивать трудности, научиться эффективно использовать свое время;

  • снять стресс помогает и общение с близкими людьми. В любой, даже самой сложной ситуации, всегда можно найти верное решение. Подбадривайте себя и не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям и близким.

Заключение

При проведении данного исследования автору удалось выяснить, что стресс в 21 веке - это не случайность, а болезнь, которой подвержены все категории населения независимо от возраста. Также в ходе работы была определены профессии, люди которых наиболее подвержены воздействию стресса. Таким образом, считаю, поставленные цели, и задачи исследовательской работы выполнены.

Список использованных источников и литературы:

  1. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. - М. ,1991;

  2. Каминский Ю., Косенко Е. Стресс – Пущино, 2003 – 68 с

  3. Короленко Ц. Психофизиология человека в экстремальных условиях – СПб., 2002 – 272 с

  4. Ж. де Лабрюйер. Характеры, или нравы нынешнего века – М., 1974 – 543 с

  5. Селье Г. Стресс жизни – СПб, 1994 – 274 с

  6. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982 – 390 с

  7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с

  8. Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002.

  9. Уолтер Кэннон «Бороться или бежать» - W.W. Norton, 1932

  10. Щербатых Ю.В Психология стресса – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

[1] https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

[2] lecheniedepressii.ru/vliyanie-stressa-na-zdorove-chel




















Приложение №1


Стадии физиологического стресса, описанные в 1946 году Гансом Селье
















Приложение №2

Анкета 1

Вопрос «легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?»





Результаты опроса:

Из результатов опроса видно, что большинство опрошенных легко раздражаются из – за мелочей. Раздражение – это начало стресса.














Приложение №3

Анкета 2

Вопрос «нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?»

Р езультаты опроса:












Из результатов опроса видно, что большая часть опрошенных нервничает при ожидании чего – либо.













Приложение №4

Анкета 3

Вопрос «можете ли в раздражении обидеть кого-либо? »

Результаты опроса:











Из результатов опроса видно, что большинство из опрошенных может обидеть кого – либо в раздражении.














Приложение №5

Анкета 4

Вопрос «выносите ли вы критику или она выводит вас из себя?»

Результаты опроса:












Из результатов опроса видно, что большинство опрошенных не выносят критику.














Приложение №6

Анкета 5

Вопрос «умеете ли вы длительное время выслушивать других?»

Результаты опроса:












Из результатов опроса видно, что большинство опрошенных умеют выслушивать других.









































1 Селье Г. Стресс жизни /Г. Селье. СПб. : М., 1994. –274 с.

2 Щербатых Ю.В Психология стресса/ Щербатых Ю.В – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.


3 Уолтер Кэннон «Бороться или бежать»/W.Cannon: W.W. Norton, 1932.

4 Селье Г. Стресс жизни /Г. Селье. СПб.: М., 1994 – 274 с


5 Селье Г. Стресс без дистресса. /Г. Селье. СПб.: М., 1982. 390 с


6 Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!