СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Письмо как важное воспитательное средство в педагогической деятельности К. Н. Боратынской».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Письмо как важное воспитательное средство в педагогической деятельности К. Н. Боратынской».»

Вторая историко-литературная конференция

имени Е. А. Боратынского «Научитесь любить».















Исследовательская работа на тему: «Письмо как важное воспитательное средство в педагогической деятельности

К. Н. Боратынской».









учитель истории Качалов В.И.



2018.

Эта работа посвящена памяти первой нашей учительнице и основательницы школы в нашем посёлке, Ксении Николаевне Боратынской и её первым тридцати двум ученикам, которых она упоминает в своей книге «Мои воспоминания».

Итак, Ксения Николаевна Боратынская, внучка знаменитого поэта девятнадцатого века, Евгения Абрамовича Боратынского, с самого детства мечтала стать учительницей. И в начале прошлого века у нас в посёлке, который раньше назывался «Место на мельнице», на первом этаже их двухэтажного дома была организована школа, где учились не только местные ребята, но и также приходили из соседних деревень. Ксения Николаевна вспоминала:

«Школьная атмосфера действовала на меня магически. Я уходила в дело с головой. И хотя всех учеников было только тридцать два человека, всё же с непривычки мне было трудно установить дисциплину, да я и не старалась. Мне казалось, что ласка и добрые слова заменят строгость и требовательность порядка. Я была влюблена в школу, в учеников, в своё дело, и этот великий двигатель пополнял некоторые пробелы, которые бывали у меня из-за моей неопытности».

Ксения Николаевна сама разрабатывала учебные программы. С помощью письменных ученических работ К.Н. старалась не только научить грамоте и письму, но и сама сочиняла и подбирала такие тексты, с помощью которых стремилась воспитать в своих учениках нравственные качества, чувства любви к родному дому, родной природе, к родителям, бережное отношение к людям; развивать словарный состав и расширять кругозор. В связи с этим, я хочу представить один уникальный документ. Это фрагмент ученической тетради.

Сначала я хотел бы ознакомить вас с содержанием ученических работ. Первый текст является, как тогда говорили ,«диктовкой» под названием «Гостиница в степи».

« Гостиница в степи»

(Диктовка)

«В одну из тех декабрьских ночей, когда погода, как говориться, свету Божьего не видно, а вьюга злиться и воет, когда ставни дрожат, а старушка, сидя на лежанке, охает и крестится, - шёл по безлюдной степи студент семинарист».

Заметьте, как раньше люди обычно, чтобы передать накал, страсть плохой погоды говорили при этом такие выражения, которые использовала Ксения Николаевна в своём диктанте: «Свету Божьего не видно; вьюга злится и воет; ставни дрожат; старушка ,сидя на лежанке охает и крестится».

И дальше она продолжает:

« Шёл на рождественские праздники из города, где учился, в село, в котором отец его был священником. От города до села было вёрст сорок.

Представляете, сорок вёрст! Это почти сорок километров!

«Студент вышел рано утром и к вечеру надеялся быть дома. Уже мечтал бедняга, как встретит его старик отец, как обрадуется ему добрая мать, как заблестят глазки сестры, которую он очень любил, как выбегут к нему на встречу два младших брата, для которых были у него в кармане две недорогие игрушки».

Чтоб вызвать сочувствие в своих учениках, она применила слово «бедняга», не из-за того, что он нищий, а из-за того что «бедняге» пришлось в такую ужасную погоду, когда «Свету Божьего не видно; вьюга злится и воет; ставни дрожат; старушка ,сидя на лежанке охает и крестится» идти по безлюдной степи . Кроме того, у студента были в кармане две недорогие игрушки. Да, пусть они недорогие, но он всё же не забыл про своих братьев.

Следующая ученическая работа является текстом для чистописания под названием «Птицы»

«Птицы»

(Чистописание)

«В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом».

К.Н. Боратынская использовала уменьшительно-ласкательные слова : «хорошенькой; деревеньке», с помощью которых она стремилась воспитать в своих учениках чувства любви к родной природе, родному дому ,и чтобы её ученики превратили то место, где они родились, выросли и жили в единый цветущий сад.

Диктант написан аккуратным почерком, разборчивая каждая буква, хотя для нас-нынешних учеников непривычные некоторые здесь правила орфографий с твёрдым и знаком на конце и другими буквами в таких словах как: «двiъ, садовъ, деревенькiъ. Прошу обратить внимание на букву «д» в слове «двiъ» ,раньше её писали как бы перевёрнутой, однако, в слове «деревенькiъ» используется нами привычная буква «д». Мы можем предположить ,что тогда это за ошибку не считалось. Обратите внимание на «ъ» в этом же слове. Раньше для обозначения звука «е» на конце слова перед буквой «ъ» или «ерь» (как раньше она называлась) писали «i» -или буква «и» ,как раньше она называлась. В слове «садовъ» на конце пишется «ъ», но читается абсолютно также как и сейчас. На конце слова «деревенькiъ» тоже пишутся буква «и» и «ерь» для обозначения звука «е». Не стоит забывать, что ребята тогда писали не шариковыми ручками, а чернилами ,и в любой момент могла сорваться клякса, но здесь всё чисто, без всяких помарок, и всего лишь три ошибки исправленные рукой Ксении Николаевны. Можно сделать вывод, что работа выполнена старательным учеником.

Исходя из воспоминаний К.Н. ,школа просуществовала с 1902 по 1907 год. Мы можем предположить, что тексты были составлены К.Н. и написаны её учеником в период этого времени.

Следовательно, этому экспонату более 100 лет.

Эти работы значатся под названием «Диктовка», как раньше назывались диктанты, выполненные в классных условиях школы. К сожалению, самого здания, где жили Боратынские, и помещалась школа, не сохранилось. Но эти два уникальных экспоната, составленные К.Н. и выполненные ее учениками, передают нам атмосферу того исторического времени и оживляют образы как самой К.Н., так и ее учеников.

И еще, хочется упомянуть старшего брата К.Н.-А.Н., который помогал ей в ее школьных делах. Так вот, он как-то сказал ей:

«Главная задача образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый учебный предмет, будь то грамматика или литература, история или география, выполняли нравственный закон. Учебная наука для науки не должна существовать, она не должна быть самоцелью, но в нее надо вдунуть «душу живу», как тогда говорили, чтоб она служила не для уничтожения человечества, не для его уродства, а для его духовного роста!».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!