СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему «Культура и образование моего села»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская  работа

на тему

 

«Культура и образование моего села»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему «Культура и образование моего села»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнегакваринская средняя

общеобразовательная школа –сад»


368909, Республика Дагестан, Цумадинский район,

с. Верхнее Гаквари






Исследовательская работа

на тему


«Культура и образование моего села»
















Работу выполнила:

Израилова Патимат Эльдаровна

учащаяся 9 класса

паспортные данные серия 8215 № 766402

МКОУ «ВСОШ»


Научный руководитель :

Хасбулаев Шамиль Магомедович

учитель математики и информатики

МКОУ «ВСОШ»

Паспортные данные серия 8205 № 982456

Номер телефона 89640100309




2016 г.



Содержание



Введение ……………………………………………………………………………. 2

Культура и образование нашего села……………………………….. 3

Обряд вызывания дождя………………………………………………………4

Праздник первой борозди ………………………………………………….. 4

Становление школы……………………………………………………………….6

Абдулхаков Дибир Дибирович………………………………………………7

Заключение ……………………………………………………………………………7

Список использованной литературы…………………………………….8































Введение

Тема моей исследовательской работы « культура и образование нашего села» Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.



Цель исследования:

  1. Изучить культуру и образование села Верхнее Гаквари.



Задачи исследования

  1. Провести беседы с старейшинами села

  2. Искать нужный материал в книге Магомедзакира Дибировича «засветясь звездой» и побеседовать с самым автором книги

  3. Побеседовать автором книги «Гаквари, наш отчий дом!»

Сулеймановым Давудом Омаровичем

  1. Для исследования взять биографию моего дедушки, Абдулхакова Дибира Дибировича, который всю свою жизнь отдал образованию детей нашего села

  2. Исследовать Историю становления нашей школы

















Культура и образование нашего села.

Культура и образование связаны между собой. Надписи и изображения на камнях дают нам определенное представление о жизни и деятельности сельчан, трудно бывает расшифровать содержание и смысл изображений на камнях. Надписи на камнях села Верхнее Гаквари . Эти рисунки более древние ,расположены они в солнечной части села .Отсюда выводы : часть села была построена раньше ,а другая часть - в годы исламизации . Здесь арабские надписи на камнях. Для нас очень важно узнать, что это за символы. Откуда шестигранная звезда или немецкий знак, сцены охоты, солнечный календарь, албанские знаки, арабские суры. Всё это говорит от ом, что Гаквари было местом переплетения разных культур и взаимоотношений.  Сейчас многое не сохранилось. На сегодняшний день в старом селе живут до 15 хозяйств. Дома изменены на новый современный стиль, село расширилось. Построены новые дома. Стали жить лучше и культурнее.   Изучение общественного быта народов – системы традиционно сложившихся обычно – правовых, общественно – организационных и морально – этнических взаимоотношений народа, является одной из важнейших задач этнографической культуры. 

В – Гакваринцев считали раньше щедрыми, справедливыми, благородными, мужественными, верными своему слову. Ценили родство, традиции, основу семьи составляли мужчины. Но ныне картина стала более другим, во многом неудовлетворительную сторону. 
       Как и в других сёлах района, одним из древнейших отраслей хозяйства у гакваринцев являлось земледелие, но главным занятием было скотоводство.  Требовались усилия     огромного труда по очищению земель от камней. Чаще всего расчищали новые целинные земли. Строили хутора и переселялись в них. 
       Площадь обрабатываемых земель существенно выросла. Продолжало расти население. Увеличилось производство хлеба (хотя была нехватка).

       Средний показатель пахотной земли в пудах посева : в с. Гаквари на двор приходилось пахотной земли на 9 пудов посева. Под посевы использовались все пригодные земли. Сеяли в основном яровой ячмень, засевали и озимые сорта пшеницы. Озимый сев начинали за 10-15 дней до начала осени. Яровой сев проводили в марте-апреле. Земли использовались каждый год, без отдыха под пар. Поле очищалось от камней, после чего вывозили сюда навоз, перемешанный с золой; при этом на помощь созывались родственники и соседи, организовывалась одна из разновидностей обычая взаимопомощи (гвай).




Обряд вызывания дождя.



Моя бабушка рассказывала что в селе во время засухи делали обряд вызывания дождя. Что для этого делали шалаше образную шапку из зеленных длинных стеблей растений .Её надевали на голдовумальчика и в сопровождении детворы водили по дворам .Его называли « Ц1едурх1ама». Около дома читали зикр: « ла илягьа илляллагь» ,исполняли песнопение религиозного содержания в котором вызывали дождя. Хозяин дома выходил и выливал на него кувшин воды и давал садакъа.





Праздник первой борозды.



 Самым распространенным и значительным у гакваринцев являлся Праздник первой борозды. На данный момент мы не отмечаем этот праздник. Но воспоминания и впечатления остались у всех. Я помню, как мы отмечали этот праздник, всем нравился этот праздник.
       Определенного дня проведения праздника не было. Его отмечали исходя из погодных условий, после предварительного обсуждения, с разрешения старейшин аула.
        Праздник проводил доброволец, изъявивший желание. В его поле приводили пару впряженных в соху быков. Первым выходил дибир села. Он читал напутственную молитву. Затем 3-4 уважаемых, многодетных мужчин проводили 3 борозды. После борозды начиналось веселье и гуляние: бег, скачки, борьба и другие состязания. Я тоже участвовала, и мне нравился этот праздник. Для победителей хозяин готовил специальные призы. Победителям преподносили пироги из сыра. На лошадь, победившую в скачках привязывали отрез. На специальной площадке до самого конца праздника находилось обрядовое деревце - большая ветка берёзы, украшенная всевозможными сладостями (сейчас большой таз-тарелка). 
          На площадку в конце праздника выходил сельский исполнитель, который спрашивал желающего в следующем году обеспечить праздник. Тому, кто выходил и предлагал услуги, он отдавал обрядовое деревце. 
        Земля вспахивалась деревянным плугом (ралом) с железным лемехом. Тягловой силой служила обычно пара быков. Глубина вспашки достигала до 14-15 см. Высевали горох, фасоль; сажали картофель; выращивали кукурузу, тыкву. Дважды делали прополку. 
 Жатву производили круглыми серпами. Жатва зерновых считалась исключительно женским занятием. Сжатый хлеб собирали в снопы. Злаковые, оставались в поле для высыхания, а затем на ишаках,  перевозились на ток. 
         Обмолот производили при помощи молотильных досок с густо насаженными кремневыми камнями, выпряженными в пару быков. Доски привязывались к ярму, сажали на них детей, которые держали наготове для навоза специальные деревянные кружки, чтобы зерно не испачкалось. Запряженная пара  быков долго, почти целый день, ходила по кругу.
         Провеивали зерно деревянной лопатой. Отбирали семенное зерно (обычно самое тяжелое, крупное, которое падало в силу своей тяжести ближе к центру). Затем все зерно собирали в мешки и отвозили домой, где сыпали в специальные огромные деревянные лари. 
         У бедной части населения для этой цели были специальные сундуки.  Собранное зерно отвозилось на мельницу. Помол производили на водяных мельницах. В каждом селении их было несколько. Мельник за работу получал с десяти мерок 1 сах муки. В нашем селе мельницы были расположены на речке Гакваринка. Всего мельниц было восемь. На этих мельницах были разные случаи, о которых рассказали очевидцы – односельчане. У двух моих прадедушек тоже были мельницы. Мне бы очень хотелось посмотреть на них. Но, к сожалению, на сегодняшний день от этих мельниц остались только развалины.





















Становление школы

Деды и отцы сеяли доброе, вечное, разумное. Сеяли зерна знаний в душах гакваринцев.

Горцы с детских лет учились в мечетях, получая уроки по арабскому языку. Было очень много начитанных людей, которых знали во всем районе.

В Верхнем Гаквари обучали всех от 7 до 50 лет. Обучали в домах. Культ штурмовые отряды помогали в ликвидации неграмотности в селе. Обучение велось сначала на латыни, затем на арабском шрифте. Позднее перешли к современному алфавиту. Обучение велось на аварском и русском языках.

Благодаря улучшению благосостояния жителей села поднялся культурный уровень населения. Молодежь стала увлекаться учебой. Стали читать книги, журналы, газеты.

До открытия школы обучали в частных домах. Сама школа в селе начала строиться жителями села в 1933-1934 годах. Мой прадедушка тоже участвовал в строительстве школы. Она была открыта в 1935 году как начальная школа. Учителями были Курамагомедова Хамсат, Алиев Н., Магомедов У., Гасанова А., Магомедов С. Приезжали русские учительницы.

Появились избы-читальни, красные уголки, где организовывали досуг односельчан.

С 1949 года была семилетняя школа, в 1953-1973годы начальная школа, с 1973 по 1981 годы восьмилетняя школа, с 1981 года средняя.

В нашей школе много хороших учителей , которые преподают нам уроки. Некоторые из них получили звание почетных учителей. Наши учителя получали призовые места на олимпиадах, в основном первые. Также наши учителя помимо преподавательства занимаются чем-нибудь другим. Например, наш учитель по русскому языку и литературе Абулмуслимов Магомедзакир Дибирович в свободное от школы время пишет стихи. Он является автором трех книг и романтиком нашего села. Ещё наш бывший учитель по истории и обществознании написал книги об истории нашего села.

Одним из таких учителей был мой дедушка Абдулхаков Дибир Дибирович, который преподавал математику и физику в нашей школе.

Абдулхаков Дибир Дибирович - родился 27 февраля 1943 года в селе Верхнее Гаквари Цумадинского района. По социальному происхождению крестьянин. Образование высшее. В 1961 году поступил в Таганрогский педагогический институт. В декабре 1962 года был призван в советскую армию. Отслужив три года в декабре 1965 года продолжил учебу в ТГПИ и закончил его в 1968 году. После окончания института вернулся в Дагестан и свою педагогическую деятельность начал с работы учителя математики в Гигатлинской средней школы. Через год в 1969 году был переведен учителем в Нижнегакваринскую среднюю школу. С 1972 по 1975 года заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе. В 1976 году был переведен директором Верхнегакваринской восьмилетней школы. Будучи директором этой школы ему удалось построить щитовую школы, оснастить мастерскую учебными станками и построить спортивную площадку. С 1978 работал учителем математики и физики. Имеет награду «Отличник народного просвещения ДАССР.



Заключение

В завершении своей работы я не ставлю точку, а ставлю многоточие. Пока село живёт, история продолжается. Изучение данной темы вызвало огромный интерес и осталось ещё множество вопросов. На которые я бы хотела найти ответы :, люди внесшие вклад в развитие образования нашего села. Более подробно рассмотреть и исследовать культурное развитие нашего села . Но пока мне хочется закончить свою работу словами из стихотворения библиотекаря Матыциной Г.С. «Королёвка» «Я желаю тебе. Моя Королёвка, Вечно жить, не стареть, процветать! А к чиновникам – просьба: «Для жизни создайте условия только, Чтобы людям отсюда не пришлось уезжать!»









Список использованной литературы:

1. сайт 1912449.mya5.ru

2. книга Магомедзакира Дибировича «засветясь звездой».

3. книга Сулейманова Давуда Омаровича «Гаквари, наш отчий дом!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!