СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Клоновский монастырь: взгляд сквозь века"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе мы рассказали историю Клоновского монастыря, который действовал в 16 веке.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Клоновский монастырь: взгляд сквозь века"»

МБОУ «Рочегодская средняя школа»









Клоновский монастырь: взгляд сквозь века


Исследовательская работа


Выполнена учеником 7 класса муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Рочегодская средняя школа»

Слудным Игорем Вячеславовичем

Научный руководитель – учитель географии муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Рочегодская средняя школа» Горяева Ольга Владимировна
























п. Рочегда, 2015


Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………….3

  2. Основная часть

    1. Летопись монастыря…………………………………………………….4

    2. По статусу крестьянский……………………………………………….5

    3. Архитектурный ансамбль ……………………………………………....6

    4. Дань памяти монастырю ………………………………………………..7

  3. Заключение……………………………………………………………....7

  4. Библиографический список…………………………………………….9

  5. Приложение……………………………………………………………..10


























  1. Введение


Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного поселка, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

В поселке Рочегда действует Храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Наш 7 класс пригласили в храм на экскурсию. Настоятель церквей иерей Анатолий Быков рассказал историю постройки храма, об Иверской иконе, в честь которой был назван храм, о православной культуре. Из его рассказа мы узнали, что в 36 километрах от нашего поселка в деревне Клоново действовал мужской монастырь. Любопытство и интерес к истории родного края сделали свое дело, и уже через несколько часов мы расспрашивал родителей и учителей, в надежде узнать что-либо. Оказалось, что мало кто владеет какой-либо информацией о монастыре. Какова история святого места - монастыря? Как жили монахи при монастыре? На эти и другие вопросы мы решили найти ответы в ходе исследования.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди учащихся школы (Приложение 1). Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, монастыря нашего края: каждый четвертый респондент затруднялся ответить на вопрос «Что такое монастырь?»; 90% респондентов ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края; 94 % не знают о существовании Клоновского монастыря.

Объект исследования данной работы – святыня и памятное место – мужской монастырь д. Клоново.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы монастыря.

Цель исследования – получение исторических сведений о существовании монастыря.

Задачи:

- изучить литературу, публикации, рассказывающие об истории монастыря;

- пробудить интерес сверстников к изучению истории монастырей;

- развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

При выполнении работы были использованы поисковый и аналитический метод.


  1. Основная часть


2.1 Летопись монастыря

Северная Двина, Вага, Пинега упоминаются в найденных при недавних раскопках новгородских берестяных грамо­тах. В Уставе новгородского князя Святослава Ольговича от 1137 года среди селений Подвинья значатся Усть-Вата, Борок. Это Дниноважье, бывший Шенкурский уезд, ны­нешний Виноградовский район.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в описании Шенкурска и уезда упоминаются притоки Дви­ны: «Главные притоки в уезде Пянда, Ваеньгаа, Топса, Нюма и Нондрус».

Тихая речка Нондрус в верховьях своих верна товарищу речек Топса, Теда, Сельменьга, впадающих в Двину. Сопро­водив их, Нондрус течет параллельно Двине, забирая пра­вобережные водотоки Двины и левобережные Ваеньги. До впадения в Ваеньгу образует живописнейшее» версты на четыре-пять, Клоновское озеро. Здесь-то, в пятнадцати верстах от ближайших двинских сел Ростовское и Конецгорье, в приснопамятные времена и действовал ныне забы­тый историками Клоновский монастырь.

Существует версия появления сей обители в XV веке, одновременно с Богословским монастырем, что в двадцати одной версте от Шенкурска вниз по Ваге.

В XVI веке он уже действовал. Об этом можно судить из челобитной, которую отправили иноки монастыря царю Ивану Грозному в 1577 году. В своём письме они жаловались на притеснения со стороны местных крестьян из Ростовского прихода, которые в 1574 сожгли деревянные постройки монастыря. Монастырь в дальнейшем был восстановлен. Из Клоновского монастыря около 1599 была направлена челобитная Борису Годунову по поводу земельных отношений.

Примерно в 1623 году монастырь приписывается к мо­настырю «белых земель» (со льготами) Антоново-Сийскому. Произошло это, по версии А. Андреева, потому, что «деятельность Клоновского монастыря на севере Важской области, по-видимому, затронула здесь интересы крупней­шего колонизатора южной части Двинского уезда - и Клоновский монастырь поступил в его ведение».

С образованием в 1682 году Холмогорской кафедры Клоновский монастырь стал домовым, то есть был приписан к Архиерейскому дому во главе с архиепископом Афана­сием, поддерживавшим деяния Петра I. Вмешательство го­сударства в дела церкви усилилось. С Богословского (ана­лога Клоновского) монастыря, например, брали а начале XVIII века; ратным людям на жалованье, за стрелецкий хлеб, на строение судов в Вологде, на строительство новой крепости в Архангельске, о приеме смолы с монастыря, за Санкт-Петербургский провиант, за Киевский, для нынешней с турками войны, за провиант рекрутам, за Рижский провиант.

Монастырь, старцы упоминаются во многих описаниях двинских приходов, но в описании Ваеньгского рассказы­вается о чуде: «,„стоит часовня в виде амбара С двумя га­лереями, устроенная в 1817 г. В ней находятся два креста -деревянный восьмиконечный и каменный. О последнем со слов старожилов записано в памятной книге (1822 г.), что он будто бы принесен был водою из Долматовского Новгородского монастыря, что неоднократно его отводили от берега, но он, несмотря на быстрое и противное течение реки, всегда приплывал на одно и то же место. Раз когда он лежал на берегу реки, лошади пошли на водопой, и одна из них наступила на крест, отломила некоторую часть его и тут же пала мертвою. Ввиду этого чуда прихожане подняли крест на гору против того самого места, где его нашли. На нем была надпись, разобрать которую теперь невозможно. Точно такой же крест имеется в другой часовне, имеющей также вид амбара в дер. Дементьевской в 7 верст, от при­ходского храма, по устному преданию принесенный водою одновременно с вышеописанным. Здесь в древности была вотчина Клоновского монастыря, на средства которого и устроена была в давние времена первая часовня».

Клоновский монастырь был тесно связан с Веркольским монастырем. Через Клоново пролегала дорога паломников, направлявшихся на Пинежье.


2.2. По статусу крестьянский

В. Верюжский отмечал, что Клоновский монастырь по статусу крестьянский: «Когда в 1695 году посланный для описи... сын боярский Василий Погорельский спросил у монастырской братии о прежних переписных книгах, то ему ответили, что «у них в Клоновской пустыни переписка никогда не бывала и переписных книг у них нет». В Клоновском монастыре Важского уезда в конце 1695 года было 10 человек братии и 56 вкладчиков.

Вкладчики занимали более видные монастырский должности: «денежного казначея, «платяного казначея», «хлебного мучного казначея» и т. п. В числе вкладчи­ков было 19 женщин, 12 из них были замужние, жившие в монастыре вместе со своими мужьями, одна монахиня, 5 вдов и одна девица (карлица)... Это интересное явление... женщины вкладчицы объяснялось отсутствием женских монастырей. Монастырь имел 97 душ крестьян. В 1722 при монастыре было 111 крестьян мужского пола.

В списке, составленном историком П. Строевым, и в очень кратком описании Клоновского прихода упомянуты старцы - настоятели монастыря: игумен Сергий (1573), строитель Кирилла (1600), строитель Митрофан (1619), старец Тернуфий (1624), строитель Тихон (1628), строитель Пимен (1644), строитель Даниил (1646), келарь Тарасий (1657), келарь Дионисий (1662), строитель Иона (1670), строитель Александр (1677), строитель Исаакий (1704), строитель Иона (1706), строитель Иов (1722), строитель Сильвестр (1739), иеромонах Феодосии (1744), игумен Фераионт (1750), игумен Иосиф (1754), игумен Писторов (1761), игумен Фераионт (1764).


2.3. Архитектурный ансамбль.

Из дозорных и писцовых книг Важского писца Якова Михайловича Бобарыкина от 1620 и 1621 гг. известно, что все монастырские строения в те годы были деревянные.

Когда Екатерина II в 1764 году манифестом с секуляри­зации (учреждении духовных штатов) закрыла и Богословский, и Клоновский монастыри, то в пере­писной книге последнего от 1756 года значилось: «…снятые ворота а под ними милосердия божий образы старинного письма..., а ворота рубленые, ограда забрана в столбы, все ветхое, погнило... Кельи строительные... ветхие..., келья-хлебодарня, в которой трудники пропитание имеют, а под ней амбар, все ветхое, поварня квасная... пекарня хлебная ветхая..,». Главные строения были не в лучшем состоянии: «...церковь похвалы пречистыя (Богородицы) деревянная ветхая, верх шатровой о пяти глав с трапезой теплой, но крыта тесом зубцами возобновлена 1755 года... паперть и крыльцо подрублены и покрыты тесом, придел холодной об одной главе... глава обита чешуей... Николая чудотворца церковь холодная об одной главе шатровая, на ней крест четырехконечный... Колокольница четвероугольная рубле­ная, верх шатровой четырехугольной, крыт тесом, крест деревянной, всё ветхое, на ней шесть колоколов, большой десять пудов...» (Приложение 2).

Гумна, кузницы, мельницы, ветряная и новая водяная на Нондрусе, коровы, мерины, кобылы, «в казенном чулане денег явилось налицо 34 рубля 78 копеек... сребра... 36 зо­лотников».

Имелась библиотека из более полусотни книг. Одна из древних «Ефрема Сирина поучительные слова» датиро­вана 1667 годом.

Из описи 1829 гола (Госархив Архангельской обла­сти) следует, что в деревянной церкви имелось 72 иконы, в том числе икона Мученицы Параскевы (по описанию Корбальского прихода, насильственно отобранная мона­хами Клоновского монастыря), в каменной - 56 икон.

От монастыря осталось описание (XIX век) каменного креста с иконами установленного монахами Клоновской обители предположительно XVII в., при с. Дементьевском. Крест находился в срубе, покрытым кровлей с местночтимыми иконами Воздвижения Креста, Св. Василия Каппадокийского, Георгия Победоносца и пророка Ильи. Особенность Креста в том, что иконы Василия Великого очень редко встречаются в часовнях Русского Севера XVII в.

Из описания Клононского прихода начала XX века из­вестно, что утварью клоновские храмы «достаточны, бла­годаря отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, пожертвовавшему 300 р., и московской купеческой вдове Анне Сергеевне Барышевой, выславшей утвари на 200 р.». Иоанн Ильич Сер­гиев - Иоанн Кронштадтский.

В середине 18 века монастырь закрыт. На месте монастыря образован православный приход.


    1. Дать памяти монастырю

В 6 километрах от Конецгорья, на лесной дороге в Клоново установлен Поклонный крест. На той дороге, по которой когда-то ходили православные паломники в Клоновский монастырь и далее в Артемиево – Веркольский монастырь, который находится на Пинеге. Крест был освящён настоятелем православного храма Березника отцом Андреем 12 марта 2009 (Приложение 3).

В 2013 году 18 июня на месте одного из древнейшего мужского монастыря силами Березниковского прихода в Клоново был установлен Поклонный крест (Приложение 4).


  1. Заключение


В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История наших монастырей, храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.


2) Жизнь монастырей одновременно проста и очень сложна. Религиозная и хозяйственная деятельность составляют суть жизни монастыря.

3) История почти не сохранила сведений о малых монастырях, затерявшихся в глубинных уголках Севера. Некоторые из них, просуществовали век-полтора, исчезали почти бесследно, оставив после себя в исторических источниках лишь несколько воспоминаний. Они остались в глубине веков. Поэтому необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

Монастыри являются духовными оплотами православия, они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.

Проводя краеведческие изыскания, мы узнали небольшую часть истории православной культуры своей малой родины. На школьной краеведческой конференции мы рассказали о результатах исследования, что позволило расширить знания учеников, их кругозор.

Как часто мы живем и не замечаем, что удивительное рядом, что история идет с нами рука об руку. К сожалению, сегодня ускоренными темпами уводится в небытие ещё хорошо знакомое многим людям чувство патриотизма – чувство любви к своей Родине. Ведь тот гражданин, который действительно любит свою Родину, стремится узнать о ней всё, что только возможно, всё изучить и обдумать, всё запомнить. И каждый такой человек, приоткрывший завесу тайны над своим прошлым, должен помочь приоткрыть её другим. Знание истории своей страны, своего народа помогает нам познать суть происходящих событий в настоящем времени, ибо причины сегодняшних событий кроются в прошлом! С познания истории своей Родины начинается и познание общества и самих себя, своей собственной личности. И поэтому так важно расширять свои горизонты знания и понимания прошлого.









4. Библиографический список


  1. Озол Л.Ю. Виноградовский район: от А до Я. Краеведческий словарь – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2013. – 416 с., ил.

  2. Ракитина А.Г. Деревня на горке стояла: История деревни Клонова Конецгорского сельского Совета Виноградовского района Архангельской области – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера». -2009 – 160+ 32 цв. ил. с., ил.

  1. Интернет –ресурсы Поклонный крест в Клоново/www.google.ru/webhp?sourceid



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты социологического опроса школьников

Количество респондентов – 68 человек

Категория респондентов - учащиеся 5 - 9 классов

Метод опроса – анкетирование


Вопрос 1. Что такое монастырь?

Вопрос 2. Известна ли вам история какого-либо храма, монастыря?

Вопрос 3. Знаете ли вы, что в д. Клоново действовал мужской монастырь?
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2














ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поклонный крест в 6 километрах от Конецгорья

















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поклонный крест на месте монастыря




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!