СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "казак без коня не казак"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе показаны итоги исследования: какую роль играют лошади в жизни терского казака; как изменилось коневодство в жизни современного казака, который активно использует своих породистых лошаде

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "казак без коня не казак"»

Краевой заочный этап тематического направления «Природное наследие» Всероссийского конкурса «Отечество: история, культура, природа, этнос»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского»

Ставропольский край, с. Краснокумское

Георгиевского городского округа.

«Без коня нет казака»

Номинация «Этнос и природа»









Автор Чертова Снежана Игоревна, 8в класс.

Руководитель: Шульгина Светлана Васильевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №26











2023 год







Содержание.

Стр.

Введение. 2

  1. Цели и задачи работы. Предмет исследования и объект исследования. 3

  2. Обоснование актуальности темы. 4

  3. Результаты исследования. 9

  4. Обзор литературы. 14

  5. Список литературы 15

Введение.

Ставропольский край из года в год все более прочно ассоциируется с терскими казаками. Именно на Ставрополье официальному казачеству худо-бедно, но выделяется земля, по его ходатайству строятся памятники и открываются казачьи школы. Такие казачьи классы есть и в нашей школе. Пол руководством учителя истории Шульгиной Светланы Васильевны учащиеся школы разработали ряд исследований, раскрывающих историю ,традиции, обычаи терских казаков.

- Традиции Терского казачества»

- Обычаи терских казаков»

- «Терские казаки на Ставрополье»

- «Физическое воспитание казака»

Совсем недавно в школе открылся историко-краеведческий музей «Память», в котором среди прочих материалов есть и предметы материальной культуры терских казаков, подаренные с казачьего куреня терского казака, жителя села Краснокумского Куликова А.А. Музей создавался ребятами историко-краеведческого кружка «Память», который уже много лет возглавляет учитель истории Шульгина Светлана Васильевна. В музее представлены предметы казачьего быта. Но больше всего школьников заинтересовало конское подворье казака Чертова Игоря Сергеевича, о котором много наслышаны школьники местной школы. Ребята знают, что казака нельзя представить без коня. Поэтому у членов кружка зародилась идея данного исследования.


Цель: воспитание гражданственности, трудолюбия, формирование здорового образа жизни.

Задачи: 1. На основе изучения культуры физического воспитания терского казачества обеспечить культурное, нравственное и физическое развитие учащихся.

2. Воспитывать чувство патриотизма, готовность к защите Отечества.

3. Сохранять и развивать культурно - исторические традиции казачества

Объектом исследования является жизнь и занятия терского казачества,

Предметом исследования является  - отношение казака к лошадям

Методы:

1). анализ историко-краеведческой и публицистической литературы;

2). практический

Рис.1. Казаки села Краснокумского.

  1. Обоснование актуальности темы.

«Казак без коня не казак»

В течении многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.
Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.
Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.
Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани. Эти отношения человека и его верного друга вошли в песни, легенды, предания, пословицы и поговорки, Например:

1) Казак без коня, что солдат без ружья;

2) Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына - на коня садиться;

3) Казак сам не ест, а коня накормит...

У казака отношение к коню было особым. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем казаке и сейчас говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.
Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства над другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом наперед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.
Когда казачонку исполнялся всего 1 год, его вели к первому причастию. В его год - было все впервые. Отец сажал его одного на коня, на казачонка надевали отцовскую шашку и вели по двору взяв коня под уздцы. По старым обычаям коня подводила к казаку его жена, держа повод в подоле платья. При передаче коня, женщина приговаривала: "На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой" Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже самое повторялось после возвращения казака с войны. При проводах казака в последний путь, за гробом шел его верный боевой конь, а уже за конем шли близкие. Можно бесконечно долго и с особым интересом рассказывать про коня в жизни казачьего народа, про крепкие узы, связывающие человека и лошадь. На наш взгляд, независимо от того, как будет развиваться наука и техника, казаки будут и через года нуждаться в лошади.

Рис.2.Искусству джигитовки обучается учащийся 9г класса МБОУ СОШ №26 Арбеев Дмитрий. 2019г

Рис.3. Учащиеся школы рассматривают предметы казачьего быта, представленные в школьном музее. Некоторые ребята пробуют коромысла нести.





2.Результаты исследования.

1.Уход за лошадьми

Как ухаживать за лошадьми? Об этом нам рассказала ученица 8 в класса Чертова Снежана, которую мы пригласили на заседание нашего кружка. Вот ее рассказ.

«Содержание лошадей в домашних условиях очень ответственное занятие, ведь им необходимо обеспечить регулярное питание, выгул, позаботиться о благоустройстве конюшни. В целом правильный уход за лошадью – залог и длинной и полноценной жизни. Существуют основные правила ухода и содержания лошадей: Кормить лошадь необходимо 3-4 раза в день. Но на нашей конюшне мы кормим лошадей 2 раза; утром и вечером. У нас лошади чистокровной английской породы. Они часто выступают на скачках, которые бывают на ипподромах г.г. Пятигорска, Нальчика и в с. Новоселецком. Особенно хороша чистокровноя английской породы лошадь по кличке Вандея. Если при свободном выпасе лошадь сама найдет себе еду, то при нахождении в конюшне хозяин должен позаботиться об обеспечении ее сеном либо травой. Мы кормим своих лошадей овсом с патокой, отрубями с различными добавками. Добавляем семена льна для хорошего пищеварения у лошади. Также в пищевом рационе для лошади обязательно должны присутствовать витаминно-минеральные добавки. А вот резко менять пищевой рацион лошади не рекомендуется, у нее нежная пищеварительная система. Помимо еды нужно позаботиться и о питье. Так в распоряжении лошади всегда должна быть питьевая вода комнатной температуры. В жаркое время года необходимо регулярно чистить и купать лошадь (желательно делать это ежедневно). Но мы после скачек поливаем ноги, чистим суконкой, используем щетки и крючки для чистки копыт. В холодное время будет достаточно просто почистить лошадь скребком. Особенно тщательно нужно ухаживать за хвостом и гривой. Конюшня, где живет лошадь, должна регулярно проветриваться и зимой еще и отапливаться. И, разумеется, ее необходимо ежедневно чистить. Лошадь необходимо регулярно выгуливать, так как длительное нахождение в тесной конюшне может негативное сказаться на ее опорно-двигательном аппарате.»

Рассказ Снежаны добавила ученица 6б класса Ерастова Алина: «Лошади — чистоплотные животные, они будут благодарны за тщательный, внимательный уход и соблюдение санитарных норм при разведении. Разберемся, как правильно ухаживать за лошадью и содержать непарнокопытных, каким должен быть уход за жеребенком и за взрослой особью? Многие люди, отвечая на эти вопросы, недооценивают сложность задачи, думая, что обычный душ и последующее расчесывание гривы — все, что требуется для существования животных, однако это не так. Опытные коневоды утверждают, что уход за лошадью в домашних условиях — это искусство, которое доступно далеко не каждому Например, конюхи на элитных фермах утверждают, что при расчесывании гривы важно менять руку. Так, для левой стороны волос потребуется левая рука, а для правой — правая, хотя это можно назвать больше выдумками, чем правдой. В любом случае лошадку необходимо привязать, чтобы она не брыкалась во время процедуры, ведь не каждому скакуну подобные действия приходятся по душе. Все манипуляции лучше проводить на улице, а не в доме: так животному будет спокойнее. Содержание лошади в домашних условиях предполагает то, что у каждого питомца должны быть индивидуальные приспособления для ухода: расческа, скребок и щетка. Опишем всю процедуру поэтапно: начинают очищение всегда с левой стороны сверху: от головы к конечностям, затем переходят к правой стороне.
При очистке головы важно стоять так, чтобы животное могло видеть человека. Очищение лучше начать с обработки по методу против шерсти, а затем поменять направление. По окончании механической чистки шерсть коня нужно протирать влажной тканью: так удаляется остаток грязи и волосков.
Далее наступает черед вытирания: желательно максимально высушить коня. Напоследок остается грива, ее расчесывают сначала редким гребнем, затем более частым Движения нужно начинать строго сверху вниз. Во время осуществления ухода за лошадью есть замечательная возможность рассмотреть ее тело более подробно. Возможно, с близкого расстояния станут заметны какие-то раны или травмы, которые требуют лечения.

2..Разведение коней, основное планирование.

Как разводят лошадей? Об этом нам рассказала Чертова Снежана. «Любое дело начинают с плана. Так, и выращивание лошадей надо запланировать. В составленном проекте прописано: количество животных; цель занятости; результат работы. Кроме плана, надо отобрать для своего табуна (племенных) коней. Выбирая племенных лошадей, экономить не стоит, так как от их качеств будет зависеть состояние здоровья, жизнеспособность будущего потомства. Для начала необязательно вкладывать много денег в оборудование и строительство фермы. Кстати, нашему хозяйству помогла специальная программа поддержки малого бизнеса. Для незначительного количества животных будет достаточно небольшого сарая или крытого помещения. Стойло для каждого животного одно, около 3 метров, с кормушкой и поилкой. Летом пасти лошадей надо на фермерских лугах. Зимой, конюшня утепляется, чтобы не было сквозняков. Новичкам сложно справиться вначале, поэтому желательно обратиться к консультациям специалистов конезавода, к ветеринарам, зоотехникам. Они помогут и расскажут как правильно ухаживать за конём на начальном этапе разведения, так и по мере развития. Также рекомендуем прочитать: Зебра: белая в черную полосу, или черная в белую полосу? Анатомия лошади: строение скелета, количество костей, череп Бег лошади: особенности исполнения и виды аллюров. Что предпочитают и любят есть лошади? Животных подготавливают к дальнейшим целям. Основные направления для выращивания лошадей: продажа племенных лошадей; выращивание для сельскохозяйственных работ для спортивных мероприятий; для туризма; для производства мяса. Так, если жеребец будет участвовать в спортивных бегах, то уже жеребёнком и на протяжении 5–6 лет его подготавливают к скачкам. К ремеслу лошадей подготавливают первые три года жизни.» Снежана показала нам свои фото и своих лошадях и прокомментировала их.

Рис. 4. На скачках на ипподроме в г. Пятигорске. На втором фото лидирует воспитанница семьи Чертовых чистокровная английская Вандея.

Рис.5 Вверху: хозяин конной фермы в с. Краснокумском Чертов И.С. слева внизу – чистокровная английская Вандея и справа : Вандея в открытом поле.

Обзор литературы.

При написании данной работы члены кружка «Память» обратились к литературе Ставропольского книжного издательства. Из книг по истории Ставропольского края мы узнали, как зарождалось терское казачество , каковы были традиции и обычаи терских казаков.

Но больше знаний мы получили от казаков . села Краснокумского Куликова А.А., Чертова И.С .Они рассказали нам о том, как казаки растят своих лошадей, какую роль эти животные выполняют в современной жизни молодых казаков- преемниках казачьих традиций.

























Литература.

  • 1.Край наш Ставрополье. Очерки истории./Нау. Ред. Д.В. Кочура, В.П. Невская, Ставрополь, 1999.

  • 2. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1917 – 1941 гг.)Ставрополь, 1996.

  • 3. Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. г. Чапаевск,2001.

  • 4. Гордеев А А Золотая Орда и зарождение казачества. Москва «Страстной бульвар» 1992 .

  • 5. Интернет – ресурсы.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!