СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Изучение развития интереса студентов к математике на основе активизации их познавательной деятельности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа проведена с целью повышения качества знаний студентов. Полученные в ходе работы результаты и выводы могут быть полезны и интересны преподавателям математики других учебных заведений, поскольку проблемы, поставленные в работе, являются основополагающими на сегодняшний день. Работа раскрывает формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности. По проведённому исследованию сделан анализ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Изучение развития интереса студентов к математике на основе активизации их познавательной деятельности"»

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Мичуринский аграрный колледж»


РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №

от «__» __________ 20 г

Председатель комиссии ___________



УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______ В.М. Кириллова



Исследовательская работа

Изучение развития интереса студентов

к математике на основе активизации

их познавательной деятельности





Автор работы

преподаватель

математики

Долгова И.М.






Мичуринск


Исследовательская работа проведена с целью повышения качества знаний студентов. Полученные в ходе работы результаты и выводы могут быть полезны и интересны преподавателям математики других учебных заведений, поскольку проблемы, поставленные в работе, являются основополагающими на сегодняшний день.

Работа раскрывает формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности. По проведённому исследованию сделан анализ.





























ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Ход работы 6

Изучение учебных возможностей и интересов к учению студентов 6

Психологическое состояние – важный аспект внимания в учебно-воспитательном

процессе 7

Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные

на активизацию познавательной деятельности студентов 8

Результаты работы 18

Библиографический список 19

Приложения 20























2

Введение


Актуальность. Сегодня перед образованием поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности, повышения качества знаний.

Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед преподавателем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно- познавательную деятельность. Решающим фактором является качество успеваемости.

Преподаватели математики сталкиваются с ситуацией: у студентов первого года обучения низкий уровень знаний, плохая посещаемость уроков математики. Причины видятся в том, что у студентов низкая мотивация изучения математики, а, как следствие, низкая активность на занятиях. Поскольку форма организации учебного процесса остается на уровне: группа – дисциплина – урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведет к изменению ценностей профессионально - педагогической культуры. Проблема исследования состоит в том, чтобы повысить интерес студентов к математике, что приведет к повышению качества знаний.

Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа:

1.Каким должен быть человек 21 века?

2.Как воспитать интерес к математике?

3.Как разрешить острые противоречия педагогической практики?

А именно:

- Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса студентов к образованию, к знаниям.

- Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний студентов и преобладанием вербальных методов обучения.

- Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

- Между необходимостью все время увеличивать объемы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в ее усвоении.

Объектом исследования является процесс привития интереса к математике, повышения качества знаний.

Методы исследования:

3

- изучение научной и методической литературы;

- анкетирование студентов;

- наблюдение как познавательный процесс, опирающийся на работу студентов в урочное и внеурочное время.

Цель: сформировать сумму знаний, потребностей и умений студентов.

Соответственно, предметом исследования является применение активных форм и методов обучения, привлечение студентов к творческой деятельности.

Пути разрешения педагогических противоречий связывают с решением задач:

- изучение индивидуальных особенностей студентов, их интересов;

- сочетание традиционных и активных методов обучения;

- внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;

- сочетание параллельной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

Над этими проблемами работать приходится постоянно.

Сомнения, сотрудничество, содружество выводят интересы подростка из состояния временных образований на другой уровень его развития, на уровень потребности в познании, что является стабильной характеристикой мыслящей личности. Гипотеза: применение активных методов обучения повысит интерес к математике; повысит активность студентов на уроке и во внеурочное время; повысит уровень обученности.

Система работы по развитию интереса студентов к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательности обучаемого (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, междисциплинарного обучения, эмоционально-психологического общения и др.

Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С. Выготского, в основание образовательной технологии берётся идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности обучаемого того или иного научного понятия как части целостной действительности во всём многообразии отношений.

При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиции и роль

4

преподавателя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности обучаемого, так и личности преподавателя.

Знания – лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создает условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей студентов, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к дисциплине.

Мотивация деятельности студента будет разной, он будет учиться, если:

- ему интересно;

- он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно);

- его заставляют, принуждают (родители, преподаватели) – механическое учение;

- ему нравится личность преподавателя, поэтому он учит.

Интерес студента к дисциплине зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.

Многое помогает выработать такую убеждённость – от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения студентов в разнообразные формы учебной деятельности.

Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Новизна. Развитию интереса студентов к математике, формированию прочных и глубоких знаний, умению использовать законы математики в жизни способствуют:

- изучение учебных возможностей;

- изучение личности студентов на 1-ом этапе знакомства;

- изучение интересов студентов.

База исследования: исследование проводилось в группах 1-го курса специальностей 110301 Механизация сельского хозяйства, 080113 Страховое дело.


5


Ход работы


Предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

  1. Изучение учебных возможностей студентов.

  2. Изучение интересов студентов.

  3. Использование нового содержания образования, организованного на параллельной основе и междисциплинарных связях.

  4. Включение студентов в активные формы обучения.

  5. Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний студентов.

  6. Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.


Изучение учебных возможностей и интересов к учению студентов


Студенты одной и той же группы отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения студента в процесс учения характеризуется:

1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность студента по количеству вопросов и обращений к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

2. Побуждениями студента, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.

3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.).

Особенно важен для студентов правильный выбор формы проведения урока. Для студентов 1-го курса подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов и т.д. Студентам постарше больше по душе: лекции, «круглый стол», защита творческих заданий, отчёт групп, собеседование .

Интерес к учению. Возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счет владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни

6


развития познавательного интереса разные: у значительной части студентов познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких студентов, постоянно переводить их на более высокий путь познания.

Преподаватель провёл анкетирование студентов в начале учебного года и в конце семестра этого учебного года с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении (прил. 1,2.)

Анкетирование может быть анонимным (или по желанию). Это помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении и развитии интереса студентов к математике.


Психологическое состояние – важный аспект внимания в учебно- воспитательном процессе


Например, студент не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может «с ходу» решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен (а) и не уверен (а) в себе, терпеливо ожидается ответ. Овладев собой, видя внимание и поддержку преподавателя, студент начинает уверенно отвечать. Заметив, что студент работает невнимательно, преподаватель старается мобилизовать его внимание: создать установку на внимании, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому студенту объясняет материал дополнительно; новому студенту – особое внимание. Если студенты устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключается их внимание, предлагается оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт со студентами позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если студенты задают вопросы – значит они мыслят. Преподаватель всегда их поощряет, говоря: «Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что …!»


7


Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов


Включение студентов в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности студентов. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В.А. Сухомлинский писал, что на уроке «учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Преподаватель старается, чтобы урок нес студентам новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, дисциплине.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у студента возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание выполнить более сложные задания, отыскать различные пути решения одной и той же задачи.

Своей целью преподаватель ставит заинтересовать студентов математикой, используя для этого:

- индивидуальный подход к студентам при изучении, закреплении и контроле знаний;

- эмоционально окрашенный фон занятий;

- включение эффектных опытов;

- знакомство студентов с математикой разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально- нравственных переживаний, познавательной новизны, введение фронтальных экспериментальных заданий, сообщений (в устной форме для тех, кто не любит писать) «Математика вокруг нас», «Математика и физика», «Математика и экономика», «Математика в механике» и др.

- использование наглядных пособий развивающего типа (систематизирующие плакаты, диаграммы, таблицы, презентации).



8


Междисциплинарные связи. Образовательный процесс направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только знаний математики невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны междисциплинарные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.

В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация междисциплинарной деятельности студентов. Междисциплинарные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность студента. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным дисциплинам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы «Производная функции», «Определенный интеграл» используются знания по физике, механике. Особый интерес вызывают задачи практического содержания на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.

Укрупнение дидактических единиц. Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающая в то же время информационной общностью.

Понятие УДЕ вбирает в себя следующие подходы к обучению:

- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п.;

- обеспечение единства процессов составления и решения задач;

- рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (в частности деформированных упражнений);

- обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

- выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний;

- реализация принципа дополнительности в системе упражнений.

Основа упражнений – многокомпонентное задание, состоящее из следующих частей:

  1. решение обычной задачи из учебника;

  2. составление обратной задачи и ее решение;


9


  1. составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее решение;

  2. составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

  3. решение или составление задачи обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.

Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, а преобразование выполненного задания. На уроке укрупненных единиц усвоения объекта постигается «через все другое». Изучать не всего понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в едином целом.

Например, при изучении тем раздела «Показательная, логарифмическая и степенная функции» на 1-м курсе применяется УДЕ.

Пример. Планирование уроков по теме «Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики».

Логарифмическая и показательная функции взаимно обратные.


Показательная

Логарифмическая

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Функция вида

,

где а, называется

показательной функцией логарифмической функцией

СВОЙСТВА и ГРАФИК зависят от основания

1) D(y)=R, E(y)=(0; +) 1) D(y)=(0; +), E(y)=R

2) возрастает при а1, убывает при 0

3) непрерывна

4) если а1, то при х 4) если

при х при х

5) если 0, то при х 5) если 0, то при х у

при х при х

6) особая точка (0;1) 6) особая точка (1;0)

График , где а График




10



9

8 а1

7

6

5

4

3

2

1

0

-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5


5

4

3

2

1

0

-1 0 1 2 3 4

-2

-3

-4 а1

-5


Элементы технологии уровневой дифференциации. В основу уровневой дифференциации положено выделение базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки. Это означает, что, усваивая общий курс, одни студенты в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в программе, другие в соответствии со своими склонностями достигают более высоких результатов. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью студента в его учебной работе. В тоже время, каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиваться этим уровнем или же продвигаться дальше.

Основные принципы уровневой дифференциации:

  1. принцип открытости обязательных требований;

  2. принцип «ножниц», то есть уровень обучения должен превышать уровень стандартов образования;

  3. принцип последовательности в продвижении студента по уровням обучения;

  4. принцип формирования опоры, то есть все, независимо от своих способностей, должны пройти через этап овладения обязательного уровня;

  5. принцип соответствия содержания контроля и оценивания знаний уровневому подходу.



11

Например, по окончании изучения темы «Показательная, логарифмическая и степенная функции» студентам предлагаются следующие задания дифференцируемого контроля (в качестве примера приведен 3 вариант).


Лист контроля по теме «Показательная, логарифмическая и степенная функции»

3 вариант.

  1. Определение степени с рациональным показателем. Примеры. (1 балл)

  2. Основные свойства логарифмов. (1 балл)

  3. Основное логарифмическое тождество. (1 балл)

  4. Степенная функция с четным показателем, ее свойства и график. (1 балл)

  5. Дайте определение показательного уравнения. Примеры. (1 балл)

  6. Вычислите:

а) ; б) (2 балла)

  1. Сравните между собой числа:

а) ; б) (2 балла)

  1. Найдите область определения и множество значений функции у=-2х (1 балл)

  2. Решите уравнение:

а) ; б) (2 балла)

  1. Решите неравенство:

а) ; б) (2 балла)


Шкала оценки: «5» - 12-14 бал., «4» - 9-11 бал., «3» - 7-8 бал., «2» - меньше 7 бал.



Игровая деятельность. Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и студентов и преподавателя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности студентов, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает

12

интерес.

Элементы игры, включаемые в урок, оказывают заметное влияние на деятельность студентов. Игровой мотив способствует активизации мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для проявления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма, развивается интерес к дисциплине.


  1. Математическое домино.














1







0



х













1





  1. Математический пасьянс.


0

1

13

Решение задач. На первой странице рабочей тетради студента оформляется таблица «Математический справочник», который заполняется студентами по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные математические формулы, обозначения математических величин для их расчета, единицы измерения, производные этих единиц.

От студентов не требуются знания формул наизусть, их многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что многие студенты со временем запоминают и применяют.

Прочитав условие задачи, студент «подсматривает» в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу.

Иногда искомая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу «законы математики», которые им знакомы из школы: как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.

Практикум. Здесь особенно проявляются сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Входе коллективной деятельности студенты, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к работе, требует гораздо большего напряжения, Каждый студент является равноправным членом микроколлектива, заботящимся о достижении лучших общих результатов. Он проявляет внимание и заботу о своих товарищах. Если кто-то не очень хорошо понял материал, то это вызывает тревогу у всех. Тот, кто хорошо разобрался в учебном материале, приходит на помощь к тем, кто не разобрался в учебном материале. Руководитель группы (командир) регулирует эти взаимоотношения.

Метод многократного повторения. Определения, основные положения теории студенты должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работает очень эффективно, так как она напоминает игру, дает возможность подумать, узнать, запомнить, а если ты ошибся – не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Работа с сигнальными карточками. На карточках написаны обозначения основных величин, формул. Студенты учатся по ним определять единицы измерения, решать задачи.

Самостоятельная и домашняя работа. Самостоятельная работа студентов рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению

14

всеми студентами глубокими и прочными знаниями, активации умственных операций,

развитию познавательных интересов.

При закреплении и опросе студенты приучаются:

а) следовать за ответом товарищей;

б) дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитывается умение студентов четко, логически связано изложить главное в изученной теме.

Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы студенты работали с формулами, необходимыми для решения задач, выписывали их на доску, учились находить неизвестные величины.

Домашняя работа – это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в студентов уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке выдается разноуровневые домашние задания. Все домашние задачи всегда проверяются разными способами:

a) преподаватель заранее пишет на доске правильное решение (если тип задач новый) и на уроке студенты сверяют со своими решениями;

b) сильный студент на перемене (или в начале урока ) восстанавливает решение на доске;

c) кто-то из студентов (по очереди или по желанию) выполняет задание дома на отдельных листах, которые после проверки преподавателем перед уроком вывешиваются в уголке кабинета;

d) собираются выборочно (не все) тетради на проверку;

е) проверяется наличие работ.

Карточки – задания, тесты друг другу. Эпизодически студенты составляют карточки – задания. Это ответственно, особенно если ты не блещешь знаниями, подобрать «приличные» задачи для товарища и суметь ему оказать помощь, если это потребуется. Нужно «покопаться » в дополнительной литературе, можно подойти за помощью к преподавателю, к консультанту (студент этой же группы). Но, если студент выполнил задание – победил, он горд и от этого интерес к дисциплине ещё больше возрастает. К тем, кто не очень способен к учёбе, преподаватель старается подобрать свой ключик, при решении задач – дается набор необходимых формул, правил; при устном ответе- план; на практической работе – вовремя помощь, а за удачный ответ похвала! Смотришь, и заинтересовался студент математикой.

15

Творческая личность рождается в творческой атмосфере.

«Помощь друга» - студент, правильно выполнивший свое задание первым, получивший «5», идет на помощь своему товарищу, который в ней нуждается. Число студентов, решивших задание сразу растёт, они сами уже идут на помощь другим. Получается цепная реакция взаимопомощи.

В ходе практической работы помогают руководители групп. Они помогут подобрать формулу, составить план решения задачи, сделать рисунок, произвести вычисления и дать оценку результатов. Работа позволяет разрядить психологическое напряжение на уроке, проконтролировать выполнение задания всеми студентами, активизировать деятельность сильных ребят, увеличить число выполняемых на уроке работ, пробудить заинтересованность у слабого (вместе с сильными он может справиться с заданием). В воспитательном плане этот прием тоже полезен: развивает у сильных чувство товарищества, милосердия и долга, а у слабых – уверенность в том, что они не одни и им в любую минуту, как только они этого захотят, товарищи окажут поддержку.

Фронтальные задания по рядам. Этот вид работы очень любят студенты. Занятия выдаются на уроке в конце каждой изученной темы. Задание на 10 минут. Как только студенты пар выполнили задание - меняться рядами. Так за урок каждая пара выполняет 3 экспериментальных задания, а между рядами – соревнование, в конце урока – итог и награда победителям.

Внеклассная работа. Для закрепления обобщенного проведения, расширения общего кругозора, развития интереса к математике проводятся внеклассные мероприятия: КВН, брейн-ринг, звездный час математическое кафе и т.д. На занятиях кружка студенты привлекаются к исследовательской работе. Исследовательская работа проводится в форме проектов (например, по теме «Логарифмы», «Линейная зависимость», «Пропорции и симметрия в искусстве» и др.), для которых студенты отыскивают дополнительный материал, говорят презентации. В каждом студенте живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже студент, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к дисциплине, когда ему удается что-нибудь «открыть экспериментально». Активный поиск решения поставленной преподавателем задачи приводит к формированию у студентов устойчивых познавательных интересов. Наслаждение самим трудным процессом (ведь студент считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы. Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные студентами как ответы на проблемные вопросы.

16

В настоящее время проблема «Научить студентов мыслить» является одной из основных. В.А. Сухомлинский говорил: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться …!»
































17

Результаты работы


Результатом нашей педагогической деятельности является развитие интереса студентов к дисциплине на основе активизации их познавательной деятельности. Исходя из наблюдений в группах, можно сделать заключение, что значительно повысилась активность студентов на уроках, повысились уровни усвоения и обученности. Студентам нравятся уроки математики, их привлекают новые формы проведения урока, взаимопомощь, разноуровневые задания, игровые элементы на занятиях.

Студенты в начале года отличались средним уровнем знаний и познавательной активностью. В течение года наблюдался постоянный рост интереса студентов к математике. Обучающимся предлагалось выбрать понравившиеся им формы, методы организации учебного – воспитательного процесса, каждый выбрал по 3 метода.

Большинство студентов выбрали игровую деятельность. (прил.3)

Результатом можно считать следующие показатели:

- уровень усвоения студентами программного материала составил – 100%;

- уровень обученности студентов на «4» и «5» составил - 61,2%

Таким образом, можно сделать вывод: выдвинутся гипотеза оправдалась в том, что повысилась активность студентов на уроках, повысился уровень обученности, больше студентов было привлечено к творческой деятельности.















18


Библиографический список


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 285 с.

  2. Занков Л.В. Наглядность и активизация студентов в обучении./ Л.В. Занков- М.: Просвещение, 1990. – 313 с.

  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения./А.К. Маркова – М.: Просвещение, 1990. –237 с.

  4. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского./ М.И. Мухин- М.: Просвещение, 1994. - 412 с.

  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе./ Г.И. Щукина – М.: Просвещение, 1987.- 391 с.






















19

Приложение 1


Анкета для студента


  1. Что нужно сделать для развития интереса к математике?

  2. Нравится ли Вам математика? Если да, то почему? (Нет, то почему?):

- интересно или нет;

- много задач или мало;

- преподаватель объясняет хорошо или плохо;

- трудно или легко.

3. Хотите ли Вы посещать факультативы? Математический кружок?

4. Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по математике?

5. Помогает ли Вам математика в жизни? В чём?

6. Почему я затрудняюсь в решении задач:

- не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях;

- затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в её смысл;

- не знаю какие формулы необходимо использовать при решении задач;

- не умею делать чертежи, графики и образно представлять условие задачи;

- затрудняюсь делать проверку.
















20

Приложение 2

Результаты анкетирования


Вопросы анкеты

В начале учебного года

В конце семестра

1. Что нужно сделать для развития интереса к математике?

сделать уроки более интересными, давать задания по способностям

давать задания по способностям

2. Нравится ли Вам математика? Если да, то почему? (Нет, то почему?):

70% ответили «нет»

25% ответили «нет»

- интересно или нет;

13% «не интересно»

5%

«не интересно»

- много задач или мало;

12% «много»

-

- преподаватель объясняет хорошо или плохо;

5% «плохо»

-

- трудно или легко.

40% «трудно»

20% «трудно»

3. Хотите ли Вы посещать факультативы? Математический кружок?

повысить свои знания пожелали 15%

повысить свои знания пожелали 30%

4. Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по математике?

10%

50%

5. Помогает ли Вам математика в жизни? В чём?

в проверке сдачи в магазине

в различных расчетах по другим дисциплинам; математика пригодится в моей будущей специальности

6. Почему я затрудняюсь в решении задач?

100%

35%

- Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.

44%

17%

- Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в её смысл.

32%

13%

- Не знаю какие формулы необходимо использовать при решении задач.

17%


-

- Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.

11%

4%

- Затрудняюсь делать проверку.

6%

1%







21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!