СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История, традиции и культура эстонцев и латышей сёл Орловской сельской администрации"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа  является  продолжением  исследовательской  работы: «Проблемы  межнациональных  отношений» (на  примере  с.Орловка). Целью данной работы, выполненной в 1998 году было выявление причин конфликтных ситуаций в мире, в стране, на примере своего села. В ходе исследования была выстроена гипотеза о том, что наше село Орловка – это многонациональное поселение, в котором на фоне событий, происходивших в то время в мире и в нашей стране, могли возникнуть вопросы непонимания на этнической или межнациональной почве.

 В ходе исследования был сделан вывод о том, что  обострение  межнациональных  отношений  происходит  искусственно, те  негосударственные  структуры, которым  это  выгодно, разжигают  вражду  и  ненависть, а следовательно выдвинутая гипотеза не была подтверждена. В нашем поселении представители разных национальностей живут дружно.

Сегодня обстановка в мире и у границ нашей страны снова характеризуется обострением межнациональных отношений. Примером тому служат события в Украине, в странах Балтии других.

Поэтому, мы считаем, что сегодня, чтобы  противостоять  этому, необходимо  хорошо  знать  историю  своей  страны, области, района, села. Знать  культуру, искусство, традиции  и  обычаи  людей  разных  национальностей. Знать  пути  их  проникновения  в Сибирь, причины, по  которым  они  покинули  свою  историческую  родину. Из  некоренных  народов  одними  из  первых  в Сибирь  стали  переселяться  крестьяне  Прибалтики, поэтому  мы  начали  своё  исследование  с  них.

Работа  является  продолжением  исследовательской  работы: «Проблемы  межнациональных  отношений» (на  примере  с.Орловка). Целью данной работы, выполненной в 1998 году было выявление причин конфликтных ситуаций в мире, в стране, на примере своего села. В ходе исследования была выстроена гипотеза о том, что наше село Орловка – это многонациональное поселение, в котором на фоне событий, происходивших в то время в мире и в нашей стране, могли возникнуть вопросы непонимания на этнической или межнациональной почве.

 В ходе исследования был сделан вывод о том, что  обострение  межнациональных  отношений  происходит  искусственно, те  негосударственные  структуры, которым  это  выгодно, разжигают  вражду  и  ненависть, а следовательно выдвинутая гипотеза не была подтверждена. В нашем поселении представители разных национальностей живут дружно.

Сегодня обстановка в мире и у границ нашей страны снова характеризуется обострением межнациональных отношений. Примером тому служат события в Украине, в странах Балтии других.

Поэтому, мы считаем, что сегодня, чтобы  противостоять  этому, необходимо  хорошо  знать  историю  своей  страны, области, района, села. Знать  культуру, искусство, традиции  и  обычаи  людей  разных  национальностей. Знать  пути  их  проникновения  в Сибирь, причины, по  которым  они  покинули  свою  историческую  родину. Из  некоренных  народов  одними  из  первых  в Сибирь  стали  переселяться  крестьяне  Прибалтики, поэтому  мы  начали  своё  исследование  с  них.

Работа  является  продолжением  исследовательской  работы: «Проблемы  межнациональных  отношений» (на  примере  с.Орловка). Целью данной работы, выполненной в 1998 году было выявление причин конфликтных ситуаций в мире, в стране, на примере своего села. В ходе исследования была выстроена гипотеза о том, что наше село Орловка – это многонациональное поселение, в котором на фоне событий, происходивших в то время в мире и в нашей стране, могли возникнуть вопросы непонимания на этнической или межнациональной почве.

 В ходе исследования был сделан вывод о том, что  обострение  межнациональных  отношений  происходит  искусственно, те  негосударственные  структуры, которым  это  выгодно, разжигают  вражду  и  ненависть, а следовательно выдвинутая гипотеза не была подтверждена. В нашем поселении представители разных национальностей живут дружно.

Сегодня обстановка в мире и у границ нашей страны снова характеризуется обострением межнациональных отношений. Примером тому служат события в Украине, в странах Балтии других.

Поэтому, мы считаем, что сегодня, чтобы  противостоять  этому, необходимо  хорошо  знать  историю  своей  страны, области, района, села. Знать  культуру, искусство, традиции  и  обычаи  людей  разных  национальностей. Знать  пути  их  проникновения  в Сибирь, причины, по  которым  они  покинули  свою  историческую  родину. Из  некоренных  народов  одними  из  первых  в Сибирь  стали  переселяться  крестьяне  Прибалтики, поэтому  мы  начали  своё  исследование  с  них.

Работа  является  продолжением  исследовательской  работы: «Проблемы  межнациональных  отношений» (на  примере  с.Орловка). Целью данной работы, выполненной в 1998 году было выявление причин конфликтных ситуаций в мире, в стране, на примере своего села. В ходе исследования была выстроена гипотеза о том, что наше село Орловка – это многонациональное поселение, в котором на фоне событий, происходивших в то время в мире и в нашей стране, могли возникнуть вопросы непонимания на этнической или межнациональной почве.

 В ходе исследования был сделан вывод о том, что  обострение  межнациональных  отношений  происходит  искусственно, те  негосударственные  структуры, которым  это  выгодно, разжигают  вражду  и  ненависть, а следовательно выдвинутая гипотеза не была подтверждена. В нашем поселении представители разных национальностей живут дружно.

Сегодня обстановка в мире и у границ нашей страны снова характеризуется обострением межнациональных отношений. Примером тому служат события в Украине, в странах Балтии других.

Поэтому, мы считаем, что сегодня, чтобы  противостоять  этому, необходимо  хорошо  знать  историю  своей  страны, области, района, села. Знать  культуру, искусство, традиции  и  обычаи  людей  разных  национальностей. Знать  пути  их  проникновения  в Сибирь, причины, по  которым  они  покинули  свою  историческую  родину. Из  некоренных  народов  одними  из  первых  в Сибирь  стали  переселяться  крестьяне  Прибалтики, поэтому  мы  начали  своё  исследование  с  них.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История, традиции и культура эстонцев и латышей сёл Орловской сельской администрации"»

II областная краеведческая конференция школьников

«Моя Сибирь – Мой край родной»

БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская основная общеобразовательная школа» Калачинского района Омской области







«История, традиции и культура эстонцев и латышей сёл Орловской сельской администрации »

Учебно-исследовательская работа

Номинация: история Омской области

( история возникновения населённых пунктов Омской области)





Выполнила:Сеппенен Лиана Артуровна

учащаяся 8 класса БОУ « Орловская ООШ»

Калачинского района Омской области

Руководитель:Страздина Людмила Сергеевна

учитель географии БОУ « Орловская ООШ»

Калачинского района Омской области

[email protected] 8-905-096-0753





Омск 2018г.

Оглавление.

Введение _______________________________________________________3стр.

Глава 1. Причины переселения эстонцев и латышей с их исторической родины

в Сибирь и этапы заселения _______________________________________5стр.

Глава 2.Особенности жизни эстонцев и латышей в Омской области______7стр.

Практическая часть_______________________________________________8стр. Заключение_____________________________________________________11стр.

Список литературы______________________________________________12стр.

Приложения____________________________________________________13стр.




































Введение:

Работа является продолжением исследовательской работы: «Проблемы межнациональных отношений» (на примере с.Орловка). Целью данной работы, выполненной в 1998 году было выявление причин конфликтных ситуаций в мире, в стране, на примере своего села. В ходе исследования была выстроена гипотеза о том, что наше село Орловка – это многонациональное поселение, в котором на фоне событий, происходивших в то время в мире и в нашей стране, могли возникнуть вопросы непонимания на этнической или межнациональной почве.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что обострение межнациональных отношений происходит искусственно, те негосударственные структуры, которым это выгодно, разжигают вражду и ненависть, а следовательно выдвинутая гипотеза не была подтверждена. В нашем поселении представители разных национальностей живут дружно.

Сегодня обстановка в мире и у границ нашей страны снова характеризуется обострением межнациональных отношений. Примером тому служат события в Украине, в странах Балтии других.

Поэтому, мы считаем, что сегодня, чтобы противостоять этому, необходимо хорошо знать историю своей страны, области, района, села. Знать культуру, искусство, традиции и обычаи людей разных национальностей. Знать пути их проникновения в Сибирь, причины, по которым они покинули свою историческую родину. Из некоренных народов одними из первых в Сибирь стали переселяться крестьяне Прибалтики, поэтому мы начали своё исследование с них.


Объект исследования: население сел Орловской сельской администрации.


Предмет исследования: особенности традиций и культура эстонцев и латышей, проживающих в населённых пунктах Орловской сельской администрации.


Цель исследования:

Выявить особенности сохранения культуры, традиций и обычаев этих народов в чужеродной среде.


Задачи:

  1. Определить, каковы причины переселения эстонцев и латышей с их исторической родины в Сибирь и этапы заселения.

  2. Выявить особенности жизни эстонцев и латышей в Омской области.

  3. Изучить документы, имеющиеся в районном архиве, районном краеведческом музее, районном статистическом центре и районной библиотеке, а также архиве газеты «Сибиряк» и сделать выводы о степени изученности вопроса в нашей области и районе.

  4. Провести анализ документов, находящихся в Орловской сельской администрации и сделать выводы о процентном и количественном соотношении эстонцев и латышей с жителями других национальностей.

  5. Провести социологический опрос старейших жителей эстонской и латышской национальностей в селах Орловской сельской администрации и сделать выводы о путях и причинах переселения их в Сибирь.


Методы исследования:

  1. Подбор и изучение литературы.

  2. Анализ архивных документов.

  3. Социологические опросы жителей.

  4. Сравнение и обобщение материала.

































Глава 1. Причины переселения эстонцев и латышей с их исторической родины в Сибирь и этапы заселения

Причины переселения:

«Многонациональный состав населения Омской области складывался на протяжении не одного столетия. Когда-то в Омском Прииртышье жили угорские группы – предки современных венгров и хантов, заходили на эту территорию и самодийцы – предки ненцев и селькупов. В конце 1-начале 2 тысячелетия н.э. здесь появились тюркские группы - предки будущих казахов и сибирских татар. Большую часть населения Омской области образуют русские, впервые поселившиеся здесь на севере области вместе с Ермаком. В 1939г. их численность составила 1714, 3 тыс.чел. или 80,2% от всего населения области. Второй по численности группой являются немцы, насчитывающие , по данным переписи населения 1939г. 133,8 тыс.чел. Их переселение в Сибирь началось в 19 в. Далее следует украинцы(104,7 тыс.чел.) казахи (75,9 тыс.чел.), татары (50,2 тыс.чел.), белорусы (11 тыс.чел.), чуваши (5,7 тыс.чел.), евреи (5,4 тыс.чел.), эстонцы (4,1 тыс.чел.), латыши (3,2 тыс.чел.), мордва (2,8 тыс.чел.). Численность представителей остальных многих десятков национальностей составляет менее 0,1% всего населения области. Когда-то более многочисленны были литовцы, марийцы, молдоване, финны, чехи, болгары, поляки и др. В области проживают в небольшом количестве представителей разных народов Кавказа, Ср.Азии, Казахстана, цыгане и др. Каких - либо национальных групп в наши дни в области они фактически не образуют, хотя некоторые из них (например, коми, финны, чехи) проживают относительно компактно.» ¹стр.151

«В середине 19- го века в период глубокого кризиса крестьянства, царизм был вынужден пойти на организацию переселения части крестьян из густонаселенной европейской части в Сибири. В 1848 – 1853 гг. около 100 тыс. крестьян переселились в западную Сибирь.

В 1863 г.на свободные земли З.Сибири переводится часть ссыльных латышей, эстонцев, литовцев, финнов, которые жили в Чухонской колонии, Крутинской волости. На новых местах эти ссыльные селились по национальной принадлежности. Так в нашем районе возникли деревни и села Рига, Ревель, Гельсингфорс и другие.

В связи с этим возникла лютеранская колония. Сюда переселились ссыльные из Прибалтики. В эту колонию было перевезено 365 семей: 103 семей финнов, 156 семей эстонцев, 101 семья латышей. При сооружении железной дороги ближайшая к лютеранской колонии станция была названа Колонией.» ²стр.3

Первые поселенцы эстонцев в Сибири:

«Первые поселенцы Сибири были преимущественно добровольцами. Жили они тут свободно, главным образом, защищая новые обширные пространства от набегов кочевых азиатских племен и обеспечивая кормлением ратных людей сторожевых отрядов русского государства.

Однако на всех других территориях Российской империи действовало безжалостное крепостное право. И когда случались бунты, волнения и даже войны, все чаще в Сибирь попадали не по своей доброй воле те, кто избежал виселицы или расстрела» ¹²стр.

«В 1983г-125 лет крестьянскому освободительному движению в Эстонии.

Известная «война в Махтра» в 1858г. важный этап борьбы эстонских крестьян против феодально-крепостного гнета.

Уже в 1857г. слухи о новом для крестьян Положении о Земле вызывали возбуждение среди крестьян. Они ждали с нетерпеньем уменьшения тяжелых барщинных повинностей.23 апреля 1858г.-в Махтра разразилось восстание.

ХансТерциус сыграл в нём особую роль. Он был Волостным старшиной, знал грамоту и помогал другим разобраться в новом Положении. Он встал на строну крестьян, но в то же время понимал безрезультатность стихийного бунта. Старшина пытался придать восстанию организованный и более мирный характер. В то время, как Терциус ходил по другим деревням, встречался с крестьянами, искал правды у пастора, судьи, в Махтра возник стихийный бунт при столкновении крестьян с солдатами. Сам Ханс прибыл в Махтра 5 июня, когда восстание было подавлено. Ханса прогнали сквозь строй и пожизненно сослали в Сибирь.

В ХансеТерциусе воплотились лучшие черты эстонского народа. Он явился организатором первого эстонского поселения – деревни Старый Ревель (с эстонского Старый Таллин). Он основатель многочисленного рода сибирских эстонцев, потомки которого проживают в Калачинске, Ивановке, Орловке, Старом Ревеле. Сам он прожил в Сибири- 40 лет. Умер 12 октября 1900 года. 12-18 мая 1983г. научная комплексная экспедиция института истории Академии наук ЭССР работала в нашем районе. 15 мая был проведен митинг и установлена надгробная плита в Старом Ревеле.»²стр.3

Первые латышские поселения в Сибири:

«Первые латышские поселения в Сибири появились в 20-х годах XIXв. Уголовных и политических ссыльных селили в деревне Рыжково Тюкалинского уезда – всех неблагонадёжных лютеранского вероисповедания – латышей, эстонцев, финнов. Основным занятием населения было животноводство, а земледелием почти не занимались.

К 1846г. в Рыжково проживало 500 семей. Правительство приняло решение основать новую лютеранскую колонию в долине реки Оми. В 1859г в 127 км.от Омска возникла деревня Рига. А когда рядом в 1895 году была образована Новая Рига – заселенная немцами, то первое латышское поселение было названо Старой Ригой.

Экономическое положение в начале XX в. было очень сложное. Разруха, запустение, а затем и коллективизация положили конец хуторской системе. В Старой Риге 1930г. образовался колхоз «Энергия». Гонение на национальную культуру латышей, запрещение национальных школ, прекращение издательства лютеранских газет, разрушение лютеранской церкви привело к тому, что когда в 1940г. в Прибалтике установилась Советская власть, большая часть латышей и эстонцев уехали на свою историческую родину. К началу 1950г. говорили все в основном на русском языке.

В 1939г. в Старой Риге было 139 дворов, а в 1987г. осталось 13.

Глава 2. Особенности жизни эстонцев и латышей в Омской области

У сибирских латышей была богатая культура, но она почти не сохранилась : ни ткачество, ни вязание, не деревообработка. Из сохранившихся в современное время обрядов – посещение роженицы – подарки «на зубок». Свадебный обряд состоит из сватовства и гулянья – 2 дня у невесты, день у жениха. Гости устраивают засады на дороге к дому жениха и невесты, требуют выкуп. Много игр и песен.

Отмечают также сейчас Петров день, Рождество, Пасху, Янов день – Лиго (Ивана Купалы). В этот день пьют домашнее пиво, заедают сыром. Вечером жгут жаркие костры, вокруг костров пляшут.» ¹¹стр.

«Царская Россия была тюрьмой для народов, проживавших на её территории. Люди нерусской национальности подвергались гонениям, испытывали унижения. Царизм разжигал национальную вражду. Против этого боролись передовые люди того времени всех национальностей, за что и были отправлены в Сибирь. ВКалачинском районе один из представителей латышского народа – Яков Мартынович Калинин – поэт и писатель, борец революции, участник революционных событий 1905-1907гг. в Латвии.

Яков Цирулис – первый секретарь уездного исполнительного комитета.

Иван Иванович Предит (Предит Ян Янович) – учитель Куликовской школы, друг и ученик Я.М. Калинина. Вел большую политическую работу среди молодёжи, беспартийной интеллигенции, отдавая все силы борьбе с неграмотностью, за утверждение новой школы.

Ян Петрович Кродер – большевик, участник революции 1905-1907 в Латвии, более 10 лет работал в Калачинском уездном Комитете – все силы отдавая развитию народного образовании, по его инициативе возникли первые детские дома.

Дорого калачинцам имя другого представителя латышского народа Р.И. Эйхе, возглавлявшего краевой комитет партии в годы индустриализации.»8стр.

«В Омске очень хорошо известно имя Арнольда Яковлевича Нейбута (1889-1919гг). На родине, в Курляндской губернии Латвии, его называли Арнольде Петере Нейбут. Для многих подпольщиков в Сибири он «Петр Большой». С 1905 – он профессиональный революционер, пропагандист, Елгва, Рига, Тифлис, Баку, Ереван – вот география его революционной работы. В 1910 году, когда полиция напала на его след, Нейбуту удалось бежать в Омск. Здесь он принимает активное участие в революционной работе. Но и здесь жандармы выслеживают его, и он выезжает в Америку. И там за границей он ведет пропаганду среди латышей.

В 1917 году Нейбут возвращается в Россию. И работает редактором газеты, а затем дипломатическим представителем на Дальнем Востоке. В 1919г возвращается в Омск, где остается для подпольной работы и учит подпольщиков искусству конспирации. В Омске был создан штаб восстания. Но восстание закончилось поражением. Нейбут был зверски замучен. Но созданное им подполье жило и продолжало борьбу.»²стр.3


Практическая часть:

Работа с литературой по данной теме позволила выяснить, что многонациональный состав населения Омской области, Калачинского района складывался в течении XIX и XX веков. Данные исследования представлены в таблице № 1. Большую часть населения составляют русские и их в Омской области, и в районе (40, 304 тыс.чел.), так как именно русские люди первыми стали осваивать бескрайние просторы, вольные земли Сибири.

Таблица №1.

п/п

Показатели

Омская область

Калачинский район

1

Вывезенные в Сибирь из Поволжья (немцы)

134,2 тыс.чел.

2,179 тыс.чел.

2

Переселенцы XIX века и эвакуированные в годы ВОВ (украинцы)

104 тыс.чел.

2,087 тыс.чел.

3

Соседи – переселенцы (казахи)

75,0 тыс.чел.

510 чел.

Итого, исходя из данных таблицы, делаем вывод, что большую часть населения области и района составляют также немцы, украинцы, а также соседи – казахи. А численность эстонского и латышского населения невелика по сравнению с другими национальностями (таблица №2)

Таблица №2.

п/п

Национальность

Омская область

Калачинский район

1

Эстонцы

4тыс.096чел.

821чел.

2

Латыши

3тыс.218чел.

286чел.


Работая с литературой мы выяснили, что причинами переселения латышей и эстонцев с их исторической Родины являлись:

  1. Переселение в середине XIX века большого числа безземельных и бесправных крестьян на вольные земли Сибири.

  2. Ссылка царским правительством всех неблагонадёжных жителей стран Прибалтики, революционеров в Сибирь.

Работа в районном архиве, архиве краеведческого музея района позволила выяснить, что документов о истории проникновения латышей и эстонцев в Сибирь, сохранении их традиций, обычаев нет. Есть только отдельные статьи в некоторых книгах Омской области и несколько статей в районной газете «Сибиряк» наших краеведов Оселедцева Г.А., Варушиной А. А в статистическом районном центре данных по национальностям вообще нет.

Анализ документов находящихся в Орловской сельской администрации показал, что в 1998году по численности эстонцы находились на 3 месте – 184 чел., а латыши на 4 месте – 63 чел. Удельный вес эстонского населения в селах Орловской администрации был выше 15,1%, чем в Омской области 0,19% и в Калачинском районе 1,7%. Также выше был удельный вес латышей : в Орловке 5,4%, в области 0,16%, в районе 0,6%. (приложения 3,4,8.)

В результате этой работы возник вопрос, почему в нашем селе удельный вес латышского и эстонского населения был намного выше, чем в Омской области и даже вКалачинском районе.

Чтобы ответить на этот вопрос, был проведён социологический опрос старейших жителей нашего села эстонской и латышской национальности: Мерцева К.Е. , Оя А.З. , Сиферсон А.И. , Страздиной М.А. и др., чтобы выявить причины переселения в Сибирь их предков. В результате мы выяснили следующее, что эстонцы и латыши попадали в Сибирь двумя основными путями:

Первый – это переселение на вольные, богатые земли Сибири прибалтийских крестьян, многие из которых были крепостными, у них не было собственного земельного надела или они выполняли тяжелые барщинные повинности. Об этом рассказывали Мерцев К.Е. , Оя А.З. , Сиферсон А.И. , Страздина М.А. и др.

Второй – это ссылка в Сибирь всех, кто восставал против царского режима, крепостнического гнета в середине XIX, начале XX веков. Таким образом в Сибири оказалось множество ссыльных латышей и эстонцев. Об этом рассказывают Петров Р.И. , Страздин Р.Ж. и другие жители села. (Приложение №2,5). И тот и другой путь переселения был для людей очень тяжёлым. Переселенцы ехала на лошадях, на которых много не увезёшь, только самое необходимое. Выбирали место поближе к речке и с плодородной землёй. Первым делом ставили дом, затем расчищали участок для пашни. Хотя жилось трудно, ведь начинали с нуля, зато чувствовали себя свободными людьми, занимались земледелием и скотоводством.

У ссыльных путь в Сибирь был намного тяжелее. Часто они совершали весь путь пешком, многие не выдерживали тягот пути и умирали. А добравшиеся до места находились под надзором и не имели ничего. И только когда выходил срок ссылки, поселялись в Сибири, многие навсегда. Когда в Прибалтике в 1940 году была установлена советская власть, многие эстонцы и латыши вернулись на свою Родину.

Большая, по сравнению с остальной территорией области, численность эстонского и латышского населения в Калачинском районе и нашем селе и селах СтарыйРевель и Старая Рига, объясняется тем, что им трудно было оставить нажитое.

Если сравнить карту Омской области и Калачинского района и проанализировать размещение населенных пунктов с преобладанием эстонского и латышского населения, можно сделать вывод, что большинство эстонцев и латышей, предки которых были переселенцами, осваивали именно южные, более плодородные земли. Наши села, кроме того, имеют выгодное положение : рядом с рекою Омью. А ссыльных отправляли в г. Тару и близлежащие населенные пункты.

Мы уже говорили о том, как важно сохранять культуру каждой нации, ее своеобразие и самобытность. Ведь мировая культура как и большая река складывается из родничков культур каждой нации. Чем меньше сохраняется источников культуры, тем беднее река мировой культуры.

В результате социологического опроса было выяснено, что в начале XIX и XX века эстонцы и латыши в большинстве случаев пытались сохранить свою национальную культуру, особенно если жили компактно, т.е. большинство жителей были одной национальности. Праздновали национальные и религиозные праздники, говорили на своем языке. Любимыми праздниками были: Иванов день (Яна Купалы), Рождество, Пасха, Масленица и Новый год. Многие владели ремеслами : ткачество, прядение, шорничество, обработка древесины, обработка металла и другими.

Все отмечают, что жили очень тяжело, но тем более интересно проходили праздники и свадьбы.(Приложение 2, 6)

В настоящее время ни эстонцы, ни латыши не сохранили, за редким исключением свою национальную культуру. Как говорил Р.И. Петров, эстонец в 4 поколении, «Все обрусели, ни родители, ни дети уже не говорят на своем языке, не помнят ни песен, ни обрядов, ни праздников национальных. Не поддерживают связей даже в одном селе.»

И только летом 1993г. один из жителей с.Орловка побывал по приглашению на национальном празднике в Латвии, в г. Риге – это Страздин Р.Ж. с семьёй – он был единственным представителем от латышей Омской области.




























Заключение:

Изучая литературу по данной теме, документы районного архива и краеведческого музея, мы выяснили, что вопрос о переселении эстонцев и латышей в Сибирь ещё недостаточно изучен, мало документов и есть возможности для продолжения работы в этом направлении.

Анализ документов Орловской сельской администрации показал:

1.Что по численности эстонцы в 1998году находились на 3 месте, а латыши на 4 месте. А село Ст. Ревель почти полностью состояли из жителей эстонской национальности, а д. Ст. Рига – из латышей. В 2016 году эстонцы также на 3 месте, но численность сильно уменьшилась по разным причинам.

2. Социологический опрос показал : причинами переселения эстонцев и латышей из Прибалтики в нашу местность являлись:

а) переселение на свободные земли Сибири безземельных крестьян в XIXв.

б) переселение участников восстаний против крепостнического гнета, революционеров в середине XIX – начале XX века.

4. Социологический опрос населения выяснил, что степень сохранения национальной культуры невелика, только отдельные семьи сохраняют язык и некоторые обычаи.

5. Некоторые народные традиции (песни, танцы, одежду) стараются сохранить участники народного фольклорного ансамбля «Сибирячки»

6. В ДК оформлена комната – музей быта разных национальностей.

Но мы, юношеский состав народного фольклорного ансамбля «Сибирячки» совместно с коллективом Дома культуры села Орловка будем стремиться возрождать обычаи, традиции, язык латышей и эстонцев через проведение тематических недель, фестивалей, праздников с приглашением гостей из Эстонии и Латвии.


















Список литературы

  1. Атлас Омской области. Москва. 1996г.

  2. Варушина А. Из истории земли Калачинской. Газета «Сибиряк» 1987г. 23 июня. 1 июля.

  3. Варушина А. Дружба скрепленная кровью. Газета «Сибиряк». Калачинск. 1972г. 17 июня

  4. Вибе П.П. , Михеев А.П. , Пугачева Н.М. «Омской историко – краеведчесий словарь». Москва. Отечество. 1994г.

  5. География Омской области. Учебное пособие. Омск.1992г.

  6. Грозная доблесть отцов. Зап. Сибирское книжное издательство. Омск. 1978г.

  7. Евдокимов Е. Гости из Эстонии. Газета «Сибиряк».г. Калачинск. 1983г.24 мая.

  8. «Их именами названы улицы Омска». Омск 1988г.

  9. К 200 – летию основания г.Калачинска и 70 – летиюКалачинского района. г. Калачинск. 1993г.

  10. Кузьмина – Павлова М. Память страшных лет. Газета «Информационный центр» г. Бобруйск. 1997г. апрель №4

  11. Лоткин И. «Сибирские латыши» газета «Сибиряк». г.Калачинск 1989г. 28 – 29 марта.

  12. Оселедцев Т.А. «На Оми – реке Калачинск». Омск. 1993г.

  13. «Строки нашей памяти». Калачинск 1987г.

  14. Юрасова М.К. Омск. «Очерки истории города». Омск. 1983г.























Приложение 1.


Таблица №1 «Жители села Орловка эстонской национальности на 1998г»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018 год

Оя Анна Захаровна

25.11.1921

н/о

Пенсионер

-

Орлов Август Мартынович

09.10.1923

н/о

Пенсионер

-

Саволайнен Александр Павлович

08.05.1953

Ср/о

Механизатор

фермер

Карма Леонид Александрович

13.11.1941

Ср/о

Рабочий

пенсионер

Рига Иван Васильевич

03.04.1929

н/о

Пенсионер

-

Рига Линда Ивановна

Владимир

30.03.1927

н/о

Пенсионер

-рабочий

Перман Константин Александрович

Дмитрий

20.08.1927

н/о

Участник ВОВ

-

-

Чиркова Линда Ивановна

17.12.1938

н/о

Пенсионер

-

Ливенус Александр Леунартович

04.08.1964

с-п/о

Зоотехник

-

Пикка Карл Степанович

22.02.1929

н/о

Пенсионер

-

Пикка Элла Ивановна

12.11.1925

н/о

Пенсионер

-

Самберг Люли Павловна

03.02.1932

н/о

Пенсионер

-

Ансип Леонид Александрович

05.03.1926

н/о

Пенсионер

-

Ансип Элли Александровна

13.12.1926

н/о

Пенсионер

-

Перман Василий Александрович

14.06.1930

н/о

Пенсионер

-

Тинт Леонид Леонидович

08.12.1962

с/о

Водитель

фермер

Рига Владимир Владимирович

04.03.1948

н/о

Рабочий

-

Тинт Леонид Леонидович

20.10.1928

н/о

Пенсионер

-

АвикЭрма Александровна

1914

н/о

Пенсионер

-

Ансип Александр Мейнардович

1958

п/о

Ин.предпр.

Ин.предпр.

Ансип Ирина Александровна

Артур, Анжела

1960

с/о

Ин.предпр.

Ин.предпр.

Перман Александр Васильевич

1963

с/о

Рабочий

Рабочий

Ляхович Ирина Александровна

1959

с/о


домохозяйка

Гудриянова Татьяна Леовна

Кирилл, Никита

1968

п/о

Учетчик

продавец

Каллас Рудольф Константинович

1944

с/о

Фермер

пмж

Камалиева Оксана Александровна

Ренат, Настя

1966

в/о

Учитель

Учитель

Оя Рудольф Александрович

1960

с/о

Скотник

-

Петров Александр Иванович

Александр

1941

н/о

Пенсионер

-

Петров Виктор Александрович

1969

с/о

Скотник

домохозяин

Розентов Рудольф Иванович

1948

с/о

Тракторист

-

Нусс Ольга Леонидовна

Дмитрий

1963

в/о

Учитель

Учитель


Феоктистова Марина Юганисовна

Константин, Кирилл

1972

с/о


Помощник воспитателя

Юрьев Иван Васильевич

1919

с/о

Пенсионер

-

Петров Владимир Александрович

1971

с/о

Водитель

Водитель

Страздин Леонид Рудольфович

1963

с/о

Фермер

Инженер

Мерцев Константин Еремеевич

1915

н/о

Пенсионер

-

Мерцева Мария Матвеевна

1918

н/о

Пенсионер

-

Страздин Александр Рудольфович

1959

с/о

Водитель

Водитель

Крылло Альфред Павлович

1929

н/о

Пенсионер

-

Крылло Алма Михайловна

1930

н/о

Пенсионер

-

Швецова Маргарита Александровна

1963

с/о

Телятница

домохозяйка

Метлюк Светлана Ивановна
Алексей,Павел

1962

с/о


пмж

Рига Валерий Иванович
Яна,Вика,Женя

1955

с/о

Скотник

-

Рига Рудольф Иванович

1953

с/о

Связист


Гудриянов Рудольф Олович

1959

с/о

Рабочий

Рабочий

Пикка Иван Карлович

1955

с/о

Тракторист

пенсионер

ПиккаСальма Филипповна

Наталья

1954

с-п/о

Гл. экономист

пенсионер


Адлер Людмила Александровна

Ольга

1950

п/о

Фермер

пенсионер


Рига Айна Егоровна

1914


Пенсионер

-

Юрьев Александр Семенович

1955

п/о

Электрик

сторож

Авик Арнольд Михайлович

1942

н/о

Тракторист

-

Алхонен Элли Еремеевна

23.08.1919


Пенсионер

-

Репп Лидия Ивановна

Сергей, Наталья

14.08.1957

с/о

Бригадир

пмж

Ункури Елизавета Семенова

01.01.1922


Пенсионер

-

Страздин Владимир Рудольфович

17.07.1958

с/о

Водитель

пенсионер

Розентов Леонид Васильевич

12.06.1929

н/о

Пенсионер

-

Петров Рудольф Иванович

15.05.1934

с/о

Пенсионер

-

Петрова Линда Ивановна

16.03.1938

с/о

Пенсионер

пенсионер

Тинт Владимир Леонтьевич

12.07.1955

с/о

Начальник АЗС

пенсионер

ТуурЮганисОскарович

04.10.1934

н/о

Пенсионер

-

Адамсон Александр Константинович

03.02.1960

с/о

Водитель

пенсионер

Адамсон Тамара Константиновна

Александр, Сергей

10.03.1964

с/о


пенсионер


СиферсонАйнаИльмаровна

16.11.1937

с/о

Пенсионер

-

Кустов Андрей Матвеевич

25.11.1911

н/о

Пенсионер

-

Прошлецова Лидия Августовна
Любовь

1951



пенсионер


Калимулина Любовь Ивановна

1953

с-п/о

Пенсионер

пенсионер


ЛивенусЛеунарт Александрович

1938

с/о

Пенсионер

-

Страздина Мария Александровна

1935

с/о

Пенсионер

пенсионер


Таблица №2 «Жители с.Орловка латышской национальности на 1998г».

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Кестер Андрей Робертович

1960

с/о

Фермер

пенсионер

Рига Надежда Яковлевна

1963

с/о

Доярка

пенсионер

Плакан Зинаида Эдуардовна

1932

н/о

Пенсионер

пмж

Розенберг Эдуард Петрович

1974

с/о

Рабочий

Рабочий

Петрова Татьяна Викторовна
Катя

1975

с/о


Рабочий


Кестер Роберт Иванович

1915


Пенсионер

-

Блус Владимир Робертович

1960

с/о

Фермер

пенсионер

Перман Зинаида Ивановна

1928

н/о

Пенсионер

-

Сеппенен Любовь Рудольфовна
Марина, Наталья, Елена

1956

с/о

Санитарка

пенсионер


Юревич Ольга Августовна

1923

н/о

Пенсионер

-

Страздин Рудольф Жанович

1932

н/о

Пенсионер

-

Науман Зинаида Андреевна

1924


Пенсионер

-

Науман Тамара Ивановна




-

Вигель Александр Иванович

1943

н/о


-

Майер Вячеслав Викторович

1956

с/о

Рабочий

Водитель



Таблица №3 «Жители д.Старая Рига латышской национальности на 1998г»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Пилит Яков Петрович

1919

н/о

Пенсионер

-

Пилит Павлина Ивановна

Владимир

1925

н/о

Пенсионер

-


-

Розенберг Лидия Петровна

1915


Пенсионер

-

Вигель Елена Григорьевна

1911


Пенсионер

-

Вилисов Владимир Иванович

1923

н/о

Пенсионер

-

Розенберг Петр Эдуардович

1952

с/о


-


Таблица №4 «Жители д. НовыйРевель эстонской национальности на 1998г»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Перман Владимир Филлипович

1946

с/о

Скотник

Пенсионер

Канамарт Леонид Леонидович

1961

с/о


Водитель

Стальберг Александр Александрович

1960

с/о

Контролер

-

Гудриянов Иван Александрович

1935

н/о

Пенсионер

-

Ружаловская Эрна Владимировна

1931

н/о

Пенсионер

-

СтальбергЛейда Ивановна

1928

н/о

Пенсионер

Пенсионер

Канамарт Николай Александрович

1940

н/о


-

Канамарт Эрна Михайловна

1944

н/о


-

Сори Иганна Ивановна

1916


Пенсионер

-

БоталоваСальма Александровна

1934

н/о

Пенсионер

-

Величко Элли Кузьмовна

1930

н/о

Пенсионер

Пенсионер

Турбас Юлия Александровна

1938

н/о

Пенсионер

Пенсионер

Стальберг Константин Иванович

1931

н/о

Пенсионер

-

ХейноВиви-Анна-Лиза Индовна

1936

н/о

Пенсионер

-

Андреев Эдуард Мартынович

1925

н/о

Пенсионер

-

Стальберг Валерий Яковлевич

1951

н/о

Пенсионер

-

Гейнц Сильва Рудольфовна

Вячеслав, Валентин, Евгений, Светлана, Руслан, Людмила, Павел, Ольга, Сергей, Денис

1949

с/о

Осеменатор

Пенсионер


ГудрияновГеоргий Карлович

1925

н/о

Пенсионер

-

Стальберг Рудольф Яковлевич

1941

н/о

Пенсионер

-

Берзина Эльфрида Борисовна

1949

с-п/о

Дир.шкоы

Пенсионер


Берзин Александр Петрович

1944

с/о

Электрик

-

Путрина Миля Эрнстоновна

Вадим

1932

н/о

Пенсионер

-

Нусс Светлана Яковлевна

1952

с-п/о

Заведущая

Пенсионер


Канамарт Лео Александрович

1929


Пенсионер

-

Канамарт Валентина

Ивановна

1930


Пенсионер

Пенсионер

Мюркель Владимир Константинович

1973

с/о


пмж

Пестов Андрей Рудольфович

1969

с/о

Фермер

-

Гудриянов Александр Олович

Роман, Сергей

1955

с/о

Водитель

пмж

Пестов Виктор Рудольфович

1963

с/о

Скотник

пмж

Адамсон Сергей Эдуардович

1966

с/о


рабочий

Гудриянов Геннадий Олович

1963

с/о

Рабочий

рабочий

Стальберг Александр Яковлевич

1938

н/о

Пенсионер

-

Ориков Николай Рудольфович

1969

с/о

Тракторист

рабочий

Стальберг Ольга Геннадьевна

Виктория

1965

с/о

Доярка

рабочий

ЛиллоВальмер Иванович

Виктор

1929


Пенсионер

-


Таблица №5. «Жители д. СтарыйРевель эстонской национальности на 1998г»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Ягерь Валентина Андреевна

1927

н/о

Пенсионер

-

Ягерь Александр Александрович

1955

с/о

Рабочий

-

Берлскан Лехта Петровна-

Инга

1944

н/о


Пенсионер


ВилисоваСальма Александровна

1930

н/о

Пенсионер

-

Майер Валентина Ивановна

1933

н/о

Пенсионер


Карма Рудольф Александрович

1940

с/о

Тракторист

-

Брауэр Люлли Робертовна

1927

н/о

Пенсионер

-

КалласМейнард Леонтьевич

1931

н/о

Пенсионер

-

Тинт Элли Матвеевна

1924

н/о

Пенсионер

-

Трей Михаил Оскарович

1928

н/о

Пенсионер

-

Кузнецова Марина Арнольдовна

Григорий,Алена

1970

с-п/о

Зав.складом

-

Найверт Елена Рудольфовна

Кристина, Алёна

1976

н-п/о


рабочий

Наумчик Лонни Матвеевна

1933

н/о

Пенсионер

Пенсионер

Пестов Эдуард Матвеевич

1927

н/о

Пенсионер


Солодухо Светлана Рудольфовна

Василий,Наталья

1968

с-п/о


пмж


Таблица №6. «Жители д. СтарыйРевель латышской национальности на 1998г.»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Карма Зельма Эдуардовна

Олег

1944

н/о

Пенсионер

-

Пестова Зинаида Федоровна

1925

н/о

Пенсионер

-

Блус Александр Петрович

1934

н/о

Пенсионер


Дейсней Мария Давыдовна

1927


Пенсионер


Елкина Валентина Владимировна

1951

с/о

Культ.орган

Пенсионер


Браже Мария Александровна

1931

н/о

Пенсионер

-

Путнина Розалия Ивановна

1924


Пенсионер

-

Гульба Ульяна Яковлевна

1909


Пенсионер

-

Блус Роберт Федорович

1929

н/о

Пенсионер

-

Блус Лидия Эдуардовна

1933

н/о

Пенсионер

-

ПажеКарл

1929


Пенсионер

Пенсионер

Паже Ирма Карловна

1932

н/о

Пенсионер

Пенсионер


Таблица № 7. «Жители д. НовыйРевель латышской национальности на 1998г»

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Занятие

На 2018год

Стальберг Ольга Александровна

Андрей,Наталья

1964

н-п/о

Фермер

домохозяйка

Браже Александр Карлович

1908

н/о

Пенсионер

-

Функ Сергей Рудольфович

1965

с/о


рабочий

Перман Любовь Ивановна

1953

в/о

Учитель

учитель

Канамарт Валентина Ивановна

1930


Пенсионер

Пенсионер

Вилов Иван Иванович

1933

с/о

Пенсионер

-

Позднякова Валентина Рудольфовн

1952

с/о

Швея

Пенсионер

Функ Рудольф Петрович

1927

н/о

Пенсионер

-












Приложение 2

Вопросы социологического исследования

  1. Ф.И.О. год рождения, национальность

  2. Помните ли вы своих дедушек и бабушек? Откуда они родом? Когда и по каким причинам переехали в Сибирь? С какого времени проживают в нашем селе?

  3. Знаете ли историю происхождения Вашей фамилии?

  4. Чем занимались родители? Какие ремесла существовали в молодости ваших родителей? Сохраняются ли они сейчас в Вашей семье?

  5. Какие национальные праздники праздновали в молодости Ваши родители и Вы? Какие национальные традиции существовали? Сохраняются ли они сейчас?

  6. История семьи в годы революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны.

  7. Общение с односельчанами в молодости Ваших родителей и Вашей. Конфликты и взаимопомощь. Каковы взаимоотношения и настоящее время?








  1. Мерцев Константин Еремеевич. 5 ноября 1915 года. Эстонец. Село Орловка.
    Мерцева Мария Матвеевна 1918 года. Эстонка.

  2. Родители: Еремей Егорович – 1888 г.р., крестьянин.
    Мина Ивановна 1887 г.р., крестьянка.
    Родились оба недалеко от нашего села. Дедушек и бабушек Константин Еремеевич уже не помнит. Причина переселения их сюда – заселение вольных богатых сибирских земель.

  3. Родители были Крестьянами. Имели много лошадей, коров. Пахали землю и собирали хорошие урожаи зерна. В молодости женщины занимались прядением, ткачеством. Обувь отдавали изготовить ремесленнику – односельчанину. Все необходимое делали сами. Ни одна шкурка, ни один пучок льна не пропадал. Мужчины занимались шорничеством – всю сбрую делали сами, телеги, сани, сенокосилки, плуги и т.д. Сейчас, конечно, ничего не сохранилось. Пользуемся всем готовым. Только шерсть используем для изготовления одежды.

  4. Из национальных праздников только Иванов день, а также Пасху, Масленицу, Рождество, Новый год. Сейчас празднуют те же самые праздники, но не так весело как раньше.

  5. В годы войны сам Константин Еремеевич был на японской границе, служил шофером. Военных наград не имеет. Но много наград получил за мирный труд.

  6. В молодости общались с односельчанами постоянно. Это и совместная работа на севе и покосе. И посиделки по вечерам, особенно зимой. По праздникам гуляли по улицам с песнями и танцами.





















  1. Оя Анна Захаровна 1921 г.р. Эстонка. Село Орловка.

  2. Бабушка и дедушка в 1888 году приехали в Сибирь от плохой жизни, не было своей земли. А здесь получили свой земельный надел в деревне Фины Тарского района. А оттуда мужа Анны Захаровны в 1905 отправили в ссылку в Сибирь – он был политическим. В нашем селе проживает с 1950 года. В 1946 году убежала с лесозаготовок, было очень тяжело. В Старом Ревеле, где всегда было много эстонцев взяли в колхоз без документов.

  3. В детстве, помнит, Анна Захаровна, много пряли, ткали, шили одежду, изготавливали самодельную обувь.
    Конечно, сейчас никакие ремесла не сохранились, да и передавать опыт некому. Да сейчас, наверное, и не нужно никому.

  4. В молодости, хотя и жили однонациональным селом, только разговаривали по – эстонски, и готовили часто национальную пищу, особенно из молочных продуктов. А праздники праздновали те же, что и русские жители : Иванов день, Пасху, Рождество и другие.

  5. В годы войны муж Анны Захаровны воевал, а без мужчин жилось тяжело. Женщин оставалось мало и приходилось самим выполнять тяжелую работу, и не до праздников было, а как бы детей накормить. После войны вышла замуж, когда будущий муж вернулся с фронта.

  6. Молодость Анны Захаровны пришлась на тяжелое время – восстановление разрушенного хозяйства, поэтому общение с односельчанами сводилось в основном к взаимопомощи, но конфликтов не было.






















  1. Сиферсон Айно Ильмаровна 1937 г.р. Эстонка. Село Орловка.

  2. Родители Айны Ильмаровны родились уже здесь, в этом селе. А их родители в Сибирь приехали, скорее всего как переселенцы. Но точно об этом АйноИльмаровна не знает.

  3. Родители были крестьянами. Но жили очень тяжело. АйноИльмаровна закончила 7 классов, хотя в школу пошла не умела говорить по – русски. Жили в интернате. Брали с собой работу. Домой приедешь, нужно привезти связанные носки, варежки и т.д.
    Отец из трудармии не вернулся. Погиб. Поэтому детям приходилось помогать матери, чтобы выжить : доить коров, в поле на быках работать, поить коров, возить им корм.

  4. Национальные праздники не отмечали. Но праздновали и всегда очень весело, хотя и бедно – Новый год, Пасху, Масленицу, Рождество, Ивана Купалы. Ходили в клуб на танцы с керосиновой лампой и гармошкой. Вечерами вязали.

  5. Ни в молодости, ни в настоящее время конфликтов больших с односельчанами не было. Старались помогать друг другу всем, что возможно. Иначе не выжили бы. Да и сейчас без этого не обойтись. Особенно в селе, где очень много забот: привезти дрова, вспахать огород и т.д.
























  1. Петров Рудольф Иванович. 1934 г. р. Эстонец, с. Орловка.
    Петрова Линда Ивановна. 1938 г.р. Эстонка, с. Орловка.

  2. Прабабушка Рудольфа Ивановича на 18 лет со своими родителями приехала на вольные земли в Сибирь из Эстонии. А прадедушка в 1827 был выслан в Сибирь за порчу имущества у богатого хуторянина. Здесь они встретились. И в Сибири теперь живет уже 4 поколения. Бабушки и дедушки, родители Рудольфа Ивановича все по национальности – эстонцы. И сумели пронести через жизнь и не растерять национальный дух.
    У Линды Ивановны – тоже 4 поколения уже живет в Сибири. Бабушка жила в с. Ковалево, где также много эстонцев. Причем Рудольф Иванович и Линда Ивановна приходятся друг другу родственниками по крови, у них одна прабабушка.
    Приехали из Эстонии в Сибирь на лошадях, дорога тяжелая и трудная. Несколько месяцев добирались, пока выбрали место для житья.

  3. Фамилия отца Рудольфа Ивановича была Карп, в переводе с эстонского «коробка». Мать Рудольфа Ивановича умерла рано и они жили с мачехой. Отца звали Ян. На русский манер стали называть Иван. Он умер, когда Рудольфу Ивановичу было 13 лет.Мачеха вышла замуж за Петрова. И когда появились первые документы, Рудольфа Ивановича записали Петров Рудольф Иванович, вместо Карп Рудольф Янович.

  4. У родителей бабушки Рудольфа Ивановича было единоличное хозяйство. Как все, растили скот, сеяли хлеб, пряли и ткали изо льна. Изготавливали одежду и обувь. Жили на хуторах. Жили довольно бедно. И даже от родителей Рудольфа Ивановича и Линды Ивановны ничего не сохранилось. Приходилось приспосабливаться к окружающей среде, поэтому сейчас занимаются в основном вязанием.

  5. Родители бабушки Рудольфа Ивановича на праздники приезжали на озеро Пупково – в пойме реки Омь между д. СтарыйРевель и с. Орловка. Там раньше была деревня. Праздновали Новый год, Рождество, Пасху. Катались с берега реки. Девушки показывали себя в своих одеждах – какие они мастерицы. В семье было 12 детей – из них только один сын, остальные дочери, их нужно было выдать замуж. Бабушка вышла замуж в СтарыйРевель. Девичья фамилия была Тинт. Собирались также на посиделки, вечеровали при керосиновой лампе, девушки пели, подтрунивали над парнями, бывало и танцевали. Это было в 1880г.
    любимым праздником был Иванов день – день Яна Купалы. До рассвета водили хороводы у костра, пели песни, танцевали, играли. Праздновали также день трёх королей, Ильин день. И сейчас празднуем, но не так весело, как раньше и Рождество, и Пасху, и Иванов день. Эстонцы относятся к католической церкви. И сохранили в нашем селе похоронный обряд. Читают молитвы, более 1 часа продолжается обряд отпевания на эстонском языке.
    Рудольф Иванович руководит обрядом отпевания.
    Праздники Нового года и Рождество празднуют как и во всем мире. Рождество – 25 декабря.
    Очень хорошо в семье сохранился эстонский язык. Хотя Рудольф Иванович и Линда Ивановна хорошо говорят по – русски, но слышен акцент и некоторые слова русские или фразы говорят, как эстонцы. И дети говорят по – эстонски, все они – городские жители, поэтому говорят на своем языке только в родительской семье.

  6. В годы гражданской войны, рассказывала Рудольфу Ивановичу бабушка, через СтарыйРевель проходили белые, но особых бедствий от них не было. В годы войны с фашистами было всем тяжело. Но всегда надеялись на лучшее.

  7. Сейчас эстонцы обрусели и уже не поддерживают связей даже в селе, забывают обычаи, традиции. Изменился сам язык. У эстонцев из Прибалтики часто употребляется мягкий знак, речь более мягкая. А у Сибирских эстонцев речь более твёрдая, как и у всех сибиряков.
    А в нашем селе живет потомок одного из известных в Эстонии людей – предводителя Крестьянского восстания в Махтра – ХансаТерциуса – Ансип Л.А.
    С соседями живем дружно, помогаем друг другу.































  1. Страздина Мария Александровна. Эстонка. 1935г.р., с. Орловка.

  2. Марии Александровне мама рассказывала о том, что сюда в Сибирь, в Омскую область, сначала приехал брат деда, а затем позвал и остальных, обживать вольные земли. Был это в 1882 – 1890 гг. Приехали дедушка с бабушкой, с сыном и тремя дочерьми.

  3. У отца Марии Александровны была одна сестра и три брата. Дед Марии Александровны – Лепп Иван Иванович 1880г.р., участвовал в Гражданской войне, вернулся домой инвалидом. Семья была зажиточной. Все было заработано собственными трудами, мозолями и потом : дом, надворные постройки, лошади, коровы, овцы, свиньи, куры, гуси. Умели прясть, ткать и вязать. Изготавливали одежду и обувь своими руками. Мужчины – шорничали. И сейчас ещё в семье сохранились: ковёр и дорожки, вытканные руками матери Марии Александровны. Один брат был кузнецом. А сама Мария Александровна занимается вязанием.

  4. 25 декабря праздновали Рождество. Колядовали по домам. Желали песнями и прибаутками урожая этому дому, здоровья членам его семьи. Интересно играли свадьбы. Было много розыгрышей для жениха и невесты. Гуляли день у невесты, 2 дня у жениха. Невесте одевали на голову венок из живых цветов мирта. Часто цветы выливали из воска. Осенью – Мартынов и Екатеринов день – ходили ряженные и тоже пели песни, шутили.

  5. Отец Марии Александровны – Удрас Александр Иванович 1902г.р. уроженец с. Ивановка Калачинского района.в 1929г. женился на УдрасАлме Михайловне. Но в 1930г. семью раскулачили. А деда и отца осудили и отправили в Омскую тюрьму на 5 лет. Затем в г. Мариинск, Новосибирской области. В Мариинске жили родители после освобождения. Там 30 июня 1935г. родилась Мария Александровна. Но в ноябре 1937г. отца арестовали вторично. Тройка НКВД приговорила его к 10 годам лишения свободы. Во Владивостоке он и был замучен в тюрьме. А Мария Александровна с мамой вернулись в Ивановку. Сейчас у Марии Александровны 4 сына, у всех большие и дружные семьи.

  6. Общались со своими сверстниками на посиделках, вечеровали. Брали с собой работу : вышивали, вязали.














Приложение 3.

Национальный состав на 1998год (чел.)

По национальности

Орловка

Новый Ревель

Старый Ревель

Старая Рига

Итог

1.Эстонцы

124

55

27


206

2.Немцы

124

153

29


306

3.Русские

343

136

13

1

493

4.Чуваши



2


2

5.Латыши

23

20

23

2

77

6.Финны

12

7

2


21

7.Корейцы



1


1

8.Татары

12

8



20

9.Украинцы

33

3



36

10.Казахи

4

8



12

11.Поляки



1


1

12.Молдоване

4


3


7

13.Белорусы




1

1

14.Марийцы

2




2

Итого:

677

394

101

13

1185


Приложение 4.

Национальный состав сёл Орловской сельской администрации на 2016год

По национальности

Количество, чел.

%

русские

558

57,5

немцы

159

16,4

эстонцы

126

13

Другие (финны, латыши,украинцы, таджики, татары, казахи, армяне, молдаване)

128

13

Всего

971

100



Приложение 5.


Годы

События

1858г.

Появление ХансаТерциуса в Сибири, основание хутора СтарыйРевель.

1859г.

Возникновение Старой Риги.

1863г.

Перевод ссыльных из Крутинской волости, заселение деревень Старый Ревель и Старая Рига.

Конец XIXв.

Заселение села Орловка крестьянами – переселенцами.

Приложение 6.

Песни


Эстонская «Хонкаэнькескеля»

Хонкаэнькескеля

Мьюк кино сейсо

Суоменсорэасасалоса

Хой лари лари ла лала

Хой лари лари ла лала

Кай куменсулайненсуаменмА

Хонкаэнькескеля

Синтававяйку

Суоменсорэасасалоса

Хой лари лари ла лала

Хой лари лари ла лала

Кай куменсулайненсуамен мА


Эстонская «Кайра яньой, Кайра янь ой»

Кайра яньой, Кайра янь ой

Каркавелья кайма

Кайра яньой, Кайра янь ой

Каркавелья кайма

Касс оликесваткерулисет

Кайра катцеканделисет

Касс оликесваткерулисет

Кайра катцеканделисет

Кайра яньой, Кайра янь ой

Каркавелья кайма


Кайра яньой, Кайра янь ой

Каркавелья кайма

Касс оликикаскайвумейнут

Кайра янтавелья тонут

Касс оликикаскайвумейнут

Кайра янтавелья тонут


Латышская «Курту-теци»

1.Курту теци, куртутеци, гайлитьманс

Курту теци, куртутеци, гайлитьманс

Но ритиняагрума, но ритиняагрума

2.Цейма таку, цейматаку, найтасселт

.Цейматаку, цейматаку, найтасселт

Но ритиняагрума, но ритиняагрума

3.Етацея, етацеясепиня

Етацея, етацеясепиня

Трисрацитеснурдцира, трисрацитеснурдцира.

4. Цевис манна, цевис манна лыгавин

Цевис манна, цевис манна лыгавин

Яйталитиснодцирда, яйталитиснодцирда

5.Медзажуси, медзажусимидзипшнак

Медзажуси, медзажусимидзипшнак

Но ритиняагрума, но ритиняагрума

6. .Курту теци, куртутеци, гайлитьманс

Курту теци, куртутеци, гайлитьманс

Но ритиняагрума, но ритиняагрума



Латышская «ЛИГО»

ЯНИС НОЦА ПАГАЙТЦ КАРТУ –ЛЫГО, ЛЫГО

САВУС БЕРНУС АРРАУТЦЕ – ЛЫГО

КАТУ ЭДЫ КОТУ ДЗЕРЫ - ЛЫГО, ЛЫГО

ВАЙЯ НИТУ ДРАУДЗЕНАЯ – ЛЫГО

ЛАБЫ ВАКАР ЯНЫ МАТЫ - ЛЫГО, ЛЫГО

ВОЙТЫ МУССУС ГАЙДЫ ЮСУС – ЛЫГО

МИКСТУ СЭРУ САСЫТ –САСЫТ - ЛЫГО, ЛЫГО

САЛДУ АЛУ ДАРЫ ЮСУС – ЛЫГО

КАЖДЫЙ ГОД ПРИХОДИТ ЯНИС – ЛИГО, ЛИГО

ЧТОБ УЗНАТЬ, КАК НАМ ЖИВЕТСЯ – ЛИГО

ЧТО ЕДИМ, ЧЕМ ЗАПИВАЕМ - ЛИГО, ЛИГО

КАК ЕГО МЫ ПРОСЛАВЛЯЕМ – ЛИГО

КАК ТЫ ЗДРАВСТВУЕШЬ ХОЗЯЙКА - ЛИГО, ЛИГО

КАК МЕНЯ ТЫ ПОДЖИДАЛА – ЛИГО

НАВАРИЛА ЛИ ТЫ СЫРУ - ЛИГО, ЛИГО

НАГОТОВИЛА ЛИ ПИВА – ЛИГО






































Участники детского фольклорного ансамбля «Гори-гори ясно» в национальных костюмах: русский, латышский, эстонский, немецкий.







Музейная комната ДК Орловского сельского поселения





Приложение 8

Приложение 9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!