СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История чаепития в нашем крае"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит интересные материалы о развитии чаепития на Русии, и может использоваться при проведении классных часов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История чаепития в нашем крае"»

IX Областные юношеские чтения им. Д.Г. Бурылина





Особенности нашего чаепития как часть

всероссийской традиции


Автор: Катышев Олег, учащийся 6 класса

Пустошенской муниципальной

основной общеобразовательной

школы Шуйского района


Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Акифьева Жанна Евгеньевна

155928, Ивановская область Шуйский район

с.Пустошь, квартал2, д1,

М.т: 89109805279

e-mail: [email protected]





















С.Пустошь 2017г.


Содержание

1.Введение …………………………………………3 стр

2. Открытие чая……………………………………5 стр

3.История появления чая на Руси………………...6 стр

4.Традиция чаепития на Руси и в нашем крае…..8 стр

5.Выводы………………………………………….12 стр

6.Используемая литература………………………13 стр
























Введение

Чай прочно вошёл в нашу сегодняшнюю жизнь. С чая у многих начинается утро, им же и заканчивается день. Когда мы заболеваем, нам советуют пить горячий чай с мёдом или малиновым вареньем, ни один праздник у нас не обходится без чаепития. А что мы знаем об истории появления чая, о традициях чаепития на Руси и в нашем крае?

Когда я обратился с таким вопросом к своим одноклассникам, те пожимали плечами. Я опросил почти всех учеников нашей школы – результат был такой же. Единственный вопрос, на который все отвечали положительно: Вы хоть раз в жизни пили чай?

Тогда и родилась у меня идея – узнать историю появления чая на Руси, проследить за развитием традиции чаепития в нашей стране и, особенно, в нашем крае.

Таким образом, оформилась цель моего исследования – проследить развитие церемонии чаепития на Руси, её особенности и сравнить их с обычаем пить чай в нашем селе.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

- изучить историю появления чая на Руси;

- проследить распространение традиции чаепития среди разных слоёв населения;

- узнать и проанализировать как, с чем, как часто пили чай, какой чай предпочитали наши односельчане;

- как общерусские традиции чаепития отразились в нашем крае;

- что нового внесли мои земляки в традицию чаепития.

Объект исследования – чай.

Предмет исследования – традиции чаепития на Руси.

Выдвигаемые гипотезы: чай играет большую роль в жизни современных людей. Традиции чаепития мало изменились за последнее время. Мои земляки не могли внести ничего нового в эту традицию. Сегодня чай постепенно вытесняется кофе.

Методы исследования: опрос жителей с. Пустошь (Шуйский район Ивановской области); опрос учащихся моей школы; изучение и анализ литературы по данной теме как местных краеведов, так и международных исследователей; обобщение всех полученных материалов.

Последовательность проведения исследования и практическая значимость моей работы:

1.Знакомство с литературой по теме и обобщение уже имеющихся материалов.

2. Опрос жителей села и учащихся школы

3. Сравнение общероссийских традиций чаепития и традицией чаепития моих односельчан.

4. Оформление моих результатов в исследовательской работе.

5. Использовать собранный материал при подготовке и проведении экскурсий в школьном музейном уголке.

Обзор литературы: по истории появления чая на Руси и его распространения исследований довольно много. Чаще всего они представляют собой небольшие статьи, в которых наряду с легендами о появлении чая, приводятся и исторические события, называются действующие исторические лица. Например, обширную статью о появлении чая на Руси, его распространении и даже сортах чая можно найти в электронной версии Википедии, но данным изложенным там следует искать подтверждение у более известных и серьёзных исследователях.

Легенды о появлении и распространении чая на Руси находим в книге И. Сахаров «Сказания русского народа», том 2. О традиции старомосковского чаепития, мало отличавшейся от традиции пить чай в нашем крае, находим в книге А.И. Вьюркова «Рассказы о старой Москве». Разобраться с историей появления и распространения чая нам также помогла статья В.В. Похлёбкина «Чай его история, свойства и употребление». В целом материалы этих источников во многом совпадают, дополняя друг друга. Таким образом, в основе нашей работы будет лежать анализ уже известных историко-краеведческих фактов.

Открытие чая

История этого напитка в мировой практике насчитывает более четырёх тысяч лет.

Считается, что чай пришёл к нам из Китая. Чтобы узнать, как впервые появился этот напиток, обратимся к истории этой страны. Первые упоминания о чае, как напитке, находятся в китайских древних рукописях за 2700 лет до нашей эры.

Конечно же, объяснение появления чая находим в древнекитайских легендах. Вполне возможно, что какая-то из этих легенд является подлинной историей открытия такого напитка.

В одно из легенд говориться, что Буддийский монах Тцай-йе, проводивший дни и ночи в молитвах, однажды во время молитвы заснул, нарушив свой обет. Проснувшись, он так разозлился на себя, что отрезал себе веки, посмевшие закрыться, и бросил их на землю. В том месте, куда он их бросил и вырос чайный куст. Тцай-йе попробовал напиток с этого куста и понял, что напиток бодрит и отгоняет сон, при этом оставляя ум ясным и свежим. Тогда он завещал пить этот напиток потомкам. И сегодня слова «веки», «бодрость» и «чай» обозначаются в китайском языке одним иероглифом.

Вторя легенда говорит, что первым человеком, испившим этот напиток стал китайский император Шуэнь Нун. Однажды в жаркий день император захотел пить. Он приказывал, чтобы подчинённые пили только кипячёную воду. И вот пока император ждал, чтобы кипяток остыл, ветер сорвал с рядом росшего куста листья и бросил их в вазу с водой. Напиток получился очень вкусным, прида императору силу и ясность ума. Шуэнь Нун приказал подданным заваривать листья с этого куста и пить получаемый напиток.

Но больше других похожа на правду легенда, рассказывающая об открытии великолепных свойств чая обычными пастухами. Они наблюдая за пасущимися овцами и козами, заметили, что после поедания листьев с некоторых кустов животные приобретали необыкновенную живость и резвость. Тогда люди сами попробовали собрать листья с этих кустов, высушить их и заварить в кипятке. Действие напитка на организм им понравилось.  С той поры люди стали собирать чайные листья и заваривать их в кипятке.   

Так, если верить древней китайской легенде, человечество познало чай.

История появления чая на Руси.

Сегодня нам с трудом вериться, что когда-то русские люди чая не знали и не умели его пить. Традиционными русскими напитками были квас, напитки из молока, ягод, фруктов. Часто варили на Руси сбитень – горячий напиток с мёдом и пряностями. Свой чай делали из травы – Иван-чая, мяты.

Но на сегодняшний день китайский чай вытеснил почти все исконно-русские напитки. Как же он появился на Руси? (Правда, следует отметить, что сегодня популярность чая несколько падает из-за возросшей популярности кофе).

Чай на Руси ведёт свою историю с 1638 года. Считается, что именно тогда от монгольского хана в подарок русскому государю Михаилу Федоровичу Романову был привезен русским послом Стариковым первый чай.

Когда хан вручал тюки с чаем послу, тот чувствовал себя очень неудобно: отказаться было нельзя, обидишь хана, а принять –странно - какая-то непонятная трава. Как её потом вручать царю, чтобы не вызвать его гнев. Возможно, об этом думал русский посол возвращаясь в Москву.

Но, надо отдать должное, добросовестности Старикова, подарок был доставлен императору. Но пробовать его тот не торопился. И тут тоже существует несколько точек зрения на то, при каких условиях всё-таки царю пришлось попробовать новый напиток. Одна из них утверждает, что горький, терпкий напиток не понравился царю, но помог прогнать сон во время длительного заседания боярской думы. Царь по советовал принимать данный напиток и другим боярам, которые постепенно оценили данный напиток.

По другой версии, царь заболел и тогда придворный лекарь, уже не знавший, чем лечить императора, вспомнил о напитке, присланном из Китая. Сначала лекарь сам попробовал этот напиток, ничего плохого с ним не случилось. После этого он заварил чайные листья для царя. А царь –то и выздоровел. С тех пор он стал регулярно пить чай и советовал делать это и боярам.

Так это или иначе, но первые четыре пуда чая (64 кг.) быстро закончились. И все уже почти успели забыть вкус чая, когда на Руси, благодаря дипломатическим связям, он снова появился – теперь уже из Китая.

В 1665 году, чай помог вылечить страдающего желудком царя Алексея Михайловича.

      Русский посол Николай Спафарьев, вернувшись из Китая, в 1678 году написал: “Чай — питье доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусное… Китайцы же питье зело нахваливают: сила и лекарство от него всегда извещает, поэтому день и ночь они пьют и гостей потчевают.”

В 1679 году Россия уже заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Но долго еще он оставался напитком избранных.

Купить чай можно было только в Москве и лишь на какой-нибудь крупной ярмарке. Обычно хозяйка хранила этот драгоценный продукт не в кладовой, а в собственном комоде, в спальне. Уж слишком дорогостоящим был заморский напиток.

Доставляли его из Китая в обмен на сукно, лен, кожи и меха. Чай плохо переносил перевозки по морю, поэтому везли его только по суше. Путь не короткий, на верблюдах и санях через пустынные пространства Центральной Азии и глухие леса Сибири везли из Китая в Россию тюки с чаем. Этот путь был назван чайным по названию основного товара. Торговцы чаем могли тогда сколотить себе целое состояние.

К дальнейшему распространению чая на Руси приложил руку Пётр I.

По его приказу в Москве на западный манер учредили аустерии, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех, кто читал здесь первую русскую газету “Ведомости”. Так Государь старался приучить обывателей к ежедневному приему духовной пищи.  

При Александре II в Москве появились первые чайные. Для них правительством были установлены особые льготы: минимальная арендная плата и очень низкий налог. Чайные имели право открываться в 5 утра, когда трактиры были еще закрыты. Так постепенно для крестьян, приехавших на базар, извозчиков, ожидающих седоков, эти чайные стали самым популярным местом отдыха и встреч.

Традиция чаепития на Руси в нашем крае.

В русских чайных чай подавали обычно в паре: в нижнем чайнике — кипяток, в верхнем — заварка. Иногда доливали кипяток из специальных медных чайников под названием “Чайник – сбоку ручка”. Длинный носик его позволял подливать кипяток из-за спин сидящих за столом.

Вильям Похлебкин в книге, посвящённой истории чая пишет: “В Москве по-настоящему умели ценить и любили пить чай. Это нашло отражение в пословицах и поговорках, хотя иногда и в несколько искаженном виде. Так, уважительное выражение “москвичи-чаевники”, смысл которого был хорошо понятен ближайшим соседям Москвы в центрально-русских областях, трансформировался в пренебрежительное “москали-водохлебы” у населения Украины, среднего Поволжья, Донщины, т.е. у украинцев и казаков, отождествлявших питье чая с питьем воды, поскольку в этих регионах даже в XIX веке о чае знали только понаслышке”.

А вот другое свидетельство, дошедшее к нам из прошлого века от А.И.Вьюрков в своей книге так описывает традицию чаепития прошлого века: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и “просто так”. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтоб губы жег. От жидкого чая, “сквозь который Москву видать”, москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…  Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уж тут не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить еще, чтобы жизнь была полнее». 

Эта традиция существовала и в наших краях. Наши предки тоже пили много чая. Обязательно пили чай после бани. Чашки должны быть налиты до самого верха. Напившись, чашку переворачивали вверх дном на блюдечке, что означало - чаепитие данным человеком закончено.

Наши земляки пили чай по-разному: слабо заваренный –короткий, крепко заваренный – длинный, а вот много и чаще до пота (в наших краях особенно после бани или вечерами) пили чай, который назывался «с полотенцем». Этим самым полотенцем утирали пот, выступавший от длительного и обильного питья горячего чая, кроме того и сам самовар всё это время оставался горячим и тоже выделял тепло, поэтому вспотеть за таким чаепитием было не мудрено.

Чайный стол накрывали заранее. На один конец ставили самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь было место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники расставлялись по всему столу. Наливала чай хозяйка. Если в доме была взрослая дочь, то эта обязанность передавалась ей. Обязанность нетрудная, но она требовала известной ловкости, грации, умения. Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки — предлагать печенье, пироги и пряники.

В домах попроще, в нашем краю практически и в семьях купцов, чай пили, наоборот, наливая из чашки в блюдце. Чашку следовала наливать до краёв.

Долгое время, даже в XIX веке, чай стоил очень дорого, поэтому пили его по особым случаям. Многие бедняки даже не знали, как его заваривать. По этому поводу даже было сочинено очень популярное в то время стихотворение. Автора его обнаружить мне не удалось. Стихотворение это в каждом регионе звучало по-разному. В нашем краю была популярна и записана мной такая версия:

Раз послал мне барин чаю,

И велел его сварить,

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял я чай, на скору рук,

Быстро высыпал в горшок,

Для приправы перца, луку,

И петрушки корешок.

Чай готов, извольте кушать

Снял я с барина пальто-

«Молодец, всегда так делай.

Я хвалю тебя за то»

Слышу, барин рассердился,

Меня в комнату позвал,

В волоса мои вцепился,

И таскал меня, таскал-

«Ах, ты, рыжая бразина,

Ты чего мне наварил!

Ах, ты пешка, ах, дубина!

Хоть бы чёрт тебя схватил!1

1.Записано со слов Золиной Р.К. , 1937г.р., с.Егорий



В действительности на Руси и среди моих земляков существовало несколько способов заваривания чая. Один из них такой: чай нагревался в самоваре. Самовар ставился на стол на специальный поднос, в котором было место и для чашки. Затем чай заваривался в заварочном чайнике и ставился на верхнюю часть самовара. Чай пился без добавления воды и сахара. Сладкое ели в прикуску. Чай могли пить с сахаром, мёдом, сушёной свёклой.

Ещё мои земляки вспоминали, что их бабушки называли мужчину, торговавшего чаем «чайником», а женщину – «чайницей»

Постепенно чай становился всё более популярным и доступным. О его популярности и важности для народа говорит тот факт, что в 1918 году в разгар гражданской войны В.И. Ленин подписал декрет о чае. Декрет устанавливал чёткие правила торговли чаем, сорта, продаваемые людям, не должны были зависеть от классовой принадлежности покупателя. Рабочие, особенно члены профсоюза, получали чай бесплатно, что способствовало росту симпатий к новой власти. А представители буржуазии должны были платить за чай максимально высокую цену.

Чая наши предки пили много, сидя вокруг самовара и, ведя длительные спокойные беседы. После такого расслабляющего и обильного чаепития работа обычно на ум не шла и надо было немного отдохнуть. Так в наших краях появилась поговорка: «Чай не пьёшь – какая сила, а попил –совсем ослаб».

Неотъемлемый атрибут чаепития на Руси – самовар, стал таким же символом России, как матрёшка. И это тоже свидетельство популярности данного напитка.

Наш земляк Прудентов А.И., в своей автобиографии так описывает чаепитие в их семье: «К чаю на столе появлялся кипящий медный, ярко начищенный самовар. Разливала чай мать. Сахар ставили на стол в сахарнице, наколотый мелкими кусочками. Пили чай, конечно, вприкуску. Иногда раз или два в неделю, когда не было поста, в самоваре варили яйца всмятку из расчёта по одному на человека. Очень редко появлялись на столе мёд и домашнее варенье, они предназначались, главным образом, для гостей. Конфет мы не знали совершенно.»

Наши предки любили пить чай на природе, в той же автобиографии Прудентова А.И. находим: « … летом мы очень любили ходить вместе с большими в лес, пить чай. Наши «пикники» обычно устраивались в воскресение вечером в июне или июле и приурочивались к пребыванию у нас в гостях кого-нибудь из родственников или знакомых. Мы всей семьёй, исключая дедушку, бабушку и самых маленьких, оставляемых на попечение

домработнице, отправлялись в лес за реку на ручей Белозёрку с самоваром, едой и посудой. Там зажигали на лужайке костёр, расстилали скатерть и пили чай на траве. И обязательно пели романсы: «Не осенний мелкий дождичек», «На заре туманной юности», «Вечерний звон», «Вниз по матушке по Волге» и другие».

Нынешнее русское чаепитие выглядит мало изменилось. Разве, что самовар заменился чайником. Но и сегодня в нашей деревне, как и везде по России много любителей красиво накрыть стол, заварить ароматный чай и погрузиться в долгие разговоры, без которых и чай не сладок, и зима затянулась, и вся жизнь, словно с изъяном — без тепла и уюта, если не "откушать чашку чая".          

Выводы

Исходя из найденного и проанализированного нами материала, ясно видно, как осторожно относились к неизвестному напитку русские люди и сложно привыкали к нему. Но, благодаря, прежде всего своим лечебным свойствам, чай завоевал заслуженную популярность. Из нашего исследования вытекает, что прием этого напитка не терпит суеты, торопливости, а в хорошей компании намного приятнее, чем в одиночку. Традиция чаепития тоже мало изменилась, изменилось в основном то, с чем чай пьют. Ранее популярные пироги, неизменный атрибут любого чаепития, теперь заменены конфетами на любой вкус. Самовар за которым так любили сидеть наши бабушки, тоже видоизменился, а чаще заменился на простой чайник. Да и заваривать чай в специально отведённом для этого чайнике мы сегодня не любим, предпочитаем чай в пакетиках заваривать прямо в чашке. Но если сравнивать традиции чаепития, распространённые в Московском царстве с традициями чаепития моих односельчан – разницы тоже практически никакой.

       В русском чаепитии, прежде всего, важна компания, именно она является сегодня важной частью русского чаепития, так же как когда-то важным было собрать всё большую семью за самоваром. Моих земляков сегодня радует, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и неторопливо, что есть такая возможность — вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю.

Во многих семьях моего села и сегодня сохранилась традиция всей семьёй собираться на вечернее чаепитие. Хотя всё чаще среди любимого напитка взрослые односельчане называют кофе.

После чаепития улучшаются общее состояние, настроение. За чаем не говорят плохого, потому что обстановка доверительная, он не может пробудить недоброе, и, даже наоборот, настраивает душу на самые лучшие её проявления. Люди становятся более благодушными и миролюбивыми, т. е. создаётся известный "моральный" эффект от чая. Этим можно объяснить и тот факт, что при деловых встречах, в дипломатических кругах обычно переговоры ведутся за чашкой чая.

Используемая литература и источники

Литература:

1.Вьюрков А.И. «Рассказы о старой Москве» М.1958г.

2.Похлёбкин В.В. «Чай, его история, свойства и употребление» http://vkus

3.Прудентов А.И. «Автобиография», рукопись, обнаруженная в дома, принадлежащем Прудентовым. С.Большие Дорки Палехский район.

4.Сахаров И. «Сказки русского народа» Т.2, М. Институт русской цивилизации. 2013г.

5.Новая иллюстрированная энциклопедия. Ун-Че. М. ООО «Мир книги» Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2004г.


Использованы материалы сайтов:

http://www.artearti.net/magazine/articolo/traditsionnoe-chaepitie-v-rossii
• http://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/chaepitie-russkoe.html
• http://kedem.ru/history/20090911-russian-tea/
• http://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/chaepitie-russkoe.html

http://rusnardom.ru/iz-istorii-chaepitiya-na-rusi/

Источники:

1.Воробьёв В.Т 1933 г.р. житель с. Пустошь

2.Воронина А.С. 1926 г.р. жительница с.Пустошь

3.Золина Р.К., 1937г.р. жительница с. Егорий.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!