СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Исследование возможностей социального партнерства школы и профтехучилища как фактора развития образовательной среды»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовать возможности профтехучилища и школы о создании учебно-консультативной площадки, объединив образовательные коллективы школы и училища в целях совершенствоваеия общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Исследование возможностей социального партнерства школы и профтехучилища как фактора развития образовательной среды»»


Тема исследовательской работы: «Исследование возможностей социального партнерства школы и профтехучилища как фактора развития образовательной среды»




























Краткая аннотация

В своей исследовательской работе мы попытались исследовать возможности ГБОУ НПО «Профессиональное училище №49» и МКОО «Серпомолотская средняя общеобразовательная школа» о создании учебно-консультативной площадки, объединив образовательные коллективы школы и училища, о совместной деятельности педагогических и ученических коллективов школы и профтехучилища в целях совершенствования общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи. И как итог исследовательской работы переход к проекту «Социальное партнерство школы и профтехучилища».



  1. Введение

Реформа школы ставит целью привести общее и профессиональное образование в гармоническую систему на новой, объективно сложившейся основе, преодолеть разрыв между существующим противоречием в содержании и подготовке учащихся в школе и профтехучилище и требованиями, которые предъявляет будущая профессиональная деятельность.

Объект исследования: взаимосвязь общеобразовательной школы и профессионально-технического училища.

Предмет исследования: совместная деятельность педагогических и ученических коллективов школы и профтехучилища в целях совершенствования общеобразовательной и профессиональной подготовки, учащихся в условиях перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи.

Цель исследования: взаимосвязь школы и профтехучилища и определение условий их дальнейшего успешного функционирования, обеспечивающих повышение эффективности подготовки школьников и воспитанников профтехучилища к труду в сфере материального производства.

Проблема исследования (рабочая гипотеза):

  • включение школьников и воспитанников ПТУ в процесс общественно-полезного, производительного труда;

  • организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся школы и профтехучилища по месту жительства;

  • интеграция и координация воспитательной деятельности государственных и общественных организаций, окружающих школу и училище;

  • ориентация взаимосвязи школы и профтехучилища на формирование готовности учащейся молодежи к труду в сфере материального производства.

Цель и рабочая гипотеза обусловили выбор и решение следующих задач:

  • изучение опыта совместной работы общеобразовательной школы и профтехучилища по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся на массовые рабочие профессии;

  • теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы взаимосвязи школы и профтехучилища, направленной на психологическую и практическую подготовку учащейся молодежи к освоению рабочих профессий;

  • выявление педагогических условий функционирования и развития взаимосвязей общеобразовательной школы и профтехучилища.

В соответствии с целью и задачами исследования должен быть принят план опытно-экспериментальной работы, проводимой в три основных этапа:

  • На первом этапе надо изучить и обобщить передовой и массовый опыт работы общеобразовательной школы и профтехучилища по профессиональной ориентации учащейся молодежи.

  • На втором этапе должны быть определены, разработаны и проверены опытным путем формы и методы совместной работы школы и профтехучилища по подготовке учащейся молодежи к жизни и труду. На этом же этапе разработать систему взаимосвязи общеобразовательной школы и профтехучилища.

  • На третьем этапе уточнить и проанализировать полученные данные в ходе исследования.

  1. Основная часть

  1. МКОО «Серпомолотская СОШ»

История МКОО «Серпомолотская СОШ» Новониколаевского района Волгоградской области уходит в далекий 1929 год. Московский завод «Серп и молот» заключил договор с Зернотрестом, Колхозцентром и Трактороцентром о социалистическом сотрудничестве завода над Урюпинским зерносовхозом Алексиковского района Хоперского округа Нижне – Волжского края. Осенью 1929 года сошли москвичи на станции Ярыженская. В истории страны они вошли как двадцатипятитысячники. И сразу отправились на хутор Медовский, где намечалось основать центральную усадьбу социалистического предприятия нового типа. Необозримая целина и залежь раскинулась на десятки километров вокруг хутора. Перекатывались под первыми весенними ветрами прошлогодний ковыль да полынь. Неузнаваем стал хутор Медовский: строились плотины будущих прудов, поднялись стены новой ремонтной мастерской, рядом с землянками строились бараки, началось строительство школы. В 1934 году школа впервые распахнула свои двери.

1941 год. Война. Выпускной бал в школе. Радость и гордость, что появились первые выпускники. 23 июня все мальчики выпускного класса пошли в военкомат. В это утро закончилось и счастливое детство, и мечтательное полное радужных надежд юношество. Семь юношей выпускного класса Серпомолотской школы ушли на фронт и не вернулись. На территории школы во время войны располагался госпиталь. Девочки выпускного класса помогали медсестрам ухаживать за ранеными. В школе днем учились, а во второй половине дня дети помогали совхозу на фермах, ухаживали за животными, в поле собирали колоски, делали кизяки для топки, собирали шляпки подсолнухов. Отгремела война. Закипела работа в школе. Учащиеся с интересом учились, занимались спортом, готовили и проводили вечера. Никто никогда не нарушал дисциплину. Особенно дружно жили учащиеся в школьном интернате. До 1964 года Серпомолотская школа была семилетней, позже учащиеся стали получать восьмилетнее образование. В 1974 году к старенькому зданию школы сделали пристройку, которая и является теперь зданием школы. Праздник перехода в новое здание был необыкновенным. У всех светились глаза. Да и было от чего: классы просторные, коридоры широкие. В 1974 году за порог школы вышли первые десятиклассники.

Наша школа имеет свою богатую историю, символику и традиции, некоторые из них совсем ещё новые, другие — устоявшиеся и крепкие. Главными летописцами и хранителями истории и традиций школы являются сами ученики и учителя. В школе традиционно проводятся, самые различные мероприятия. Ведь праздники, концерты, экскурсии, конкурсы, олимпиады и викторины приносят в школьную жизнь яркость и разнообразие. Чаще всего не само мероприятие несёт воспитательную нагрузку, а увлечённость детей во время подготовки к нему. Много сделано для реконструкции школы. Школа имеет свой автобус, который подвозит детей с хуторов Каменка и Краснолученский. Есть хорошие кабинеты немецкого языка, литературная гостиная, комната трудовой славы, кабинеты начальных классов обновляются современной мебелью, спортзал, столовая, школьный краеведческий музей.



  1. ГБОУ НПО "Профессиональное училище №49"

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 49» находится в п. «Серп и молот» Новониколаевского района Волгоградской области. Училище открыто в 1932 году и по праву является одним из старейших в системе начального профессионального образования, это - настоящая кузница кадров для агропромышленного комплекса нашей страны. За время его существования из его стен выпущено более 80 тысяч специалистов, среди них три Героя Социалистического труда, около 50-ти выпускников в разные годы удостоены высшей награды Родины – ордена Ленина. Оценивая путь, пройденный училищем за 85 лет, коллектив училища обращается к тем, кто придет в училище в качестве учащихся, родителей, учителей, социальных партнеров, друзей и помощников. Сегодня в училище обучается 122 человека. Ведется обучение по следующим профессиям: - «Тракторист – машинист с/х производства» срок обучения 2 года 5 месяцев; - «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) срок обучения 2 года 5 месяцев Слесарь по ремонту СХМ и оборудования; - профессиональная подготовка срок обучения 10 месяцев. К услугам учащихся 11 кабинетов для теоретического обучения, 4 лаборатории для практических занятий, несколько слесарных и ремонтных мастерских. В их распоряжении трактора, много сельскохозяйственной техники. Учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей проживание, обучение профессии, воспитание, уход и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из которых имеют отставание в развитии, а некоторые даже имеют инвалидность. В педагогическом коллективе создана атмосфера, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт, оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень труда, предоставлена возможность обучать по новым технологиям, использовать аудио – видео технику. Педагоги формируют у учащихся умение контролировать свою деятельность, руководствуясь принципами посильности, доступности. Созданы условия для социальной адаптации учащихся, жизненной защищенности, для успешного развития в материальном, юридическом, социальном, санитарно – гигиеническом плане. Профессионализм, мастерство преподавателей технических дисциплин, воспитателей и их педагогическое мастерство прослеживаются в реализации методов обучения учащихся. Они ориентируются не только на потребности подростков, но и создают им социальную установку развития их личности. Стиль работы училища - «научить учиться».

В 2006 году за счет спонсорских средств приобретены автомобиль «Газель» и оборудование для девяти сварочных постов. Регулярно проводятся ремонты учебно-производственных и жилых помещений. Училище имеет 1127,2 га земли. 587,2га в 2003 году взято в аренду на 5 лет. 540 га занято под учебно – опытное хозяйство. Для определения правильного комплекса агротехнических работ в зоне рискованного земледелия используются не только традиционные методы работы с землей, но и нововведения в этой области. Есть техника, (5 колесных ЮМЗ-80, 5 гусеничных ДТ-75, «Кировец», 6 автомобилей, автобус, 3 комбайна). Большой заслугой мастеров производственного обучения является умение организовать ребят для прохождения ремонтных, полевых и уборочных работ. Ребятам доверено большое, важное дело и они по праву могут гордиться своим вкладом. Здесь каждый подросток приобретает вечную профессию хлебороба БЫТЬ СЕЯТЕЛЕМ, УЧИТЬСЯ ВЫРАЩИВАТЬ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ! Здесь они постигают первые ступени сложной науки – становление гражданина. Это процесс воспитания воли, самостоятельности, дисциплины, духовной закалки будущих хозяев ЗЕМЛИ. Закрепление теоретического материала осуществляется через производственную практику. А практику они проходят в крестьянско-фермерских хозяйствах Арбина В.И., Губина А.А, Макарова М.Ю. Ребята верят в успех как своего, так и коллективного труда. Присутствует деловая доверительная атмосфера, здоровая состязательность. Создано благоприятное, доброжелательное отношение и интерес к коллективному делу, что помогает учащимся самореализоваться, определить производственные интересы, осознать значение профессии. Свидетельством высокого качества профессионального образования являются результаты учащихся в областных конкурсах:

  1. Ершов Виктор (первый слева) призер (1 место) регионального конкурса профессионального мастерства по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" проходившего на базе ГБПОУ "Профессиональное училище № 49" 22 мая 2016 года.

  1. Поляков Вячеслав призер (2 место) регионального конкурса профессионального мастерства по профессии "Сварщик" проводимого на базе ГБПОУ "Профессионального училища № 49" 16 ноября 2016 года.

В 2008 году открыта новая профессия «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы). В июне 2010 года училище подготовило и выпустило 23 квалифицированных специалиста по профессии электросварщик ручной сварки, вручив дипломы начального профессионального образования.

Хорошо налажен быт учащихся. В общежитии руками воспитателей и мастеров п/о создается уютная, домашняя обстановка, для организации досуга имеются 2 телевизора, видеомагнитофон, видеоприставка, DVD, спутниковая антенна. Имеются спортивный зал (36 х 18) с 1 раздевалкой и спортинвентарной, спортивная площадка с твердым покрытием, помещение для занятий тяжелой атлетикой, в общежитии установлены 2 теннисных стола. Для занятий спортом используется стадион п. «Серп и молот». В компьютерном кабинете учащиеся обучаются работе на компьютере. Во внеурочное время работают 8 кружков: настольный теннис, волейбол, баскетбол, ОФП, тяжелая атлетика, «Умелые руки», «Компьютер – мой друг», «Техническое творчество», в которых занимается более 60 учащихся. Учащиеся принимают активное участие как во внутриучилищных спортивных соревнованиях, так и в соревнованиях, проводимых Комитетом по спорту. Состоялось первенство училища (между группами) по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, личное первенство по стрельбе из пневматической винтовки. Интересно проходят встречи по футболу между учащимися школы и воспитанниками училища. День Здоровья – военно-спортивные состязания формируют нравственное самосознание учащихся, дисциплинируют, обучают культуре поведения на основе управления собой, умению подчиняться, руководить, повысить самооценку. Решается важная задача: преодолеть безнадзорность подростка, организовать его досуг, увлечь серьезным делом, привить любовь к технике, дать профессиональные знания и практические навыки. Развивать у него положительные интересы, включить в трудовую деятельность, в занятия в спортивных секциях, приохотить к чтению книг, а затем тактично контролировать его времяпрепровождение, тем самым, предупреждая совершение неблаговидных поступков. Для воспитанников училище является поддержкой, опорой, помогает найти правильные ориентиры в жизни. Училище учит детей ставить цели, преодолевать трудности, добиваться успеха. Хочется надеяться, что зерна знаний, посеянные преподавателями среди ребят, прорастут добрыми всходами через работящие руки учащихся и воплотятся в конкретных делах. Все усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы воспитанники стали квалифицированными и глубоко нравственными людьми. Главное, что училище дает учащимся, по их собственному мнению, это специальные знания, практические навыки, обучение общению, подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка.

  1. Мы гордимся выпускниками наших учебных заведений

  1. Козохватов И. К., награжден орденом Ленина

Увалов Ю.С, награжден орденом Ленина

Кузьмин В. М, награжден Орденом Ленина

Балабанов В.И., Герой Социалистического труда

Пустовалов А.Т., награжден Орденом Ленина

Соломатин В.И., награжден Орденом Ленина



Материал о трудовых династиях работников сельского хозяйства нашего района, наших земляках, выпускниках нашей школы и училища собран учащимися школы и хранится в комнате трудовой славы школы

  1. Социальное партнерство

Социальное партнёрство - это тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, доверительностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Задачи социального партнерства:

  1. Профориентация (профессиональное самоопределение)

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, подготовки, учащихся к сознательному выбору профессии.

  1. Воспитательная (жизненное самоопределение)

Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

  1. Здоровье сберегающая (жизненное самоопределение)

  2. Финансовая

Ориентиры в выборе партнёров:

  • общность форм, видов и содержание деятельности;

  • совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов;

  • совпадение нормативных и маркетинговых целей.

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

  • Определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. В число ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные кадровые, социальные (связи, знакомства), мотивационные, т.е. готовность включиться в жизнь образовательного учреждения, к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Проектирование конкретных программ совместной работы.

  • Разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.

  • Доверие к образовательному учреждению.

Третий этап – ПАРТНЕРСТВО

  • Добровольность, наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

  • Долговременность, нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

  • Взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).

Планируемые совместные мероприятия школы и училища:

  • Элективные курсы (производственное обучение)

  • Научно-практические конференции

  • Мастер-классы учителями предметниками школы

  • Лекции преподавателей училища для учителей, детей и родителей

  • Экскурсии

  • Дни открытых дверей

  • Спортивные соревнования

  • Концерты

  1. Заключение

В заключение следует сказать, что для успешной организации всестороннего партнерства в школе и в училище есть все необходимые условия для общего и дополнительного образования.

Успешности решения поставленной задачи должны содействовать такие компоненты, как:

  • продуманная программа в сфере взаимодействия образовательных организаций и социальных партнёров;

  • высокая степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;

  • наличие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также база разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров;

  • реализация системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами.


Создание системы социального партнерства – это не простое взаимодействие, где главная цель – взаимная выгода партнеров. В нем есть главная социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство: развитие гражданского общества и улучшение качества жизни.

Сельскохозяйственной академии (это будущие студенты, специалисты сельского хозяйства) и другим сельскохозяйственным структурам района можно и нужно продумать вопрос о создании учебно-консультативной площадки, объединив образовательные коллективы школы и училища.



  1. Список источников информации

  1. Материалы МКОО «Серпомолотская СОШ»

  2. Материалы ГБОУ НПО «Профессиональное училище №49»

  3. Материалы школьного краеведческого музея

  1. Приложения (совместные мероприятия)

  1. Литературный вечер «Я лиру посвятил народу своему»

  1. 12 мая 2016 года состоялась встреча с Махониным Иваном Алексеевичем, до 1953 года проживавшего в хуторе Куликовском. Махонин Иван Алексеевич кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания (13 августа 2003 года). В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование организации работы по нормированию труда». При его непосредственном участии и руководстве были разработаны и внедрены научно-обоснованные нормы на механизированные полевые, тракторно-транспортные, стационарные и ручные работы, на работы в отраслях животноводства, что способствовало повышению культуры, качества и производительности труда. В настоящее время работает заместителем директора по развитию инновационных процессов в АПК Всероссийского НИИ орошаемого земледелия (Волгоград). Иван Алексеевич автор более 80 публикаций, участвует в разработке концепций внедрения научных разработок, методик и рекомендаций по их реализации.

  1. 22 ноября 2016 года мы встречали в школе Музей «Наследие Волго–Донья». Цель деятельности музея: популяризация наследия Волго-Донского региона, его истории, традиций, культуры среди подрастающего поколения. Мы выбрали тему музейного урока «Великие награды – Великой войны». Присутствовали на музейном уроке и учащиеся училища.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!