СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Фразеологизмы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лопухинский образовательный центр»   Муниципальная научно-практическая конференция «Старт в науку» Секция «Филология» Тема исследовательской работы : «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» Работу выполнила: Ганилова Анна , ученица 8 класса Руководитель работы: Иванова Н.И., учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лопухинский образовательный центр»  

Муниципальная научно-практическая конференция

«Старт в науку»

Секция «Филология»

Тема исследовательской работы :

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Работу выполнила: Ганилова Анна ,

ученица 8 класса

Руководитель работы: Иванова Н.И.,

учитель русского языка и литературы

Актуальность темы: В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.   Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Моя задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Актуальность темы:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Моя задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Цель моей работы:   составить тематические буклеты и оформить словарь- папку «Узнай фразеологизм» Объект исследования:   устная речь и материалы анкетирования учителей, учащихся. Предмет исследования :  фразеологизмы.

Цель моей работы:  

составить тематические буклеты и оформить словарь- папку «Узнай фразеологизм»

Объект исследования:  

устная речь и материалы анкетирования учителей, учащихся.

Предмет исследования

фразеологизмы.

Задачи:  Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах Выяснить источники происхождения фразеологизмов Составить тематические буклеты, свой иллюстрированный словарь «Узнай фразеологизм».

Задачи:

Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах

Выяснить источники происхождения фразеологизмов

Составить тематические буклеты, свой иллюстрированный словарь «Узнай фразеологизм».

Гипотеза фразеологизмы украшают нашу речь, делают её ? выразительной и яркой.

Гипотеза

фразеологизмы украшают нашу речь, делают её ?

выразительной и яркой.

Методы исследования:  изучение и анализ литературы  сбор информации;  опрос – анкетирование наблюдение; исследование.   Проверка гипотезы:  собрав информацию о фразеологизмах, проведя исследования и наблюдения, я составила тематические буклеты и оформила словарь папку «Узнай фразеологизм» На мой взгляд, данный материал помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы
  • сбор информации;
  • опрос – анкетирование
  • наблюдение;
  • исследование.

Проверка гипотезы:

собрав информацию о фразеологизмах, проведя исследования и наблюдения, я составила тематические буклеты и оформила словарь папку «Узнай фразеологизм» На мой взгляд, данный материал помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

Существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

Существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.  Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.  На краю света (земли) – далеко;  Намылить шею – проучить, наказать;  Зарубить на носу – запомнить.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

На краю света (земли) – далеко;

Намылить шею – проучить, наказать;

Зарубить на носу – запомнить.

Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы:  1) русского происхождения;  2) заимствованные из других языков.   Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. .

Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы:

1) русского происхождения;

2) заимствованные из других языков.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. .

Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело

Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело

Источники фразеологизмов Старославянские как зеницу око, не от мира сего  Исконно русские  сматывать удочки, расправлять крылья Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова  и выражения, созданные писателями Голый король Счастливые часов не наблюдают

Источники фразеологизмов

Старославянские

как зеницу око,

не от мира сего

Исконно русские

сматывать удочки, расправлять крылья

Из разных профессий

сгущать краски,

ход конем,

привести к общему знаменателю

Крылатые

слова из мифологии

ахиллесова пята,

нить Ариадны,

дамоклов меч

Крылатые слова

и выражения, созданные писателями

Голый король

Счастливые часов не наблюдают

Происхождение и виды фразеологизмов

Группы фразеологизмов

Примеры

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Бить баклуши, попасть впросак, разделать под орех, играть первую скрипку, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

Выражения, сошедшие со страниц художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Медвежья услуга, блоху подковать, как белка в колесе, демьянова уха, на деревню дедушке, сражаться с ветряными мельницами.

Хлеб насущный, блудный сын, нести свой крест, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, манна небесная, посыпать пеплом голову.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина.

Заимствованные фразеологизмы из других языков (перевод иностранных выражений).

Не в своей тарелке, ставить точки над и, синий чулок, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, воздушные замки.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости.

История фразеологизмов   С конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания  « российскими пословиями», «фразесами», «идиотизмами» предлагая включить их в словарь.

История фразеологизмов

  • С конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы,
  • идиомы, пословицы и поговорки).

М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания

« российскими пословиями», «фразесами», «идиотизмами» предлагая включить их в словарь.

Социологический опрос Знаете ли вы что такое фразеологизм? Используете ли вы фразеологизмы в своей речи ? Где чаще всего встречаются фразеологизмы? Приведите примеры фразеологизмов. Откуда пришли к нам фразеологизмы? Объясните значение фразеологизмов.

Социологический опрос

  • Знаете ли вы что такое фразеологизм?
  • Используете ли вы фразеологизмы в своей речи ?
  • Где чаще всего встречаются фразеологизмы?
  • Приведите примеры фразеологизмов.
  • Откуда пришли к нам фразеологизмы?
  • Объясните значение фразеологизмов.
Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?  (% от общего числа опрошенных)

Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (% от общего числа опрошенных)

Где чаще всего встречаются фразеологизмы? Приведите примеры фразеологизмов   Взрослые: в сказках, в пословицах; дети: в прозе, баснях  Все: клевать носом, бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу

Где чаще всего встречаются фразеологизмы?

Приведите примеры фразеологизмов

  • Взрослые: в сказках, в пословицах;
  • дети: в прозе, баснях
  • Все: клевать носом, бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу
Откуда пришли к нам фразеологизмы?  Взрослые: большинство не знают; из Библии, мифов; Дети:  большинство не знают, из Древней Руси

Откуда пришли к нам фразеологизмы?

  • Взрослые:

большинство не знают;

из Библии, мифов;

  • Дети:

большинство не знают,

из Древней Руси

   Используете ли вы фразеологизмы в своей речи  (% от общего числа опрошенных)

Используете ли вы фразеологизмы в своей речи (% от общего числа опрошенных)

Объясните значения следующих выражений

Объясните значения следующих выражений

Анкетирование жителей деревни Лопухинка от 17- 52 лет Знаете ли вы что такое фразеологизм? – знают все Где чаще всего встречаются фразеологизмы? - в разговорной речи-5 чел, в книгах-1 чел. Приведите примеры фразеологизмов: зарубить на носу, делать из мухи слона, око за око, знать на зубок, ни пуха ни пера … Откуда пришли к нам фразеологизмы? – из сказок, из мифов, из Библии Употребляете ли вы в своей речи?- употребляют все.

Анкетирование жителей деревни Лопухинка от 17- 52 лет

  • Знаете ли вы что такое фразеологизм? – знают все
  • Где чаще всего встречаются фразеологизмы? - в разговорной речи-5 чел, в книгах-1 чел.
  • Приведите примеры фразеологизмов: зарубить на носу, делать из мухи слона, око за око, знать на зубок, ни пуха ни пера …
  • Откуда пришли к нам фразеологизмы? – из сказок, из мифов, из Библии
  • Употребляете ли вы в своей речи?- употребляют все.
Результаты соцопроса показали: Понятие «фразеологизмы» знакомо большему количеству учеников , но часть учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм. Учащиеся иногда используют фразеологизмы в своей речи. Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи. Родители знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят примеры и считают, что фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.

Результаты соцопроса показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо большему количеству учеников , но часть учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Учащиеся иногда используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Родители знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят примеры и считают, что фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.
Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я: Выяснила, что такое фразеологизмы . Узнала, откуда в русском языке появились фразеологизмы. Выяснила значение некоторых устойчивых сочетаний слов. Узнала, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся нашей школы их родители и жители деревни Лопухинка.  Собрала материал и изготовила тематические буклеты, оформила словарь - папку «Узнай фразеологизм»
  • Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я:
  • Выяснила, что такое фразеологизмы .
  • Узнала, откуда в русском языке появились фразеологизмы.
  • Выяснила значение некоторых устойчивых сочетаний слов.
  • Узнала, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся нашей школы их родители и жители деревни Лопухинка.
  • Собрала материал и изготовила тематические буклеты, оформила словарь - папку «Узнай фразеологизм»
Выводы. Мне было интересно работать по этой теме, так как, во-первых, я пополнила свой словарный запас; во-вторых, расширила свой кругозор; в-третьих, научилась правильно употреблять фразеологизмы в своей речи. В ходе работы над этой темой изучено множество источников информации (литература, интернет-сайты), проведено ряд исследований, касающихся происхождения фразеологизмов, проанализировано анкетирование учителей и учащихся нашей школы. В результате я подтвердила свою гипотезу, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем больше человек знает устойчивых оборотов, тем ярче его речь, тем яснее выражает он свои мысли.
  • Выводы.
  • Мне было интересно работать по этой теме, так как, во-первых, я пополнила свой словарный запас; во-вторых, расширила свой кругозор; в-третьих, научилась правильно употреблять фразеологизмы в своей речи.
  • В ходе работы над этой темой изучено множество источников информации (литература, интернет-сайты), проведено ряд исследований, касающихся происхождения фразеологизмов, проанализировано анкетирование учителей и учащихся нашей школы.
  • В результате я подтвердила свою гипотезу, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем больше человек знает устойчивых оборотов, тем ярче его речь, тем яснее выражает он свои мысли.
 Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет .

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет .

Используемая литература Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008. В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г. Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1996. Грамота.Ру -справочно-информационный портал «Русский язык» -http://www.rusword.org   Крылатые слова и выражения -http://slova.ndo.ru  Мир слова русского - http://www.rusword.org   Википедия(ru.wikipedia.org)

Используемая литература

  • Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008.
  • В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г.
  • Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004
  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.
  • Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  • Грамота.Ру -справочно-информационный портал «Русский язык» -http://www.rusword.org 
  • Крылатые слова и выражения -http://slova.ndo.ru
  • Мир слова русского - http://www.rusword.org 
  • Википедия(ru.wikipedia.org)
   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!