СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Эмоциональное влияние на величину флуктуирующей асимметрии листа томатов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биоиндикация-оценка качества среды обитания по морфологическому состоянию растений природных условиях.

Экспериментальные замеры параметров на выбранных культурных растений с использованием методики оценки флуктуирующей асимметрии, эмоционального влияния  на сорта томатов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Эмоциональное влияние на величину флуктуирующей асимметрии листа томатов.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Колково

Орловского района Кировской области



Исследовательская работа:

Эмоциональное влияние на величину

флуктуирующей асимметрии листа томатов.





Авторы:

Журавлева Николь Павловна

ученица 7 класса

Журавлева Александра Павловна

Ученица 4 класса

МКОУООШ с. Колково

Домашний адрес:

Кировская область,

Орловский район, д. Степановщина,

ул. Труда, д. 12

Контактный телефон:

79127261126


Руководитель:

Печёрина Ираида Викторовна

Учитель химии, биологии и географии

МКОУООШ с. Колково



Адрес организации:

Кировская область, Орловский район

С. Колково, ул Шубина 1





с. Колково,

2022 год.





Оглавление:

Введение …………………………………………………………………........3-5

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Флуктуирующая асимметрия …………………………………………6

    2. Выявление влияния звуков на рост и развитие растений……………7-8



    1. Определение величины флуктуирующей асимметрии ……………...9-10

    2. Расчеты полученных данных по методике В.М. Захарова ………...11-12

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Планирование работы …………………………………………………13-16

2.2. Замеры листьев в июне и расчёты флуктуирующей асимметрии Журавлевой Николь …………………………………………………………17-19 2.3. Замеры листьев в августе и расчёты флуктуирующей асимметрии Журавлевой Николь …………………………………………………………20-24 2.4. Замеры листьев в июне и расчёты флуктуирующей асимметрии Журавлевой Александры ……………………………………………………25-27

2.5. Замеры листьев в августе и расчёты флуктуирующей асимметрии Журавлевой Александры ……………………………………………………28-31 Заключение…………………………………………………………………..32

Литература……………………………………………………………………33

Приложение

    1. Фотографии……………………………………………………………34-42

    2. Влияние слов на живые организмы………………………………….43-47



Введение.

Растение - является чувствительным индикатором состояния природы.

Стабильность развития как способность организма к развитию без нарушений и ошибок является чувствительным индикатором состояния природных популяций. Наиболее простым и доступным для широкого использования способом оценки стабильности развития является определение величины флуктуирующей асимметрии морфологических признаков. Этот подход достаточно прост с точки зрения сбора, хранения и обработки материала.

Гипотеза.

1. Предположим, что доброе слово влияет на рост растений положительно и растения развиваются лучше.

2. Значит, если говорить растению плохие слова, оно будет развиваться плохо и погибнет.

Актуальность исследования в том, что позволит определить эмоциональное влияние на величину флуктуирующей асимметрии листа томатов.

В связи с этим, цель исследования - применить методы флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке в оценке эмоционального влияния на томаты.

В связи с поставленной целью были сформулированы ряд задач:

  1. Проанализировать материалы литературных источников по использованию методов биотестирования по флуктуирующей асимметрии листовой пластинки разных растений.

  2. Провести экспериментальные замеры параметров на выбранных культурных растений с использованием методики оценки флуктуирующей асимметрии, эмоционального влияния на сорта томатов.

  3. Дать оценку эмоционального влияния на сорта томатов выращенных в парниках.

  4. Сбор и употребление в пищу только тех сортов томатов, у которых величина флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке не превышает допустимой нормы.

Предмет исследования – эмоциональное влияние на флуктуирующую асимметрию по листовой пластинке томатов.

Объект исследования: листовые пластинки следующих сорта томатов: «Сибирские скороспелые» и «Уральские скороспелые»; «Деликатес» и «Подмосковные вечера».

Новизна работы в том, что данная тема исследования мало изучена, а результаты и выводы, полученные в ходе практического исследования, дают определённую помощь в сборе и употреблении в пищу только тех томатов у которых величина флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке не превышает допустимой нормы.

Практическая значимость работы в том, что на основании приведённых исследований будут разработаны практические рекомендации по сбору томатов и проведена апробация методики оценки величины флуктуирующей асимметрии по признакам, характеризующим общие морфологические особенности листа путём промеров листа у растений с билатерально симметричными листьями.

При подготовке к написанию работы мною использованы как теоретические методы исследования: литературных данных, ресурсов интернета, сравнение полученных данных, систематизация исследовательского материала. Так и практические методы исследования: сбор плодов томатов, только у тех растений, у которых флуктуирующей асимметрия по листовой пластинке не превышает допустимой нормы, гербаризация листьев, промеры листьев, приготовление блюд из томатов и маринование.

Исследовательская работа для меня оказалась сложной, но познавательной. Мы узнали, что биоиндикация – оценка качества среды обитания по морфологическому состоянию растений в природных условиях.

Из литературы мы узнала о том, как новые сорта томатов тестируют, прежде чем продавать семена в специализированных магазинах, Это мы и собираемся выяснить в своей работе.

























Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Флуктуирующая асимметрия

Это незначительные, ненаправленные отклонения от строгой билатеральной симметрии. Незначительные, ненаправленные различия между правой и левой сторонами различных морфологических структур.

Индивидуальное развитие организма обеспечивается сложным регуляторным аппаратом, «защищающим нормальное формообразование от возможных нарушений, как со стороны уклонений во внутренних факторах, так и со стороны изменений в факторах внешней среды» (Шмальгаузен 1982).































    1. Выявление влияния звуков на рост и развитие растений.

Причины проведения эксперимента.

 

Я решила провести свой эксперимент после того, как увидела по телевизору документальный фильм о влиянии слов и музыки на воду. Если воде говорить приятные слова, то под увеличением мы увидим, что вода начинает превращаться в красивые кристаллы, похожие на снежинки. Если же говорить воде плохие и негативные слова, то после увеличения будет видно, что вода будет принимать некрасивые формы. Из уроков по «Окружающему миру» мы знали, что растениям для роста нужна хорошая земля, тепло, свет и вода. Значит можно предположить, что слова и музыка будут влиять и на воду и на рост растения.

Если исследования учёных верны и вода, напитываясь положительной энергией хороших слов и мелодий, будет передавать ее растениям — растения станут расти быстрее и лучше.

Значит, благодаря добрым словам, которые мы будем говорить с хорошими эмоциями растениям, наша Природа может стать еще зеленее и красивее, а люди добрее и здоровее.

Растения очищают воздух и выделяют кислород, а значит чем больше растений и чем больше люди говорят им хорошие слова, тем они лучше растут – тем лучше становится экология нашей планеты.

  В интернете мы нашли много статей, близких к теме нашего исследования — о влиянии слов на живые организмы. Слово – это набор звуков, колебания воздуха, звуковая волна, его нельзя потрогать. Однако люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».

У   поэта Матусовского есть такое стихотворение:

  «Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами».

В нескольких статьях утверждалось, что под действием звуков вода меняет свои свойства. А так как почти все живые существа на Земле частично состоят из воды, значит, словом можно влиять на состояние всех живых существ. В одной статье говорилось, что возможно, влияют не сами слова, а интонация, с которой они сказаны то есть наши эмоции. Самое ласковое слово можно произнести грубо, а ругательное с доброй, ласковой интонацией. Тогда слова поменяют для нас эмоциональную окраску на противоположную.

 





































    1. Определение величины флуктуирующей асимметрии.

Каждая выборка должна включать в себя 20 томатов: (по 1 листу с каждого растения). Листья с одного растения лучше хранить отдельно, для того, чтобы в дальнейшем можно было проанализировать полученные результаты индивидуально для каждой особи. Все листья, собранные для одной выборки, сложить в полиэтиленовый пакет, туда же вложить этикетку с указанием номера выборки, места сбора (деревня Степановщина, улица Труда, дом 12, парник) даты сбора. Для исследований рекомендуют выбирать растения, достигшие генеративного возрастного состояния, использовать лист, как орган, обладающий билатеральной симметрией. Листья рекомендуют собирать с разных сторон растения. Размер листьев должен быть сходным, средним для данного растения. Поврежденные листья могут быть использованы для анализа, если не затронуты участки, с которых будут сниматься измерения. Никакой специальной обработки и подготовки материала не требуется. Материал может быть обработан сразу после сбора или позднее. Для непродолжительного хранения собранный материал можно хранить в полиэтиленовом пакете на нижней полке холодильника. Для длительного хранения можно гербаризировать материал. В качестве наиболее простой системы признаков, удобной для получения большого объема данных, предлагается система промеров листа у растений с билатерально симметричными листьями.

В качестве примера можно указать систему признаков, разработанную для березы. Для измерения лист помещают перед собой стороной, обращенной к верхушке побега. С каждого листа снимают показатели по пяти промерам с левой и правой сторон листа.



Промеры листа:

1 - длинна центральной жилки.

А – середина длины центральной жилки.

2– ширина половинки листа (расстояние между концами жилок);

3(L) – длина от середины центральной жилки до ширины листа справа.

3 (R) – длина от середины центральной жилки до ширины листа слева.



















    1. Расчеты полученных данных по методике В.М. Захарова. 

        В первом действии для каждого промеренного листа вычисляем относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L - R) / (L + R). 
      Во втором действии вычисляем показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируем значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков. В третьем действии вычисляем интегральный показатель стабильности развития - величина среднего относительного различия между сторонами на признак. Для этого вычисляем среднюю арифметическую всех величин асимметрии. 
      Затем, значения заносим в таблицу. При балльной оценке используется таблица соответствия баллов качества среды значениям коэффициентов асимметрии.
      Балльная система качества среды обитания

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия

Последствия негативного воздействия.

  • Чем хуже экологическая ситуация, тем больше КФА (коэффициент флуктуирующей асимметрии).

  • Чем больше показатель флуктуирующей асимметрии, тем больше отклонений от нормы в развитии организма.

  • Это приводит к болезням и уродствам, которые передаются следующим поколениям.







































Глава 2. Практическая часть.

    1. Планирование работы.


Виды работ

Результаты наблюдения

Сроки

Примечание

1

Посадка томатов 13 сортов


02.03.2021

выполнено

2

Поливка

16.03.2021 всходы томатов

Весь март и апрель через одни сутки.

выполнено

3

Всхожесть томатов

9 и 10 сорт томатов не взошёл.

06.04.2021

выполнено

4

Прополка рассады

Помощь Агалаковой Татьяны Борисовны

Были каникулы.

выполнено

5

Пикировка

Пять погибло

24-27.04.2021

выполнено

6

Первые замеры


18.05.2021

выполнено

7

Приготовление парников

Помощь папы. Журавлев Павел Николаевич построил парник.

12.05.2021

выполнено

8

Внесение перегноя


13.05.2021

выполнено

9

Внесение навоза


14.05.2021

выполнено

10

Внесение золы


15.05.2021

выполнено

11

Проведение посадки

Полив

18.05.2021

выполнено

12

Проведение наблюдений за опытными растениями.

Эмоциональное влияние на величину

флуктуирующей асимметрии листа томатов.

Николь: пела частушку «Как на масляной неделе», читала стих Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога» и разговаривала с томатами каждый день, рассказывала им свои впечатления из жизни.

Александра: рассказывала сказки:

«Цветик Семицветик» Валентина Петровича Катаева, «Дудочка и кувшинчик» Валентина Петровича Катаева, «Городок в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского, пела колыбельную «Спи моя радость, усни», каждый день разговаривала с томатами о том, как они будут выглядеть в будущем.

Июнь, июль, август 2021

выполнено

13

Прополка

Явно выраженный рост у всех сортов, рыхление почвы

Несколько раз в месяц, как появятся сорняки

выполнено

14

Окучивание

100% всхожесть у всех томатов, но сорт «Деликатес» даёт самое большое количество плодов.

04.06.2021

выполнено

15

Полив (для полива использовалась водопроводная отстоявшая вода)

Вторая прополка, рыхление почвы

Через каждые три дня

выполнено

16

Сбор урожая, маринование

Некоторые краснели на кусту, некоторые в ящиках

Август -сентябрь 2021 год

выполнено

17

Прополка грядки, перекопка


18.09.2021

выполнено

18

Анализ результатов и написание исследовательской работы


Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март 2021 – 2022 год

выполнено

19

Засаливание томатов на зиму

Мама,

Журавлева Елена Владимировна,

учила засаливать томаты.

Июнь-август

выполнено













    1. Замеры листьев в июне по 3 признакам.

Работа Журавлевой Николь.

Томаты: «Сибирские скороспелые» и «Уральские скороспелые»

Таблица 1

1

А

2

3 (L) справа

3 (R) слева

Томаты «Сибирские скороспелые»


1

7

3.5

2.6

1.7

1.7

2

8.4

4.2

4

2.6

2.7

3

8.4

4.2

3.6

2

2

4

6.7

3.35

3

2

1.9

5

9.2

4.6

4

2.6

2.5







Томаты «Уральские скороспелые»

6

8.2

4.1

3

2

2

7

7.6

3.8

2.8

2

2

8

8.7

4.35

2.7

2.2

2.1

9

7.3

3.65

2.7

1.6

1.6

10

7

3.5

2.6

1.5

1.5

Лист №

L3-R3

L3+R3

(L3-R3)/(L3+R3)

ПФА 1

1

1,7-1,7=0

1,7+1,7=3,4

0/3,4

0

2

2,6-2,7=- 0,1

2.6+2,7=5,3

0,1/5,3

0,018

3

2-2=0

2+2=4

0/4

0

4

2-1,9=0,1

2+1,9=3,9

0,1/3,9

0,025

5

2,6-2,5=0,1

2,6+2,5=5,1

0,1/5,1

0,019

ПФА средний 1 «Сибирские скороспелые»=

ПФА 1 : 5 = 0+0,018+0+0,025+0,019=0,062 : 5 =0,0124

6

2-2=0

2+2=4

0/4

0

7

2-2=0

2+2=4

0/4

0

8

2,2-2,1=0,1

2,2+2,1=4.3

0,1/4,3

0,023

9

1,6-1,6=0

1,6+1,6=3,2

0/3,2

0

10

1,5-1,5=0

1,5+1,5=3

0/3

0

ПФА средний 1 «Уральские скороспелые» =

ПФА 1 : 5=0+0+0,023 +0+0=0,023 :5=0,0046











Таблица 2

Вычисления относительных величин асимметрии для 3 признака

В первом действии для каждого промеренного листа вычисляются относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).

Во втором действии вычисляют средний показатель флуктуирующей асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Полученные данные сопоставляем с таблицей.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия



Вывод: В приведенном примере средний показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0124 для томатов «Сибирских скороспелых» и 0,0046 для томатов «Уральских скороспелых», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия.























    1. Замеры листьев в августе по 3 признакам.

Работа Журавлевой Николь.

Томаты: «Сибирские скороспелые» и «Уральские скороспелые»

Таблица 3

1

А

2

3 (L) справа

3 (R) слева

Томаты «Сибирские скороспелые»


1

6

3

1,7

1,4

1,3

2

6,8

3,4

1,7

1,7

1,5

3

7,8

3,9

2

2

1,9

4

8,5

4,25

3

2,3

2,3

5

7

3,5

2

2

1,9







Томаты «Уральские скороспелые»

6

8

4

3

1,6

1,7

7

7,5

3,75

2,7

1,7

1,5

8

8,5

4,25

2,2

1,6

1,5

9

8

4

2,7

1,6

1,7

10

8,6

4,3

3,2

2

2,1



Вычисления относительных величин асимметрии для 3 признака

В первом действии для каждого промеренного листа вычисляются относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).

Во втором действии вычисляют средний показатель флуктуирующей асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Таблица 4

Лист №

L3-R3

L3+R3

(L3-R3)/(L3+R3)

ПФА 2

1

1,4-1,3=0,1

1,4+1,3=2,7

0,1/2,7

0,037

2

1,7-1,5=0,2

1,7+1,5=3,2

0,2/3,2

0,062

3

2-1,9=0,1

2+1,9=3,9

0,1/3,9

0,025

4

2,3-2,3=0

2,3+2,3=4,6

0/4,6

0

5

2-1,9=0,1

2+1,9=3,9

0,1/3,9

0,025

ПФА средний 2 «Сибирские скороспелые»=

ПФА 2 : 5 = 0,037+0,062+0,025+0+0,025=0,149 : 5 =0,0298

6

1,7-1,6=0,1

1,7+1,6=3,3

0,1/3,3

0,030

7

1,7-1,5=0,2

1,7+1,5=3,2

0,2/3,2

0,062

8

1,6-1,5=0,1

1,6+1,5=3,1

0,1/3,1

0,032

9

1,7-1,6=0,1

1,7+1,6=3,3

0,1/3,3

0,030

10

2,1-2=0,1

2,1+2=4,1

0,1/4,1

0,024

ПФА средний 2 «Уральские скороспелые» =

ПФА 2 : 5=0,030+0,062+0,032+0,030+0,024 =0,178:5=0,0356























Полученные данные сопоставляем с таблицей.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия



Вывод: В приведенном примере средний показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0298 для томатов «Сибирских скороспелых» и 0,0356 для томатов «Уральских скороспелых», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия. Для томатов «Уральских скороспелых» я читала «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова, томатам это произведение не понравилось, и флуктуирующая асимметрия повысилась (0,0356) . В дальнейшем это отразилось на количестве плодов, их стало меньше.

Таблица 5

ПФА средняя 1

ПФА средняя 2

Величина

асимметрии листа

0,0124

0,0298

0,0422

Величина флуктуирующей асимметрии в выборке томатов «Сибирские скороспелые» / ПФА общий =0,0422 /2=0,0211

0,0046

0,0356

0,0402

Величина флуктуирующей асимметрии в выборке томатов «Уральские скороспелые» / ПФА общий =0,0402 /2=0,0201



3. В третьем действии вычисляется интегральный показатель стабильности развития – величина общая ПФА относительного различия между сторонами на признак. Для этого суммируют значения ПФА средняя 1, ПФА средняя 2 средних величин флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя асимметрии соответствующие первому баллу наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия



Вывод: В приведенном примере общий показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0211 для томатов «Сибирские скороспелые» и 0,0201для томатов «Уральские скороспелые», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия.



































    1. Замеры листьев в июне по 3 признакам.

Работа Журавлевой Александры.

Томаты: «Деликатес» и «Подмосковные вечера»

Таблица 1

1

А

2

3 (L) справа

3 (R) слева

Томаты «Деликатес»

11

9.2

4.6

2.1

1.9

1.9

12

9

4.5

2.3

1.9

2

13

7

3.5

4

1.5

1.6

14

9

4.5

2

1.4

1.5

15

7.8

3.9

3.3

2.4

2.3

Томаты «Подмосковные вечера»

16

7.5

3.75

2.5

1.6

1.7

17

10

5

2.8

2.1

2.3

18

8.4

4.2

3

2

2

19

9

4.5

2.3

1.9

2

20

8.4

4.2

2

1.6

1.6

Вычисления относительных величин асимметрии для 3 признака

В первом действии для каждого промеренного листа вычисляются относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).

Во втором действии вычисляют показатель флуктуирующей асимметрии (ПФА) для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Таблица 2

Лист №

L3-R3

L3+R3

(L3-R3)/(L3+R3)

ПФА 1

11

1,9-1,9=0

1,9+1,9=3,8

0/3,8

0

12

1,9-2=-0,1

1,9+2=3,9

0,1/3,9

0,025

13

1,5-1,6=-0,1

1,5+1,6=3,1

0,1/3,1

0,032

14

1,4-1,5=-0,1

1,4+1,5=2,9

0,1/2,9

0,034

15

2,4-2,3=0,1

2,4+2,3=4,7

0,1/4,7

0,021

ПФА средний 1 = ПФА 1 : 5=0+0,025+0,032+0,034+0,021=0,112/5=0,0224

16

1,6-1,7=0,1

1,6+1,7=3,3

0,1/3,3

0,030

17

2,1-2,3=0,2

2,1+2,3=4,4

0,2/4,4

0,045

18

2-2=0

2+2=4

0/4

0

19

1,9-2=0,1

1,9+2=3,9

0,1/3,9

0,025

20

1,6-1,6=0

1,6+1,6=3,2

0/3,2

0

ПФА средний 1 = ПФА 1 : 5 = 0,030+0,045+0+0,025+0=0,1/5=0,02






Полученные данные сопоставляем с таблицей.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия


Вывод: В приведенном примере показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0224 для томатов «Деликатес» и 0,02 для томатов «Подмосковные вечера», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия.































    1. Замеры листьев в августе по 3 признакам.

Работа Журавлевой Александры.

Томаты: «Деликатес» и «Подмосковные вечера»

Таблица 3

1

А

2

3 (L) справа

3 (R) слева

Томаты «Деликатес»

11

11

5,5

4

2,4

2,4

12

11

5,5

3,2

2,4

2,3

13

9,6

4,8

3

2,6

2,5

14

14

7

5,2

2,8

3

15

12

6

4

2,6

2,8

Томаты «Подмосковные вечера»

16

10

5

3,6

2

2,3

17

10,8

5,4

5

2,7

2,6

18

10,5

5,25

4,2

2,4

2,6

19

10

5

5

2,8

2,8

20

10

5

3,4

2

2,2

Вычисления относительных величин асимметрии для 3 признака

В первом действии для каждого промеренного листа вычисляются относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).

Во втором действии вычисляют средний показатель флуктуирующей асимметрии (ПФА) для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Таблица 4

Лист №

L3-R3

L3+R3

(L3-R3)/(L3+R3)

ПФА 2

11

2,4-2,4=0

2,4+2,4=4,8

0/4,8

0

12

2,4-2,3=0,1

2,4+2,3=4,7

0,1/4,7

0,021

13

2,6-2,5=0,1

2,6+2,5=5,1

0,1/5,1

0,019

14

2,8-3=-0,2

2,8+3=5,8

0,2/5,8

0,034

15

2,6-2,8=-0,2

2,6+2,8=5,4

0,2/5,4

0,037

ПФА средний 2 = ПФА 2: 5 =0+0,021+0,019+0,034+0,037=0,111 : 5 = 0,0222

16

2-2,3=-0,3

2+2,3=4,3

0,3/4,3

0,069

17

2,7-2,6=0,1

2,7+2,6=5,3

0,1/5,3

0,018

18

2,4-2,6=-0,2

2,4+2,6=5

0,2/5

0,04

19

2,8-2,8=0

2,8+2,8=5,6

0/5,6

0

20

2-2,2=-0,2

2+2,2=4,2

0,2/4,2

0,047

ПФА средний 2= ПФА 2: 5 =0,069+0,018+0,04+0+0,047=0,174 : 5 = 0,0348






Полученные данные сопоставляем с таблицей.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия


Вывод: В приведенном примере средний показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0224 для томатов «Деликатес» и 0,02 для томатов «Подмосковные вечера», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия.

Таблица 5

ПФА средняя 1

ПФА средняя 2

Величина

асимметрии листа

0,0224

0,0222

0,0446

Величина флуктуирующей асимметрии в выборке томатов «Деликатес»: ПФАобщий=0,0446 /2=0,0223

0,02

0,0348

0,0548

Величина флуктуирующей асимметрии в выборке томатов «Подмосковные вечера»: ПФАобщий=0,0548 /2=0,0274



3. В третьем действии вычисляется интегральный показатель стабильности развития – величина общая ПФК относительного различия между сторонами на признак. Для этого суммируют значения ПФА средняя 1 , ПФА средняя 2 средних величин флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.

Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя асимметрии соответствующие первому баллу наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.

балл

Величина показателя стабильности развития

Влияние места обитания

Условия произрастания

I

очень сильное влияние

очень благоприятные условия

II

0,040 – 0,044

сильное влияние

благоприятные условия

III

0,045 – 0,049

среднее влияние

средне благоприятные условия

IV

0,050 – 0,054

небольшое влияние

неблагоприятные условия

V

0,055

нет влияния

крайне неблагоприятные условия



Вывод: В приведенном примере общий показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,0223 для томатов «Деликатес» и 0,0274 для томатов «Подмосковные вечера», что соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития это очень благоприятные условия. Для томатов «Деликатес» я читала сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик», «Дудочка и кувшинчик», читала сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Городок в табакерке», томатам это произведение сильно понравилось и количество плодов выросло больше, они были крупнее.



Заключение.

В ходе выполнения работы мы определили эмоциональное влияние на величину флуктуирующей асимметрии листа томата.  

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод: 

1. Наименьшая степень флуктуирующей асимметрии листьев у рассады томатов, в наших исследованиях установлена, что это сорт «Уральские скороспелые», но и у всех остальных степень флуктуирующей асимметрии листьев соответствует I баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают очень сильное влияние места обитания и для развития растений томатов мы создали очень благоприятные условия.

2. Наиболее благоприятное состояние среды мы выявили: когда читали сказку Валентина Катаева «Цветик Семицветик», пели прибаутки «Спи моя радость усни», пели частушки «Как на масляной неделе», ежедневно разговаривали с томатами о том, как они будут выглядеть в будущем, о природе, делились с ними впечатлениями из своей жизни.

3. Исследование было направлено на изучение эмоционального влияния на величину флуктуирующей асимметрии листа томата, что позволило получить достоверную картину условий выращивания рассады растений. Флуктуирующая асимметрия является чувствительным индикатором состояния природных популяций. На основании необходимых измерений и расчетов был рассчитан показатель стабильности развития рассады томатов. В результате работы были выявлены оптимальные условия, на которые необходимо обратить внимание при выращивании рассады.  
 Предлагаемый подход может быть использован для оценки состояния популяций отдельных видов растений, а также качества среды в целом. Если уровень стабильности развития зависит от условий обитания растения, то соответствующими баллами можно оценивать и состояние окружающей среды.



Литература.



  1. Дудина Ирина Александровна «Особенности написания исследовательских проектов и работ обучающихся».

  2. Шмальгаузен Г.Д. «Индивидуальное развитие организма» 1982г.

  3. Захарова В.М.  «Расчеты полученных данных по методике»

  4. Баранов С.Г., Д.Е. Гавриков «Сравнение методов оценки флуктуирующей асимметрии листовой пластинки Betula pendul Roth » (интернет)





































Приложение 1

Выращивание рассады

Пикировка рассады.









Посадка томатов в парник.





Уход за рассадой.





Полив томатов.















Прополка томатов.



Замеры листьев томатов.





































Сбор плодов томатов.





Консервирование плодов томатов.







Приложение 2

Влияние слов на живые организмы.

Цветик – семицветик. Валентин Петрович Катаев.

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы. Две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур лёгкие. Обернулась, да уж поздно, Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Дудочка и кувшинчик. Валентин Петрович Катаев.

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

- Вот тебе, дочка отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла ивернулась с пустым кувшинчиком.

Видит – у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

- Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нет? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

- А ты хорошо искала?

- Да, Там ни одной ягоды, одни листики.

- А под листики ты заглядывала?

- Не заглядывала.

- Вот видишь! Надо заглядывать.

- А почему Павлик не заглядывает?

- Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

- Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

- Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

- Хорошо, - сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

Городок в табакерке. Владимир Фёдорович Одоевский.

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка»,- сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? – спросил Миша.

- Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружину…

Разговор с томатами.

Милые мои томатики, когда вы вырастите, вы будите большие и красивые. Я буду за вами ухаживать. Растите и набирайтесь питательных веществ. Дайте, пожалуйста, плоды. Я буду очень рада.

Колыбельная «Спи, моя радость, усни»

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Баю-бай,

Баю-бай,

Баю-бай.

Помидорка, на ночь усни,

Утром побольше плодов принеси.

Песня на масленицу.

Как на масляной неделе со стола блины летели,

И сыр, и творог, всё летело под порог.

Как на масляной неделе из печи блины летели.

Весело было нам,

Весело было нам.

Прошла маслена, кончилось гулянье,

идём теперь на отдыханье!

Железная дорога. Николай Алексеевич Некрасов.

Славная осень! Здоровый, ядреный.

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе!

И кочи, и моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстра лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Разговор с томатами.

Мои дорогие томаты, сегодня со мной произошло много событий. Мы гуляли с друзьями и читали книги. Я надеюсь вам тут тоже весело. Мы не забудем за вами ухаживать, растите и давайте плоды!





































Приложение 3

Взаимодействие психической энергии человека и растения.

В последнее время и по телевидению, и среди знакомых мы часто слышим о психической энергии. Появились книги, научно-популярные фильмы, рассказывающие о свойствах психической энергии, о мысли как её проявлении, о влиянии мысли на все окружающее. Японский ученый Масару Эмото, например, пишет о влиянии информации на структуру воды. Отечественные ученые исследуют влияние психической энергии на процесс прорастания семян, на изменение растений. Все это очень интересно, но в школьных учебниках сведения о новейших открытиях найти невозможно. А между тем эти знания очень важны для человека: ведь если мысли и чувства человека действительно так сильно влияют на весь окружающий мир, то как осторожно надо ими пользоваться. Об этом очень хорошо сказал ещё в прошлом веке С. Н. Рерих: «В будущем, возможно, мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить».

1. Понятие о психической энергии.

Психической энергией ученые называют «деятельность нематериальных, или идеальных, явлений психики, обладающих информацией, которая сосредоточена на разных её уровнях – сознания, предсознания и подсознания». Нервные центры человека выделяют энергию при всякой мысли, при всяком чувстве.

Изучением психической энергии занимался академик Владимир Михайлович Бехтерев, невропатолог и психиатр, специалист в области анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, автор более 600 работ “Об опытах над “мысленным” воздействием на поведение животных”. «Приходится допустить возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии», утверждает ученый.

В 1920-1923 годах целую серию исследований выполнили В. Дуров, Б. Кажинский и А. Л. Чижевский. В этих экспериментах человека помещали в камере Фарадея, экранированной листами металла, и мысленное воздействие оказывалось на собаку или человека. Положительный результат был достигнут в 80% случаев.

В 1923 году Б. Кажинский в своей книге «Передача мыслей» предложил схему прибора, способного осуществить улавливание и регистрацию мысленных мозговых пси-излучений.

В 1924 году председатель Ученого Совета лаборатории зоопсихологии В. Дуров издал книгу «Дрессировка животных», в которой рассказывает об опытах по мысленному внушению.

В 1925 году две статьи по мысленному внушению пишет А. Л. Чижевский: «О передаче мыслей на расстоянии» и «От астрологии к космической биологии».

Развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, называемая вибрационной, изучает тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами и роль, которую они играют в поддержке гомеостаза всего организма. В книге «Вибрационная медицина» доктор Ричард Гербер рассматривает человека как совокупность взаимодополняющих энергетических полей, которые взаимодействуют с физическим телом на клеточном уровне. «Человек, - считает он, - зависит, как и все живые существа, от неуловимой жизненной силы, определяющей его целостность и жизнеспособность».

Немецкого физика Фрица-Альберта Поппа, занимавшегося в конце 60-х годов исследованиями рака, занимал вопрос: «почему одна химическая субстанция производит раковые клетки, а другая, абсолютно идентичная по химическому составу, нет?».

Попп установил, что под воздействием ультрафиолетового излучения различной интенсивности идентичные биохимические субстанции вели себя на молекулярном уровне совершенно по-разному. Попп решил изучить этот вопрос на клеточном уровне, потому что понял, что здесь можно найти ключ к пониманию коммуникативных связей между клетками в организме.

Так как в физике мельчайшие частицы света названы фотонами, он назвал излучения живых клеток "биофотонами". Согласно Поппу, они являются носителями информации, и их задача - своевременно сообщать каждой клетке, что происходит в организме в целом, точно так же, как это происходит в организмах всех других живых существ.

Кроме того, Попп выяснил, что излучение клеток можно сравнить с лазерным лучом. Лазерные лучи, как известно, используются в информационной технике для передачи информации. С помощью изучения коммуникативных связей растений - к первым своим результатам Попп пришел, изучая огурец, - выявились совершенно новые научные положения. В соответствии с ними волновые информационные поля человека, животного или растения - это свет жизни, который излучается каждой клеткой.

Таким образом, ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергии извне и трансформирует эти энергии.

Сегодня наука имеет возможность не только теоретически говорить о более тонких энергиях, но и практически фиксировать и изучать их благодаря эффекту Кирлиан, получившему свое название по имени его открывателей – российских изобретателей супругов Кирлиан. Изображение при методе Кирлиан формируется за счет свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности объекта, помещенного в электромагнитное поле высокой напряженности.

Таким образом, мы узнаем, что психическая энергия - это синтез всех нервных излучений человека. Излучает каждая клеточка нашего организма, излучает мозг, излучает сердце, и это совокупное поле излучений вокруг человека ученые все чаще называют аурой.

2. Влияние психической энергии человека на растения.

2. 1. Энергетические колебания растений.

Что же это такое, энергетические колебания растений? Можно ли их увидеть, почувствовать или научно доказать их существование? Как они воздействуют на людей? Есть ли другие области, где энергетические колебания растений имеют значение?

Под энергетическими колебаниями понимается аура, которая окружает любое живое существо, в том числе и растение. Эта "энергетика", как утверждают ученые и подтверждают снимки излучений растений по методу Кирлиан, проявляется не у всех растений одинаково.

Ученые утверждают, что аура растения состоит из многих слоев. Внутри этих слоев находится энергетический растр. Он может вбирать в себя энергию, сохранять ее и выделять. «Каждый энергетический слой обладает своей частотой - как различные радиопередатчики. И чем ближе частота колебаний ауры растений к частоте колебаний нашей собственной ауры, тем большую симпатию мы испытываем к тому или иному цветку. Растение, которое находится непосредственно рядом с нами, предлагает нам целую гамму энергетических колебаний, которые с различной интенсивностью проникают в нашу ауру», - пишет Джулия Крейс[5].

Исследования методом Кирлиан энергетических колебаний растений показали, что эти излучения самые разнообразные: у розы так называемая аура мягких очертаний, отсутствуют острые лучи, что соответствует нежному, тонкому, аристократическому её характеру; у крапивы во все стороны направлены тонкие, острые лучи, они, мне кажется, отражают «острый», «колючий» её характер (рис. 1).

Джулия Крейс классифицирует энергетические колебания растений и рассказывает о влиянии, которое могут оказывать эти колебания на человека, таким образом:

- Волнообразные колебания.

Исходят от центра растения во все стороны. Нейтрализуют негативные факторы, такие, как шок и чувство страха.

- Веерообразные колебания.

Энергия раскрывается как веер - от корней до кончиков листьев. В помещении функционирует, как медленно крутящийся вентилятор, распространяя энергию в те места, где она необходима.

- Облакообразные колебания.

Распространяются, как облако, во все стороны. Такое растение отдает большое количество энергии и поэтому хорошо подходит для людей, расходующих много энергии или выздоравливающих.

- Фонтанообразные колебания.

Сильная концентрированная энергия исходит из ствола растения в виде фонтана, затем опускается и снова поднимается вверх. Здоровые растения образуют круговорот энергии.

- Ветрообразные колебания.

Сила вращения колебаний дает импульс жизнелюбия и людям, и животным, и другим растениям. Поэтому такие растения быстро истощаются и нуждаются в регулярном отдыхе.

- Облакообразные колебания.

Равномерная, плавная энергия, подходящая всем. Такие растения являются накопителями силы. Они не должны находиться в непосредственной близости от растений со стрелообразной или колючей энергетикой.

- Спиральные колебания, направленные вверх.

Энергия течет от корней растения в стебель, вокруг него по спирали, до кончиков листьев и цветков, обволакивая цветки широко расходящимися кругами.

- Спиральные колебания, направленные вниз.

Энергия концентрируется, сгущается в растении и в нем сохраняется. Такие растения полезны людям, у которых трудности с концентрацией внимания и с принятием решений.

- Колючие, острые колебания.

На многих людей действуют неприятно, вплоть до возникновения ощущения угрозы. Растения, чьи колебания относятся к этому типу, должны стоять от рабочего или спального места, по крайней мере, на расстоянии в один метр. Чувствительные люди, больные и дети могут страдать от такого вида энергии.

Описание того, какие энергетические колебания излучают конкретные растения, мы в литературе не обнаружили. Но у Евы-Катарины Хоффман мы нашли полезную для себя информацию о том, какой энергетикой обладают наиболее распространенные комнатные растения. Диффенбахия успешно очищает воздух от ядовитых веществ и излучает энергию, которая способствует лучшей концентрации. Эхмея испускает энергетические импульсы, подобные стрелам, и может действовать возбуждающе. Декоративный бамбук обеспечивает хорошую энергетику в доме, воздействуя на людей и животных. Энергетика его колебаний очень тонкая и высокая, поэтому она усиливает наши творческие способности и чувствительность. Горшечная роза раскрывает наши сердца, у нее самая тонкая и высокая вибрация из всех растений, прежде всего в период цветения. Папоротник действует на нервную систему как очищающий фильтр, является особенно хорошим товарищем для людей, которые заняты умственным трудом.

2. 2. Как растения читают мысли.

Взаимодействие растения с людьми, как утверждают ученые, происходит на энергетическом уровне. При позитивном внимании человека аура растения увеличивается, происходит накопление энергии, что способствует усиленному росту, пышному цветению, и большей защищенности растения от болезней. Проявления гнева и ругани в помещении, в котором стоят цветы, приводят к резкому уменьшению ауры растения. Этот эффект становится еще сильнее, если ругань будет относиться к самому растению, и может привести даже к его увяданию.

Это положение было доказано экспериментами Бакстера. Драцена, известное и пользующееся всеобщей любовью комнатное растение, которым часто украшают квартиры и офисы, была предметом его исследования. Он установил, что растения могут "читать" мысли людей.

Бакстеру пришла идея подключить драцену, растущую у него в кабинете, к детектору лжи. По своему опыту он знал, что самые сильные реакции бывают у людей, если им грозит опасность. Для того чтобы напугать растение, он решил поджечь лист драцены. Но именно в тот момент, когда Бакстер об этом подумал, детектор лжи отреагировал. Он спросил себя, действительно ли растение почувствовало опасность, и принес спички, чтобы сделать опыт более очевидным. После многих документально зафиксированных опытов Бакстер установил, что драцена реагировала именно на его мысли [7].

Подобные же результаты получил индийский исследователь Йагадис Босе, который смог установить, что растения обладают своего рода системой, реагирующей на раздражения, которую можно сравнить с нервной системой людей и животных.

Интересным в исследованиях Бакстера и Босе оказалось то, что на отрицательные эмоции растения реагировали сильнее и быстрее, чем на положительные.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!