СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Благотворительная деятельность декабристов в Сибири"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа ученицы 10 класса Пьянниковой Яны была представлена на муниципальном, а также региональном этапе декабристских чтений в 2019 году.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Благотворительная деятельность декабристов в Сибири"»

Оглавление.

I. Введение. Благотворительная деятельность декабристов стр. 2
в Сибири.

II. Основная часть. Благотворительность декабристов как система стр. 3

сознательного и бескорыстного вмешательства в жизнь населения
Сибири.

Глава 1. «Словом и примером служить делу, которому себя стр. 3

посвятили…».

1.1. Далёкая и близкая Сибирь стр. 3

1.2. Истоки благотворительных начинаний декабристов. стр. 4

Глава 2. «Быть полезными приютившему нас краю…». стр. 5

2.1. Врачебная и педагогическая благотворительная деятельность стр. 5

декабристов.

2.2. Благотворительность как фактор общественного служения. стр. 8

III. Заключение. «Чтить память декабристов - этих лучших стр.10

людей …».

IV. Литература стр.12

V. Приложения. стр.13

1. Е.П. Оболенский стр.13

2. Н.В. Басаргин стр. 14

3. А.Е.Розен стр. 15

4.В.Б.Вольф стр.16

5. М.И.Муравьёв - Апостол стр. 17

6. Д.И.Завалишин стр. 18

7. В.Ф.Раевский стр. 19

Введение.

Актуальность:

Если говорить об актуальности темы, то свои размышления по этому поводу я постаралась изложить, исходя из анализа нашей сегодняшней жизни в современной России. Мы живём в непростое время не только коренных политических и социально – экономических преобразований, происходящих в современной России, но и время переосмысления высших духовных ценностей, которые, к сожалению, оказались во многом утраченными. Конечно, современное российское общество активно ищет национальную идею, которая бы сплотила наш народ и двинула по пути прогресса и модернизации, но в то ж время и в политике, и в обыденной жизни нам по-прежнему не хватает гуманности, доброты и бескорыстия. А ведь если вступить в «мысленный диалог» с другими эпохами, то, без сомнения, можно найти примеры, которые могут стать для нас образцом нравственного поведения. И для меня такой пример – декабристы. Поэтому в свой исследовательской работе мне хотелось показать и доказать, что есть в нашей истории достойный пример проявления таких истинных человеческих ценностей как; честь, долг, доброта и бескорыстие. Именно высокий морально - нравственный уровень жизненных ориентиров декабристов, проверка их в суровых сибирских условиях, постоянная бескорыстная помощь ближнему заинтересовали меня и побудили обратиться к данной теме исследования.

Объект исследования: благотворительность как система сознательного и бескорыстного вмешательства декабристов в жизнь населения Сибири.

Предмет исследования: благотворительная деятельность декабристов в Сибири.

Гипотеза: если я изучу эту тему, то я больше узнаю о благотворительной деятельности декабристов в Сибири.

Цель: осмысление и осознание общественного значения благотворительной деятельности декабристов в Сибири.

Задачи:

- ознакомиться со сведениями о благотворительной деятельности декабристов;

- исследовать систему благотворительной деятельности декабристов в условиях каторги и поселения;

- выяснить роль благотворительной деятельности декабристов в жизни населения Сибири

Методы исследования:

1.Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

2. Практическая: поисково – исследовательский.

Теоретической основой исследования послужили работы авторов:

М.Азадовского; Б.Г.Кубалова, Ф.А.Кудрявцева.

Основная часть.

Глава 1. «Словом и примером служить делу, которому себя

посвятили …»

1.1.. Далёкая и близкая Сибирь

Сибирь в представлении русского образованного общества начала XIX века была страшным и жутким понятием «…последний круг дантовского ада, где люди и холод подобно Геркулесовым колоннам положили предел человеку» – писал декабрист С. Кривцов1. «О Сибири в то время говорили с ужасом»,- вспоминает другой декабрист В. Басаргин, и когда он узнал, что остальная его жизнь должна будет пройти в этом отдалённом и мрачном краю, то он уже считал себя не жильцом этого мира. Такие примеры и свидетельства не единичны. Но изумительно, с какой быстротой Сибирь, страна изгнания, одно имя которой леденило душу, о которой только и было принято повторять, что это «ужасная пустыня», мрачный край», где «среди вечных снегов подстерегают путника дикие звери да беглые каторжники», – стала для декабристов родиной, таким же родным краем, подлежащим изучению и переустройству, как и вся Россия. Казалось бы, естественно было возненавидеть край, обращённый в тюрьму. Но декабристы полюбили Сибирь, её природу, людей. Разнообразный и богатый край привлёк к себе внимание невольных путешественников: величественная и роскошная природа Сибири, своеобразный быт, её люди и порядки. Эти контрастные противоречия между тем, что ожидали увидеть декабристы и тем, что они увидели в действительности, прекрасно переданы декабристом Оболенским. (Приложение 1). Он рассказывает о сибирских казаках, назначенных охранять и сторожить их. «…Мы не могли довольно полюбоваться этим молодым славным поколением, …они удивляли нас и разнообразными познаниями и развитием умственным, которого трудно было ожидать в таком далёком краю, о котором весьма редко доносились слухи, и то, как о месте диком, где люди и природа находились в первоначальной своей грубости. Здесь мы увидели совершенно противное…2». А декабрист Н.В. Басаргин (Приложение 2) с восторгом писал: «… Чем далее мы подвигались в Сибирь, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян и в особенности помещичьих…»3. А В.Кюхельбекер в своём первом письме из Сибири, адресованном А.С. Пушкину спешит передать ему свои впечатления от новой страны. Здесь и заметки о сибирском климате, и о сибирском небе, и о сибирских женщинах, и о сибирской речи и так далее. И со временем взгляды декабристов на Сибирь изменились до такой степени, что от них можно было услышать и очень откровенные признания. «… Я слишком сроднился с Сибирью…»,- писал В. Раевский. «…Я породнился с Сибирью...», – вторил ему М.Муравьёв-Апостол; «...Наша Сибирь…», – признавался А. Поджио4. Декабристы искренне полюбили Сибирь, и по воспоминаниям М.С.Лунина, узнали, что « настоящее поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»5.

Вывод: Сибирь стала настоящей родиной для декабристов, где они были «призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

1.2.Истоки благотворительных начинаний декабристов.

Каковы же истоки благотворительных начинаний декабристов? Самоотверженная и бескорыстная деятельность декабристов имела, на мой взгляд, следующие основные причины: во-первых, благотворительная работа декабристов по просвещению, оказанию медицинской и юридической помощи и развитию экономики края вполне соответствовала программным положениям их тайной организации « Союз благоденствия»; во-вторых, для них, скованных в формах своей деятельности, благотворительность давала выход их жаждущим применения силам. Самим декабристам в этой благотворительной работе среди населения также виделось продолжение той же самой работы, которая привела их на Сенатскую площадь и в сибирские казематы, и вместе с тем, в ней для многих был как бы выход в жизнь, и, по словам М.Бестужева « средство сохранить своё политическое существование за пределами политической смерти». Декабристы в Сибири находились на позициях мирного просветительства и улучшения условий народной жизни. Религиозный настрой большинства декабристов показывает, что в их сознании произошёл переход от революционной теории до восстания, к реализации добрых и посильных дел для помощи ближнему и нуждающемуся. Казнённый вождь декабристов Пестель в проекте будущей конституции России, названной им «Русская правда», говоря, в частности, о восточносибирских народах, указывал на «необходимость изыскивать средства к водворению земледелия, заботиться о разведении картофеля и, главное, способствовать к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности. Надлежит заботиться об улучшении их положения, – писал он о кочевых народах Сибири. Да сделаются они нашими братьями и перестанут коснеть в жалостном их положении»6. Многие из декабристов могли бы сказать о себе, что они, волею судьбы оказавшись в Сибири, свято исполняли этот завет.

Вывод: Благотворительная деятельность стала естественным продолжением борьбы декабристов за улучшение народного быта, практическим воплощением их принципов неписаного кодекса чести и норм поведения.

Глава 2. «Быть полезными приютившему их краю …»

2.1.Врачебная и педагогическая благотворительная деятельность декабристов.

Дореформенная Сибирь более всего нуждалась в собственной рядовой интеллигенции. Ей нужны были врачи, педагоги, агрономы, инженеры, юристы… Пришлое чиновничество смотрело на население исключительно как на средство обогащения и повышения. Местная интеллигенция ещё только нарождалась и по большей части стремилась вырваться из Сибири в столицу. А большинство гибло, засасываемое местной тиной. Декабристы явились едва ли не первыми, кто дал эту интеллигенцию стране, кто бескорыстно, исключительно по долгу, гуманности или из жажды деятельности работал для местного населения, служа ему, в полном смысле этого слова. Декабристы принесли с собой в страну изгнания искреннее желание быть полезными приютившему их краю, принявшей их среде. Огромную пользу принесли сибирякам декабристы, занимавшиеся благотворительной врачебной и педагогической деятельностью. Что было в Сибири до их появления? По воспоминаниям декабриста Розена, (Приложение 3) «… по одному доктору на округ в 40000 жителей на пространстве 500 вёрст…», а школ практически не было совсем. Поэтому для декабристов занятие этими видами деятельности стали первостепенными. Декабристы сумели тесно войти в жизнь населения и были просто одержимы идеями улучшения жизни простого народа. Как уж отмечалось выше, медицинское обслуживание сибиряков находилось на очень низком уровне. Из декабристов специальное медицинское образование имел лишь доктор Ф.Б. Вольф, (Приложение 4) который бескорыстно, не взимая никакой оплаты, лечил всех, кто к нему обращался: служащих и рабочих завода, жителей Читы, Петровска, бурят из дальних кочевий. Вольф оказывал не только медицинскую, но и материальную помощь своим многочисленным пациентам, хотя сам был человек небогатый. В последние годы жизни он без всякого вознаграждения исполнял обязанности врача при тобольской тюрьме. Сообщая в 1854 году о смерти и похоронах доктора Вольфа, декабрист Штейнгель писал Пущину: «… длинный кортеж тянулся до самой могилы. Между простыми постоянно были слышны рассказы о его бескорыстной помощи страждущим…».7 Остальные декабристы не имели специального медицинского образования, но всё-таки лечили больных, пользуясь медицинскими справочниками и лечебниками, навещали больных, снабжали их лекарствами, которые выписывали из Петербурга и Москвы, делились едой и тёплой одеждой. И где бы не поселяли декабристов, они всюду приходили на помощь местному населению. Такова была врачебная деятельность М.И. Муравьёва-Апостола в Западной Сибири, (Приложение 5) когда он всецело отдавался врачеванию, помогая одновременно больным и материально. Например, свежими овощами он вылечил от цинги старую казачку, которая до той поры питалась одной сухой рыбой, а тщательным уходом залечил рану кучеру, которому лошадь копытом глубоко рассекла щеку. Уезжая из Вилюйска, он пожертвовал свою юрту прокажённым, брошенным местными властями на произвол судьбы. Такой же бескорыстной была врачебная деятельность в Баргузине и Михаила Кюхельбекера, ставшего врачом для местных крестьян и туземцев: бурят и тунгусов. А в Кургане семейство Нарышкиных «…было истинным благодетелем целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги… Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду, деньги…»8. Медициной занимались также Фохт, Ентальцев, Шаховский, приобретая для бедных жителей лекарства за свой счёт. Когда в 1848 году на Тобольск обрушилось страшное бедствие – холера, декабристы П.Бобрищев – Пушкин, Фонвизин с женой и Свистунов, рискуя собственной жизнью, ухаживали за больными. Не каждый человек способен на такой поступок, зная, что может потерять самое дорогое, что у него есть – жизнь. Таким образом, вся врачебная деятельность декабристов была тесно связана с благотворительностью и носила в полном смысле этого слова благотворительный характер. Не менее плодотворной была и благотворительная педагогическая деятельность декабристов. Она началась ещё в казематах, причём для организации первой школы пришлось прибегать к целому ряду хитростей и обманов. Комендант согласился на обучение церковному пению, но так как нельзя петь, не зная грамоты, то разрешено было учить читать. За это взялись сначала братья Бестужевы, потом присоединились другие декабристы. Кроме этого, в каземате учредились различные мастерские, в которых обучались дети ссыльных и заводских служителей. И все лучшие мастеровые ремесленники в заводе выходили именно из казематских мастеровых. Декабристы стремились не только заниматься общей подготовкой и теоретическими изучениями, но и считали необходимым обучать разным ремёслам. На этой идее подробно останавливался Завалишин: (Приложение 6) «… уже во время нашего воспитания были очень в ходу идеи о необходимости каждому образованному человеку знать какое – нибудь ремесло или мастерство. Образованные люди, стремившиеся к преобразованию государства, сознавая, что труд есть исключительное благосостояние массы, обязаны были личным примером доказать своё уважение к труду и изучать ремёсла для того только, чтобы иметь себе обеспечение на случай превратности судьбы, но ещё более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только совмещается с высшим образованием, но что ещё одно в другом может находить поддержку и почерпать силу…»9.

А став ещё ближе к крестьянству, узнав его трудолюбие и сметливость, декабристы, ещё сильнее убедились в том, что наравне с хлебом нужна грамота. Именно в лице декабристов крестьяне Сибири увидели первого народного учителя, который бескорыстно нёс знания в народные массы. Заботами о просвещении были заняты декабристы Якушкин, Горбачевский, Муравьёв-Апостол, братья Беляевы и многие другие. Особенно значительна в этом отношении была роль декабристов в Западной Сибири. Так, А.М.Муравьёву Сибирь была обязана первым женским Мариинским училищем, П.Н.Свистунов довёл до образцового состояния школу в Тобольске, Якушкину, несмотря на беспрерывные препятствия со стороны местных властей, удалось организовать два училища: сначала для мальчиков, а позже и для девочек. Живя в Чите, декабрист Завалишин настоял на возобновлении казачьей и крестьянской школ, снабдил их учебниками и сам посвящал много времени обучению местных жителей, взрослых и детей, ремёслам,садоводству,грамоте,истории,географии,математике. Благотворительную направленность практически всех занимающихся педагогической деятельностью декабристов можно выразить словами того же Завалишина: «… я учил всякого независимо от его звания и положения всему, что он только мог изучать по способности и по охоте. Платы я не назначал никакой…».10

Вывод; Благотворительная врачебная и педагогическая деятельность декабристов принесла огромную пользу приютившему их краю и дала выход их жаждущим применения силам.

2.2.Благотворительность как фактор общественного служения.

Но и в других сферах деятельности декабристы оказались не менее полезными приютившему их краю. Декабристы внесли большой вклад в развитие в Сибири огородничества, садоводства и цветоводства, скотоводства, птицеводства и земледелия. Будучи ещё в каземате Пушкин – Бобрищев и Михаил Кюхельбекер занялись огородничеством. Урожай был до того обильный, что они, заготовив весь нужный запас для каземата, имели возможность снабдить многих неимущих жителей картофелем, свёклой и прочим. Братья Беляевы первыми ввели в хозяйство машины, первыми стали сеять гречу и многоплодный ячмень, щедро делясь семенами с крестьянами. М.Муравей – Апостол впервые в Вилюйске посадил картофель, А.Поджио первый в Чите вырастил огурцы, Варнавский – арбузы, а Юшневский занялся разведением кукурузы, В.Тизгаузен разбил у своего дома в Ялуторовске фруктовый сад и т.д. И всюду декабристы бескорыстно делились с местным населением семенами, саженцами, давали полезные советы по растениеводству, овощеводству, садоводству и цветоводству. Декабрист Торсон был одержим идеей внедрения в сельское хозяйство машин. Это была его мечта, его забота, его болезнь, его жизнь. « Он, – сообщает Михаил Бестужев – хотел основать по своему проекту мукомольную мельницу, крупчатку, молотильню и веялку, а потом образовать механическое заведение для снабжения всего края механическими орудиями для производства работ по всем отраслям сельского хозяйства. На собственные средства и по собственным чертежам Торсон соорудил молотилку: увидевши, с какой лёгкостью и чистотой она вымолачивает зерно, мелкие земледельцы сами пожелают избавить себя от труда работать – рассчитывал он. «… Я хочу делать машины для пользы людей, чтобы облегчить земледелие здешнего края,11 – упорно твердил он в беседах с друзьями. Нельзя не отметить и бесплатную юридическую помощь, которая часто оказывалась декабристами по просьбе местных жителей. Здесь особо нужно отметить таких декабристов, как: Пущин, Раевский, Басаргин, Завалишин, Бестужевы, Якушкин, Оболенский. Например, после прибытия Пущина в Ялуторовск, всё оскорблённое и униженное, охающее и негодующее начало стекаться к нему как к адвокату. Уверившись, что дело, о котором его просят законно или гуманно, он брался за перо, и письмо за письмом летели как бомбы. «… Пущин и Оболенский, – пишет в своих воспоминаниях ялуторовский старожил Семёнов, – отличались большой общительностью и доступностью для народа, помогали обращавшимся к ним и деньгами, и советом, и юридическими знаниями…». Они никогда не отказывали какому-нибудь бедняку крестьянину или крестьянке написать письмо сыну – солдату, составить прошение жалобу или заявление. За это Пущин и Оболенский пользовались уважением и любовью местного населения, несмотря на то, что на этих декабристов да ещё на И.Д.Якушкина полиция указывала, как на самых тяжких государственных преступников. В.Ф.Раевский (Приложение 7) был постоянным и неизменным ходатаем и заступником крестьян перед местной властью. Крестьяне с благодарностью вспоминали Раевского: «… пока Владимир – то Федосеич был жив, эти заседалишки и сунуться к нам боялись. Ну а уж как умер, так поприжали». Сам Раевский также признавался в письме декабристу Батенькову, что является его « народным адвокатом». Многие декабристы выступали как инициаторы и организаторы благотворительных пожертвований. Например, таким образом была основана первая в Западной Сибири школа для девочек. Декабрист Шаховский в Туруханске оказывал денежную помощь жителям, пострадавшим от неурожая. Горбачевский в Петровском Заводе целиком отдался заботам о местом населении: помогал беднейшим крестьянам, устраивал выпущенных из тюрьмы поселенцев, занимался бесплатно педагогической деятельностью и т.д. Не редки были случаи, когда декабристы, построившие в сёлах хорошие усадьбы, ещё при жизни своей завещали их крестьянам. Так, М.Лунин завещал свой дом старику Шаблину, Трубецкой подарил усадьбу своему пастуху Верхозину. Арбузов, умерший в 1843 году в селе Назаровском, завещал продать своё достояние и полученную сумму разделить между служившими у него крестьянами. Мы видим, что декабристы сумели тесно войти в жизнь населения Сибири.

Вывод: Благотворительность как фактор общественного служения образовала целую систему сознатель6ого и бескорыстного вмешательства декабристов в жизнь населения Сибири.

III.Заключение. « Чтить память декабристов - этих лучших людей…»

Сибиряки в восторженных словах и выражениях касались памяти декабристов и их благотворительных дел. Кто из нас, сибиряков, в своей семье или семье знакомых не знает благотворного культурного воздействия декабристов…,у них учились музыке, учились интересоваться книгой, получали навык к чтению….,имели в лице этих людей первых наставников; и если в последующей жизни сохранили «искру божию», то часто относили всё это сохранившееся на счёт влияния своих учителей. Декабрист Н.В. Басаргин в своих воспоминаниях о жизни в Сибири писал: «Я уверен, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».12 Эта надежда, действительно, оправдалась. Сибиряки с чувством благодарности вспоминают своих друзей, учителей и наставников - декабристов.

Таким образом, благотворительность в её различных проявлениях, несмотря на то, что в некоторых случаях, когда декабристам, оставшимся без средств к существованию приходилось оказывать какие – то платные услуги, всё же занимала огромное место в деятельности декабристов в Сибири. И за это их бескорыстное служение народу Сибири крестьяне, жившие с ними бок о бок в течение трёх десятков лет завещали своим детям чтить память декабристов - этих лучших людей, каких только знавала сибирская деревня в первую половину девятнадцатого века. И сибиряки свято сохранили этот завет.

В ходе данной исследовательской работы я достигла следующих результатов:


1)Ознакомилась со сведениями со сведениями о благотворительной деятельности декабристов;

2)Исследовала систему благотворительной деятельности декабристов в условиях каторги и поселения;

3)Выяснила роль благотворительной деятельности декабристов в жизни населения Сибири.

К сожалению, у меня не было возможности поработать с оригиналами архивных документов, в которых бы я могла найти нужный мне материал из первоисточников в более широком и более подробном освещении. Поэтому считаю, что без этих сведений нет полной картины происходящего, факты благотворительной деятельности декабристов представлены не полностью, и работу в данном направлении я в дальнейшем собираюсь продолжить.


В перспективе эту тему можно развить по нескольким направлениям, например:


1.Рассмотреть данную тему на уроках истории и в спецкурсе «История Забайкалья».

2. Оформить и поместить материал в школьной библиотеке к очередной годовщине восстания декабристов.

3. Использовать данный материал для внеклассных мероприятий в рамках проведения недели истории.


Я восхищаюсь безмерной самоотверженностью и бескорыстием декабристов, поэтому свою работу мне бы хотелось закончить строчками, которые я посвятила им:

Декабристы - это символ борьбы и труда.

Декабристы – это честь и кладезь ума.

Декабристы – это жажда любви и добра.

Декабристы – это вера в народ и себя.

IV. Используемая литература.

1.М.Азадовский. Статья «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири». Сборник «В сердцах Отечества сынов», Восточносибирское книжное издательство; 1975 г.


2.М.Гершензон. Декабрист Кривцов и его братья. М.; 1963г.


3.Декабристы. Биографический справочник. М.; «Наука»; 1988г.


4.Записки декабриста Николая Васильевича Басаргина. Сборник «Своей судьбой гордимся мы». Иркутск; Восточносибирское книжное издательство; 1977г.


5.Записки декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Сборник «Своей судьбой гордимся мы». Иркутск; Восточносибирское книжное издательство; 1977г.


6.Б.Г.Кубалов; статья «Крестьяне Восточной Сибири и декабристы»; сборник «В сердцах Отечества сынов», Восточносибирское книжное издательство; 1975 г.


7.Ф.А.Кудрявцев; статья «Декабристы в Сибири»; сборник «В сердцах Отечества сынов», Восточносибирское книжное издательство; 1975 г.


8.Ю.Г.Оксман. В.Ф.Раевский и его записки. Сборник «В сердцах Отечества сынов», Восточносибирское книжное издательство; 1975 г.


9.С.Семёнов. Декабристы в Ялуторовске. Издательство «Сибирь»1973г.


10.Ссыльные декабристы в Сибири. Новосибирск; «Наука»; 1985г.

11.С.Турбин. Старожил. Страна изгнания и исчезнувшие люди. Сибирские очерки; 1972г.

12. Л.Чуковская. Декабристы исследователи. Географиз; М.; 1951г.









V. Приложения.



Приложение 1. Е.П.Оболенский.









Приложение 2. Н.В. Басаргин.





















Приложение 3. А.Е.Розен.



Приложение 4. В.Б.Вольф.





















Приложение 5. М.И. Муравьёв – Апостол.

















Приложение 6. Д.И. Завалишин.













Приложение 7. В.Ф.Раевский.





























1 Азадовский Марк. «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири», стр 28



2 Азадовский Марк. «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири», стр 30




3 Азадовский Марк. «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири», стр 30



4 Л.Чуковская. Декабристы исследователи. стр.46

5 Ф.А.Кудрявцев. Декабристы в Сибири. стр.24

6 Декабристы. Биографический справочник. стр. 14

7 Л.Чуковская. Декабристы исследователи. стр.65



8 Азадовский Марк. «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири», стр35

9 Азадовский Марк. «Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири», стр37



10 Б.Г.Кубалов. Крестьяне Восточной Сибири и декабристы. стр.74

11 Л.Чуковская. Декабристы исследователи. стр.84



12 Ф.А.Кудрявцев, статья « Декабристы в Сибири», стр. 24.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!