СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Анализ рациона питания и его сопоставление с нормативными показателями» 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Анализ рациона питания и его сопоставления с нормативными показателями". Может использоваться при изучении темы "Рациональное питание " в 8 классе, так и  при подготовке к ОГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Анализ рациона питания и его сопоставление с нормативными показателями» 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Вязовская основная школа" 







Исследовательская работа 
«Анализ рациона питания и его сопоставление с нормативными показателями» 













Авторы: ученица 9 класса: 
Рыжакова Арина Ильинична

Руководитель: Смирнова Н.В. 








2019 г.


Содержание

 
1. Введение _______________________________________________________ с.4
2. Основная часть __________________________________________________ с.6
2.1 Здоровое питание______ _________________________________________ с.6
2.2 Заболевания связанные с неправильным питанием____________________ с.6

3. Практическая часть_______________________________________________ с.13

4. Выводы _________________________________________________________с.18
5. Литература_______________________________________________________с.18

6. Приложения ______________________________________________________с.20




























Введение


«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны,

и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей,

то они не знали бы болезней, и им легче бы было

управлять своею душой и телом»

Л. Н. Толстой


Правильное питание сейчас очень актуальная тема. Ритм жизни современного человека направлен на ускорение процесса питания. Быстрые перекусы в кафе, приготовление полуфабрикатов и другие ускоренные способы питания человека могут нанести непоправимый ущерб здоровью, а уж к долгожительству точно не приведут.

Правильное питание – очень интересная и близкая для меня тема. Я и мои родители следим за своим здоровьем смолоду. Мы живем в деревне, поэтому обогащать свой рацион свежими овощами и другими продуктами для нас не проблема, так как есть подсобное хозяйство.

Так же я интересуюсь биологией, и в этом году буду сдавать экзамен. Изучая организм человека в 8 классе, мы проводили практическую работу по изучению и корректировке своего рациона, выявляли суточную потребность и энергетические затраты при различных нагрузках. У меня в суточном меню не хватало жиров и белков. С учителем биологии мы скорректировали меню, добавив нужные блюда.

Готовясь к ОГЭ по биологии, мы решаем задачи на определение энергозатрат, составление меню из различных блюд, чтобы восполнить потерянные калории, так же определяем количество белков, жиров и углеводов. Например, нужно высчитать калорийность 15 летнего подростка, совершившего прогулку по какому либо городу. По таблице, данной в задаче подростку 15 лет в сутки нужно потреблять 2900 ккал., 2г/кг белка, 1,7 г/кг жиров, 375 г. углеводов. (Приложение 1) На обед приходится 50 % от суточной потребности, т.е. 1450 ккал. Чтоб набрать такое меню нужно выбирать Макмаффины, картофель Фри и др. Майонез, бутерброды, жареный картофель, «Кока-кола» может быть и восполнят энергетические затраты, но пользы организму вряд ли принесут. Частое употребление таких продуктов нанесет вред органам пищеварения и всему организму.

Изучив меню в КИМ по биологии у меня возник вопрос: правильное ли меню получается при подборе продуктов? Школьникам нужно задуматься, а нужно ли питаться такими блюдами занимаясь спортом, гуляя на экскурсиях по разным городам и т.д.

Мне кажется, в этом меню очень не хватает рыбы, зерновых, бобовых продуктов, полезных напитков которые могли бы выбрать ребята. При решении задачи у школьника, может сложиться неправильное представление о питании. Поэтому возникает проблема: все ли блюда полезно употреблять в пищу лишь бы восполнить энергозатраты или стоит выбирать продукты и блюда, которые приносят максимум пользы.

Гипотеза: здоровое питание это не просто восполнение своих энергозатрат по рекомендуемым нормам, а еще и правильный выбор продуктов питания и блюд по содержанию в них органических веществ: белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Практическая значимость: результаты исследования будут полезны учащимся школы, родителям, могут использоваться во внеурочной работе.

Актуальность исследования: Эта тема актуальна и интересна не только нам, но и другим учащимся, родителям, чтобы корректировать питание, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих близких.

Новизна исследования: степень разработанности данной темы в литературе недостаточная, использовались средства Интернет.

Субъект исследования: суточное меню питания.

Объект исследования: показатели энергозатрат, содержание белков, жиров , углеводов.

Цель работы: научиться составлять сбалансированный рацион, корректировать свой рацион питания.

Задачи исследования:

  1. Выяснить значение правильного питания для здоровья человека;

  2. Изучить литературу по теме здоровое питание человека;

  3. Определить соответствие своего суточного меню нормам питания в зависимости от интенсивности нагрузки;

  4. Провести исследование суточных меню учащихся 5-9 классов

  5. Сделать выводы

Чтобы решить поставленные задачи были использованы следующие методы:

1. Метод теоретического поиска;

2. Исследовательский метод, сравнительный анализ;

3. Метод описания использовался для описания всех полученных результатов.

4. Метод рефлексии использовался в процессе анализа, коррекции собственных действий и полученных результатов

Основная часть

Один из важнейших компонентов красоты и здоровья - правильное здоровое питание. Придерживаться здорового питания не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд.

Питание является основой жизнедеятельности, обязательным условием нормального роста и развития организма, высокой трудоспособности и профилактики заболеваний

Правильное, рациональное, сбалансированное по основным элементам питание обеспечивает нормальное, гармоничное развитие и функционирование организма, укрепляет иммунитет, способствует профилактике многих заболеваний, улучшению работоспособности человека, продлению активного долголетия. Вот почему важно научится правильно питаться. Тем самым можно сохранить своё здоровье, и здоровье своих близких. Жить более 100 лет не должно быть мечтой, а должно стать вашей целью.

Пищевой рацион должен содержать все необходимые для организма химические вещества. На основании многовековых традиций и многочисленных научных исследований сформулированы основные требования к количественному и качественному составу пищевого рациона, так называемые принципы рационального питания. Главными из них являются следующие:

• Энергетическая ценность пищевого рациона, по возможности, должна соответствовать энергозатратам организма.

• Пищевой рацион должен быть сбалансирован по важнейшим пищевым компонентам, т. е. должен содержать белки, жиры и углеводы в строго определенной пропорции.

• Пищевой рацион должен содержать адекватное количество витаминов и минеральных веществ.

• Пищевой рацион должен содержать «балластные вещества».

• Должен соблюдаться режим питания.

Энергетическая ценность питания оценивается количеством энергии, которое может быть получено при окислении пищевых углеводов, жиров и белков до конечных продуктов. Поскольку выделяющаяся при окислении энергия часто измеряется в килокалориях, то энергетическую ценность рациона еще называют калорийностью питания.

Калорийность пищевого рациона может быть определена с помощью прибора - калориметра, который регистрирует тепловую энергию, выделяющуюся при сжигании порции пищи. Другой, более простой способ расчета энергетической ценности питания заключается в использовании специальных таблиц, в которых приводится содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах. Исходя из того, что 1 г углеводов и 1 г белков при окислении выделяют примерно 4 ккал, а 1 г жира - около 9 ккал энергии, определяют калорийность рациона в ккал/сутки.

Энергозатраты зависят от многих факторов: возраста, массы тела, профессии, климатических условий и особенно от двигательной активности.

Сбалансированность питания касается, прежде всего, соотношения между содержанием в рационе белков, жиров и углеводов.

Пищевые белки являются поставщиками аминокислот, которые необходимы для синтеза белков и других азотсодержащих соединений организма. Особенно важно поступление с пищей незаменимых аминокислот, которые не синтезируются в организме. Эти аминокислоты должны регулярно поступать с пищей, так как они не накапливаются в организме. При избыточном поступлении неиспользованные для синтеза белков аминокислоты, в том числе незаменимые, подвергаются распаду.

Суточная потребность в белке зависит от многих факторов и составляет в среднем для взрослого человека 100-120 г.

Значительное влияние на норму белка в питании оказывают двигательная активность и биологическая ценность пищевых белков.

Считается, что потребность в белке при выполнении физической работы увеличивается на 10 г на каждые 500 ккал энергозатрат.

Биологическая ценность белков определяется, прежде всего, их аминокислотным составом. Пищевые белки должны содержать все незаменимые аминокислоты, причем желательно в том же соотношении, которое характерно для белков человека. Соотношение между незаменимыми аминокислотами в пищевых белках животного происхождения по сравнению с растительными ближе к соотношению в органах и тканях человека. Отсюда следует, что животные белки обладают большей биологической ценностью, чем растительные. Однако из этого правила есть исключение: белки овса и гречи по своему аминокислотному составу похожи на белки человека и поэтому могут заменять в рационе животные белки.

Считается, что в суточном рационе животных белков должно быть не менее 50% от содержания всех белков.

Биологическая ценность пищевых белков зависит также от возможности их расщепления протеолитическими ферментами в процессе пищеварения. Плохо перевариваются белки связок, сухожилий, соединительной ткани, некоторые растительные белки.

Наиболее высокой биологической ценностью обладают молочные и яичные белки.

Недостаточное поступление пищевых белков постепенно ведет к нарушению многих функций организма, уменьшению массы тела, снижению работоспособности. Особенно опасно белковое голодание для растущего организма, так как в основе роста лежит накопление белков.

При избыточном потреблении белков пищеварительные ферменты оказываются не в состоянии их полностью расщепить. Непереваренные белки попадают в толстую кишку и под действием микрофлоры подвергаются там гниению, в ходе которого образуются различные ядовитые вещества. В тканях организма избыток аминокислот распадается с выделением аммиака, что создает дополнительную нагрузку на печень, в которой осуществляется обезвреживание аммиака путем синтеза мочевины. Кроме того, при распаде аминокислот возможно накопление недоокисленных продуктов, в основном органических кислот, что вызывает сдвиг кислотно-щелочного баланса в кислую сторону.

Еще одним обязательным компонентом сбалансированного пищевого рациона являются жиры. Их роль как пищевого продукта многообразна. Жир является важным источником энергии, превосходящим по калорийности белки и углеводы. Так, при окислении 1 г жира выделяется примерно 9 ккал энергии, тогда как при окислении такого же количества белков или углеводов освобождается только около 4 ккал. Однако окисление жиров протекает исключительно аэробным путем и может обеспечить энергией только умеренные нагрузки. Поэтому роль жира как источника энергии особенно велика при выполнении продолжительной физической работы.

Кроме энергетической функции жиры еще выполняют пластическую функцию, являясь поставщиками полиненасыщенных жирных кислот. Такие жирные кислоты содержат в своей молекуле две и более двойных связей и в организме человека не синтезируются. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для синтеза липоидов клеточных мембран и для образования гормоноподобных веществ - простагландинов, регулирующих в организме тонус гладкой мускулатуры. Полиненасыщенные жирные кислоты обычно входят в состав растительных жиров. Потребность взрослого человека в полиненасыщенных жирных кислотах может быть обеспечена ежедневным поступлением с пищей 20-30 мл растительного масла.

Пищевые жиры также являются поставщиками жирорастворимых витаминов, которые могут накапливаться в жирах. Так, рыбий жир богат витаминами А и D, а растительные жиры содержат витамин Е.

Суточный рацион взрослого человека должен содержать 80-100 г жиров, что составляет 30-35% от его калорийности.

Употребление избыточного количества жира со временем приводит к ожирению.

Пищевые углеводы являются основными источниками энергии, они обеспечивают 55-60% суточной потребности организма в энергии. Особая роль углеводов как источников энергии обусловлена тем, что они могут расщепляться в организме как аэробно, так и анаэробно, тогда как окисление белков и жиров происходит лишь аэробным способом. Как известно, при анаэробном распаде углеводов энергии в единицу времени выделяется в 2 раза больше, чем при аэробном окислении любых веществ. В связи с этим физические нагрузки высокой мощности, требующие больших энергозатрат в единицу времени, обеспечиваются в первую очередь углеводами.

Главным пищевым углеводом является крахмал, содержание которого в пищевом рационе может доходить до 80% от общего количества всех углеводов. Богаты крахмалом крупы, макароны, хлеб, картофель, овощи и другие растительные продукты питания.

Кроме крахмала с пищей могут поступать и другие углеводы растительного происхождения: клетчатка и сахароза.

Моносахариды глюкоза и фруктоза обычно присутствуют в различных ягодах, фруктах и меде.

Из углеводов животного происхождения с пищей поступают гликоген и лактоза. Гликоген содержится в мясе и печени, а лактоза - в молочных продуктах.

Средняя суточная потребность организма в углеводах 400-500 г.

При пониженном поступлении углеводов с пищей в организме ускоряется использование жиров и белков в качестве источников энергии. Усиленный распад внутриклеточных белков может привести к снижению их содержания в клетках и появлению симптомов «белкового голодания». Кроме того, окисление белков сопровождается повышенным выделением аммиака. При окислении жиров в качестве промежуточных продуктов образуются кетоновые тела, накопление которых вызывает ацидоз - смещение кислотно-щелочного равновесия в кислую сторону.

Длительное чрезмерное потребление углеводов приводит к нарушениям обмена веществ и возникновению заболеваний. Это связано со способностью углеводов легко преобразовываться в жиры и холестерин. Поэтому при избыточном углеводном питании, особенно на фоне малоподвижного образа жизни, нередко развиваются такие заболевания, как ожирение и атеросклероз.

Согласно рекомендациям ведущих диетологов соотношение между белками, жирами и углеводами в суточном рационе должно быть 1:1: 4, т. е. на каждый грамм белков должен приходиться 1 г жиров и 4 г углеводов.

Вывод:

Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что здоровое и полноценное питание очень важно для поддержания хорошего здоровья. В ходе своей обычной жизни, мы забываем правильно питаться, не получая необходимые витамины и микроэлементы из пищи и, следовательно, мы, как правило, получаем наши болезни от нашего неправильного образа жизни. Сбалансированное питание очень важно для каждого человека, особенно для растущего организма.

Питание составляет основу здорового образа жизни. В молодом возрасте по статистике видны нарушения питания, особенно у студентов. Они могут быть вызваны рядом причин (например, причиной гастрита может стать неправильное питание, нервное истощение, курение, а причиной колита - несбалансированное питание). Причиной поражения собственной ткани почек, нефрозов и нефритов, может стать как пьянство, наркотическое пристрастие, токсикомания, так и чрезмерное употребление острой, копченой и маринованной пищи.

Во избежание серьезных проблем со здоровьем в среднем и зрелом возрасте следует заботиться об этом смолоду, дабы не создавать проблемы себе и будущему поколению.

Практическая часть.

Я решила изучить свое меню, проверив его соответствие нормам, а так же содержание белков, жиров и углеводов. Одновременно я предложила учащимся 5-9 классов составить свое суточное меню.


Результаты исследования 

5-9 класс

18 человек

Возраст: 11-15 лет

Суточная норма пи­та­ния

Выше нормы (уч./ %)

Ниже нормы (уч./ %)

Соответствие норме (уч./ %)

2900 ккал

3 /17

5 / 28

10 /56

Соответствие меню суточной норме пи­та­ния и энер­ге­ти­че­ской по­треб­ности детей и подростков с учетом нормы

Соответствие меню по содержанию в нем белков, жиров и углеводов.

Органические вещества/суточная норма

Выше нормы

(уч./ %)

Ниже нормы

(уч./ %)

Соответствие норме (уч./ %)

Белки (2,0 г.)

1 / 5

8 /44

9 /50

Жиры (1,7 г.)

6 /33

12/66

0/0

Углеводы (375 г.)

4 /22

1 /5

13/72

Проведена коррекция меню учащихся.

Выводы :

В рационе девочек преобладают углеводы и жиры, юношей - жиры и белки.

Калорийность пищи большинства юношей соответствует норме, пищевой рацион девушек низкокалориен, что ниже нормы.

Рекомендовано сбалансировать питание подростков согласно суточным нормам.








10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!