СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская краеведческая работа обучающихся "Отечество"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход к оседлости башкир Кунашакского района.Номинация "Этнография"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская краеведческая работа обучающихся "Отечество"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»




Областная конференция

исследовательских краеведческих работ обучающихся

«Отечество»


Номинация: «Этнография»

Тема работы: Переход башкир Кунашакского района к оседлости



Подготовил:

Юлхужин Ильяс Юрисович, 14 лет,

Кунашакский район, Челябинская обл.

Кулужбаевская ООШ, д.Кулужбаева,

ул. Школьная 1. 456738,

email kuluschaevo@mail.ru

89049338141

д. Ямантаева, ул.Речная 8. 456738

Руководитель: Байтурина М.А.

Учитель географии, МКОУ

Кулужбаевская ООШ, 89512490428

e –mail [email protected]

Кулужбаева 2020

Оглавление

1.Введение …………………. …………………………………………………………… 3

2. Изучение этнографической работы Янгузина Р.Я. с целью собрать материалы по родному краю (по Кунашакскому району) ……………………………………………………….

3. Заключение ………………………………………………………………………8

5.Список литературы………………………………………………………………….......9









































I.Введение

Самое дорогое и священное, что передает отец сыну дед внуку, одно поколение другому – это память. Память о былом, об опыте прошлого.

Беда в том, что родителям особо нечего рассказать. В советский период истории общество мало задумывались о своих корнях, фанатично было уверено в правоте дела социализма.

В конце 80-х годов в системе произошел кризис. Люди, столько лет не задававшиеся вопросам, кто мы, где наши корни? Вдруг как бы очнулись от полувекового сна.

В наших краях выросло два поколения людей, полностью лишенных не только языка, но и национальных качеств, как скромность и добродушие, трезвость и трудолюбие. А. Твардовский в те годы написал:

Что нынче счесть большим, что малым,

Как знать, но люди не трава

Не обратить их всем навалом

В одних не помнящих родства.

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:1. Две тысячи лет назад грека – римский географ Страбон писал, что полезность географии предполагает в географе еще и философа – человека, который посвятил себя изучению искусства жить, то есть счастья». Искусство это у народов, живущих в совершенно различных условиях, очень разное. И только когда мы узнаем его, мы сможем понимать других людей.

2. Российский писатель и географ Ефремов Ю. К. так сказал о нашей стране: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю». Я знаю еще не так глубоко, но изучаю по мере своих возможностей. Я люблю свою деревню. Наши огромные российские просторы должны быть обитаемы и освоены. Важны не только витрины нашей жизни – большие города, а все поселения имеют право жить и историю свою иметь.

II. Работа с литературой.

Часть территория современного Кунашакского района входила в состав Екатеринбургского уезда Пермской губернии, другая часть района входила в состав Шадринского уезда Оренбургской губернии.

Превращенные в 1798 году в военно- казачье сословие башкиры были распределены по 12 кантонам.

Территория Кунашакского района входила во 2-й и 3-й кантоны. Моя деревня Ямантаева и ближайшие соседние деревни Кулужбаева, Юлдашева относились ко 2-му кантону.

2-й кантон состоял из Красноуфимского уезда – 18 деревень, с населением 2203 человек обоего пола и Екатеринбургского уезда – 35 деревень, с населением 5480 человек. (в среднем 145 человек в 1-й деревне)

3-й кантон Оренбургской губернии – Шадринский уезд -50 деревень, с населением 6500 человек. (в среднем 130 человек в 1-й деревне)

В начале 19 века скотоводство является главным видом хозяйства. А земледелие, хотя оно известно уже с 18 века, еще не стало главенствующей отраслью хозяйства. С наступлением весны башкиры со всем скотом и скарбом покидали деревню.

Самая дальняя стоянка находилась на расстоянии 30-35 км от деревни.

Башкиры, имеющие небольшое количество скота, не уходили далеко от деревни. С наступлением холодов возвращались в деревню и зиму проводили в своих домах.

Количество скот в хозяйствах башкир было различно. По архивным данным в начале 19 века в Шадринском уезде башкиры:

«Достаточные», - имеют рогатого скота от 50 до 100 голов, лошадей – от 300 до 400 голов.

2

«Средние», - имеют рогатого скота – от 20 до 40 голов, лошадей – от 100 до 200 голов.

«Бедные», - имеют рогатого скота – от 3 до 15 голов, лошадей – от10 до 20 голов.

Овец и коз держали для шитья зимней одежды, из шерсти валяли войлок (кейез). К числу домашних животных надо отнести и двугорбых верблюдов. По официальным данным, в1850 году у башкир Оренбургской губернии имелось 774 верблюда. Видимо, их раньше было гораздо больше. Для русско –турецкой войны 1828 – 1829 гг. башкиры представили более тысяча верблюдов для нужд армии. Кроме того, народ не раз обеспечивал верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи. Интересно отметить, что башкиры верблюдов не навьючивали, а впрягали в телеги и сани. Они использовали их для перевозки груза при кочевьях, руды на горные заводы, сена, дров.

Башкиры Оренбургской губернии торговали скотом в городах – Оренбург, Стерлитамак и др. Башкиры 2-го кантона продавали проезжающим из Челябинска в Екатеринбург покупателям.

Особое место занимало пчеловодство. Огородничество было развито слабо. Садоводства вообще не отмечалось.

Некоторая часть башкир скотоводческое хозяйство сочетала с земледелием. Так, в Екатеринбургском уезде перед уходом на кочевки и имеющие достаток, распахивают землю до 5 и более десятин, а маломощные же от 1 - 3 десятин.

Сеяли яровую пшеницу, ячмень, овес. «Хлебов не только не достает им для собственного довольствия, но при случае урожая продают избытки в Екатеринбурге и в заводах».

3

Продажа хлеба объясняется еще тем, что башкиры в летнее время хлеба в пищу не употребляют, хлеб потребляют только зимой, ибо в пищевом рационе основную роль играли мясные и молочные продукты

По мере дальнейшего развития и распространения земледелия башкиры сеяли следующие сельскохозяйственные культуры: рожь (арыш), гречиху (карабозай), просо (тары), горох (борсак), коноплю (киндер) и лен (етен).

В конце 18 века несколько деревень пользовались одной мельницей. В середине 19 века каждая более или менее крупная деревня имела свою мельницу.

В 1830 году, а особенно в 40 -50-е годы резко уменьшилось поголовье скота. Это результат сокращения пастбищных угодий и увеличения плотности население.

В середине 19 века на кочевки стали выезжать позднее, с 15 числа по старому стилю, после завершения сева. К периоду жатвы башкиры должны были вернуться к своим посевам.

В 1834 году военный губернатор В.А. Перовский запретил на хутора, башкирам выходить на хутора, мотивируя тем, что они там оказываются вне надзора полиции и уклоняются от несение воинских повинностей. В сущности, запретил кочевки т.к., губернатор приказал оставить со стадами лишь пастухов.

В дальнейшем от башкир требовали укрупнения деревень, по меньше мере, из 25 - 30 дворов.

В конце 19 века редко можно было встретить одного хозяина 50-100 голов лошадей, не говоря уже о крупном рогатом скоте. Теперь башкир, владеющий 20 – 30 лошадьми считался богачом.

В начале 20 века в Шадринском уезде башкиры:

Достаточные - имеют рогатого скота 7 -15 голов, лошадей – 60-70 голов и несколько десятков овец 4

Средние – имеют рогатого скота 3-8 коров, лошадей – 3-15 голов.

Бедные – 1 корова, лошадей -1-2 головы.

Кочевание уже было подчинено земледелию. После 10-15 мая башкиры отправлялись в свои кочевья, расположенные в 12-30 км от деревни.

В течение лета 2 раза возвращались на постоянное место жительства: для сенокоса и уборки хлебов. В некоторых деревнях для присмотра за усадьбой, за птицей оставались пожилые люди.

Башкиры выезжали на кочевья вплоть до образования колхозов. В годы НЭПа в 1921 -1929 гг. произошло некоторое увеличение скотоводческого хозяйства. В 1931 году восточные башкиры в последний вышли на кочевье.

С началом коллективизации наш народ окончательно перешел к оседлости.

Неурожаи трав и хлебов до революции.

Они повторялись периодически:

  1. В 1864 году.

  2. В 1874 -1875 гг.

  3. 1879 -1880 гг.

  4. 1889-1890 гг.

  5. 1896 – 1897 гг.

  6. 1906 – 1910 -1911 гг.

Каждый раз неурожаи уносили десятки тысяч голов скота. Так, в своем отчете за 1811 год оренбургский губернатор писал: «число скота уменьшилось почти вдвое». Большим бедствием явились повальные болезни животных. 5

В отчете за 1886 год Оренбургской губернии всего от чумы пало 11040 голов скота. В следующем 1887 году чума унесла 2357 голов скота, сибирская язва -1320 голов скота. В 1888 году падеж скота увеличился -8360 голов.

Кроме того, у башкир в транспортных работах ежегодно погибало около тысяча лошадей.

Известно, чтобы прокормить зимой одну лошадь, требовалось 8-9 га пастбищ, а для овцы 2-3 га. Недаром К. Маркс подчеркивал, что для скотоводства необитаемые просторы являются главным условием.

Башкиры, общая численность которых в конце 18- в начале 19 века составляла примерно 250 тысяч человек, прошли сложный путь хозяйственной эволюции. В 1862 году численность башкир – 563 413 человек

В течение первой половины 19 века в Башкирии увеличивается плотность население за счет естественного прироста численности башкир и, главным образом, притока небашкирского населения из Поволжья, центральных и западных губерний России.

Положением от 2 июля 1865 года кантонная система управления в Башкирии была упразднена. Башкиры переводились в податное сословие. Вотчинное право башкир на принадлежащие им земли сохранилось. Башкиры теперь получали право неограниченной хозяйственной деятельности, свободного передвижения, найма.



6

III.Заключение

Наступающий 2021 год юбилейный для Великого первооткрывателя Н.Миклухо – Маклая. Ему будет 170 лет. Знаменитый этнограф изучал жизнь папуасов Новой Гвинеи. Он длительное пребывал среди представителей изучаемого этноса (народа), проводил исследования.

Существует понятие «этнографический год. Он длится …13 месяцев.

Считается, что за этот период можно получить объективные представления об образе жизни в сельской общине или в небольшом городе.

Например, таким образом изучал жизнь индейцев – ирокезов американский ученый Морган Л. Ссыльный революционер Борогаз В. – сибирские народы.

Янгузин Р. провел исследовательскую этнографическую работу по

материалам архивов еще в 1989 году. Книга нашла благодарного читателя в 2020 году в числе моих родителей и меня.













7



Литература:

1.Янгузин Р.Я. «Хозяйство башкир дореволюционной России», БКИ, Уфа, 1989 г.

2.Вагапова Ж.А «Замечательные люди края голубых озер», Челябинск, 2009

3.История башкирских родов. Катай, том 24, часть 2. Уфа-2017





























7
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!