СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе эффективно использование исследовательской деятельности учащихся  на уроках русского языка. Урок заиграет новыми красками, если ученики будут вовлечены в процесс.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе»

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Введение понятия «Сложное предложение» 

Тип урока: Открытие нового знания
Цель: формирование понятия «сложное предложение» и умения различать простое и сложное предложения

Задачи:

  • Организовать практическую деятельность для формирования понятия “сложное предложение” и умения различать простые и сложные предложения.

  • Развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация).

  • Развивать память и внимание.

  • Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты :
Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены. 
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. 
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. 
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. 
Личностные результаты: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. 
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, документ – камера, словарь.

Методы: Монологический, диалогический, исследовательский.

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.



Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Мотивация












- Добрый день. Начинаем урок русского языка.

- Каким бы вы хотели видеть урок?

- Чтобы урок таким получился, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша работа. Какими должны быть ученики на уроке?

- А начать урок мне хотелось бы с притчи. (Приложение 1)

- Желаю вам всем быть сегодня, как этот ученик – попадающими в цель.

- Посмотрите на экран, прочитайте эпиграф нашего урока.



- На какую мысль наводят вас эти строки?



- Правильно, у нас сегодня урок открытий. Прежде всего нам надо выстроить этапы нашего урока. Зачем это нужно?

  1. Знак «Вспомни изученное» индивидуально

  2. Выполнение упражнения 1 на стр.141

  3. Знак «Тайны языка»

  4. Выполнение упражнения 2 на стр.30 в парах

  5. Знак «Давай подумаем»

  6. Знак «Тайны языка»

  7. Алгоритм различия ССП и СПП

  8. Работа в группах


Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы.



Слушают притчу.



Читают:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух..»

А.С.Пушкин)

Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопрос

На доске этапы урока – дети выстраивают их по порядку просматривая материал учебника.

2.Актуализация знаний

- Скажите, зачем нам повторение, если у нас урок открытий.



- Ученики 1 группы подготовили для вас вопросы по ранее изученной теме.

(Приём «Микрофон». Дети задают вопросы по теме «Предложение»)

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, какой теме принадлежали вопросы?

- Как вы думаете, это всё, что можно знать о предложении?

- У меня на экране характеристики предложений. Сейчас ваша задача попасть чётко в цель – в слово, которым мы ещё не характеризовали предложения. (простое, повеств., восклиц., невоскл., вопросит., побудит., распр., нераспр., сложное)

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, слушают ответы учащихся

Дети отвечают на вопросы одноклассников



Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, слушают ответы учащихся

Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы


3.Определение темы урока. Постановка цели урока.

- Правильно, это слово СЛОЖНОЕ. Я уберу его в сторону. Наши характеристики расположились в 2 столбика. Какое название можно дать 1 столбику? (ЗНАЕМ) 2 столбику? (НЕ ЗНАЕМ)

- Какая может быть тема нашего урока? Запишем её.

- Какую мы поставим цель?

- Да, вы правы. Можно поставить много целей: узнать, что такое сложное предложение; как разбирается; как оформляется; как составляется. Но узнать всё на одном уроке невозможно. Как вы думаете, какая наша цель должна быть первой, главной?

- Правильно, наша цель: узнать, что такое сложное предложение. Но я ещё добавлю, что мы узнаем, чем сложное предложение отличается от простого.

- А есть ли необходимость в изучении данной темы?

- Ребята, у нас есть тема урока, есть цель урока. Существует много путей для достижения цели. Я вам предлагаю сегодня быть исследователями. Где-то с моей помощью, где-то самостоятельно постараемся достичь цели нашего урока, т.е. узнаем _____________, и научимся ______________.(дети ещё раз проговаривают цель урока)

Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы.


Выдвигают тему и цели урока, делают умозаключения.

Слушают учителя.



Формулируют итоговую цель урока.




Слушают учителя, принимают и сохраняют целевую установку

4.Открытие новых знаний.

- С чего начнём «погружение в тему»?

- Сейчас я попрошу ___________ и _________ найти значение слова «сложный» на нашем сайте. В какой раздел надо вам зайти? Найдите словарь Ушакова Д.Н.

- ________и _________ найдут значение слова в словаре Ожегова С.И.

- Пока ребята выполняют задание, давайте составим с/с со словом «сложный». Для этого вспомним, что может быть «сложным» в жизни? На уроке русского языка?

- Давайте вспомним, что такое сложное слово? Приведите примеры.

- Заслушаем ответы наших ребят, которые искали информацию в словаре; на сайте.

- Молодцы, спасибо.

- Итак, у нас есть 3 определения (учитель фиксирует их на экране) Исходя из них попробуем найти что-то общее и «вырастить дерево предположений» что же такое «сложное предложение»? (Приложение 2)

- У нас есть предположения. Где мы можем проверить их?



- Открываем учебник на стр.94 и прочитайте 1 и 2 абзац правила.

- Какие наши предположения оказались верными? Перенесём их на «Дерево решений» (Приложение 3)

Какие разветвления можно добавить?


- У вас на рабочих листах есть 2 предложения.

- Прочитайте 1 предложение.

(Весной солнце светит ярче.)

- Что мы должны сделать, чтобы проверить какое это предложение: сложное или простое?

(Учитель фиксирует на доске: найти грам.основу)

- Найдите грамматическую основу.

- Назовите грамматическую основу. Какое это предложение? Почему?

(Учитель продолжает фиксировать на доске: 1 основа – простое предложение)

- Прочитайте 2 предложение. (Учитель вошёл в класс, и начался урок.)

- Выполните с консультантами аналогичную работу.


- Проверим через документ камеру работу 2 группы.

- Как считают другие группы?

- Почему это предложение сложное?

(Учитель продолжает фиксировать на доске: 2 основы – сложное предложение)





- Что ещё мы можем сказать о 2 предложении, используя информацию «Дерева решений»?

- Молодцы, ребята. А что необычного есть в оформлении этого предложения? (запятая перед «и»)

- Вспомните, когда в простом предложении ставим запятую, а когда не ставим?

- Что можете сказать о постановке запятой в сложном предложении? Как вы думаете, какая задача у данного знака препинания в сложном предложении?

- Что же ещё мы можем добавить на «Дерево решений?

- Дочитайте последний абзац правила.

- Посмотрите, ребята, на доску. Когда вы делали разбор, я фиксировала на доске ваши действия. - Что у меня получилось? (алгоритм)

- Я попрошу вас внимательно на него посмотреть и проверить его точность.

- Какой этап нужно добавить? (постановка запятой).

- У нас есть «Дерево решений» - теперь это правило «Что такое сложное предложение»

- А зачем нужен алгоритм?



Осуществляют поиск информации





Отвечают на вопрос, слушают ответы одноклассников



Зачитывают информацию



В ходе побуждающего к гипотезам диалога, анализируют определения, аргументируют выбор, строят высказывания, слушают мнения других, высказывают своё, добывают новые знания.

Работают с учебником. Читают правило по учебнику.

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи.


Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы, выполняют задание на рабочих листах.








Работают в группе. Действуют по алгоритму под руководством ученика-консультанта.

Ученик-консультант одной группы объясняет ход выполнения. Остальные осуществляют само- и взаимоконтроль выполненного задания, Высказывают мнения о (не)правильности выполнения работы.




Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи.

5. Первичное осмысление и применение знаний.

- Теперь давайте попробуем применить новые знания на практике. Проверим, насколько вы поняли, что такое сложное предложение и как его отличить от простого.

- Трое ребят из 1 группы будут работать консультантами. Они будут помогать ребятам 2, 3, 4 групп. Вам необходимо сделать разбор предложений по алгоритму на вашем рабочем листе. (Приложение 4 – рабочий лист)




- Двое ребят из 1 группы будут работать с интерактивными листами. Ваша задача, среди данных предложений найти сложные. Сделать их разбор по алгоритму.

- Подведём итог работы 2,3,4 групп. Слово консультантам.








- Работу ребят 1 группы, которые работали с интерактивными листами, я проверю сама.

- А сейчас я бы хотела зачитать все предложения, которые вы разбирали.

- Что их объединяет? О чём в них говорится?

- Ребята, 2018 год – объявлен президентом Годом Волонтёра. Мы с вами об этом более подробно познакомимся на нашем следующем классном часе.




Принимают и сохраняют учебную задачу. Работают в группе. Действуют по алгоритму под руководством ученика-консультанта. Оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.


Работа в малой группе. Действуют по алгоритму.



Консультанты строят монологическое высказывание в устной форме, что получалось, где возникали трудности. Остальные воспринимают информацию, делают выводы о своей работе и своём понимании нового материала. Адекватно воспринимают замечания.



Слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя в ходе фронтальной беседы.


6. Систематизация. Итог

- А теперь давайте вернёмся к нашей таблице. Что в ней можно изменить? (термин «сложное» перемещаем в столбец знаем)

- Что же вы узнали о сложном предложении?

- Какую цель урока мы ставили?

- Получилось ли её достичь?

- С помощью чего мы её достигли?

- Где, полученные нами сегодня знания, смогут пригодиться?

- Как вы думаете это вся информация о сложном предложении?

- Да, конечно, за один урок узнать всё нельзя. Поэтому на следующих уроках мы продолжим «погружаться в тему»

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; оценивают, выделяют и осознают то, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Выявляют применимость нового знания.





7.Рефлексия

- Давайте подведём итог, каким же был для вас урок? (Приложение 5)

У вас есть карточки-смайлики. На лицевой стороне нарисуйте своё настроение от урока, а на обратной стороне выберите, какое утверждение вам подходит.

- Прикрепите смайлики к своему рабочему листу.

Работают со смайликами. Определяют свое эмоциональное настроение на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

8. Домашнее задание

- А сейчас послушайте домашнее задание.

- Ребятам 1 группы необходимо разработать вопросы для теста по теме «Сложное и простое предложение». Этот тест я размещу на нашем сайте.

- Ребята 2, 3, 4 групп получают домашнее задание на карточке. (Приложение 6). Ребята, выберите себе карточку самостоятельно. Если вы считаете, что вам нужен алгоритм работы, то возьмите карточку №1. Если вы можете справиться без алгоритма – то карточка № 2.














Приложение 1.

Притча о Цели.

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил:

– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес:

– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…

Третий сказал:

– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.

Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

– А ты что видишь, Арджуна?

– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.

Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:

– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель

Приложение 2.

Дерево предположений

СЛОЖНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

АРГУМЕНТ

ВОЗМОЖНО



Несколько частей





2 основы

Более 2 основ



Части соединяются





интонация

Интонация и союзы

























Приложение 3.

Д ерево решений





Ставим запятую



Интонация и союзы



Части соединяются





2 и более частей















Приложение 4.

Рабочий лист

______ марта.

Классная работа.

Тема урока: _______________________________________________________

  1. Весной солнце светит ярче.

  2. Учитель вошёл в класс, и начался урок.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Приложение 5.



















  1. УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО.

  2. ЛИШЬ КОЕ-ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ЯСНО.

  3. ЕЩЁ ПРИДЁТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ.

  4. ДА, ТРУДНО ВСЁ-ТАКИ УЧИТЬСЯ.























Приложение 6.

Карточка задание № 1*

 Спишите предложения. Подчеркни в них грамматические основы. Укажите в скобках какое это предложение.

Ласково пригревает в лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые почки.  Синеют в лесу весенние лужи, а над ними вьются комары.
Задремала на солнышке старая лосиха., а у её ног резвится маленький лосёнок.

Действуй по алгоритму:

1.Подчеркни грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое.

2. Если грамматическая основа одна – предложение ПРОСТОЕ

3. Если грамматических основ 2 или более – СЛОЖНОЕ.



Карточка задание № 2**

 Спишите предложения. Подчеркни в них грамматические основы. Укажите в скобках какое это предложение.

Зелёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами и спелой земляникой. 
Громко поют птицы. Кукуют неугомонные кукушки, пересвистываются иволги, в кустах над ручьями заливаются соловьи. 
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки, а в тёмной чащобе скрывается рысь.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!