1.Орг. момент Мотивация | - Добрый день. Начинаем урок русского языка. - Каким бы вы хотели видеть урок? - Чтобы урок таким получился, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша работа. Какими должны быть ученики на уроке? - А начать урок мне хотелось бы с притчи. (Приложение 1) - Желаю вам всем быть сегодня, как этот ученик – попадающими в цель. - Посмотрите на экран, прочитайте эпиграф нашего урока. - На какую мысль наводят вас эти строки? - Правильно, у нас сегодня урок открытий. Прежде всего нам надо выстроить этапы нашего урока. Зачем это нужно? Знак «Вспомни изученное» индивидуально Выполнение упражнения 1 на стр.141 Знак «Тайны языка» Выполнение упражнения 2 на стр.30 в парах Знак «Давай подумаем» Знак «Тайны языка» Алгоритм различия ССП и СПП Работа в группах | Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы. Слушают притчу. Читают: «О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух..» А.С.Пушкин) Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопрос На доске этапы урока – дети выстраивают их по порядку просматривая материал учебника. |
2.Актуализация знаний | - Скажите, зачем нам повторение, если у нас урок открытий. - Ученики 1 группы подготовили для вас вопросы по ранее изученной теме. (Приём «Микрофон». Дети задают вопросы по теме «Предложение») - Молодцы. Скажите, пожалуйста, какой теме принадлежали вопросы? - Как вы думаете, это всё, что можно знать о предложении? - У меня на экране характеристики предложений. Сейчас ваша задача попасть чётко в цель – в слово, которым мы ещё не характеризовали предложения. (простое, повеств., восклиц., невоскл., вопросит., побудит., распр., нераспр., сложное) | Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, слушают ответы учащихся Дети отвечают на вопросы одноклассников Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, слушают ответы учащихся Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы |
3.Определение темы урока. Постановка цели урока. | - Правильно, это слово СЛОЖНОЕ. Я уберу его в сторону. Наши характеристики расположились в 2 столбика. Какое название можно дать 1 столбику? (ЗНАЕМ) 2 столбику? (НЕ ЗНАЕМ) - Какая может быть тема нашего урока? Запишем её. - Какую мы поставим цель? - Да, вы правы. Можно поставить много целей: узнать, что такое сложное предложение; как разбирается; как оформляется; как составляется. Но узнать всё на одном уроке невозможно. Как вы думаете, какая наша цель должна быть первой, главной? - Правильно, наша цель: узнать, что такое сложное предложение. Но я ещё добавлю, что мы узнаем, чем сложное предложение отличается от простого. - А есть ли необходимость в изучении данной темы? - Ребята, у нас есть тема урока, есть цель урока. Существует много путей для достижения цели. Я вам предлагаю сегодня быть исследователями. Где-то с моей помощью, где-то самостоятельно постараемся достичь цели нашего урока, т.е. узнаем _____________, и научимся ______________.(дети ещё раз проговаривают цель урока) | Анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы. Выдвигают тему и цели урока, делают умозаключения. Слушают учителя. Формулируют итоговую цель урока. Слушают учителя, принимают и сохраняют целевую установку |
4.Открытие новых знаний. | - С чего начнём «погружение в тему»? - Сейчас я попрошу ___________ и _________ найти значение слова «сложный» на нашем сайте. В какой раздел надо вам зайти? Найдите словарь Ушакова Д.Н. - ________и _________ найдут значение слова в словаре Ожегова С.И. - Пока ребята выполняют задание, давайте составим с/с со словом «сложный». Для этого вспомним, что может быть «сложным» в жизни? На уроке русского языка? - Давайте вспомним, что такое сложное слово? Приведите примеры. - Заслушаем ответы наших ребят, которые искали информацию в словаре; на сайте. - Молодцы, спасибо. - Итак, у нас есть 3 определения (учитель фиксирует их на экране) Исходя из них попробуем найти что-то общее и «вырастить дерево предположений» что же такое «сложное предложение»? (Приложение 2) - У нас есть предположения. Где мы можем проверить их? - Открываем учебник на стр.94 и прочитайте 1 и 2 абзац правила. - Какие наши предположения оказались верными? Перенесём их на «Дерево решений» (Приложение 3) Какие разветвления можно добавить? - У вас на рабочих листах есть 2 предложения. - Прочитайте 1 предложение. (Весной солнце светит ярче.) - Что мы должны сделать, чтобы проверить какое это предложение: сложное или простое? (Учитель фиксирует на доске: найти грам.основу) - Найдите грамматическую основу. - Назовите грамматическую основу. Какое это предложение? Почему? (Учитель продолжает фиксировать на доске: 1 основа – простое предложение) - Прочитайте 2 предложение. (Учитель вошёл в класс, и начался урок.) - Выполните с консультантами аналогичную работу. - Проверим через документ камеру работу 2 группы. - Как считают другие группы? - Почему это предложение сложное? (Учитель продолжает фиксировать на доске: 2 основы – сложное предложение) - Что ещё мы можем сказать о 2 предложении, используя информацию «Дерева решений»? - Молодцы, ребята. А что необычного есть в оформлении этого предложения? (запятая перед «и») - Вспомните, когда в простом предложении ставим запятую, а когда не ставим? - Что можете сказать о постановке запятой в сложном предложении? Как вы думаете, какая задача у данного знака препинания в сложном предложении? - Что же ещё мы можем добавить на «Дерево решений? - Дочитайте последний абзац правила. - Посмотрите, ребята, на доску. Когда вы делали разбор, я фиксировала на доске ваши действия. - Что у меня получилось? (алгоритм) - Я попрошу вас внимательно на него посмотреть и проверить его точность. - Какой этап нужно добавить? (постановка запятой). - У нас есть «Дерево решений» - теперь это правило «Что такое сложное предложение» - А зачем нужен алгоритм? | Осуществляют поиск информации Отвечают на вопрос, слушают ответы одноклассников Зачитывают информацию В ходе побуждающего к гипотезам диалога, анализируют определения, аргументируют выбор, строят высказывания, слушают мнения других, высказывают своё, добывают новые знания. Работают с учебником. Читают правило по учебнику. Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы, выполняют задание на рабочих листах. Работают в группе. Действуют по алгоритму под руководством ученика-консультанта. Ученик-консультант одной группы объясняет ход выполнения. Остальные осуществляют само- и взаимоконтроль выполненного задания, Высказывают мнения о (не)правильности выполнения работы. Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи. |
5. Первичное осмысление и применение знаний. | - Теперь давайте попробуем применить новые знания на практике. Проверим, насколько вы поняли, что такое сложное предложение и как его отличить от простого. - Трое ребят из 1 группы будут работать консультантами. Они будут помогать ребятам 2, 3, 4 групп. Вам необходимо сделать разбор предложений по алгоритму на вашем рабочем листе. (Приложение 4 – рабочий лист) - Двое ребят из 1 группы будут работать с интерактивными листами. Ваша задача, среди данных предложений найти сложные. Сделать их разбор по алгоритму. - Подведём итог работы 2,3,4 групп. Слово консультантам. - Работу ребят 1 группы, которые работали с интерактивными листами, я проверю сама. - А сейчас я бы хотела зачитать все предложения, которые вы разбирали. - Что их объединяет? О чём в них говорится? - Ребята, 2018 год – объявлен президентом Годом Волонтёра. Мы с вами об этом более подробно познакомимся на нашем следующем классном часе. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Работают в группе. Действуют по алгоритму под руководством ученика-консультанта. Оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Работа в малой группе. Действуют по алгоритму. Консультанты строят монологическое высказывание в устной форме, что получалось, где возникали трудности. Остальные воспринимают информацию, делают выводы о своей работе и своём понимании нового материала. Адекватно воспринимают замечания. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя в ходе фронтальной беседы. |
6. Систематизация. Итог | - А теперь давайте вернёмся к нашей таблице. Что в ней можно изменить? (термин «сложное» перемещаем в столбец знаем) - Что же вы узнали о сложном предложении? - Какую цель урока мы ставили? - Получилось ли её достичь? - С помощью чего мы её достигли? - Где, полученные нами сегодня знания, смогут пригодиться? - Как вы думаете это вся информация о сложном предложении? - Да, конечно, за один урок узнать всё нельзя. Поэтому на следующих уроках мы продолжим «погружаться в тему» | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; оценивают, выделяют и осознают то, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Выявляют применимость нового знания. |