СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность младших школьников в контексте системного подхода к организации работы по развитию одарённости детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность младших школьников в контексте системного подхода к организации работы по развитию одарённости детей»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)






Направление работы: «Системный подход к организации работы по развитию одарённости детей как ресурс повышения качества образования»




«Исследовательская деятельность младших школьников

в контексте системного подхода

к организации работы по развитию одарённости детей»







Автор: Седых Вера Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназии №1

г. Новокуйбышевск




г. Новокуйбышевск

2020 г.

Содержание



Введение 2


  1. Теоретические основы идеи исследовательского подхода

в обучении 4


2. Этапы реализации проекта 7

2.1 Подготовительный этап 7

2.2 Основной этап 8

2.3 Заключительный этап 10


3. Критерии ожидаемого результата 11


Заключение 12


Список литературы 13


Приложение 14










Введение

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильно организованного обучения сделались хорошими, умными, талантливыми – это в нашей власти»

Конфуций

В настоящее время проблема одарённости продолжает оставаться актуальной. Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений. Обществу нужны люди, самостоятельно и критически мыслящие, адаптированные, творческие, мобильные, инициативные. Достичь этой цели можно лишь, вооружив обучающихся разнообразными исследовательскими умениями, начиная с начальной школы. Именно в этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития исследовательских компетенций.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы.

Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя начальных классов. Всё это и обусловило актуальность темы моего исследования.




























  1. Теоретические основы идеи исследовательского подхода

в обучении

Изучение научно-педагогической литературы по данной теме показывает, что разработкам научно-методических основ формирования исследовательских умений обучающихся посвящено значительное число исследований. Теоретико-методологическую базу исследования составляют концептуальные подходы к структуре личности и ее развитию (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); идеи гуманистической личностно-ориентированной        педагогики         (Ш.А. Амонашвили,          А.Г. Асмолов); основы деятельностного подхода с акцентом     на содержание     деятельности     (П.Я.Гальперин,     В.В.Давыдов и др.), концепция развития исследовательской деятельности детей (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков); концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин).

В то же время в научной литературе недостаточно освещены, а в практике фактически не используются ресурсы информационно-образовательной среды для формирования исследовательских умений младших школьников. Проектирование педагогом учебного процесса в информационно-образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса.

Таким образом, можно констатировать наличие серьезных противоречий  между:

- объективно возрастающими требованиями к уровню сформированности исследовательских умений младших школьников и неспособностью начальной школы удовлетворить данные требования в рамках существующей образовательной практики;

- актуальной необходимостью формирования исследовательских умений младших школьников и недостаточной изученностью педагогического потенциала информационно-образовательной среды начальной школы в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- существующими возможностями формирования исследовательских умений младших школьников в информационно-образовательной среде начальной школы и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного процесса.

Необходимость практического решения данных противоречий определяет проблему: недостаточные условия  для успешного формирования исследовательских умений младших школьников в информационно-образовательной среде начальной школы.

Цель: повысить уровень качества образования обучающихся начальных классов и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.

В соответствии с целью мной были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;

- обучить младших школьников проведению учебных исследований;

- развивать творческую исследовательскую активность детей.

Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы: теоретический анализ методической литературы, обобщение передового российского и зарубежного опыта; педагогическое проектирование и теоретическое моделирование; опросно-диагностические методы; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, опытная работа).

Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формы работы: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; участие в школьных, областных, всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях; проектная деятельность обучающихся; посещение кружка «Умники и умницы», внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины.
















2. Этапы реализации проекта

2.1 Подготовительный этап (1 полугодие 1 класса).

На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) обучающихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. При этом дети осознавали, что в школу пришли в школу для того, чтобы получать знания. По результатам анкетирования выявлено: большая часть класса проводила своё свободное время за компьютером, у телевизора, редко посещали библиотеку почти половина обучающихся, 17 % обучающихся не посещали её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, многие дети признались в собственной лени.

На данном этапе в своей работе я использовала игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнали, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы, выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично-поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках окружающего мира, математики, технологии и т.д.

Проанализировав результаты данной работы, учителю можно будет сделать вывод, сформированы ли у большинства детей исследовательские умения.

2.2 Основной этап (2 полугодие 1 класса- 3 класс).

На этом этапе осуществлялось внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 2,5 лет.

В этот период времени необходимо использовать поисковые и проблемные методы, предлагаются задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Необходимо формировать умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно учиться изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.). Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования, ведь любое познание начинается с вопроса. На уроках предлагаются следующие задания: угадай, о чем спросили; вопросы домашних животных.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями, хорошим заданием может стать сочинение загадок.

На данном этапе необходимо познакомить обучающихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины, осуществлять коллективные исследования по плану. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. 

Большое внимание нужно уделять развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. 

Необходимо продолжать формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовить индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Мной был составлен план консультаций по подготовке к научно-практическим конференциям. В нашей городе не проводятся научно-практические конференции для начальной школы, поэтому обучающиеся принимали участие в областных и всероссийских научно-практических конференциях для младших школьников. Участие и победы детей в этих конференциях являются итогом их и моей работы в учебно-исследовательской деятельности.

Чтобы провести исследование можно применять следующую последовательность (Приложение 1).

2.3 Заключительный этап (4 класс).

На этом этапе я обобщила результаты своей работы, сделала выводы, внесла коррективы и приступила к распространению опыта своей работы.

























3. Критерии ожидаемого результата

Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:

  • Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);

  • Наличие у обучающегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»).

  • Переживание обучающимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»).

  • Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»).

  • Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Для анализа и оценки уровня сформированности исследовательских умений младших школьников может быть использован метод компонентного анализа, описанный В.И. Загвязинским, который позволяет осуществить количественную и качественную оценку результатов обучения по отдельным компонентам исследовательских умений.

Для оценки эффективности формирования исследовательских умений мной была использована уровневая шкала В.П. Беспалько.






Заключение

Научная новизна проекта: уточнен и обоснован состав исследовательских умений ученика начальной школы в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями, отраженными в Федеральном государственном образовательном стандарте, в условиях информационно-образовательной среды начальной школы.

Значимость и перспективы: разработано и апробировано дидактическое обеспечение процесса формирования исследовательских умений младших школьников, включающее в себя систему проектных учебных задач и комплекс внеурочных опытно-проектных заданий, способствующих повышению эффективности и результативности данного процесса; разработана и внедрена в школьную практику программа внеурочной деятельности младших школьников «Обучение исследованию младших школьников», «Умники и умницы». Разработана и реализована система дидактических средств диагностирования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, позволяющая так же выявить степень влияния информационно-образовательной среды на формирование информационной культуры младшего школьника.

Материалы и результаты данного проекта могут быть использованы для совершенствования процесса обучения младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов; в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов.







Список литературы


1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2010 г. - №2

2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //

3. Начальное образование. 2012 г -№ 6

4. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2012 г - № 1

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Издательский дом «Фёдоров», 2010 г.

6. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». М.: Издательский дом «Баласс», 2012 г.

7. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

8. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе.М.: Просвещение, 2012 г.


Интернет-ресурсы

1. Сабирова Э.Г. «Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы» http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a217.php

2. «Учительская газета» http://www.ug.ru

3. Газета Первое сентября http://www.ps.1september.ru

4. Газета Начальная школа http://www.nsc.1september.ru




Приложение 1

Последовательность исследования.

1. Актуализация проблемы.

Найти проблему и определить направление будущего исследования.


2. Определение сферы исследования.

Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.


3. Выбор темы исследования.

Выбрать тему несложно, если обучающийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам - в этом случае помогает методика «мозгового штурма».


4. Выработка гипотезы.

Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи.


5. Выявление и систематизация подходов к решению.

Выбрать методы исследования.

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.


6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.


8. Анализ и обобщение полученных материалов.

Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы.


9. Подготовка отчёта.

Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

Выделить из текста основные понятия и дать им определения. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности - представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита.

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!