СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование "РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ" Л.А. ПЕНЬЕВСКАЯ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование "РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ" Л.А. ПЕНЬЕВСКАЯ»

Исследование

Исследование "РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ" Л.А. ПЕНЬЕВСКАЯ

Выполнила:

Наумова Екатерина

  • Научить ребёнка пользоваться богатством родной речи - важнейшая задача детского сада и школы, готовящих детей к их будущей трудовой и общественной жизни.
  • В младших группах детского сада основная забота воспитателя направляется на обогащение словаря детей (в связи с обогащением их представлений) и улучшение фонетических качеств их речи. B этом возрасте важно научить детей правильно называть окружающие их предметы, уметь ясно выражать свои желания и т. д.
  • К 6 годам ребёнок приобретает ряд речевых умений. Речь его освобождается от многих недостатков звукопроизношения, значительно увеличивается словарь. Ребёнок уже достаточно широко пользуется словом для выражения своих желаний, впечатлений, наблюдений. Но его речь ещё не всегда полностью понятна слушателям, так как в ней недостаточно раскрывается её предметное содержание.
  • В этом возрасте становится вполне возможным научить ребёнка ясно и связно передавать впечатления своего жизненного опыта и пересказывать воспринятый текст. Воспитатель добивается, чтобы ребёнок рассказывал связно, стараясь вместе с тем сохранить непосредственность, образность и живость детской речи».
  • Данная статья посвящена детскому рассказыванию, как средству обучения связной речи.

О исследовании

Задачи проведённого исследования: 

  • выявление влияния обучения на детский рассказ; 
  • уточнение отдельных методов и приёмов обучения, имеющих место в дошкольной педагогической литературе, а так же развитие и теоретическое обоснование новых приёмов обучения.

В данной статье рассмотрены две группы вопросов: 

1.  Использование образца как средства обучения в руководстве детским рассказыванием. 

2.  Методика применения вспомогательных вопросов.

Методом исследовательской работы, помимо использования, соответствующей литературы и ознакомления с опытом дошкольных учреждений, было проведение экспериментальной работы в детских садах. Была разработана программа эксперимента, с использованием различных методов обучения в процессе детского рассказывания в естественных условиях работы старшей группы детского сада. 

Работа проводилась в детском саду Nº 13 Куйбышевского района и частично в детском саду Nº 1 этого же района. Проверялась и уточнялась в детском саду Nº 7 Щербаковского района. В основном работа протекала в форме обязательных занятий с дополнительным привлечением материалов индивидуальных записей, составленных в свободное от занятий время. В порядке экспериментальной работы было собрано свыше 600 детских рассказов.

Образец как средство обучения связной речи    – это опора, пример, структура, которая помогает детям осуществить пересказ и направляет их в сочинении своего рассказа. Опираясь на образец, дети воспроизводят текст последовательно и связно, сохраняя основной замысел произведения или темы. В опытной работе, проводимой Пеньевской Л.А. в детских садах, использовались некоторые формы применения образца в обучении детей рассказыванию и обоснование педагогического значения каждой из этих форм. Образец, как: Литературное произведение (пересказ) Рассказ воспитателя о впечатлениях из его личного опыта Начало рассказа, который продолжают дети

Образец как средство обучения связной речи

  •  – это опора, пример, структура, которая помогает детям осуществить пересказ и направляет их в сочинении своего рассказа. Опираясь на образец, дети воспроизводят текст последовательно и связно, сохраняя основной замысел произведения или темы.
  • В опытной работе, проводимой Пеньевской Л.А. в детских садах, использовались некоторые формы применения образца в обучении детей рассказыванию и обоснование педагогического значения каждой из этих форм.

Образец, как:

  • Литературное произведение (пересказ)
  • Рассказ воспитателя о впечатлениях из его личного опыта
  • Начало рассказа, который продолжают дети

Пересказ (воспроизведение литературного образца)

  • Пересказ литературного текста является одним из видов детского рассказывания. Здесь в прямом следовании образцу упражняется связная речь детей. 
  • При пересказе упражняется и обогащается речь детей, совершенствуется ей структура, развиваются выразительные качества речи, интонаций, ясность произношения.
  •   Проведённая работа имела целью уточнить требования, предъявляемые к литературным образцам, отбираемым для пересказа детьми старшего дошкольного возраста, показать, как тексты разного характера и разного литературного достоинства воспроизводятся детьми, и какое влияние оказывают они на речь детей.
  • В начале работы были выбраны для пересказывания тексты с простым занимательным сюжетом, с очень чёткой логической последовательностью действий, легко запоминавшиеся детьми. Приведём примеры: «Как Коля первый раз увидел самолёт» 
  • «Была весна, снег таял, текли ручейки. Коля пускал по воде кораблики. Вдруг вверху что-то загудело. Коля подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Коля на самолёт, а кораблики уплыли».

Варианты пересказа детьми:

  • В отрывке, взятом из «Лесной газеты» - «Белка в лодке», — говорилось о том, что рыбак, ставя сети на рыбу во время половодья, увидел на пне «какой-то странный рыжеватый гриб», который затем неожиданно прыгает в лодку и оказывается «мокрой взъерошенной белкой». Дети в своих пересказах правильно передали смысл фразы, говорящей о том, что рыбак увидел на пне: «Странный гриб», «Увидел что-то вроде гриба», «Увидел необыкновенный гриб». Но этот гриб при продолжении пересказа обязательно оказывался «мокрой взъерошенной белкой». По-видимому, описание белки, выразительно поданное воспитателем, вызвало яркие представления в детском воображении, они хорошо запечатлели этот образ и в своём пересказе стремились к точному воспроизведению текста, что также поощрялось и поддерживалось воспитателем.
  • Также были использованы образцы классической литературы для выяснения, как образцы высокого художественного качества, будут воспроизведены в пересказе.
  • Например, рассказ Л. Н. Толстого «Косточка», рисующий случай из детской жизни, основан на моральном содержании, понимание которого уже вполне доступно детям старшего дошкольного возраста. Ваня съел без разрешения сливу, попытался скрыть свой поступок и солгал. Когда его ложь выясняется, Ваня испытывает стыд, который служит ему наказанием. При выразительном исполнении рассказ захватывает детей и производит на них огромное впечатление.
  • Алла К. (6 л. 6 м.): «Была весна, снег таял, текли ручейки. Коля играл в кораблики. И вдруг чтой-то вверху зашумело. Он думал, что это птица, вот она уже над Колей. А это был самолёт. Коля засмотрелся на самолёт, а кораблики уплыли». 
  • В этом пересказе, как и в большинстве других, было воспроизведено всё образное содержание рассказа в нужной последовательности. К абсолютной дословности педагоги не стремились и пропуск отдельных слов не считали недостатком, но слова, искажающие смысл и неправильно произнесённые («чтой-то»), всегда исправляли.
  • Некоторые дети добавляли от себя отдельные слова и фразы, характеризующие работу их воображения. Приведём пример: Валя А. (6 л. 10 м.): «Была весна, снег таял, текли маленькие ручейки, и Коля пускал по воде кораблики. Он представлял, как будто у него это речка настоящая, и корабли плывут». (Дальше пересказ не отклоняется от оригинала.)
  • В пересказе Натуси У. (7 л.) также есть добавление, подсказанное ей воображением, направляемым образным содержанием рассказа: *Он долго, долго смотрел на самолёт, а кораблики уплыли, пока он там смотрел». Эти короткие добавления, свидетельствующие об активности и глубине детского восприятия, не рассматривались нами как искажение текста, и мы не стремились освободить от них детский пересказ. Пересказывание таких простых логически последовательных текстов научило детей воспринять текст, связанно и уверенно рассказывать.
  • Опыт проведения перессказывания «косточки» показал, что дети смогли передать правильно основные события рассказа в их последовательности, широко пользуясь словами и выражениями великого писателя. Фразы: «Ваня никогда не ел слив», «перед обедом мать сочла сливы», «Ваня покраснел, как рак», «я косточку бросил за окошко», «все. Засмеялись, а Ваня заплакал» - были переданы большинством детей почти с дословной точностью. Литературные тексты, содержащие интересующие детей события и раскрывающие их в живом изложении, легче воспроизводятся детьми. Слова, создающие образ, запоминаются скорее. Но прежде чем предлагать ребенку для пересказа текст, требующий от него большого напряжения в восприятии, осмысливании переживаний героев, запоминания сюжета, выраженного в ряде эпизодов, — следует на простейших, логически последовательных литературных образцах, изложенных кратко и лаконично, коротких народных сказках и рассказах, помочь ребенку научиться внимательно слушать и воспроизводить текст в нужной смысловой и словесной последовательности. На простейших образцах ребенок осознает предъявляемые к нему требования, справляется с поставленной перед ним задачей, осознает ее и в дальнейшем иначе слушает, стремясь вникнуть и запомнить предложенный рассказ.

Подведём некоторые итоги .

  • Литературные образцы, предлагаемые для пересказа, должны быть проникнуты идейным содержанием.
  • Важно, чтобы рассказы были понятны детям не только своим общим смыслом, но и в деталях.
  • Сюжетное содержание должно заинтересовать детей, вызывать образные представления, знакомые ребёнку.
  • Язык текста должен быть выразительным и не загромождённым излишними подробностями, приближаться к разговорной речи. Большое значение имеет простота структуры фраз.
  • Излишняя сухость изложения является отрицательной, так как эмоциональность в восприятии имеет большое значение.
  • Описательные рассказы без действенной фабулы трудны для детского запоминания.

Образец, данный в виде рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта

  • Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца в рассказывании из личного опыта. Он повышает интерес детей к рассказыванию и помогает им приобрести целый ряд практических умений в этой деятельности. Такой рассказ всегда эмоционально воспринимается детьми, так как он связан с личностью, близкой детям и представляющей для них большой авторитет.
  • Занятия, проводимые нами, ставили перед собой задачу — помочь детям найти для своего рассказа конкретное содержание из своего жизненного опыта и научиться передавать его в слове в определённой последовательности. Мы стремились показать детям пример конкретного замысла и его раскрытия в устном рассказе.
  • Воспитатель рассказывает: «Когда я была маленькая, я один раз пошла гулять к пруду. На мне было новое платье и белые носочки. Около пруда паслись гуси. Вдруг, самый большой гусь вытянул шею, зашипел и побежал за мной. Он хотел ущипнуть меня за ногу. Я испугалась, бросилась от него и провалилась в тину. Гусь отстал, а я побрела домой. Моё новое платье было всё в грязи, а на ногах были теперь не белые, а чёрные носочки».
  • Первой вызвалась рассказать Люся 3. (7 л.). «Когда я была маленькая мне бабушка дала хлеба и я пошла гулять. Я подошла к пруду, на меня набросились утки и хлеб отняли и меня в воду повалили».
  • Надя Ч. (6 л. 10 м.) «Когда мы были в деревне у нас во дворе был глупый гусак (тоном пояснения). Я гуляла, и мой брат Юра. Он побежал за мной, зашипел и ущипнул меня за ногу».
  • Вслед за ней говорит Коля К. (6 л.): «Мне было 5 лет или 4. Мы с мамой ходили в зоопарк. Там был слон, мы слона первого смотрели. Слон закинул хобот за загородку и всех облил водой».
  • Затем Валя А. (6 л. 7 м.) рассказывает о потерянной во время тревоги рукавичке, которая оказалась у неё в кармане.
  • У детей возникает желание поделиться впечатлениями о событиях своей жизни, рассказать о них слушателям. Ребёнок начинает практически осознавать социальное значение речи.
  • Во-вторых, образец помогает ребёнку научиться строить свой рассказ. Построение рассказа воспитателя оказывает своё положительное влияние на построение детского рассказа.
  • Выводы :

Содержание детских рассказов можно было условно разбить на 3 группы:

1. Рассказ, в котором замысел был основан на сходстве с образцом и возникал в памяти детей по аналогии с его конкретным содержанием.

1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо конкретный факт или событие, находящиеся в соответствии с нужной идейной направленностью советского детского сада, представляющие для детей интерес и близкие их жизненному опыту.

  2.  Рассказы, основанные на сходстве переживаний. В основу этих рассказов было взято событие, вызвавшее испуг, но не имевшее печальных последствий: в зоопарке слон всех облил водой; потеряли рукавичку, а она была в кармане; думали — тревога, оказался — концерт и т. д.

2. В рассказе должна быть чёткая последовательность изложения. Не следует допускать отступлений от основной сюжетной линии, от-влечений, возврата к началу. В начале рассказа даётся завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действий. После момента наибольшего напряжения (само событие) рассказ должен завершаться быстрой и ясной развязкой.

3.  Рассказ детей, имевший свой самостоятельный замысел и отражавший кусочек их живой жизни с её интересами, радостями и огорчениями.  

3. Язык рассказа следует по возможности приблизить к разговорной речи. Он должен быть понятным и кратким, но не схематичным, т. е, обладать известной живостью и образностью.

Задачей данного занятия было - на примере рассказа воспитателя помочь ребёнку практически осознать необходимость замысла рассказе, отобрать из личного опыта конкретный факт и суметь рассказать о нём в форме связного повествования, заинтересовывающего слушателей. Это конкретное содержание, в формах примитивных и незатейливых, было во всех детских рассказах.

Во-первых, рассказ-образец живым ярким содержанием показывает детям, как путём слова можно передавать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Образец показывает пример замысла в речи, повышает детский интерес к рассказыванию и даёт направление мысли ребёнка к конкретным фактам его жизненного опыта,

Образец, данный в виде начала рассказа, который продолжают дети

  • Рассказ, начатый воспитателем, но неоконченный, предлагается детям для творческого продолжения. Этот рассказ также является образцом, на который будут опираться дети в своём рассказывании.
  • Педагогическая цель этого вида рассказывания заключается в том, что рассказ воспитателя, включающий завязку и дающий пути развития сюжета, практически помогает ребёнку в дальнейшем развитии творческой мысли.
  • Перед воспитателем ставится творческая задача. Он намечает основное содержание рассказа, заинтересовывающее детей, знакомит слушателей с героем, обстановкой, в которой происходят те или иные действия и намечает пути их дальнейшего развития. Воспитатель рассказывает о событиях, которые лишь частично развёртываются в начале рассказа и переводит детей из положения слушающих рассказ, на положение создающих его. Рассказ, начатый воспитателем, обрывается, а что будет дальше должны придумать сами дети, т. е. развить сюжетный замысел рассказа и довести его до логического конца.
  • При выборе темы для рассказа необходимо учитывать наличие круга представлений (в связи с темой), так как ребенок может творчески работать лишь на хорошо знакомом материале и, следовательно, рассказывать он должен только о том, что связано с его жизненным опытом и представлениями.
  • Ребёнок, слушая рассказ воспитателя, должен почувствовать заинтересованность в судьбе героя, понять события, которые с ним происходят, и, развивая сюжетную линию рассказа, суметь довести её до логического конца. Наше исследование показало, что начало, отвечающее этим требованиям литературного и психологического порядка, легко воспринимается детьми 6-7-летнего возраста, и они в рассказах-продолжениях, построенных на развитии сюжета, с интересом проявляют самостоятельность выдумки.
  • Приведём пример-начала одного рассказа, предназначенного для продолжения его детьми.

«Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашёл особенно далеко. Место было незнакомое. Даже берёзы и те были какие-то другие, толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую берёзу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой? Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск. А налево был густой лес. Куда идти?»

Детям было предложено самим придумать, как Вася выбрался из леса. Сюжетная изобретательность была богата и шла в разнообразных направлениях:

  • Вася собирает ягоды, в лесу встречает людей, помогающих ему выйти из леса.
  • Спускается к реке и, идя по берегу, выбирается из леса.
  • Влезает на дерево и видит вдали свой дом.
  • Идёт по тропинке и сам находит дом и т. д.

Света Н. (6 л. 11 м.): «Вася взял и полез на самую большую берёзу и увидал вдалеке маленький домик стоит. Он слез и пошёл, где этот домик стоит».

Воспитатель: «Лучше сказать пошёл к домику».

Света (продолжает): «Потом он увидел (поправляется) услышал кто-то его кличет: «Вася, Вася, иди сюда» (подражает отдалённому зову). И пошёл он к этому звуку. Он подумал — это, наверное, мама зовёт и побежал быстро.

Дети рассказывали дети живо, с увлечением. Многие в своих рассказах старались показать обстановку, окружавшую героев. В ряде случаев была введена прямая речь, оживляющая рассказ.

  • Психологические данные говорят нам о том, что на протяжении дошкольного возраста ребёнок ещё в слабой степени владеет своим вниманием. Работа над воспитанием и организацией внимания детей имеет существенное значение для их умственного развития, развития речи и волевых качеств.
  • В детских рассказах неустойчивость произвольного внимания часто выражается в том, что ребенок отвлекается от основной темы рассказа, рассказывает сбивчиво, перескакивая с мысли на мысль.
  • Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности в педагогическом руководстве рассказыванием имеют применение наводящие и вспомогательные вопросы.
  • Эти вопросы, сопутствующие рассказу, возвращают внимание ребёнка, в случае отвлечения, к предмету рассказа, помогают последовательности изложения, способствуют привлечению нового материала.
  • В практической работе с детьми воспитатель часто ощущает необходимость в активных приёмах педагогической помощи рассказывающему ребёнку в виде наводящего вопроса, подсказа и пр. Например, в тех случаях, когда ребёнок не находит нужных слов для передачи своих мыслей, смущается и замолкает, или вдруг перескакивает на другую тему и начинает длинно и пространно говорить о любых событиях, всплывающих в его памяти.
  • Когда и в какой форме целесообразнее задавать вопросы рассказывающему ребёнку, какова их дозировка - всё это весьма затрудняет работу воспитателей.
  • В практике иногда приходится сталкиваться с чрезмерным наличием дополнительных вопросов, не дающих ребёнку сосредоточиться и самостоятельно строить свой рассказ. В других случаях сам вопрос отвлекает от основной темы, преследуя иную познавательную цель.
  • В данной работе освещена методика применения вспомогательных вопросов в разных видах детского рассказывания.

Методика применения вспомогательных вопросов

Применение вспомогательных вопросов при пересказе

  • Цель вспомогательных вопросов при пересказе — помочь ребёнку воспроизвести текст, вспомнить его образное содержание, последовательность событий, помочь восстановить выпавшее звено (действие или нужное слово), помочь воспроизвести образные выражения, обогащающие детскую речь.
  • Приведём пример. При пересказе рассказа «Как Коля в первый раз увидел самолёт» ребёнок, начав рассказ, затрудняется в его продолжении. Он произносит первую фразу: «Была весна, снег таял, текли ручейки»... и замолкает. Воспитатель вопросом направляет мысль ребёнка к действенному содержанию текста. Он спрашивает: «Что делал Коля?» — «Коля пускал в воде кораблики», - продолжает пересказ ребёнок, правильно воспроизводя текст.
  • То обстоятельство, что ребёнок сумел пересказать, укрепляет в нём веру в собственные силы и развивает умение целенаправленно воспринимать текст.
  • Приведём пример, когда вопрос помогал ребёнку вспомнить образ, воспроизвести слова, его характеризующие. При пересказе «Пчёлка на разведке» К. Ушинского Коля М. (7 л.) говорит: «Вот проснулась пчёлка. Прочистила глазки лапками». - «Какими лапками?» — спрашивает воспитатель. «Прочистила глазки мохнатыми лапками», — повторяет Коля с довольным видом, так как он, благодаря вопросу, легко вспомнил забытое слово, которым так выразительно характеризовал пчёлку Ушинский.
  • Беседа о содержании рассказа, о непонятных словах, действиях и т. д. не должна сопровождать пересказ, а должна найти себе место в предварительной педагогической работе.

Применение вспомогательных вопросов в рассказывании из личного опыта

  • Материал жизненных впечатлений часто бывает сложнее и многообразнее, чем текст, предложенный для пересказа. Ребёнок, говоря о событии, происшедшем с ним, радующем и волнующем его, часто идёт своеобразными путями воспроизведения.
  • Он может начать свой пересказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него воздействовало, так что структура рассказа ребёнка часто определяется эмоциональными мотивами. Следовательно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитательной задачей является помочь ребёнку научиться рассказывать логически последовательно, в форме связного изложения. В рассказе о несложных событиях их временная последовательность помогает ребёнку излагать всё в определённом порядке.
  • Вот рассказ Володи Х. (6 л. 8 м.) о прогулке с дедушкой.
  • «Мы пошли в лес с дедушкой за грибами, а дедушка сейчас в больнице лежит. Мы далеко зашли, пошли домой и заблудились. Потом мы с дедушкой шли, шли, шли, и на пути у нас болото встречается. Мы увидали в болоте что-то чёрное торчит, а я очень любил таскать лягушек за ноги, когда был маленький. Я полез в болото, а это оказалась не лягушка, а черепаха болотная. Она нырнула, и я за ней упал. Потом дедушка меня вытащил, взял меня на руки и пошёл по кочкам. Мы пошли домой, и я 7 недель после болота болел».
  • В этом небольшом рассказе, который привлекает своей искренностью и выразительностью языка, встречаются пояснения, несколько отводящие от хода действий, но все основные события воспроизведены живо, в правильной временной последовательности.
  • Задача вспомогательных вопросов — помочь ребёнку последовательно, с большей полнотой, в понятной для слушателей форме воспроизвести его личный опыт. Важно направить внимание ребёнка на суть передаваемых событий, отграничив второстепенные стороны явления.
  • Например, при рассказах детей о новогодней ёлке в семье, воспитатель может своим вопросом направить мысль ребёнка исключительно на ёлку: «Расскажи, какая она у тебя, большая или маленькая? Куда вы её поставили, как украсили?» Эти вопросы удерживают внимание ребёнка на разных сторонах темы, помогая более подробному описанию.
  • Другой формой применения вопросов в рассказывании из опыта является предложение их детям заранее в виде плана, что оказывает существенное влияние на последовательность и большую подробность изложения событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа, он указывает ребёнку, о чём он будет рассказывать раньше, о чём позже. Эти указания несколько освобождают внимание ребёнка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на живость и полноту рассказа.
  • Например, после того как радио во всём мире возвестило о капитуляции фашистской Германии и об объявлении «Дня Победы», дети придя к себе в сад (детский сад Nº 13, Куйбышевского района) 10 мая 1945 г., наперебой рассказывали о своих впечатлениях. Рассказы их были сбивчивы и непоследовательны. Мы предложили им рассказать сначала о том, как каждый из них узнал, что война кончилась, и затем, как они отпраздновали этот день.
  • Предложенные нами вопросы легко были приняты детьми и усилили их интерес к рассказыванию. Каждый ребёнок рассказывал о своём опыте, о своих переживаниях.
  • Например, Вова (6 л. 8 м.) рассказывал, как они ночью будили друг друга:
  • «Мы с мамой легли спать, а в другой комнате лёг дедушка, он не слышал, что война кончилась, потому что он глухой, плохо слышит, и Нина, мамина сестра, с соседкой Галей спали. После Галя проснулась и её толкает: «Нина, Нина, война кончилась», а Нина разбудила маму, а мама разбудила меня (смеётся), а после я выбежал на балкон и начал самолеты смотреть, а после мы с мамой пошли на Красную площадь смотрели салют».
  • Вот отрывок из рассказа Аллы К. (6 л. 10 м.): «Проснулась раньше папы и попросила его включить радио. Папа включил, а там передают, что война кончилась, а Нина моя спит (маленькая сестрёнка) и ничего не знает».
  • Во всех рассказах сначала говорилось о том, как дети узнали о победе, а затем описывались события, происшедшие в этот день: «Мы поехали с мамой в Парк культуры», «Позвали гостей» и т. д.
  • Как показал опыт, для рассказов о сложных событиях или событиях большой протяженности, следует заранее намечать последовательность повествования, чтобы направлять внимание ребёнка к последовательному описанию фактов.

Мы предлагали детям тему без вопросов, данных в виде плана, затем просили их рассказать вторично. Предлагали вопросы в естественно-разговорной форме:

Применение вопросов в рассказывании творческого характера

«Ты сначала расскажи, где мальчик нашёл щенка, какой он был, а потом придумай, что стал он с ним делать».

Нами было записано 15 пар детских рассказов в двух вариантах.

Кроме того, мы прослушали (с применением вопросов) 40 дополнительных рассказов, где рассказ по предложенному плану не был для ребёнка повторным.

Приведём примеры дословных записей рассказов детей двух разных детских садов в двух вариантах.

Первый вариант рассказа был дан ребенком без помощи вопросов и второй — с помощью вопросов.

Рассказ Римы (6 л. 6 м.):

«Пошел мальчик в лес. Гулял он, гулял и собирал цветы. Вдруг он видит, бежит собака маленькая. Она его взяла и пошла домой» (Рима — девочка, но ей захотелось рассказать про мальчика, в конце рассказа она сбивается, что лишний раз подтверждает, что дошкольнику легче говорить о герое рассказа в том роде, в каком он говорит о себе).

Второй вариант. «Жила была девочка. Она жила с мамой. Один раз ушла мама на работу, она взяла и убежала без маминого разрешения гулять. Пошла она в поле, стала она бегать и увидела под кустиком щеночка. Щеночек весь был чёрненький, а глазки у него были голубенькие, а уши торчком стояли. Потом она его взяла и принесла его домой, а мама ей говорит: «Зачем ты его принесла? Ведь, небось, мама об нём плачет, отпусти его». Она подумала и отпустила. Он опять стал бегать».

Бросается в глаза количественный рост слов:

у Римы: первый вариант — 22 слова, второй вариант - 81 слово.

Вопросы заставляют детей богаче и последовательней развёртывать сюжетную линию рассказа.

  • Вспомогательные вопросы являются одним из приёмов активного руководства детским творческим рассказыванием, облегчающим решение творческой задачи, стоящей перед ребёнком, и влияющим на связность и выразительность языка рассказа.
  • Пеньевской Л.А. была проведена экспериментальная работа в трёх детских садах г. Москвы, имеющая целью выявить воздействие, оказываемое вспомогательными вопросами на творческий рассказ ребёнка по теме, предложенной воспитателем, а также уточнить и разработать некоторые вопросы и методики их применения.
  • Предполагалось, что вопросы окажут положительное влияние на последовательность изложения и выразительность языка детского рассказа.
  • Для рассказывания детей нами была взята тема, намеченная с учётом наличия детского опыта, интересов детей и возможностью проявления сюжетной изобретательности. Учитывая, что в 6-7-летнем возрасте ребёнок легче говорит в том роде, в котором он говорит о себе, тема была сформулирована следующим образом:
  • «Придумай рассказ, как мальчик нашёл щенка» (для мальчиков) и
  • «Придумай рассказ, как девочка нашла щенка» (для девочек).
  • Намеченные три вопроса были предложены детям перед началом рассказа в естественно-разговорной форме.
  • 1й вопрос: «Где мальчик нашёл щенка?» Избирательная направленность детского внимания останавливалась на обстоятельствах места и времени действия.
  • 2й вопрос, направляя внимание к самому щенку: «Какой был щенок?», предполагал описание внешнего вида щенка и вызывал в воображении ребёнка имеющееся представление.
  • 3й вопрос: «Что стал мальчик с ним делать?» - предполагал помочь дальнейшему развитию сюжета лишь на основе самостоятельной творческой выдумки.

Подведём некоторые общие выводы:

Вспомогательные вопросы воспитателя являются одним из средств активного руководства рассказыванием детей. Методика и характер применения вспомогательных вопросов в разных видах детского рассказывания различны:

1. При пересказывании вспомогательные вопросы имеют целью помочь ребёнку полнее и последовательнее воспроизвести рассказ. Они напоминают ему смысловое содержание текста, направляют внимание к описываемым действиям, помогают вспомнить сюжетную последовательность.

2. В рассказывании детей о впечатлениях жизненного опыта вспомогательные вопросы направляют внимание ребёнка к описываемым событиям, затрагивая его воображение и повышая интерес к ним, помогают вспомнить и воспроизвести события в известном порядке.

3. В рассказывании детей творческого характера вспомогательные вопросы облегчают творческую задачу, активизируя воображение ребёнка и направляя детскую мысль.

  • Рассказ Римы (6 л. 6 м.):
  • «Пошел мальчик в лес. Гулял он, гулял и собирал цветы. Вдруг он видит, бежит собака маленькая. Она его взяла и пошла домой» (Рима — девочка, но ей захотелось рассказать про мальчика, в конце рассказа она сбивается, что лишний раз подтверждает, что дошкольнику легче говорить о герое рассказа в том роде, в каком он говорит о себе).
  • Второй вариант. «Жила была девочка. Она жила с мамой. Один раз ушла мама на работу, она взяла и убежала без маминого разрешения гулять. Пошла она в поле, стала она бегать и увидела под кустиком щеночка. Щеночек весь был чёрненький, а глазки у него были голубенькие, а уши торчком стояли. Потом она его взяла и принесла его домой, а мама ей говорит: «Зачем ты его принесла? Ведь, небось, мама об нём плачет, отпусти его». Она подумала и отпустила. Он опять стал бегать».
  • Бросается в глаза количественный рост слов:
  • у Римы: первый вариант — 22 слова, второй вариант - 81 слово.
  • Вопросы заставляют детей богаче и последовательней развёртывать сюжетную линию рассказа.

Общие выводы

  • Исследование показало, что обучение, применяемое в руководстве детским рассказыванием, построенное с учётом психологических особенностей возраста и детских интересов, оказывает существенное влияние на развитие важнейших качеств связной речи детей и её выразительности, а также на развитие творческой инициативы и самостоятельности в рассказывании.
  • Проведённый опыт дал следующие результаты:

1. Повысился интерес детей к рассказыванию и художественной литературе.

2. Дети научились откликаться творческой мыслью на задание, предложенное воспитателем.

3. Рассказы их стали содержательнее, последовательнее и целенаправленнее. Развилась способность к реалистическому изображению действительности.

4. Усилилась забота детей о том, чтобы их рассказ был понятен слушателям, появилось стремление находить более точные выражения при передаче своих мыслей, большая свобода и уверенность интонаций.

5. В сюжете детских рассказов стал богаче и полнее проявляться творческий замысел. Все дети без исключения научились придумывать небольшие рассказы на предложенную тему.

6. Стал живее и выразительнее язык рассказов, в них начали проявляться меткие описания, слова, характеризующие образ, сравнения, прямая речь.

7. Появилась требовательность к себе, способность эстетической оценки, интерес к рассказам товарищей.

  • Исследование показало, что образец, данный в разнообразных видах рассказа воспитателя, обладающий конкретно-образным содержанием и эмоционально воспринимаемый ребёнком, является одним из действенных приёмов обучения, оказывает влияние на содержание, построение и язык детского рассказа и может быть использован, как средство развития различных качеств речи и творческих способностей детей.
  • Применение вспомогательных вопросов, как одного из средств активного руководства детским рассказыванием, показало взаимную связь между задачами, осуществляемыми в разных видах детского рассказывания, характером вспомогательных вопросов и методикой их применения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!