СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование  проблемы воспитания  патриотических чувств  у младших школьников в психолого-педагогической литературе

Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС ступени начального общего образования патриотическое воспитание детей является одной из основных задач. Учителя начальной школы отвечают за «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнический и национальной принадлежности, становление ... ценностных ориентаций»

Просмотр содержимого документа
«Исследование проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников»

Исследование проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников в психолого-педагогической литературе

Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС ступени начального общего образования патриотическое воспитание детей является одной из основных задач. Учителя начальной школы отвечают за «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнический и национальной принадлежности, становление ... ценностных ориентаций» [7].

Патриотическим воспитанием является целенаправленная и систематическая деятельность, которая организуется не только педагогическим коллективом школы, но и семьей, институтами гражданского общества, органами государственной власти. Её теоретические основы прописаны в Концепции патриотического воспитания граждан РФ, которая разработана в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 N1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". В результате данной деятельности у ребенка формируется чувство верности своему Отечеству, высоко патриотическое сознание, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родной страны.

Проблема патриотического воспитания молодого поколения на протяжении всей истории волновала выдающихся педагогов, общественных деятелей. Она поднималась в научных трудах В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. Они обращали внимание на то, как важно воспитать сознательного гражданина своей страны, способного отстаивать интересы государства, любящего свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в работах современных авторов: И.А. Агаповой, А.Н. Вырщикова, М.П. Бузского, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова и др.

Изучив научную литературу, следует сделать вывод, что патриотическое воспитание может быть рассмотрено в нескольких направлениях, аспектах:

  1. как сложное социально-педагогическое явление, связанное с социализацией и воспитанием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину и защищать её интересы, сохранять и приумножать традиции своего народа, ценить культурные ценности, а также с передачей жизненного опыта от поколения к поколению;

  2. как управляемая система патриотического воспитания, включающая в себя соответствующие государственные и общественные учреждения, которая способна консолидировать и координировать многоплановую работу по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ.

  3. как комплекс целей, задач и установок, определяемых государственно-национальными, общечеловеческими и личностными ценностями;

  4. как процесс воздействия, влияния на психологию личности, группы людей, общества в целом.

  5. как один из факторов воспитания высоконравственной личности со сформированными патриотическими убеждениями, чувствами.

  6. как особый вид скоординированной, многоплановой, целенаправленной деятельности государственных органов [3, с. 25-26].

Независимо от направления изучения патриотического воспитания, его главной целью является развитие в российском обществе гражданской ответственности, духовности, высокой социальной активности, становление граждан, которые обладают позитивными качествами, ценностями, и способны проявить их в созидательном процессе в интересах Родины, Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов, устойчивого развития.

 Целенаправленная деятельность по патриотическому воспитанию ведется на основе понимания содержания понятия «патриотизм», при этом она базируется на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, на передовых воспитательных технологиях.

В современной научной литературе сосуществует множество различных определений термина «патриотизм». Это связано не только с тем, что каждый автор придерживается своей точки зрения, но и с многоаспектностью содержания данного понятия, сложной природой данного явления, многообразием форм его проявления.

Проблема развития патриотизма у молодого поколения являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории. Первые проявления патриотического воспитания прослеживаются еще у славян в дохристианский период, но первым основным этапом содержательного наполнения термина «патриотизм» в русской истории стоит выделить - X – XV века. «Личностный патриотизм» соединился с идеей национального единства на основе приверженности православной вере, национального достоинства, которое выражалось в готовности защищать Отечество. В этот период с целью патриотического воспитания молодого поколения в литературных памятниках Древней Руси Нестором Летописцем, Ярославом Мудрым и другими, описаны героические традиции, образы русских богатырей, которые всегда готовы к защите своей Родины от захватчиков, не жалея «живота своего, не щадя головы своея» («Поучение Владимира Мономаха»). Сказки, героические былины выступают в качестве средства патриотического воспитания.

В XVI – XVII веках в России формируется национальная идея патриотизма в рамках государственно-национального пространства, в основе которой лежит православная вера. Патриотизм стал отождествляться с поддержкой государства, власти в объединении и укреплении земель русских.  Быть русским значило быть слугой, защитником Отечества. Главной мыслью военно-патриотического воспитания стало преданное служение на благо Отчизны, «не  жалея живота своего».

Исследования педагогического наследия просветителей XVIII века (И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и других) позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на сохранение в этот период основополагающего требования к человеку – служить Отечеству, все больше внимание начинает уделяться внутреннему миру личности, её развитию. Истинным гражданином считается уже не просто слуга Отечества, а счастливый, достойный человек, который сознательно служит на пользу своего родного края. Патриотизм стал рассматриваться как неотъемлемое духовно-нравственное состояние, от уровня развития которого, степени проявления зависит положение международное положение России, а также стабильность внутри страны. 

В XIX – середине XX вв. проявляется научный подход к изучению патриотического воспитания, патриотизм рассматривается как социально значимое явление. В основу воспитания закладывается принцип народности, под которым понимается принятие своеобразия каждого народа, обусловленное историческим развитием, географическими условиями. В это же время формируется научное представление о патриотических чувствах. В трудах К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого и других авторов они лежат в основе народности.

В советский период под влиянием классово-партийной идеологии утвердилось понимание патриотизма как поддержки основ общественного и государственного строя, социалистической системы. В это время выдающимися педагогами С. Макаренко, В.А. Сухомлинским внедряются в практику общеобразовательной школы идеи патриотизма.

С начала 90-х годов XX века и до настоящего времени осуществляется комплексное изучение проблемы патриотизма, патриотического воспитания. В научной литературе отмечается неоднозначность и многогранность трактовок понятия «патриотизм». Выделяется несколько наиболее значимых теоретических подходов к трактовке понятия «патриотизм»:

  1. Эмоционально-аксиологический подход. Патриотизм рассматривается как патриотическое чувство. Большинство словарных определений понятия «патриотизм», как правило, дается в рамках данного подхода. К примеру, энциклопедический словарь трактует патриотизм как «любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [4, с.544].

С.И. Ожегов [6, с. 457] определяет патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

  1. Компетентностный подход. Патриотизм - это ключевая компетенция, которая подразумевает готовность к мобилизации определённых ЗУН в необходимой ситуации, это готовность защитить свою Родину. Патриотизм рассматривается с точки зрения патриотической компетенции в работах М.Г. Иманбакаевой, А. В. Золотаревой и др.

  2. Акмеологический подход. Патриотизм– это высший духовный идеал человека. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что патриотическое чувство является самым высоким нравственным чувством, которое личность может достичь в своем развитии. В рамках данного подхода, В. И. Бачевский рассматривает патриотизм как духовное достояние личности, которое показывает достижение личностью высшего уровня развития. Под чувством патриотизма понимается любовь к своей Родине, сопричастность к её истории, национальной культуре. Оно формирует потребность в самоотверженном и бескорыстном служении Отечеству, а также является наиболее важным условием эффективного функционирования системы общественных, государственных институтов. Патриотизм рассматривают в качестве высшего нравственного чувства также Е.Т. Бородин, М.В. Митин, П.М. Рогачев и другие.

  3. Индивидуально-психологический подход. С точки зрения данного подхода патриотизм - это совокупность личностных психологических качеств, психических феноменов (стремлений, чувств, отношений и т.п.). Содержание термина «патриотизм» включает в себя уважительное отношение к родному языку, к историческому прошлому Родины и её традициям; заботу о тех местах, где человек родился и вырос; отстаивание интересов страны, её свободы и независимости; гордость за социальные, культурные достижения Родины и так далее. Например, современные авторы С. В. Кривых и Г. А. Коновалова, под патриотизмом понимают моральное качество личности, имеющее интегрированный характер. Они рассматривают его как систему, состоящую из 4 психологических элементов: нравственные чувства, состояние мотивационно-потребностной сферы личности, сознание, поведение [2, с.97-100].

  4. Социально-психологический подход. Патриотизм рассматривается как внутреннее состояние общества. Так М. П. Бузским и А. Н. Вырщиковым патриотизм рассматривается как способ формирования, обособления самобытности, в рамках которого формируются уровень активности, самосознание сообщества, его мировоззрение и ориентиры, условия самореализации.

Все вышеперечисленные подходы к пониманию патриотизма позволяют раскрыть различные стороны данного понятия [1].

В связи с многоаспектностью понятия «патриотизм», существуют различные точки зрения и на его наполнение, на внутренние психолого-педагогические компоненты. Так, на мой взгляд, с учетом подходов, которые были рассмотрены ранее, наиболее емкой и значимой является специфика содержания понятия «патриотизм», с точки зрения Харламова И.Ф, который включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Эмоциональный компонент, обусловлен соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Патриотизм вначале проявляются в виде любви ребенка к близким для него людям, и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. Таким образом, с целью формирования патриотизма педагогам необходимо в своей работе наполнить учебный материал яркими примерами патриотических поступков, которые способны вызвать соответствующие эмоции. Критериями развития гражданского патриотизма в рамках эмоционального компонента являются: положительное отношение к человеку как гражданину, к своему Отечеству и Родине, уважение к их истории и так далее.

2. Интеллектуальный компонент характеризует взгляды, представления, убеждения, знания личности (когнитивный). Патриотическое сознание основывается на знаниях патриотического характера, в соответствии с которыми вырабатываются патриотические убеждения, представления. Опыт восприятия окружающей действительности отражается в данных представлениях, но каждый раз при определенных условиях он изменяется. Патриотические взгляды и убеждения имеют важное значение в мотивации личности. Интеллектуальный компонент включает в себя: знания по истории Отечества, о культурных традициях своего народа, о государственной символике, об общественно-политических событиях и так далее.

3. Деятельностный компонент. Только в процессе социально значимой деятельности человека знания могут превратиться в личностные убеждения. Убеждения, умения и навыки проявляются и формируются в практической деятельности индивида. Критериями развития гражданского патриотизма в рамках деятельностного компонента являются: участие в общественной жизни образовательного учреждения, соблюдение общественного порядка, способность противостоять противоправным и асоциальным поступкам, ответственность за принятые решения и их последствия, служение Отечеству и так далее.

4. Потребностно - мотивационный компонент. Поведение человека, объясняется мотивами, которые его побудили к деятельности. Мотивация характеризует интересы, потребности человека.

5. Волевой компонент. Патриотическая деятельность, тесно связана с волей. Волевые качества личности проявляются как в повседневных ситуациях, так и при совершении патриотических поступков. С целью формирования у обучающихся способности проявлять волевые качества в сфере патриотизма необходимо включать их в разнообразные виды практической деятельности, которые позволяют получить опыт патриотического поведения [9, с.353].

На основе вышеперечисленных структурных компонентов, выделены соответствующие критерии развития патриотизма: эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный, потребностно - мотивационный и волевой.

Патриотизм начинает зарождаться у ребенка с чувств, отношения к самым близким для него людям, членам своей семьи, ко всему, что связывает его с ближайшим окружением, пройдя через целый ряд этапов, он вырастает до осознанной любви к своему Отечеству, Родине, до гражданско-патриотического самосознания, готовности служить Родине. Независимо от выбранного аспекта изучения, патриотизм в первую очередь включает в себя чувство любви к своей Родине, Отечеству, гордость за исторические свершения своего народа. Он проявляется в поступках, деятельности человека. Критерии же сформированности и развития данных патриотических чувств соответствуют критериям развития патриотизма.

Чувства являются одной из основных категорий психологии, изучающейся отечественными и зарубежными психологами П.П. Блонским, В. Вундтом, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, П.М. Якобсоном и другими. Проанализировав работы по данной тематике можно сделать вывод, что чувства, обозначают эмоциональные состояния личности. И.С.Кон отмечает, что чувства – это устойчивые субъективные отношения индивида к чему-либо. У человека, в процессе познания действительности, вырабатывается определенное отношение к самому себе, к окружающим людям и предметам, к происходящим событиям.

Патриотические же чувства - это чувство принадлежности к своему народу; чувство любви к своей Родине; гордость за достижения своего народа, уважение к его историческому прошлому, национально-культурным традициям; бережное отношение к народной памяти; чувство национального достоинства.

Субъектом патриотических чувств выступает человек как существо социальное, а объектом место, в котором он проживает, его природа (государство, край, город и т.д.), достижения культуры (национальные традиции и обычаи, язык, вера), люди (народ, близкие люди и т.п.).

Стоит не забывать, что те или иные чувства возникают в результате обобщения, систематизации определенных переживаний, которые возникают под влиянием раздражителей. Доктор психологических наук А.В. Сухарев отмечает тот факт, что процесс формирования, развитие чувств, в том числе патриотических, осуществляется через влияние на эмоциональную сферу индивида, так как патриотические чувства отражают отношение, эмоции человека к событиям, уже произошедшим, происходящими с его народом, к тому, что может произойти в будущем. Ребенок, испытывая в детстве, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, гордость за своих родителей, приобретает эмоциональный опыт, зону эмоциональных переживаний. Все это имеет решающее значение для его развития, и будет являться основой для более глубоких патриотических чувств. При этом очень важно, чтобы произошел переход от чувства как закрепившегося положительного отношения к тому или иному событию, предмету, явлению, к чувству как потребности. П.М. Якобсон в своих трудах писал, что «чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [10, с. 32].

Патриотические чувства развиваются постепенно в процессе эмоционального освоения конкретных событий, происходящих с объектами данных чувств, а также накопления действия этих эмоций. Во многом их развитие зависит от условий проживания ребенка, от используемых средств и методов воспитания. При систематическом и целенаправленном воспитании патриотические чувства у ребенка будут гораздо богаче, а также проявятся значительно раньше, чем у других детей, не получивших правильного воспитания.

Патриотическое воспитание - это взаимодействие двух субъектов данного процесса - взрослых и детей, в результате которого ребенок приобщается к традициям своего народа, у него формируются и развиваются патриотические чувства. Одним из действенных средств воспитания патриотических чувств у младших школьников являются уроки литературного чтения.

Формирование и развитие патриотических чувств у учащихся является основной задачей воспитательного процесса в школе, который включает в себя воспитание любви и уважения к близким людям, к родному городу, к стране, их культуре и традициям.

Патриотические чувства начинают формироваться еще в раннем детстве, но именно младший школьный возраст является периодом наиболее благоприятным для их развития. Так как в это время особенно яркие образы эмоционально-психологического восприятия остаются в памяти на долгие годы. В этом возрасте дети активно впитывают в себя знания не только интеллектуальные, но и нравственные. В их сознании формируются определенные нравственные идеалы, они начинают понимать их ценность и необходимость. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного периода.

В ходе обучения и воспитания у учащихся начальной школы формируются такие патриотические чувства, как чувство товарищества, долга, уважения национальных традиций, любовь к Родине и родному краю и так далее. Учителя начальной школы уже с первого класса должны начинать формировать и развивать их через различные виды учебной и внеучебной деятельности. При этом следует учитывать, что они развиваются не спонтанно, а постепенно, так как являются результатом целенаправленного, длительного и систематического воздействия на ребенка. Основой их формирования и развития являются глубокие чувства и эмоции, которые переживает школьник, воспринимая окружающую его действительность.

Дети данного возраста могут понимать нравственное понятие, распознавать то или иное нравственное чувство, но это не означает, что они их проявляют в своем поведении, в своих поступках. По мнению В.А. Сухомлинского для этого ребёнок должен пройти весь путь патриотического воспитания от нравственного понятия к нравственному убеждению, затем к социальной ориентации.

В начальной школе у детей происходит усвоение моральных норм и правил поведения, закладываются основы нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Ребенок данного возраста становится более самостоятельным, начинает сам выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Он активно принимает участие в школьной жизни, участвует в различных видах деятельности, в процессе которых совершенствует и закрепляет свои достижения. Для развития ребенка как активного субъекта общества, патриота своей страны, ему необходимо полноценно прожить этот период, получить позитивные эмоции от восприятия окружающей действительности, от участия в патриотических видах деятельности.

Процесс формирования и развития патриотизма требует обязательного учета возрастных особенностей обучающихся. В начальной школе он должен строиться, основываясь на:

  • повышенную эмоциональную восприимчивость детей этого возраста;

  • наглядно - образный характер мышления;

  • готовность к познанию всего нового;

  • стремление занять социально значимую позицию;

  • склонность к подражанию;

  • ориентацию на социальные нормы;

  • высокий авторитет учителя;

  • и другие особенности данного возраста.

Ребенок младшего школьного возраста мыслит конкретными образами и категориями, ярко окрашенные факты и события он воспринимает очень эмоционально. В связи с этим необходимо в учебном и воспитательном процессах всесторонне использовать методы и приёмы эмоционально-психологического воздействия на ребенка, приоритет делать на наглядные методы работы. Все занятия должны быть эмоционально наполненными, наглядными и конкретными. Например, знакомство детей с историей своей страны необходимо строить на максимально доступных, конкретных событиях и фактах, показывая при этом логические связи между ними, вызывая эмоциональный отклик на них.

У учащихся с первого по четвертый классы из-за конкретности мышления возникают трудности при осознании сущности общественных понятий и явлений, поэтому понятие Родина у них, как правило, сужено до понятия «малой» Родины (города, области, края). В связи с этим воспитание патриотических чувств нужно начинать с воспитания любви к близким, к родному дому, к природе родного края и так далее.

При подготовке и проведении занятий учителю начальной школы необходимо учитывать и такую особенность младших школьников, как готовность к активным действиям, к познанию всего нового. Учащиеся начальных классов с удовольствием выполняют поручения, принимают участие в различных видах деятельности, в том числе в общественных. Поэтому педагогу необходимо как можно чаще вовлекать обучающихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотических чувств. Стоит не забывать использовать в процессе воспитания детей познавательные и подвижные игры, игровые моменты на уроках.

Хорошую основу для формирования и развития патриотических чувств создают и такие особенности младшего школьного возраста, как стремление занять социально значимую позицию, склонность к подражанию, высокий авторитет учителя, родителей и другие. Наблюдая за поведением и поступками взрослых, за взаимоотношениями между людьми дети получают знания о положительном и отрицательном в жизни общества. Поэтому очень важно, чтобы они как можно чаще видели их положительные примеры.

Воспитание патриотических чувств у учащихся начальной школы является достаточно сложным управляемым процессом. Положительные результаты в ходе которого можно получить, только учитывая все вышеперечисленные возрастные особенности детей.













































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева Н. В. Анализ теоретических подходов к раскрытию содержания понятия «патриотизм» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s002/s002-015.pdf

2. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. Новокузнецк, 2002. 297 с.

3. Кучеров В.Е. Научные основы патриотического воспитания российских граждан в современных условиях // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011. № 1 (5). С. 20-35.

4. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 909с.

5. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2013. № 3. С. 31-46.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: ОНИКС–ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376с.

7. Столяренко А.М. Психология и педагогику: Учебник для студентов вузов. М. : Ю-ДАА, 2013. 543 c.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

9. Харламов И.Ф. Педагогика : учеб.пособие. М.: Гардарики, 2002. 519 с.

10. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие. М. : УЦ Перспектива, 2013. 408 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей