В поисках ответа на вопрос:
«Урок истории – повинность или поиск новых знаний?»
Три года назад став учителем истории в 5-ом классе мечтала заразить ребят своей любовью к предмету, разделить с ними свою радость о том, что через много лет смогла реализовать мечту 10-тилетней девочки – стать учителем истории. Но в какой момент поняла, что современные дети – дети «Гугла» и «Алисы» - нуждаются в особых методах подачи информации, которые не просто смогут помочь им найти ответы на вопросы в учебнике, готовых домашних заданиях, но и заставят их искать новые, неординарные решения исторических и обществоведческих задач. На помощь пришел метод кейс-технологий, который стал для меня и моих учеников способом найти много интересного в прошлом, настоящем и будущем человечества.
Часто педагоги-теоретики говорят: «Нужно видеть искру в глазах ребенка на уроке!» Но нам, практикам, этого мало, мы стремимся «потрогать» результат, увидеть его нашей ежедневной деятельности.
Именно поэтому, я придумала и провела исследование на уроках истории в 6-ых классах, которое стало итогом нашей работы с модулем «История Средних веков».
Один из уроков был посвящен созданию кластера «История средних веков – мрачные времена или основа развития», с помощью которого были подведены итоги курса истории средних веков.
На первом этапе класс был поделен на группы по 6 человек, каждой группе было дано задание: исследовать одну из четырех сфер жизни средневекового общества и составить кластер по одному из направлений темы урока.
На втором этапе ребята по группам представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы. В это время учитель следит за их работой, помогая сформулировать результаты работы. На данном этапе мы проверяем насколько эффективно применение проблемно-поискового метода, практических (применение теоретически полученных знании в трудовой деятельности), метода самостоятельной работы.
По окончании урока мы сформулировали ответ на главный вопрос урока-закрепления курса.
Во время проведения педагогического эксперимента были проведены исследования и с помощью анкетирования и наблюдения получены результаты характеризующие показатели работы учащихся такие как: активность, эмоциональность, интерес и др.
До и после педагогического эксперимента ученикам мной была предложена анкета с тремя вопросами, на которые они отвечали «да» или «нет». Полученные результаты представлены в следующей таблице:
№ п/п | ФИО | Понравился вам сегодняшний урок? | Нравятся ли вам уроки истории? | Сможете ли вы самостоятельно сформулировать подобную тему урока? |
до | после | до | после | до | после |
1 | БМ | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
2 | БВ | Да | Да | Нет | Да | Да | Да |
3 | ВУ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
4 | ГД | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
5 | ЗС | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да |
6 | ИИ | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да |
7 | ИИ | Нет | Да | Да | Да | Да | Да |
8 | КЕ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
9 | КМ | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да |
10 | КЕ | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да |
11 | КВ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
12 | ММ | Нет | Да | Да | Да | Да | Да |
13 | МС | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
14 | МЯ | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет |
15 | НД | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
16 | ОИ | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да |
17 | ОА | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
18 | ПА | Да | Да | Да | Да | Да | Нет |
19 | ПЭ | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
20 | СЗ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
21 | СМ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
22 | ТА | Да | Да | Нет | Да | Да | Да |
23 | ТГ | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
24 | ФЛ | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Сводная таблица
№ п/п | Понравился вам сегодняшний урок? | Нравятся ли вам уроки истории? | Сможете ли вы самостоятельно сформулировать подобную тему урока? |
до | после | до | после | до | после |
ДА | 21 | 24 | 17 | 23 | 16 | 22 |
НЕТ | 3 | 0 | 7 | 1 | 8 | 2 |
Для измерения времени активности использовала следующую гипотезу: я предположила, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все учащиеся участвуют в работе.
Для расчёта времени активности использовала формулу:
Процент времени активности = (A1*(100%-X1%)/100%+A2*(100%-X2%)/100% + A3*(100%- Х3%)/100%)*К/100%
Где:
А1,А2, А3 – количество обучающихся в группе
X1,X2, X3, – процент времени, который группа учащихся отвлекается от урока.
K – всего ребят в классе.
Обычно, на уроках истории 5 обучающихся из класса около 10 % времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два – пассивно относится к занятиям и около 60 % времени урока наблюдает за работой своих одноклассников.
Процент времени активности обычных уроков =(5*(100-10)/100+2*(100-60)/100 + 17*(100-0)/100)*100/24= 92,9 %
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один обучающийся примерно 30 % времени урока наблюдал за работой своих одноклассников.
Процент времени активности во время эксперимента = (1*(100-30)/100+23*(100-0)/100)*100/24 = 98,75 %
В результате, усреднив данные по трем показателям, получим значения активности обучающихся до и после проведения педагогического эксперимента:
Интерес до эксперимента = (87,5+70,83+66,7)/3 = 75,1 %
Интерес после эксперимента = (100+95,8+91,7)/3 = 95,8 %
Вывод: В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение отдельных методов (кластера, проблемно-поискового и метода самостоятельной работы) вызывает положительные эмоции к данному предмету, повышает интерес и творческую активность, способствует повышению качества знаний, умений и навыков, необходимых для формирования функциональной грамотности.
И этот вывод значит – дети получают знания, а педагог понимание, что его работа нужна, важна и востребована!!!