СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование на уроке истории как оценка эффективности метода работы педагога

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто педагоги-теоретики говорят: «Нужно видеть искру в глазах ребенка на уроке!» Но нам, практикам, этого мало, мы стремимся «потрогать» результат, увидеть его нашей ежедневной деятельности. Материал о том, как оценить эффективность методик педагогической детельности. 

Просмотр содержимого документа
«Исследование на уроке истории как оценка эффективности метода работы педагога»

В поисках ответа на вопрос:

«Урок истории – повинность или поиск новых знаний?»


Три года назад став учителем истории в 5-ом классе мечтала заразить ребят своей любовью к предмету, разделить с ними свою радость о том, что через много лет смогла реализовать мечту 10-тилетней девочки – стать учителем истории. Но в какой момент поняла, что современные дети – дети «Гугла» и «Алисы» - нуждаются в особых методах подачи информации, которые не просто смогут помочь им найти ответы на вопросы в учебнике, готовых домашних заданиях, но и заставят их искать новые, неординарные решения исторических и обществоведческих задач. На помощь пришел метод кейс-технологий, который стал для меня и моих учеников способом найти много интересного в прошлом, настоящем и будущем человечества.

Часто педагоги-теоретики говорят: «Нужно видеть искру в глазах ребенка на уроке!» Но нам, практикам, этого мало, мы стремимся «потрогать» результат, увидеть его нашей ежедневной деятельности.

Именно поэтому, я придумала и провела исследование на уроках истории в 6-ых классах, которое стало итогом нашей работы с модулем «История Средних веков».

Один из уроков был посвящен созданию кластера «История средних веков – мрачные времена или основа развития», с помощью которого были подведены итоги курса истории средних веков.

На первом этапе класс был поделен на группы по 6 человек, каждой группе было дано задание: исследовать одну из четырех сфер жизни средневекового общества и составить кластер по одному из направлений темы урока.

На втором этапе ребята по группам представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы. В это время учитель следит за их работой, помогая сформулировать результаты работы. На данном этапе мы проверяем насколько эффективно применение проблемно-поискового метода, практических (применение теоретически полученных знании в трудовой деятельности), метода самостоятельной работы.

По окончании урока мы сформулировали ответ на главный вопрос урока-закрепления курса.

Во время проведения педагогического эксперимента были проведены исследования и с помощью анкетирования и наблюдения получены результаты характеризующие показатели работы учащихся такие как: активность, эмоциональность, интерес и др.

До и после педагогического эксперимента ученикам мной была предложена анкета с тремя вопросами, на которые они отвечали «да» или «нет». Полученные результаты представлены в следующей таблице:


п/п

ФИО

Понравился вам сегодняшний урок?

Нравятся ли вам уроки истории?

Сможете ли вы самостоятельно сформулировать подобную тему урока?

до

после

до

после

до

после

1

БМ

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

2

БВ

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

3

ВУ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

4

ГД

Да

Да

Да

Да

Да

Да

5

ЗС

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

6

ИИ

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

7

ИИ

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

8

КЕ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

9

КМ

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

10

КЕ

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

11

КВ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

12

ММ

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

13

МС

Да

Да

Да

Да

Да

Да

14

МЯ

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

15

НД

Да

Да

Да

Да

Да

Да

16

ОИ

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

17

ОА

Да

Да

Да

Да

Да

Да

18

ПА

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

19

ПЭ

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

20

СЗ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

21

СМ

Да

Да

Да

Да

Да

Да

22

ТА

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

23

ТГ

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

24

ФЛ

Да

Да

Да

Да

Да

Да


Сводная таблица

п/п

Понравился вам сегодняшний урок?

Нравятся ли вам уроки истории?

Сможете ли вы самостоятельно сформулировать подобную тему урока?

до

после

до

после

до

после

ДА

21

24

17

23

16

22

НЕТ

3

0

7

1

8

2


Для измерения времени активности использовала следующую гипотезу: я предположила, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все учащиеся участвуют в работе.

Для расчёта времени активности использовала формулу:

Процент времени активности = (A1*(100%-X1%)/100%+A2*(100%-X2%)/100% + A3*(100%- Х3%)/100%)*К/100%

Где:

А12, А3 – количество обучающихся в группе

X1,X2, X3, – процент времени, который группа учащихся отвлекается от урока.

K – всего ребят в классе.

Обычно, на уроках истории 5 обучающихся из класса около 10 % времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два – пассивно относится к занятиям и около 60 % времени урока наблюдает за работой своих одноклассников.

Процент времени активности обычных уроков =(5*(100-10)/100+2*(100-60)/100 + 17*(100-0)/100)*100/24= 92,9 %

Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один обучающийся примерно 30 % времени урока наблюдал за работой своих одноклассников.

Процент времени активности во время эксперимента = (1*(100-30)/100+23*(100-0)/100)*100/24 = 98,75 %




В результате, усреднив данные по трем показателям, получим значения активности обучающихся до и после проведения педагогического эксперимента:

Интерес до эксперимента = (87,5+70,83+66,7)/3 = 75,1 %

Интерес после эксперимента = (100+95,8+91,7)/3 = 95,8 %



Вывод: В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение отдельных методов (кластера, проблемно-поискового и метода самостоятельной работы) вызывает положительные эмоции к данному предмету, повышает интерес и творческую активность, способствует повышению качества знаний, умений и навыков, необходимых для формирования функциональной грамотности.

И этот вывод значит – дети получают знания, а педагог понимание, что его работа нужна, важна и востребована!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!