СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование. Калмыцкая медицина. Калмыцкие эмчи

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование. Калмыцкая народная медицина и калмыцкие эмчи (врачи)

Просмотр содержимого документа
«Исследование. Калмыцкая медицина. Калмыцкие эмчи»

«Калмыцкая медицина. Калмыцкие эмчи».

Главная цель работы – исследование народных методов лечения у калмыков с древнейших времен.

Задачи:

- изыскать возможности более полного освещения основ народной медицины, их эффективности,

- рассказать о мудрости тибетских целителей,

- выявить имена первых калмыцких эмчи,

- исследовать историографию вопроса,

- обозначить современное состояние и актуальность народной калмыцкой медицины.

Объектом исследования проекта является история появления и практика народного лечения у калмыков.

Из давних глубин истории извлекается еще много неиспользованных возможностей, огромный запас знаний для эффективного лечения организма!

Примером этого может служить ойрат – калмыцкая народная медицина, корнями своими питающаяся живительными соками древнейшей тибетской медицины.

Тибетская медицина сама была детищем древнеиндийской. Древняя Индия была признана центром науки и культуры всего древнего Востока. Уже в VΙΙ (7) веке до н.э. в Индии существовало два медицинских центра. Знаменитый врач – мыслитель Чарака составил общее учение о медицине «Древняя «Наука о долголетии». «Древняя «Наука о долголетии» проповедовала:

«Живите в месте, радующем глаз! Это будет поднимать вам дух, отсюда будет исходить и физическое здоровье. Будьте воздержаны в пище. Принимайте лекарства, основанные на таких компонентах как мумиё, можжевельник, рододендрон, полынь и эфедра.

Обязательно делайте окуривание дома можжевельником. Делайте омовение и очищение. В итоге вы обретете ловкость льва, силу слона, красоту павлину, долголетие Солнца и Луны».  Аюрведа – это знание о здоровье и долголетии человека, которое корнями уходит вглубь веков. Буддийская религия подчинила себе сферы человеческой деятельности, в том числе и медицину. Медицина успешно развивалась при хурулах. Взгляды врачей-медиков опирались на истинные знания. «Аюрведа» учила: «Если кто-нибудь говорит или делает с истинным знанием, то за ним следует счастье, как неотступная тень».

От предыдущих поколений калмыкам достались уникальные знания народной медицины, богатый целительский опыт.

Тех, кто занимался врачеванием, называли по-разному в зависимости от способа лечения:

- эмчи (лечащий лекарствами, в том числе, травами),

- отчи (костоправы),

- бәрәчи (массажисты),

- шархчи (специалисты по лечению ран),

- эк болсн ээҗ (повивальные бабки),

- медлһчи («знающие»), являясь специалистами по лечебной магии,

- лечили заговором (домчи),

- заклинанием (тәрнчи).

Калмыцкая медицина имеет глубокие исторические корни, восходящие к XVII веку и отрывочно записанные в многочисленных свитках, многотомных сочинений «Ганджур» и «Санджур». Она объединяет все региональные приемы распознания, лечения, предупреждения заболеваний, принятые в монгольской, тибетской, китайской медицине, и в тоже время она располагает собственными оригинальными, неповторимыми способами лечения организма человека.

Основоположник калмыцкой письменности Зая-Пандита был не только религиозно-философским деятелем, но и одним из калмыцких эмчи.

С веками калмыцкие эмчи постоянно накапливали и передавали опыт своим ученикам. Создавались семейные потомственные династии эмчи, ныне уже не существующие.

Одним из первых дипломированных врачей – энтузиастов, посвятивших всю свою жизнь делу оздоровления калмыцкого народа, был выпускник Казанского университета Семен Рафаилович Залкинд. За свою долголетнюю врачебную деятельность в Калмыкии он практически изучил и постоянно применял приемы в распознавании болезней, их лечения и предупреждения, используемые в калмыцкой народной медицине. Он подтвердил их высокую эффективность, безопасность, простоту, и общедоступность этих методов. Доктор Залкинд установил, что при наличии кажущегося нормального состояния здоровья в момент обследования можно предугадывать возникновение заболеваний. Он постоянно указывал в своих многочисленных статьях, что гораздо легче и выгоднее болезнь предупредить, чем ее лечить.

Поэтому он советовал при лечении фактического здоровья, когда не проявляются признаки грядущего заболевания, принимать ряд предупредительных мер:

1) прием отвара смеси равных частей плодов шиповника, мелконарубленного сладкого корня, цветов полевой ромашки в смеси равных объемов талой, дождевой, родниковой воды по одной пиале три раза в день - утром после сна, вечером перед сном, днем после обеда.

2) прием отвара фарша нежирного мяса (несоленой рыбы) степных грибов, мелкорубленых, сваренных вкрутую птичьих яиц в смеси равных объемов кобыльего, козьего, коровьего, овечьего, верблюжьего молока в качестве первого и второго блюд во время обеда.

3) баночные аппликации на позвоночник от подзатылочной до копчиковой ям и параллельно с обеих сторон один - два раза в неделю систематически.

4) еженедельное погружение обеих рук в очень горячую, а обоих ног в очень холодную воду, одновременно утром после сна и вечером перед сном.

5) полоскание полости рта утром и вечером отвара смеси равных весовых частей шелухи лука и чеснока (1:1:20).

Доктор Залкинд установил, что можно предугадывать возникновение заболеваний. Он советовал профилактические меры. Природными целителями доктор Залкинд называл солнце и родниковую воду, поэтому рекомендовал всем людям молодого и среднего возраста все теплое время года ежедневно купаться, особенно утром после сна и вечером перед сном, спать на берегу, опустив обе голени в воду, ходить по шею в воде, надувать воздушные пузыри не менее тридцати раз, находясь по шею в воде.

Методы профилактики в калмыцкой народной медицине.

  • Круглогодичное купание в воде.

  • Круглогодичное хождение босиком по земле, снегу, льду в полуобнаженном виде.

  • Обливание контрастной водой – то холодной, то горячей.

  • Помещение рук и ног – правых – в горячую воду, левых – в холодную.

  • Прием отвара шиповника круглый год ежедневно по одной пиале утром и вечером.

  • Растирание тела снегом и шерстью.

  • Ежедневное купание в ванне, куда добавлена соль солончаков, перед сном или сразу после сна в течение года.

  • При переохлаждении для предупреждения простудных заболеваний рекомендуются баночные аппликации на грудь, спину, оба бока и одновременно прием аркэ (кислое молоко).

Все виды профилактики в калмыцкой народной медицине способствуют повышению сопротивляемости организма к различным метеоусловиям, предупреждают простудные заболевания, уменьшают возбудимость нервной системы, улучшают сон и аппетит.

Марк Исакович Стеклов, врач-фтизиатр, кандидат медицинских наук, прожив в степи некоторое время, говорил:

- В вопросах распознавания болезни калмыцкие эмчи достигали возможности выявлять скрыто текущие заболевания, когда человек еще ничего не чувствует и кажется вполне здоровым. При этом они пользовались многими методами. Например: иглоукалыванием кожи, наружного края пупка, которые мысленно делили на часовые сектора и дуги, связанные с определенным органом или системой органов. Эмчи умели определять давность заболевания, характер его течения, возможность появления осложнений, выявляли методы лечения. Это требовало от них больших знаний и опыта. Среди эмчи были знаменитости, пользовавшиеся большой популярностью и заслуженным уважением.

Он полюбил эту землю. Объездив ее из края в край, записывал, как лечили калмыцкие эмчи (лекари), сам научился их приемам. И пришел к выводу: калмыцкая медицина, хоть и имеет явное родство с китайской, индийской и тибетской, все же самостоя­тельна и оригинальна. Она выросла из пот­ребности народа иметь здоровых воинов (К примеру, эмчи участвовали в отборе кандидатов в конницу и умели предсказывать скрытые, не проявившиеся еще в симптомах, болез­ни).

Кроме того, ее достоинство в том, что для лечения использовались исключитель­но доступные средства: если травы - то те, которые росли под ногами.

Поразительно бережное отношение к природе проявля­лось и здесь: собирали то, что не могло привести к гибели самого растения - пло­ды, листья.

Народные лекари применяли своеобразные тесты при отборе детей в школы при хурулах (ламаистских монасты­рях), они определяли, сможет ли выдержать ребенок серьезную умственную нагрузку и особый образ жизни.

Марк Исакович Стеклов оконча­тельно систематизировал собранный мате­риал, осмыслил его с точки зрения совре­менной медицины и использует в своей практике.

Итогом изучения М.И. Стекловым методик лечения калмыцких эмчи стало появление монографии «Предсказывание калмыцкими эмчи болезненного состояния». Теперь Марк Исакович Стеклов оконча­тельно систематизировал собранный мате­риал, осмыслил его с точки зрения совре­менной медицины и использует в своей практике.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Предсказывание болезненного состояния

1. Если  при  надавливании указательным пальцем кожи в подгрудинной ямке, при разминании кожно-мышечной  складки  в правом подреберье будет непроизвольно сгибаться туловище, то вскоре появятся желтуха,  потемнение мочи, посветление стула, зуд кожи, приступы болей в правом подреберье.

2. Если при рублении ладонями в области поясницы возникает непроизволь­ный полуповорот туловища или разгибание его, то вскоре появятся болезни мочеиспус­кания, ночное недержание мочи, приступы болей в пояснице, отдающие во внутрен­нюю поверхность бедра.

3. Если при разминании кожно-мышечной складки пояснично-крестцовой области по­явится непроизвольный поворот туловища, то вскоре возможен приступ болевого огра­ничения движения в пояснице, в тазобед­ренном суставе.

4. Если при разминании кожно-мышечной складки на груди, спине, бедре возникают непроизвольное движение туловища, уча­щение сердцебиения, расширение зрач­ков, то вскоре появятся болевое ограниче­ние движения на данном участке туловища, судороги в этой области.

5. Если при пассивном разгибании суставов расширяются зрачки, непроизвольно двигаются конечности, туловище, то вскоре появятся болевое ограничение движения, припухлость в исследуемом суставе.


З еленая аптека. Здесь имеется ввиду применение трав в народном лечении.

Калмыцкий эмчи Эрдни Эрендженович Басангов предлагает при плохом аппетите следующие рецепты:

1. Дикие плоды яблони, груши, вишни, сливы, винограда, айвы берут в равных количествах и варят в 5 литрах талой или дождевой воды. Принимают 3 раза в день по пиале перед едой.

2. Взять в равных частях мелко рубленные листья подорожника, одуванчика, цветков ромашки, акации, тюльпана и приготовить отвар в двух литрах родниковой или талой воды. Процедить и пить по пиале 3 раза в день перед едой при плохом аппетите.

3. Фарш винограда в собственном соку.

Калмыцкие эмчи постоянно назначали отвар смеси равных частей общеизвестных степных растений: цветов одуванчика, ромашки, тюльпана, тысячелистника, верблюжьей колючки, листьев крапивы, лопуха, камыша, плодов верблюжьей колючки. На одну часть мелко измельченного лекарственного сырья брали 10 частей родниковой талой или трижды прокипяченной воды. Прием ежедневный – утром после сна и вечером перед сном по одной пиале в течение 30 дней. Это степное лекарство назначали при изжоге, отрыжке, при болевом вздутии живота, желтухе, кашле, болезненном мочеиспускании. Эмчи использовали этот отвар при полоскании полости рта и горла при болях, кровоточивости десен. Рекомендовалось вдыхание паров отвара при сухом мучительном кашле, осиплости голоса, насморке, першении в горле и носу.

Мёдотерапия. Эмчи и пчеловод Дорджи Эрдниев лечебные препараты приготавливал на основе мёда. Он использовал отвар мёда в талой воде или молоке в соотношении 1:20. Он считал, что медово-молочный состав помогает при многих заболеваниях, особенно во время и после истощающих заболеваний, лихорадке, при одышке, болях в сердце, бессоннице, ранах, язвах, переломах.

Мёдом эмчи лечили раны, ожоги, язвы, свищи, зуд, сыпь. Мёд применяется в виде отвара в молоке (желательно кобыльем) в смеси с животным жиром, эта смесь накладывалась на пораженные участки в виде повязок, которые менялись по мере заживления.

Ода калмыцкому чаю.

Польза калмыцкого чая. Для калмыков и для других кочевых народов вареный молочный чай всегда был и остается не только напитком, но и лекарством, и общеукрепляющим средством.

Этот чай нормализует обмен веществ, а также повышает сопротивляемость организма болезнетворным бактериям, то есть укрепляет иммунитет. Калмыцкий чай избавляет от простуды и от сильного кашля. Его используют для лечения заболеваний дыхательных путей.

Этот напиток благотворно влияет на пищеварение и на работу желудочно-кишечного тракта. Его принимают при отравлениях – и во время лечения, и для восстановления сил. Кроме того, его рекомендуют пить при заболеваниях желчного пузыря. Этот чай помогает справиться с усталостью, возвращает бодрость и отлично тонизирует. И при этом он избавляет от бессонницы и от чувства внутреннего беспокойства.


Легенда о происхождении калмыцкого чая.

Существуют различные версии, как чай с молоком стал «фирменным» напитком азиатских народов. Древняя легенда рассказывает, как тибетский религиозный деятель Цзонхава тяжело заболел и обратился к известному врачевателю. Тот прописал ему единственное лекарство – необычный чай на голодный желудок – и обещал полное исцеление на 7-й день. Через неделю Цзонхава поднялся с постели и повелел в этот день всем верующим зажигать лампаду и готовить волшебный чай, названный позднее джомба.

  • Травы для калмыцкого чая собираются до периода их цветения, что и обеспечивает гипоаллергенность напитка.

  • Калмыцкий чай ускоряет обмен веществ и выводит токсины из организма.

  • Медики рекомендуют пить его, особенно горячим, при перепадах артериального давления.

  • Калмыцкий чай очень питателен, и после его употребления человек еще долгое время не испытывает чувства голода и жажды. Калмыцкий чай, известен также как джомба, монгольский чай, карымский чай, карымный чай, киргизский чай и плиточный чай.

  • Формирование традиционной народной медицины любого народа – это адаптация людей к осваиваемой среде. Природные условия и ресурсы оказали влияние на выбор и ассортимент лекарственных средств. Проведенное исследование показало, что народная медицина калмыков имеет весьма разветвленные сферы специализации как фитотерапия, лекарственные средства животного и минерального происхождения, массаж, гимнастику, водолечение, иглоукалывание и т.д.

  • По нашему мнению, в лекарственных средствах у калмыков преобладают средства животного происхождения, что обусловлено ведением в недавнем прошлом кочевого хозяйства и образа жизни.

  • Проведенное исследование показало не только сохранение знаний о народной медицине на бытовом уровне, но и возможность утраты.

  • Помним, что природа нас создала, а значит,

  • поможет нам восстановить свои силы, тонус и здоровье.











Историография зарождения калмыцкой народной медицины

Историю зарождения калмыцкой народной медицины рассматривали в своих трудах многие исследователи. Среди них Сергей Рафаилович Залкинд, Душан Улюмджи Душанович, Намка Кичиков – выпускник высшей буддийской школы Чёёря-хурула, монах, эмчи, астролог, Санджи Уланович Уланов - однокурсник Намки Кичикова по Чёёря-хурулу. После учебы в Цаннид Чойра в 1923 году Санджи-гелюнг был направлен в Сальские степи, Цаган Атхаев в 7-летнем возрасте поступил в хурул Болан  Толга селения Улан-Хол. После окончания учебы Цаган-гелюнг возглавлял хурул, проводил ритуалы, лечил людей, Марк Исакович Стеклов, врач-фтизиатр, кандидат медицинских наук и другие.

Народная медицина // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 304-311.

Народные знания в системе жизнеобеспечения калмыков // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. В 3 томах. Т. 3. Глава 2. Духовная культура. 1.21. Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2010. С. 103-117.

Медицинские знания у калмыков (по архивным и полевым источникам // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А. Ш. Кичикова. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 278-281.

Народные знания калмыков // Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения: мат-лы Междунар. науч. конф., г. Элиста, 23-24 окт. 2003 г. – Элиста: КалмГУ, 2003. С. 120-123.

Залкинд и народная медицина калмыков // Жизнь, отданная людям (к 140-летию со дня рождения с.Р. Залкинда). – Элиста: КИГИ РАН, 2010. – С. 34-49.

О понятии «сүмсн» (душа) в народном врачевательстве калмыков // IX Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл., г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2011 г. С. 372.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!