Упражнение 1
Задание: укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях. Устраните неясность.
1. В верхнем ящике стола лежали марки.
2. В 25 лет он остепенился.
3. Сегодня футболисты покинули поле стадиона без голов.
4. Николай тебя не узнает.
5. Эту особенность поведения модели просмотрели.
6. По выходным я вожу детей в парк.
7. После повторного анализа были получены отличные результаты.
Упражнение 2
Задание: перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
Ученики внимательно …….. в микроскоп каплю жидкости.
Дети бесцеремонно ……..приезжего (разглядывать, рассматривать)
Древние египтяне ……..огромные пирамиды.
На берегу реки недавно …….. купальню. Из палатки и весел туристы быстро …….. носилки. (Соорудить, воздвигнуть, построить)
Наш попутчик рассказал …….. историю.
У него оказался пытливый и …….. ум. (Любознательный, любопытный)
Вы …….. на здоровье – радушно угощала нас хозяйка.
Мы сели к столу и стали с аппетитом ……..(есть, кушать).
Упражнение 3
Задание: устраните повторяющиеся однокоренные слова:
Появление пьес А.Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра;
Автор сатирически изображает образы помещиков.
Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне.
Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.
Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.
«Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.
Упражнение 4
Задание: исправляем ошибки, если они есть:
Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники.
Через весь роман проходит фабула патриотизма.
Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.
В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.
Очень рано я понял, что биология - завлекательная наука.
Сначала о Манилове складывается двойное впечатление.
С первого взгляда он может показаться очень даже прекрасным человеком.
Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение.
Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым.
Отметьте, в каких случаях употребление «лишнего» слова является средством передачи логического ударения или средством создания речевой выразительности, а в каких – лексической ошибкой.
Упражнение 5
Задание: какому поэту принадлежат эти строки. Зачем он два раза повторяет одно и то же слово?
«Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…»
Упражнение 6
Задание: считаются ли неправильными следующие сочетания?
Странный парадокс
Свободная вакансия
Первый дебют
Памятные сувениры
Старый ветеран
Биография жизни
Главная суть
Вернуться обратно
Упасть вниз
Взаимоотношения друг с другом
В июне месяце
Неиспользованные резервы
Простаивать без дела
Мы дорожим каждой минутой времени
Отступить назад на два шага
Необычный феномен
Забавный курьез
Ведущий лидер