Сведения о разработчике |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Табакаева Татьяна Николаевна |
Район | Советский |
Место работы | МБОУ Школа №46 |
Должность | Учитель химии |
Общая информация |
Предмет | Химия |
Класс | 11 |
Тема урока | Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых и больших периодов |
Тип урока | Урок повторения и открытия новых знаний |
Цель | организовать деятельность по повторению периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, сформировать систему новых понятий, расширить знания за счет включения новых определений, терминов |
Задачи |
| знать формулировки периодического закона (времен Менделеева и современную), знать устройство периодической системы, уметь пользоваться табличными величинами для проведения расчетов по формулам и уравнениям, знать состав и строение атомов элементов, уметь составлять электронные электронно-графические формулы атомов, делать выводы о роли химических знаний в жизни человека |
| развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о химическом языке, о химических процессах и явлениях, понимать их суть и указывать их значение |
| формировать химическую грамотность, установить необходимость естественнонаучных знаний и умений для использования в различных жизненных ситуациях |
Планируемые результаты |
| наличие учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, самоопределение; устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки |
| знать строение периодической системы, уметь ею пользоваться для выполнения заданий; уметь составлять электронные и электронно-графические формулы атомов элементов на основе их положения в ПСХЭ; уметь применять знания для выполнения заданий на сравнение; формулировать основные термины по теме, применять химические понятия; формировать представления о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной; |
| |
| самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности (формулировка темы, цели, учебных задач урока), рефлексировать свою деятельность |
| находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность; смысловое чтение |
| слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Фонды оценочных средств |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | https://edu.skysmart.ru/student/poxixidata skysmart (11 класс) |
Форма обучения | В классе |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Проблемное обучение |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное взаимодействие |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение |
Используемые открытые образовательные платформы, онлайн-сервисы | РЭШ, skysmart |
Необходимое оборудование | доска, учебник, периодическая таблица Д.И.Менделеева, компьютер, презентация, экран, проектор |
Программное обеспечение | "Уроки химии" для 8-11 класса (фирма «Кирилл и Мефодий") |
Дидактическое обеспечение | 1)задания, требующие ответа по аналогии, 2)задания требующие анализа имеющихся знаний 3) задания, требующие определённых умозаключений |
Дополнительная литература | |
Интернет-ресурсы | www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»). www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»). www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников). www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии). www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»). www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»). |
Этап учебного занятия | Цель, содержание этапа | Используемые ресурсы открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Организационный момент | | | Приветствие класса, проверка готовности к уроку | | Приветствие учителя | Демонстрация уровня готовности к уроку | Волевая саморегуляция |
Постановка учебной задачи актуализация субъективного опыта учеников | Мотивирование, включение в тему, формулирование темы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6479/start/150989/ | Рассказ о потрясающих возможностях периодической системы (предсказание существования неизвестных еще элементов Перечислите, какие свойства химического элемента можно предсказать по его положению в периодической системе. | Активное слушание, анализ информации | Развивают умение слушать и понимать речь других; учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Учатся самостоятельно определять и формулировать учебную проблему и цель учебной деятельности | Формируют умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов |
Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи | https://foxford.ru/wiki/himiya/stroenie-elektronnyh-obolochek | Рассказ о s-, p- элементах, о квантовых числах, с помощью которых можно описать состояние электрона в атоме | Анализируют, аргументируют и доказывают свою точку зрения | Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работают в парах, устанавливая рабочие отношения; работают в группе, эффективно сотрудничая и создавая продуктивную кооперацию | Исследуют условия учебной задачи, обсуждаю способы ее решения | Выработка умения анализировать учебную информацию |
Моделирование | Составление электронных и электронно-графических формул для элементов малых периодов | https://edu.skysmart.ru/student/tidolegora | Контроль за осуществлением процесса с последущим обсуждением составленных формул | Фиксируют электронные и электронно-графические формулы элементов малых периодов | Осуществляют самоконтроль за правильностью составления электронных и электронно-графических формул | Делают вывод о том, что все элементы малых периодов относят к s- или p-элементам |
Конструирование нового способа действий | Составление электронных и электронно-графических формул для элементов больших периодов | https://edu.skysmart.ru/student/tidolegora | Рассказ о d-, f- элементах, об особенностях распределения электронов по энергетическим уровням у элементов больших периодов | Фиксируют электронные и электронно-графические формулы К, Sc, Mn, Fe и др. элементов больших периодов | Обсуждают в парах учебный материал | Делают вывод о том, что элементы больших периодов могут быть s-, p-, d-, f- элементами |
Переход к этапу частного решения задач | Составление электронных и электронно-графических формул для элементов Cr и Cu | | Рассказ об исключениях в последовательности заполнения орбиталей электронами | Фиксируют электронные и электронно-графические формулы Cr и Cu | Задают вопросы по составлению электронных и электронно-графических формул | Осуществляют самоконтроль | Делают вывод о том, что заполненный наполовину или полностью 3d- подуровень энергетически выгоден |
Контроль на этапе окончания учебной темы | Усвоение учебного материала | https://edu.skysmart.ru/student/poxixidata skysmart (11 класс) | Поливариантное экспресс-тестирование | Ознакомление с результатом тестирования | Вывод об усвоении темы |
Рефлексия | Анализ результатов | | Оценивание работы на уроке | Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - я выполнял задания… - я понял, что… - теперь я могу… - я почувствовал, что… - я приобрел… - я научился… - у меня получилось … - я смог… - я попробую… - меня удивило… |
|