Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
Здоровьесберегающие технологии
на уроке «Швейное дело».
Учитель швейного дела: Хасанова К.Н
На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья учащихся. Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению, которые выполняются на уроках. Под здоровьесберегающими технологиями понимают целую систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование у детей ценного отношения к своему здоровью. За последние годы у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, особенно у наших воспитанников школы-интерната - детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .
Организуя образование в области здоровья, помните:
• если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
• если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
• если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Условия здоровьесбережения на уроках "Швейное дело"
1. Гигиенические условия в классе (кабинете):
светлые тона стен, выкрашенные эмульсионной краской, возможность вымыть с мылом руки,
соблюдение температурного режима (своевременное проветривание кабинета)
рациональное освещение всего класса, индивидуального рабочего места, интерактивная доска, школьная доска, включить дополнительный верхний свет, и все швейные машины снабжены электроосвещением,
2. Строго соблюдены все требования расстановки мебели кабинета:
а) от наружной стены до первого стола не менее 0,5 м
б) от классной доски до первых парт - 2 м
в) между столами - не менее 0,5 м
г) между рядами - не менее 0,6 м
д) нижний край классной доски над полом - 80-90 см
е) за первыми столами места для ребят с плохим зрением, гиперактивные.
ё) за последними столами обычно сидят высокие и более спокойные ребята.
ж) важное значение при работе в мастерской имеет соблюдение правил техники безопасности. В мастерской оформлены стенды с инструкциями по ТБ с инструментами и оборудованием швейной мастерской, у гладильной системы лежит резиновый коврик; ножницы и иглы лежат в специальной коробке, в закрытом шкафу и выдаются только когда дети начинают работать; учащиеся самостоятельно пользуются розетками, т.е. включают и выключают швейные машинки. Правила ТБ повторяются почти на каждом уроке.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем.
Напомню, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, тестирование, контрольные, практические занятия, ручной труд и оценка выполненной работы.
Нормой считается 4-7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма — 7-10 минут.
4. Число использованных учителем видов преподавания:
словесный,
наглядный,
демонстрация материалов с применением ИКТ
самостоятельная работа и др.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Проведение физминуток дает возможность детям немного немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление
6. Физкультминутки и физкультпаузы сегодня являются обязательной составной частью каждого урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма— на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения этих упражнений и наличие у учащихся их выполнять желания их выполнять.
7. Для эмоциональной разрядки подойдет даже добрая шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка.
Например иногда использую такие, всем известные:
Пословицы:
Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье. Береги здоровье смолоду.
Подшучивай сам над собой: здоровей смеяться будешь.
Доброе слово и кошке приятно.
Методы обучения на уроках " Швейное дело " при соблюдении здоровьесберегающих технологий:
1. Комфортное начало урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
2. проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, массажа пальцев рук, гимнастики для глаз, упражнений, направленных на улучшение правильной осанки; поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3. Объяснения нового материала проходит с опорой на субъективный опыт самого учащегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.
4. Учёт не только индивидуальных способностей, но и ритм исполнения задания. Не могут дети в классе с одинаковой скоростью выполнять ту или иную работу. Поэтому тем, кто уже хорошо завершил своё задание, я предлагаю следующие варианты: помочь тому, кто по времени отстаёт; проконтролировать того, кто неуверенно чувствует себя за швейной машиной. И это способствует и дружбе в классе и стремлению хорошо завершить свою работу, что тоже поддерживает здоровьесбережение.
5. Личностный позитивный пример учителя. Дети не должны знать и видеть любые наши проблемы, иначе негатив на уроке быстро распространится и урок не получится.
А видя улыбку учителя и заинтересованность в учениках, дети легче включаются в ритм урока, не только слушают, но и слышат сказанное учителем, начинают более легко осваивать новую тему, помогают друг другу, что развивает коммуникативные навыки и толерантность.
Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание, попрощаться с учащимися.
И так красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:
учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
учет состояния здоровья детей данного класса;
учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
формирование положительной мотивации к учебе
Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения – это использование учителем продуманной с точки зрения сохранения психологического, эмоционального, физического благополучия учащихся системы построения урока, позволяющей повысить его эффективность, достичь максимального результата в реализации развивающей, обучающей и воспитательной цели урока.