СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование загадок в коррекционно-логопедической работе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Ушинский писал «…Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение…»

Просмотр содержимого документа
«Использование загадок в коррекционно-логопедической работе.»

Учите детей отгадывать загадки.

Для чего они нужны детям?

Для развития логического мышления, формирования навыка наблюдательности, тренировки памяти и внимания.

Ведь не зря в сказках с помощью загадок испытывали мудрость, находчивость, смекалку.

К.Ушинский писал «…Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение…» Действительно, отгадывание загадок – это настоящая гимнастика для ума, мобилизующая его умственные способности, слуховое внимание и память.

Загадка - это также способ воспитания, обучения, развития детей, упражнение на размышление, на умение доказывать.

Сама природа загадки, её назначение требует от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к её языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису.

Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов.

Благодаря загадкам ребенок приучается думать. Тематика загадок очень разнообразна, а значит, они помогают ребенку узнать больше об окружающем его мире. Причем знания эти не просто сообщаются, а добываются самим ребенком в процессе поиска разгадки, а значит более прочны и осознанны.

В логопедической работе загадка позволяет быстро включить детей в занятие, привлечь их внимание, вызвать активный интерес. Поэтому логопед использует загадку в самом начале занятия.

Другой способ использования загадок – автоматизация звука в слове. Именно поэтому в картотеке загадки подобраны по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки.

Кроме того, загадки хороши для развития словарного запаса ребенка, наполняет слово-понятие эмоциями, ассоциациями, включает слово в большое количество семантических полей, что позволяет проще актуализировать (выбирать) слово – это особенно актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Народные и литературные, старинные и современные загадки – это миниатюра логической задачи

К пониманию загадок детей надо готовить. Наблюдательность – это способность замечать, ее надо развивать и тренировать. Тренировать наблюдательность детей нужно в играх доступных по возрасту. Подготовительные игры, заставляя думать, замечать, подведут детей к умению отгадывать.

В современных условиях, когда людям не приходится выживать, многое ушло из жизни. Предсказание погоды народными приметами заменил прогноз погоды. За ненадобностью исчезает инстинкт охотника, читающего следы, замечающего уровень сломанной веточки.

В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в подходящий момент. Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова! И еще, после того как ребенок нашел ответ, не лишним будет узнать, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и в случае необходимости подкорректировать выводы.

Загадки помогают открыть внутренний мир ребенка, стимулировать работу воображения, образного мышления. Ребенок начинает понимать афоризмы, метафоры, сравнения. Развивается речь, увеличивается словарный запас.

Основные ошибки при отгадывании загадок детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

– Дети, не задумываясь, не размышляя, ищут ответ.

– Другая ошибка была связана с особенностями мышления детей с ОНР, которые плохо понимают метафоричность загадок, их иносказательность.

– Многие дети дают нелепые ответы, называют первое, что им приходит в голову.

Опыт использования загадок для развития мыслительной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. В первую очередь нужно использовать загадки, требующие коллективных ответов.

2. Загадки, требующие индивидуального ответа, на первых этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР должны быть простыми, выделяющими один основной признак предмета. В основном это загадки о предметах, с которыми ребенок знаком.

3. Детям необходимо показать предметы – «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания предметов в загадке.

4. Необходимо обращать внимание детей на смысловую сторону загадок, подчеркивать меткость и яркость образов, присущих загадке. Чтобы загадки стали настоящим средством развития детского мышления, отгадывание нужно строить так, чтобы не допускать механических отгадок. При этом желательно объяснить, для чего созданы загадки (чтобы заинтересовать человека, заставить его задуматься), обратить внимание на то, что загадать загадку можно о любом предмете.

5. Работу по развитию мыслительной деятельности через использование загадок проводить планомерно, систематически от простого к сложному; последовательно расширяя диапазон умственной активности; с опорой на конкретный план работы в данном направлении.

Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными. При работе с детьми с речевой патологией мы часто сталкиваемся с такими психологическими проблемами как неусидчивость, снижение концентрации внимания и памяти. Как следствие возникает необходимость постоянного стимулирования детской активности.

Формирование грамматических категорий у детей с речевой патологией затруднено и происходит медленно. Загадки позволяют детям быстрее запоминать слова и словосочетания, а затем использовать их в собственной речи, да и сами занятия проходят веселее и непринужденнее.

Дети охотно играют в такие игры-загадки. В процессе коррекционной работы с использованием загадки речь детей не только обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными, но и формируется грамматически правильная фраза. Загадки помогают нам превратить обучение в занимательную игру, которая приносит много радости и ребенку, и педагогу, а так же приводит к успеху в достижении поставленных задач.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

  • стимуляция умственной активности;

  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. - Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

  3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.

  4. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми», «Просвещение», Москва, 1974.

5.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста», «Айрис Пресс», Москва, 2007.

  1. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми//Дошк. воспитание.-1983.-№7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!