СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование вторичных текстов на уроках развития речи по русскому языку (сочинение, изложение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи как разновидность урока русского языка характеризуются спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и учащегося. Такие уроки позволяют реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствуют эффективному развитию речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование вторичных текстов на уроках развития речи по русскому языку (сочинение, изложение)»

МБОУ-СОШ№2 города Аркадака Саратовской области

























«Использование вторичных текстов на уроках развития речи по русскому языку (сочинение, изложение)».



















Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ-СОШ№2 города Аркадака

Визнер Н..Г.













Апрель, 2021

Урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.  

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности –письмом, говорением, чтением, слушанием.

На уроках развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и письменной формах. Цели такого урока (опираясь на полученные знания о языке):

  • Целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей;

  • Учить их воспринимать (и понимать) чужую речь;

  • Строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка.

Основные цели словарного запаса и грамматического строя речи учащихся:

  • Обучение нормам языка и их использование в речи;

  • Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; обучение навыкам культуры и речевого общения;

  • Развитие основных видов речевой деятельности-говорения, письма, слушания и чтения;

  • Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности(анализа и синтеза, абстракции и обобщения).

  • Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

  • Способ усвоения знаний уроков развития речи-не репродуктивный, преимущественно эвристический(исследовательский). Новые знания открываются учащемуся самостоятельно, в процессе наблюдения за речью.

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда, прежде всего, входят такие структурные элементы, как:

  • Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;

  • Определение учебной задачи, нахождения способов и алгоритмов ее решение;

  • Организация учебной и речевой деятельности по восприятию и порождению высказываний в устной форме;

  • Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

Таким образом, уроки развития речи как разновидность урока русского языка характеризуются спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и учащегося. Такие уроки позволяют реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

 

Использование вторичных текстов на уроках развития речи по русскому языку. (Сочинение и изложение)

ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ — текст, созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. Авторский замысел (интенция) первичного текста во вторичном тексте может оставаться без изменения, но может и меняться.

Вторичный текст – это текст, образованный (или преобразованный) на основе первичного, с помощью определённых механизмов и сохраняющий основную мысль исходного текста.

Вторичный текст – это текст, созданный на базе другого (первичного текста) со сменой авторства.

Вторичный текст создается с учебной целью:

Пересказ — устный вторичный текст с сохранением интенции первичного текста, используется в целях развития речи.

Изложение – это вторичный текст речи; одно из средств формирования коммуникативных умений (умений, необходимых для создания текста, создается на базе первичного текста со сменой авторства ( т.е. заменой одной интенции (коммуникативного намерения) другой интенцией.

Сочинение – рассуждение – это вторичный текст, на содержательном уровне есть самостоятельное текстовое произведение, коммуникативно-информационная задача которого подчиняет себе коммуникативно-эстетическую, собственно информационную и др.

Или вспомогательной целью:

Конспект — письменный вторичный текст, помогающий запомнить и сохранить информацию первичного текста;

Аннотация, оглавление (содержание) — письменные вторичные тексты, которые входят в стандартную структуру крупного текста как его самостоятельные части и помогают читателю лучше ориентироваться в содержании этого текста.

Особой разновидностью является реферат — более сложный по структуре вторичный текст с собственной интенцией: здесь допускается и предполагается выражение собственной точки зрения автора на первичный текст (часто — группу текстов).

Создание вторичного текста связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста, умением подразделять его информацию на основную и развивающую, выделять дублирующую и сопоставительную информацию. Как правило, вторичный текст меньше первичного, так что его составление требует навыков речевой-компрессии (сжатия) в соответствии с требованиями жанра обоих текстов.

♦ Сопоставительное понятие: первичный текст. Сопоставительные видовые понятия: аннотация, конспект, реферат.

Вторичные текстовые образования сегодня занимают все более прочные позиции в ряду речевых произведений, функционирующих в коммуникативном пространстве общества. Умение изложить содержание прочитанного, услышанного, пересказать его с другой целью, составить резюме, аннотацию, реферировать текст, передать информацию в виде конспекта или тезисов, а иногда пародий составляют основу коммуникативной компетенции языковой личности и ее речевого поведения.

Изложение на уроках развития речи по русскому языку.

Изложение – это вторичный жанр речи; одно из средств формирования коммуникативных умений (умений, необходимых для создания текста). Вообще, вторичный текст, а в нашем случае им является изложение, создается на базе первичного текста со сменой авторства ( т.е. заменой одной интенции (коммуникативного намерения) другой интенцией). Изложение относятся к собственно учебным, специфическим жанрам.

 Задачей изложения является воспроизведение содержания первичного текста, т.е. автор создает как бы вариант исходного текста или синоним первичного текста.

Классификация видов изложения очень разнообразна, многие видные деятели создавали свою классификацию. Остановимся на одной из них. Изложение можно рассматривать по трем основаниям:

  1. по цели проведения (обучающие и контрольные);

  2. по характеру текстового материала (повествовательного характера; с элементами описания; изложения-описания; с элементами рассуждения; изложения-рассуждения);

  3. по способу передачи содержания (изложение полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения).



Рассмотрим, изложение – пересказ как вид работы на уроках развития речи по русскому языку для подготовки к Устному итоговому собеседованию.

Экзамен состоит из 4 этапов:1.Выразительное чтение текста. 2. Пересказ текста с включением цитаты. 3.Монолог. 4.Диалог

Задание 2. Пересказ текста с включением цитаты.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Мы осознанно или неосознанно используем всегда этот вид работы на своих уроках.

Приём составления логической схемы.

- Для понимания текста о людях, оставивших след в истории нашей Родины, необходимо выяснить, что именно автор хочет сказать нам о выдающемся человеке. Для этой важной работы можно научить школьников составлять логическую схему.

Ученик выделяет в каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.

- Этот приём начинаю использовать на этапе подготовки к выразительному чтению. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки. 

Основная мысль:

И.О.Ф. + профессия или должность

это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины

1 микротема

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - профессиональные достижения велики и значимы

 2 микротема

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - всю жизнь посвятил любимому делу

 3 микротема

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - его помнят потомки

- Помним, что время подготовки учащихся к пересказу составляет 2 минуты. Пересказывают текст не более трёх минут.

Памятка для подготовки к пересказу текста

  1. Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  2. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.

  3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.

  4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.

  5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст,  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

  1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил:«Главная ценность жизни – сама жизнь»).

  2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)

  3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).

  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).

  5. В виде части предложения.

  6. Введите цитату не полностью.

Таким образом, к подготовке к Устному итоговому собеседованию мы систематически используем вторичный текст как один из методов работы на уроках русского языка.



При сдаче экзамена ОГЭ мы первым заданием пишем сжатое изложение – вид вторичного текста.

Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами,  главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся - уловить и кратко, без лишней "воды", сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1.      ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

- вводные слова,

- однородные члены предложения,

- повторы,

- риторические вопросы и восклицания,

- однотипные примеры,

- цитаты,

- рассуждения,

- описания,

- детали, не влияющие на ход авторской мысли,

- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

2.      ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

- ряды предложений, связанных одной мыслью;

- части сложного предложения;

- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

*Пример парцелляции:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

 Бессмысленный и тусклый свет.  (А. Блок)

- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3.      ЗАМЕНА.

Заменить можно:

- однородные члены обобщающим словом,

- сложное предложение простым,

- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

- прямую речь косвенной,

- часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

 

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

 

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

 

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

 Изложения как вторичный текст играют важную роль в воспитании, интеллектуальном и речевом развитии, развивает речевой этикет и речевую культуру. Как нам известно, речевой культурой называется умение правильно и красиво говорить, излагать мысли, и при работе над изложением мы учимся правильной речи. Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру. Различные по содержанию тексты расширяют кругозор, обогащают автора новыми познаниями  об окружающем мире, развивают логику, память и, конечно же, речь, а развитая речь – это основа уверенности и успеха. Изложение – это одно из средств формирования совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.

Таким образом, мы доказали, что такой вторичный жанр речи как изложение имеет свои специфические особенности. Изложения – это работы творческого характера, а разнообразие способов восприятия и характера воспроизведения делают этот вид работы многогранным, плодотворным и, следовательно, очень важным не только  в системе обучения речи, но и в риторике.

Сочинение как вторичный текст на уроках развития речи по русскому языку.

Вторичный текст сочинения-рассуждения на содержательном уровне есть самостоятельное текстовое произведение, коммуникативно-информационная задача которого подчиняет себе коммуникативно-эстетическую, собственно информационную и др. Автор вторичного текста интерпретирует, актуализирует и категоризирует информацию на новом уровне, основываясь на жизненном и/или читательском опыте. Различие функциональных характеристик позиций авторов первичного и вторичного текстов соответствует коммуникативным ролям участников отсроченного диалога.

Любой текст претерпевает изменения в процессе активного сопоставления его содержания с индивидуальным опытом учащихся. Анализ вторичного текста сочинений позволяет на систематической основе (так как тексты сочинений — это результаты многоступенчатого процесса: восприятия, понимания, интерпретации и воспроизведения, а в нашем исследовании - вторичной репрезентации концептуализованной проблемы исходного текста и вторичной ее категоризации) рассматривать процессы восприятия и порождения речи во взаимосвязи. На примере текстов сочинений рассматриваются не только особенности письменной речевой деятельности учащихся в ее функциональных аспектах, но и специфические характеристики создаваемого ими вторичных текстов. При построении вторичных текстов пишущий создает новое, иное произведение по отношению к первичному тексту . Этот текст категоризуется как универсальными текстовыми характеристиками, так и приобретенными в силу специфической коммуникативной задачи, стоящей перед его создателем.

На примере сочинений мы рассматриваем определенные механизмы, обеспечивающие порождение нового уровня концептуальных структур на основе уже существующих в первичном тексте. Концептуализованные в первичном тексте проблемы получают вторичную репрезентацию в тексте сочинения в новом контексте. Таким образом, работа со вторичными текстами необходима как работа ученического сочинения как одного из жанров учебного дискурса, выявлении базовых характеристик текстов данного типа и построения модели продуцирования вторичного текста сочинения, что обусловлено практическими задачами, решаемыми современной российской высшей и средней школой.

На уроках русского языка для подготовки куспешной сдачи ОГЭ 9 классу необходимо на отлично выполнить задание 9.1, 9.2, 9.3 – Сочинение – рассуждение, т.е. воспроизвести вторичный текст на основе первичного.

При написании сочинения-рассуждения по отрывку из текста следует учитывать, что сочинение имеет определённую структуру:
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.
Начать можно с предложенного вопроса. В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Во втором абзаце приводим первый аргумент из текста. При этом сначала приводим его своими словами, а затем можно сослаться на номер предложения в тексте или процитировать его.
В третьем абзаце приводим второй аргумент из текста аналогично первому.
В четвертом абзаце – вывод. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.
Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Во-первых, … (предложение …).
Во-вторых, … (предложение …).
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…

Пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных словя думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть. Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
 Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .


3. Вывод. В начале заключения можно использовать следующие вводные словаитак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Вторичный текст сочинения характеризуется приращением информации в части доказательства собственной точки зрения на концептуализованную проблему. Оптимальный объем частей изложения и сочинения определяется степенью информативности вторичного текста: она повышается, если вторичный текст несет максимально новую информацию, и, наоборот, снижается, если информация первичного текста передается в большем объеме, чем это обусловлено прагматической задачей создания вторичного текста сочинения-рассуждения (в случае пересказа первичного текста).

Проанализированные виды вторичных текстов на уроках развития речи русского языка позволили сделать вывод о том, что тексты, продуцируемые учащимися в учебном процессе, обладают рядом сходных функциональных свойств, присущих вторичным текстам разных жанров. В основе вторичной текстовой деятельности лежит фиксация смысловой, концептуальной целостности представляемой в первичном тексте информации, а также умение создавать в ходе его интерпретации новый текст — текст о тексте, реализующий коммуникативное намерение его автора. Сочинение как разновидность обладает рядом универсальных характеристик, присущих любому текстовому произведению. К ним относятся связность, информативность, интегративность, завершенность, хронология, категории образа автора и персонажа, модальность, экспрессивность. Одни текстовые категории определяют структурную организацию текста, другие формируют его смысл.

Сочинение-рассуждение, в отличие от вторичных текстов других жанров, характеризуется следующими категориальными признаками: дискурсивностью, интертекстуальностью, актуализированными информативностью и модальностью первичного текста. Сочинения по исходному тексту отличается от аннотации, рецензии и реферата приращением информации в части доказательства собственной точки зрения на концептуализованную проблему. Автор вторичного текста анализирует и интерпретирует, с одной стороны, первичный текст (прецедентный текст или его фрагмент), при этом взаимодействует с концептосферой указанного источника, связанной с иными текстами, составляющими сверхтекстовое образование. С другой стороны, объектом интерпретации выступает само это целостное сверхсемантическое образование — сверхтекст.

Важнейшей особенностью сочинения как вторичного текста является его диалогичность, реализуемая в категориях адресованности и субъективности. В рамках системно-деятельностного подхода сочинение по первичному тексту представляет собой адресованное читателю (проверяющему) высказывание по поводу проблемы, с другой стороны, оно, в свою очередь, формирует некую ответную реакцию согласия/несогласия адресата. Таким образом, сочинение выступает в роли реплики, образ адресата присутствует в сознании автора вторичного текстов, определяя его коммуникативную стратегию.

С точки зрения адресата, текст сочинения-рассуждения есть продукт речемыслительной деятельности, реализующий его коммуникативное намерение, концептуально отражающий один из фрагментов его речевой картины мира. Вторичный текст сочинения-рассуждения — это одновременно и объект познавательной деятельности, репрезентующий речевую личность его создателя. Адресант и адресат, вступая в диалогическое взаимодействие, функционируют в едином когнитивном поле, формируя аргументативное высказывание, обладающее актуализованными модальностью и информативностью первичного текста.

Конечной целью автора сочинения-рассуждения является вторичная категоризация концептуальных структур на основе уже существующих в первичных текстах.

Следует отметить, что анализ эмпирического материала выявляет недостаточный уровень сформированности речевых умений учащихся. Во многих вторичных текстах сочинений-рассуждений встречаются нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, выявляются несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа текста Для фонового материала учащиеся привлекали различные источники, но, поскольку знакомство со многими из них было поверхностным или отдалённым по времени, фактические ошибки встречались довольно часто. Затруднения авторов вторичных текстов, связанные с интерпретацией содержания текста, ведут к ошибкам в определении концептуальной информации, комментировании проблематики текста, а также в указании позиции адресанта в отношении поставленных проблем.

В настоящий момент, когда перед образованием впервые во всей полноте ставится цель формирования, развития и совершенствования комплекса личностных и социально-профессиональных компетентностей будущих специалистов в период их обучения, особенно значимой становится задача формирования коммуникативных компетенций учащихся. Эта задача высвечивает основное противоречие между стремлением общества и самой системы образования реализовать цели гуманистической образовательной парадигмы, рассматривающей личность как центр собственного самосозидания, и прагматически обусловленными ориентирами формирования коммуникативно развитой, грамотной речевой личности.

Вторичные тексты сочинения-рассуждения предоставляет для учителей богатый материал, характеризующий этот процесс, позволяет сделать ряд выводов и наметить дальнейшие перспективы исследования по данной теме «Использование вторичных текстов на уроках развития речи по русскому языку».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!