СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование веб-квест технологии на уроках литературы как способ формирования универсальных учебных действий

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта использования ИКТ на уроке литературы

Просмотр содержимого документа
«Использование веб-квест технологии на уроках литературы как способ формирования универсальных учебных действий»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Каждый учитель при подготовке к уроку решает важный вопрос: какие технологии использовать, чтобы формировать у обучающихся навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, несмотря на то, какую профессию они выберут. Такую проблему мне особенно часто приходится решать перед уроком изучения биографии писателя. Каким образом познакомить с фактами из жизни художника слова и историей создания его произведения, чтобы заставить думать каждого, разбудить желание самостоятельно углубить знания по теме, дать возможность воспользоваться этими знаниями на других предметах и даже через несколько лет?

Весомое воздействие, по моим наблюдениям, способно оказать применение в учебном процессе квест технологии. При употреблении учителем слова «квест» в детях пробуждаются чувства если не восторга, то уверенности в том, что заниматься они будут чем-то полезным, интересным. Таким образом, использование квест технологии на уроках литературы обеспечивает повышение познавательной активности в несколько раз. Слово «квест» можно толковать по-разному. Мне ближе то значение, что восходит к временам античности. В мифологии квестом называли построение сюжета путешествия персонажей к цели, на пути к которой необходимо было преодолеть массу препятствий. Таким образом, у меня квест ассоциируется с таким сценарием урока, на котором обучающимся, чтобы решить проблему, надо пройти через самостоятельный поиск знаний, выполняя задания, разработанные учителем.

Образовательные квесты подразделяются на «живые» и веб-квесты. Остановимся на веб-квест технологии. Её авторами принято считать американских учёных Т. Марча и Б. Доджа. В России в совершенствование этой технологии внесли значительный вклад такие ученые, как Я. С.Быховский, М. А. Бовтенко. По мнению Быховского, «веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». [1]

Опираясь на рекомендации Быховского, организовываю работу на уроке следующим образом:

1. По договорённости с учителем информатики распределяю ноутбуки среди обучающихся. Уже при виде на перемене в кабинете русского языка и литературы тележки с компьютерной техникой начинается формирование личностных УУД: желание приобретать знания, рождается положительная мотивация учения.

На сайте предварительно размещаю инструкцию к квесту в виде текста, в которой предлагаю выбрать роль, как правило, при изучении биографии можно побыть «историком», «светским журналистом», «политологом», «литературоведом». Далее следует легенда квеста («Вы корреспонденты Интернет-газеты, Интернет-канала, каким вы представите Гоголя в своём репортаже?»). В инструкции даю план прохождения заданий для каждой группы. Например, первой группе предстоит изучить более подробно исторические реалии, в которых жил писатель, второй – необходимо собрать интересные факты жизни семьи, третья группа будет изучать истоки философских и политических предпочтений, четвёртой группе необходимо определить главные темы творчества. Сразу поясняю, как должен быть представлен результат поисковой деятельности. Это могут быть ответы в форме тезисов, мини-сочинения, репортажи, представленные в виде текста или презентации. Всё зависит от времени, на которое рассчитан веб-квест. Если работа длится в течение одного урока, то, как правило, ученики после переработки информации размещают свои ответы на соответствующих страницах сайта, можно предложить индивидуальные домашние задания заинтересованным лицам в виде оформления нового веб-продукта (веб-страницу, например, уже могут создать восьмиклассники).

2.Задания формулирую в соответствии с возможностями обучающихся. Они должны быть понятными, выполнимыми за указанный период времени. Что из себя должны представлять задания? На уроках литературы в среднем звене – это ключевые вопросы темы, на которые необходимо дать ответы. В старших классах это может быть проблемный вопрос или утверждение, требующее доказательств. (Например, проблемный вопрос «Что в биографии Гоголя миф, а что правда? Или задание, требующее найти доказательство слов Н. Г. Чернышевского: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». [2]

3. Для каждой группы представляю список Интернет-ресурсов с внешними гиперссылками. Информация должна соответствовать уровню развития конкретных школьников. Стиль автора должен быть понятным, шрифт приемлемым, желательно, чтобы были иллюстрации, фотографии. Список ресурсов предлагаю всегда аннотированный, чтобы участники квеста знали, почему именно этим материалом надо воспользоваться, а в дальнейшем можно рассчитывать, что ученик сам будет заходить на этот сайт для самообразования.

Во время рефлексии дети сами отмечают, какое значение имеют для них уроки с применением веб-квест технологии. Главное достижение – это поддержание познавательного интереса в течение всего занятия. Даже те ученики, кто мало читает книги, в Интернете с удовольствием находит рекомендованную информацию, в соответствии со своими возможностями создаёт в ответ презентации, формулирует мысли в виде мини-текста.

В процессе чтения Интернет-ресурсов формируются регулятивные УУД: осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, способность к волевому усилию, познавательные: принятие познавательной задачи, понимание информации, формулировка выводов. Если работа осуществляется в группах, то это ещё и коммуникативные УУД: учебный диалог с одноклассниками, выражение собственных мыслей.

Навыки, полученные детьми на уроках литературы, посредством веб-квест технологии находят применение на других предметах. Иногда знакомство с некоторыми историческими событиями происходит раньше на уроках литературы в процессе изучения биографии писателя, чем на уроках истории, и ученик уже имеет начальное представление по теме, что облегчает её дальнейшее постижение.

Список использованной литературы

  1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

  2. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0210.shtml



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!