СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учителем – логопедом здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Показаны особенности применения коррекционно – развивающих приемов и методик в логопедической практике.

Просмотр содержимого документа
«Использование учителем – логопедом здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.»

Использование учителем – логопедом здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Е.М. Козлова,

учитель-логопед,

МКДОУ «Детский сад № 9

компенсирующего вида»,

г. Ефремов, Тульская область


Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Показаны особенности применения коррекционно – развивающих приемов и методик в логопедической практике.

Ключевые слова: коррекционно – развивающие технологии, логопедическая практика, дети с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающие технологии.


Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

Новые требования вызывают необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

Особенное значение в образовательных организациях данного вида занимают здоровьесберегающие технологии. В логопедической практике можно использовать следующий комплекс методов, приемов и средств здоровьесберегающих технологий.

Методы здоровьесберегающих технологий: воспитательные и образовательные программы; активные методы обучения; игровой метод; познавательная игра; практический метод; ситуационный метод; соревновательный метод; дидактический рассказ; беседа; демонстрация; работа с книгой; видеометод; наглядный метод обучения; упражнения; обучающий контроль.

Педагогические приемы: защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения; компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, оздоровительная, корригирующая, дыхательная, пальчиковая гимнастика; психогимнастика; массаж; стимулирующие: приемы психотерапии и др.

Средства здоровьесберегающих технологий: гигиенические средства; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.

Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена - чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и др.; проветривание и влажная уборка помещений; привитие детям элементарных умений и навыков при мытье рук, использовании носового платка; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

Оздоровительные силы природы: учет влияния метеорологических условий: воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, солнечное излучение и др. на биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности детей; проведение занятий на свежем воздухе содействует активизации биологических процессов, повышает работоспособность организма и замедляет процесс утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, ингаляция, витаминотерапия.

Средства двигательной активности: разнообразные физические упражнения; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка - занятие оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков; физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; оздорови-тельная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; массаж; психогимнастика и др.

Следует заметить, что в период раннего дошкольного детства особенно актуально использование здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим подробнее отдельные методы и приемы данных технологий. Например, использование в логопедической практике артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики. По времени индивидуальное логопедическое занятие для воспитанников второй младшей группы не должно превышать 15 минут. Разработан следующий алгоритм проведения занятия: артикуляционная гимнастика – 5 минут, дыхательная гимнастика – 3 минуты, пальчиковая гимнастика – 2 минуты, работа по коррекции звукопроизношения – 5 минут.

Артикуляционная гимнастика. Можно проводить ежедневно. Это необходимо для выработки правильного уклада органов артикуляции, для преодоления мышечных нарушений, таких как гипотонус или гипертонус, а также для формирования правильных, точных, полноценных движений языка. В общей совокупности, правильное проведение такой гимнастики приводит к значительным успехам при коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Комплекс артикуляционной гимнастики должен быть грамотно составлен и ориентирован на проблемные звуки у каждого ребенка. На подгрупповых занятиях нужно рассказать и показать детям, какими бывают артикуляционные упражнения. Мы все вместе тренируемся выполнять то или иное упражнение, здесь главное, чтобы дети увидели и услышали логопеда. На индивидуальных занятиях осуществляем тщательную отработку каждого артикуляционного уклада. Перед тем как приступить к выполнению комплекса артикуляционных упражнений, нужно рассказать о предстоящем упражнении, используя игровые приемы; затем демонстрируется порядок выполнения упражнения.

После того, как воспитанник понял инструкцию, мы переходим непосредственно к самостоятельному выполнению, но с постоянным контролем педагога и самоконтроля. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к выполнению артикуляционных упражнений, можно использовать специальные ярко иллюстрированные пособия. Сочиняем вместе с детьми сказки о «Язычке», вместе с детьми пробуем нарисовать продолжение сказки. Использование игровых приемов не только стимулирует интерес у воспитанников к выполнению артикуляционных упражнений, но и позволяет развивать внимание, память и воображение.

Дыхательная гимнастика. Проводя ежедневные индивидуальные и подгрупповые занятия возникает необходимость проведения дыхательной гимнастики или комплекса упражнений, направленного на выработку правильного речевого дыхания, плавности и протяженности выдоха. За счет постановки правильного дыхания, эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логопедических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание). Для реализации первого этапа созданы многочисленные пособия, целью которых выступает развитие целенаправленной воздушной струи. Например: «Помоги бабочке сесть на цветок», «Сдуй снежинки», «Футбол», «Кораблики». Порядок выполнения дыхательных упражнений такой же, как и при выполнении артикуляционной гимнастики: рассказывание, показ, самостоятельное выполнение с контролем педагога и самоконтроля в дальнейшем.

Пальчиковая гимнастика. У детей младшего дошкольного возраста отмечается общая моторная неловкость, незрелость мелкой моторики рук. Все эти нарушения сказываются на речевом развитии дошкольников. Очень важно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.

Многие учителя-логопеды считают, что пальчиковую гимнастику следует проводить только на групповых и подгрупповых занятиях и только в первый день недели для ознакомления с упражнением, которое в последствие будут проводить вместе с детьми воспитатели группы. Такая точка зрения не совсем правильная, так как у одних детей может быть выявлена мышечная ослабленность пальцев рук, у других напротив – пальцы слишком напряженные.

В таком случае оценить состояние мелкой моторики может только логопед в ходе индивидуального занятия, подобрать последующий комплекс упражнений, который будет способствовать нормализации тонуса мышц рук. Сначала вместе с воспитанником можно выполнить упражнение медленно, в сопровождении стихотворной формы. Слова должны быть ритмичны и последовательны. Обязательно осуществить контроль за тем, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь ребенку, а в дальнейшем научить его помогать себе второй рукой.

Все упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно. Только после того, как упражнение будет хорошо знакомо ребенку, в работу включаются воспитатели. При регулярном включении пальчиковых игр в распорядок дня дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики.

В целом, нужно отметить, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить и улучшить как психологическое, так и физическое здоровье воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!