СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии»

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы преподавания. Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у студентов возможностей осваивать новый материал на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления. Поэтому я на своих уроках внедряю в практику интерактивные, информационные технологии, мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе электронных учебников и компьютерных обучающих программ.

Учитывая специфику преподавания предмета биологии на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для педагога при подготовке и проведении современных, интересных, нестандартных или дистанционных уроков.[1]

Работая над темой самообразования «Использование ИКТ - технологий на уроках биологии» среди студентов был проведен опрос. Цель опроса– выяснить, какие формы и методы обучения биологии позволяют студентам лучше усвоить новый материал, закрепить его и запомнить. 100% студентов отметили, что благодаря учебным презентациям, видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом. Применение ИКТ – технологий позволяет быстро получить необходимую информацию, предоставляет большой выбор наглядных пособий, дает возможность качественной и быстрой проверки знаний студентов с помощью тренажеров и online-тестов, способствует ускорению учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между преподавателем и студентами. [2]

В настоящее время появляется все больше новых цифровых образовательных ресурсов. В своей работе я использую электронные учебники по биологии 10-11 класс, ЦПТИО, 2012г. и цифровые образовательные ресурсы созданные мною в программах AutoPlay Media Studio, FrontPage и стандартном приложении Microsoft - OneNote. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новую тему, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Например, при изучении темы «Цитологические основы дигибридного скрещивания» провожу проверку знаний студентов используя флипчарты созданные в программе ActivInspier (рис.1).

Рисунок 1. Виды опроса в программе ActivInspier


Студент за короткое время записывает полученные в результате скрещивания генотипы, указывает фенотипы полученных гибридов, описывает результаты эксперимента. Это позволяет сэкономить время, наглядно повторить всем студентам группы теоретические основы генетики и моментально проверить правильность выполнения работы. При отсутствии необходимого оборудования можно использовать виртуальные лабораторные и практические работы электронных учебников - определять название частей виртуального микроскопа, рассматривать строение растительных и животных клеток, находить соответствие между рисунками объектов и их названиями, просматривать видеофрагменты к темам и др.


Цифровой образовательные ресурс «Цитология» созданный в программе AutoPlay Media Studio состоит из группы отдельных страниц, на каждой из них размещена информация, которую можно использовать на уроке или студенту для самостоятельного знакомства с разделом «Цитология». В нем содержатся апробированные разработки уроков, презентации, видеоматериал, информационный материал для поддержания интереса к изучаемым темам.

Рисунок 3. ЦОР «Цитология»


Цифровой образовательный контент по биологии на тему «Борьба за существование» предназначен для студентов первого курса. В материал вошли конспект урока, фото и видео материалы, тесты которые используются на уроке. Контент может быть использован для самостоятельного изучения темы или при самостоятельной подготовке к уроку. Цифровой контент cоставлен в программе Microsoft Office FrontPage 2003. Программа позволяет использовать любое количество иллюстраций, видеофрагментов, аудио сопровождение текстов. Для организации самостоятельной подготовки устного ответа предлагается опорный конспект и фото – материалы.

Рисунок 4. Контент в программе Office FrontPage 2003

Цифровой контент размещен в сети Интернет и студенты пропустившие данное занятие переходя по ссылке могут готовиться к уроку самостоятельно.

Для контроля знаний в ЦОРе и ЦОКе разработаны тесты в программе ТМаker и TestEdu. Студентам предлагаются тесты, в которых на вопрос даются четыре варианта ответа, правильный – один из них. Чтобы исключить вероятность механического запоминания номеров правильных ответов, при загрузке меняется последовательность вариантов ответов. Данные программы тестирования может использовать любой человек, не владеющий основами программирования. После тестирования компьютерная программа показывает правильные и неправильные ответы, процент знаний студента и автоматически выставляет оценку.

Рисунок 5. Программы тестирования

Таким образом, на обычных уроках студенты работают с компьютерами, планшетами, мобильными телефонами. Работа с помощью цифрового образовательного контента освобождает учителя от записи материала на доске, появляется возможность спрашивать студентов понимания ключевых моментов темы, контролировать правильность самостоятельного оформления записи темы в тетрадь.


Источники информации:

  1. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии, // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — с. 169-171.

  2. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

  3. Электронный учебник по биологии 10-11 класс, ЦПТИО, 2012г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!