«Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права»
Денисов С.Н., учитель истории,
Тулупова Я.А., учитель истории
На МС, МО, педсоветах мы изучали современные технологии, проводили мастер-классы, демонстрационные площадки по применению цифровых технологий, реализуем проекты: «Ресурсы успеха», «Цифровая школа» и другие, активно распространяем опыт работы на уровне города, региона, всероссийском через сайты.
Мы абсолютно согласны с мнением доктора педагогических наук Германа Селевко, который заметил: "Сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к дальнейшей жизнедеятельности, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы".
Чтобы решить поставленную задачу, необходимо формирование у школьников дополнительных качеств, которые так необходимы им будут в наш век компьютеризации.
Радует, что наши потребности учителей-практиков совпадают с Концепцией модернизации образования, где поставлен вопрос о компетентностно-ориентированном образовании, направленном на становление нового гражданина, самостоятельно организующего свою деятельность.
Для многих педагогов - очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", гласит народная мудрость. Учитывая это, мы поняли, что надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет". Учитывая это, мы стали использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью формирования у них информационно-коммуникативных компетенций (ИКК) на своих уроках.
Условия реализации изменений:
Возможность доступа к информации в лицее (кабинета информатики, автоматизированного рабочего места учителя, локальной сети, Интернет),
Наличие высшей квалификационной категории у каждогоучителя.
Наличие личного кабинета на сайте www.1september.ru
Нас волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью своих уроков развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Постепенно мы стали использовать цифровые образовательные ресурсы на своих уроках.
Ведущая идея: использование ЦОР позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.
Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:
владение навыками поиска
систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и т. д. сведений для её аргументации умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации
Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
расширить информационное пространство;
увеличить скорость поиска информации;
интенсивность обработки полученных знаний.
И поэтому задача учителя истории:
Помочь сформировать в себе способности, которые позволят в дальнейшем овладеть набором способов деятельности;
Создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие;
Создать условия для развития умения структурировать информацию;
Содействовать развитию умения конструктивно общаться
Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний.
Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя.
Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Так используя цифровые образовательные ресурсы, мы стали привлекать своих учеников к их использованию.
Бесспорно использование ЦОР - ключ к формированию творческой личности ученика.
В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Цель, поставленная нами при использования ИКТ, - это общее развитие школьников:
предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;
расширении возможностей самоопределения и самореализации.
Формы, которые мы используем в своей работе в процессе преподавания:
презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)
мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
ИКТ как средство контроля знаний учащихся;
ЦОР - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.
В век компьютиризации, мы считаем наиболее удобным использование на моих уроках мультимедийных технологий в форме презентации. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, мы предлагаем им создать презентации. Здесь каждый имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Например, после изучения темы "Материально-производственная деятельность человека" в 10 классе, учащиеся в форме зачета представили презентации по темам:
Трудовая деятельность
Изобретательская деятельность
Экономическая деятельность Курской области
Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут материал для защиты, работая в интернете.
Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:
создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности;
позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;
стимулирует учащихся к творческой деятельности.
Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.
Конечно же, меняется и стиль проведения занятий с использованием СОР:
доверия,
доброжелательности,
партнерства,
взаимопонимания,
взаимовыручки и поддержки,
терпимости,
учета и уважения интересов, возможностей друг друга
В процессе работы, косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников.
Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе
Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для учителя, но и для учащихся:
осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами
прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя
выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения
создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах
удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду
Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам:
Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся
Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке
Повышает качество и эффективность обучения истории, обществознания, право, развивает учебную деятельность
Это эффективный стимул обучения школьников:
Многофункциональность компьютера множество познавательных потребностей и доступность диалогового позволяет удовлетворить общение в интерактивном режиме;
Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные
условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории, обществознания в условиях урочной системы;
Учащемуся становятся доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала.
В чем же преимущество и новизна ИПО?
Доступность и быстрота получения информации
Наличие различных точек зрения на тот или иной исторический факт, событие
Возможность выразить свою точку зрения в тематических чатах, форумах в Интернете
Наглядность и интерактивность, наличие интерактивных форм контроля и оценивания
Результатов работы учащихся (объективного).
Применение ЦОР в нашей практике преподавания истории и обществознания способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.
Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Мониторинг информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) показывает:
развернуть таблицу
ИКК | Класс | Кол-во | % умения |
Не совсем | владеют |
самостоятельный поиск тематической информации по предмету | 11; 10 | 23 10 | | 23 (100) 10 (100) |
систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации | 11; 10 | 23 10 | 7 5 | 16 5 |
обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) | 11; 10 | 23 10 | 8 5 | 15 5 |
создание собственной презентации | 11; 10 | 23 10 | 4 4 | 29 6 |
умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации | 11; 10 | 23 10 | 7 4 | 16 6 |
Каков же результат использования ЦОР?
увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников
накопление интерактивных форм контроля за знаниями учащихся в кабинете истории (АРМ учителя)
сформировалась коллекция работ учащихся и учителя (132 презентации, видеофильмы, тесты)
увеличилось качество обученности по истории на 6%
повышение качества обученности по результатам ЕГЭ на 1,5 %
Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории, обществознанию и праву, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.