СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На МС, МО, педсоветах мы изучали современные технологии, проводили мастер-классы, демонстрационные площадки по применению цифровых технологий, реализуем проекты: «Ресурсы успеха», «Цифровая школа» и другие, активно распространяем опыт работы на уровне города, региона, всероссийском через сайты.

Просмотр содержимого документа
««Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права»»

«Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права»

Денисов С.Н., учитель истории,

Тулупова Я.А., учитель истории

На МС, МО, педсоветах мы изучали современные технологии, проводили мастер-классы, демонстрационные площадки по применению цифровых технологий, реализуем проекты: «Ресурсы успеха», «Цифровая школа» и другие, активно распространяем опыт работы на уровне города, региона, всероссийском через сайты.

Мы абсолютно согласны с мнением доктора педагогических наук Германа Селевко, который заметил: "Сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к дальнейшей жизнедеятельности, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы".

Чтобы решить поставленную задачу, необходимо формирование у школьников дополнительных качеств, которые так необходимы им будут в наш век компьютеризации.

Радует, что наши потребности учителей-практиков совпадают с Концепцией модернизации образования, где поставлен вопрос о компетентностно-ориентированном образовании, направленном на становление нового гражданина, самостоятельно организующего свою деятельность.

Для многих педагогов - очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", гласит народная мудрость. Учитывая это, мы поняли, что надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет". Учитывая это, мы стали использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью формирования у них информационно-коммуникативных компетенций (ИКК) на своих уроках.

Условия реализации изменений:

Возможность доступа к информации в лицее (кабинета информатики, автоматизированного рабочего места учителя, локальной сети, Интернет),

Наличие высшей квалификационной категории у каждогоучителя.

Наличие личного кабинета на сайте www.1september.ru

Нас волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью своих уроков развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Постепенно мы стали использовать цифровые образовательные ресурсы на своих уроках.

Ведущая идея: использование ЦОР позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.

Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

владение навыками поиска

систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и т. д. сведений для её аргументации умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

расширить информационное пространство;

увеличить скорость поиска информации;

интенсивность обработки полученных знаний.

И поэтому задача учителя истории:

Помочь сформировать в себе способности, которые позволят в дальнейшем овладеть набором способов деятельности;

Создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие;

Создать условия для развития умения структурировать информацию;

Содействовать развитию умения конструктивно общаться

Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний.

Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя.

Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Так используя цифровые образовательные ресурсы, мы стали привлекать своих учеников к их использованию.

Бесспорно использование ЦОР - ключ к формированию творческой личности ученика.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Цель, поставленная нами при использования ИКТ, - это общее развитие школьников:

предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;

расширении возможностей самоопределения и самореализации.

Формы, которые мы используем в своей работе в процессе преподавания:

презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)

мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;

ИКТ как средство контроля знаний учащихся;

ЦОР - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.

В век компьютиризации, мы считаем наиболее удобным использование на моих уроках мультимедийных технологий в форме презентации. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, мы предлагаем им создать презентации. Здесь каждый имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Например, после изучения темы "Материально-производственная деятельность человека" в 10 классе, учащиеся в форме зачета представили презентации по темам:

  • Трудовая деятельность

  • Изобретательская деятельность

  • Экономическая деятельность Курской области

Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут материал для защиты, работая в интернете.

Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:

  • создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности;

  • позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;

  • стимулирует учащихся к творческой деятельности.

Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.

Конечно же, меняется и стиль проведения занятий с использованием СОР:

  • доверия,

  • доброжелательности,

  • партнерства,

  • взаимопонимания,

  • взаимовыручки и поддержки,

  • терпимости,

  • учета и уважения интересов, возможностей друг друга

В процессе работы, косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников.

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе

Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для учителя, но и для учащихся:

осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами

прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя

выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения

создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах

удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду

Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам:

Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся

Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке

Повышает качество и эффективность обучения истории, обществознания, право, развивает учебную деятельность

Это эффективный стимул обучения школьников:

Многофункциональность компьютера множество познавательных потребностей и доступность диалогового позволяет удовлетворить общение в интерактивном режиме;

Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные

условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории, обществознания в условиях урочной системы;

Учащемуся становятся доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала.

В чем же преимущество и новизна ИПО?

Доступность и быстрота получения информации

Наличие различных точек зрения на тот или иной исторический факт, событие

Возможность выразить свою точку зрения в тематических чатах, форумах в Интернете

Наглядность и интерактивность, наличие интерактивных форм контроля и оценивания

Результатов работы учащихся (объективного).

Применение ЦОР в нашей практике преподавания истории и обществознания способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.

Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Мониторинг информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) показывает:

 развернуть таблицу

ИКК

Класс

Кол-во

% умения

Не совсем

владеют

самостоятельный поиск тематической информации по предмету

11;

10

23

10

 

23 (100)

10 (100)

систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации

11;

10

23

10

7

5

16

5

обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта)

11;

10

23

10

8

5

15

5

создание собственной презентации

11;

10

23

10

4

4

29

6

умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации

11;

10

23

10

7

4

16

6

 

Каков же результат использования ЦОР?

  • увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников

  • накопление интерактивных форм контроля за знаниями учащихся в кабинете истории (АРМ учителя)

  • сформировалась коллекция работ учащихся и учителя (132 презентации, видеофильмы, тесты)

  • увеличилось качество обученности по истории на 6%

  • повышение качества обученности по результатам ЕГЭ на 1,5 %

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории, обществознанию и праву, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!