Использование цифровой лаборатории «Эйнштейн» на уроках физики и в исследовательский деятельности.
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории «Эйнштейн».
Цифровая лаборатория дает возможность снимать данные, используя целый ряд датчиков: датчики силы, датчики тока и напряжения, датчики освещенности, датчики температуры и т.д. Результаты эксперимента демонстрируются на экране планшета в виде графика зависимости измеряемой физической величины от времени. Данные могут представляться также в виде таблицы или гистограммы.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях». Позволяют выполнять разнообразные лабораторные исследования, наблюдение, фиксация физических, химических, биологических, природных процессов и явлений, выявление закономерностей, подтверждение гипотезы опытным путем, выявление причинно-следственных связей, межпредметные проекты по естественнонаучному направлению, комплексные работы по элективным, профильным курсам, общественно-полезные работы по анализу и диагностике в сфере экологии, прогноза и анализа природных явлений, техногенных катастроф, поведения живых организмов в экстремальных условиях, профилактики безопасности жизни человека.
Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Эйнштейн» более наглядны и эффективны, это дает возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Цифровые лаборатории обладают целым рядом преимуществ: при проведении лабораторных экспериментов: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов эксперимента возможность сравнения результатов измерения традиционными способами.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация практической деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно и понятно.
Применение цифровой лаборатории на различных этапах обучения физике:
В рамках элективного курса в 9 классе выполняли работу по исследованию искусственного и естественного радиационного фона «Радиация: дозы, эффекты, риск».
При проведении демонстрационного эксперимента на уроке;
Используем лабораторию «Эйнштейн» при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе для проведения демонстрационного эксперимента:
1) Удельная теплоемкость твердого тела.
2) Исследование условий кипения воды.
При выполнении лабораторных работ.
Цифровая лаборатория «Эйнштейн» позволяет на новом уровне проводить не только лабораторные работы, показывать демонстрационные опыты, но и проводить работы исследовательского характера. Очень эффективно применение данного оборудования в тех случаях, когда необходимо зафиксировать незначительные изменения физических величин. Например, при выполнении лабораторной работы «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» в 8 классе; при изучении в 11 классе темы: «Самоиндукция» для регистрации кратковременного
«всплеска» силы тока при размыкании электрической цепи, содержащей катушку индуктивности.
При проведении исследований физических явлений и процессов, используемых в исследовательских проектах.
Проводили эксперименты по измерению степени освещенности, температуры и влажности в классных комнатах Полученные данные оформляем в виде графиков, диаграмм или таблиц.
Результаты сравниваем с нормами СанПиНа. Измерения должны совпадать с общепринятыми нормами, что показывает безопасность учебных кабинетов для обучения. Превышения уровня освещенности, влажности, шума и магнитного излучения может пагубно отразиться на физическом и психическом здоровье детей и учителей.
Изучение факторов влияющих на зрение подростков»
В процессе работы учащиеся измеряли экологические показатели кабинета (температуру, влажность, освещенность парт, доски) и сравнивали их с нормами СанПиН.
Любое исследование предполагает представление информации в виде графиков, таблиц, диаграмм. В комплект цифровой лаборатории «einsteinTM Tablet» входит программное обеспечение, которое строит графики, диаграммы, что позволяет анализировать полученные результаты и делать выводы. (Нам еще предстоит всё освоить и использовать в дальнейшей работе).
Мобильность этой системы позволяет проводить эксперименты вне лаборатории, в экспедиции и на экскурсиях.
Такая практическая направленность цифровой лаборатории активизирует учебную деятельность учащихся, формирует навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся, с помощью учителя ребята проходят путь от постановки проблем и выдвижения гипотез к их опытно-экспериментальной проверке и формулированию выводов.
Освоение практического опыта в проектной деятельности поможет учащимся развить индивидуальные, природные задатки и способности и заложить основы будущего профессионального роста.
И, конечно же, на уроках, во внеклассной работе, работая над проектом, используя новое оборудование мы приобрели новые знания, умения, опыт, удовольствие от работы и общения с увлечёнными людьми.