Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Для творческого овладения математикой как учебным предметом, необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свёрнутыми структурами (свёртывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память.
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов умственно отсталых школьников. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся.
Тестирование выполняет три основные функции:
-диагностическую
-обучающую
-воспитательную
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тесты могут быть представлены в виде текстового документа, либо презентации.
Тесты бывают разных видов:
1. Тесты с выбором одного правильного ответа.
Например,
Тема. Все действия в пределах 100. |
| Задание | Ответ |
1 | Если 10 увеличить в 2 раза, будет | 12 | 20 | 22 |
2 | Если из 14 вычесть 4, будет | 10 | 14 | 18 |
3 | Если из 42 вычесть 0, будет | 40 | 42 | 44 |
4 | Если к 13 прибавить 3, будет | 10 | 13 | 16 |
5 | Если к 25 прибавить 0, будет | 20 | 22 | 25 |
6 | Если 37 уменьшить на 7, будет | 30 | 37 | 44 |
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100,1000
| Задание | Ответ |
1 | 3,83 × 10 = | 30,83 38,03 38,3 |
2 | 6,9 × 10 = | 60,9 69 690 |
3 | 34,3 : 10 = | 0,343 3,43 34,3 |
4 | 8,5 : 10 = | 0,085 0,805 0,85 |
5 | 6,758 × 100 = | 67,58 675,8 6758,0 |
Найдите ошибку в решении одного из уравнений:
а) х – 15= 45 б) 12+ х=24 в) 37 – х =20
х=45 – 15 х =24 – 12 х= 37 – 20
х=30 х=12 х=17
Найдите пример, где допущена ошибка:
а) 38 б) 63 в) 56
+54 –27 +25
92 46 81
2. Тесты с многозначным выбором ответа
Например,
В каких числах 3 единицы?
а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12
На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см?
а) на 9 см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9 м
Произведение каких чисел равны 24?
а) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
3. Тесты на установление соответствия.
Например,
Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.
24 : 4
0
99
7 + 31
0 : 1
38
6
100 - 1
Тест - презентация может быть использован на уроке индивидуально или в группах, на этапе закрепления знаний или в качестве контрольного теста по теме. Можно использовать на уроках математики для самоконтроля знаний, для проверки усвоения ранее изученных тем, для быстрой проверки знаний учащихся по изучаемой теме.
Тесты разработаны с целью развития интереса к математике, повышения познавательной активности учащихся. Одной из ведущих задач обучения математики учащихся с интеллектуальными нарушениями является формирование связи между изучаемым материалом и социально-необходимыми навыками.
Например,
Цель тестовой работы: - формирование социальной компетентности.
Задачи:
образовательные:
- закрепить навыки устного счёта
- закрепить навыки нахождения процентов от числа
- научить применять знания в новых ситуациях
коррекционные:
- развивать зрительное восприятие
- корригировать недостатки познавательной деятельности
- формировать навыки предметно-практической направленности
воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности, добиваться деловой активности, приучать к преодолению трудностей.
Аудитория: 9 класс (учащиеся с умственной отсталостью)
1. Какую сдачу получите с , если купили шоколадку за 75 р.? |
А. | В. | С. |
2. Банка кофе стоила 200 р. Скидка составила 10 %. Сколько стоит банка кофе? |
А. 190 р. | В. 110 р. | С. 180 р. |
3. Стиральный порошок стоит 240 р. Скидка составляет 25 %. На сколько дешевле будет стоить порошок со скидкой? |
А. на 60 р. | В. на 180 р. | С. на 25 р. |
4. Вы купили в салоне телефон за 10 000 р. С рассрочкой на 1 месяц с процентной ставкой 5 % в месяц. Сколько Вы должны заплатить через месяц? |
А. 10 000 р. | В. 10 200 р. | С. 10 500 р. |
Использование тестов дает возможность:
* осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
* вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания;
* достоверно оценивать и управлять качеством обучения;
* развивать интерес к математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида.