СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование субъективного опыта ученика при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование субъективного опыта ученика на уроках при подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
««Использование субъективного опыта ученика при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию»»

«Использование субъективного опыта ученика при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию».

Субъективный опыт - это структура индивидуального знания и навыков, приобретённых в процессе обучения[: в системной психофизиологии формированием элемента субъективного опыта называется системогенез — образование, при обучении, новой системы, направленной на достижение полезного приспособительного результата.

Понимание является одной из основных задач обучения. В связи с этим при формировании понятий необходимо учитывать особенности процесса понимания учеником новой информации.

Выделяют составляющие субъектного опыта: эмоционально-ценностную, содержательную, процессуальную, реализация их связи с процессом обучения вносит изменения не только в содержание, но и структуру  урока. Раскрыты и описаны  новые  структурные блоки урока, такие,  как создание учебной доминанты, выявление СО (содержательной и процессуальной составляющих СО), формирование предпонятия, выявление СО в конце урока  (темы).

Важным моментом при решении проблемы отчуждения учащихся от процесса обучения является возможность выбора, позволяющая реализовать в процессе обучения одно из основных свойств субъектности - избирательность. Этот выбор ученик может осуществить по содержанию, степени сложности и форме выполнения  заданий. 

Вводимых на уроке понятий, необходимо начать изучение научных понятий именно с тех представлений, образов, что есть у ученика, а потом показать связь с соответствующим научным понятием через  расширение объема понятия и наполняя его научным  содержание, т.е. выделяя свойства, существенные для научного понятия.

Таким образом, учет содержательной и процессуальной составляющих субъектного опыта определяет включение в урок блока выявления субъектного опыта как в начале (исходный уровень), так и в конце урока (темы). Это позволяет проверить, вошла ли новая информация в субъектный опыт ученика.  Если термин понятия был ему знаком, но оно для ученика имело житейский смысл (субъективный), то такая проверка в конце изучения позволяет учителю выяснить, произошло ли «окультуривание» субъектного опыта ребенка. 

Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса начиная с 5 класса. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:

- первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;

- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), подготовка к ОГЭ. На этом этапе последовательность изучения учебного материала происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.

Задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право , - направлены на проверку определённых знаний

Задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений.

Задания 26-31 (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента

Каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена.

Т.е. знать/понимать:

1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4 содержание и значение социальнных норм, регулирующих общественные отношения

Уметь:

2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) 2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников

Часть 1.

№ 21. Черты сходства. Черты различия.

№ 22. Установите соответствие.

№ 23-24. Анализ статистических данных.

№ 25. Определить факты и мнения .

Часть 2.

№ 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

№ 28. Причины (основание для каких-нибудь действий – Почему?)

№ 29. Примеры (случай, действие)

№ 30. Объяснение.

№ 31. Аргументами (доказать)

Применение на уроке разнообразного дидактического материала с опорой на субъектный опыт ученика означает:

1.Использование учителем различных источников информации, с учетом всех типов восприятия.

2.Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий.

3.Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

4.Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

5.Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения , т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

Т.о. происходит активизация способов учебной  работы с учетом субъектного опыта, а именно:

1. Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.

2. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.

3. Анализ действий каждого ученика.

4. Выявление значимых способов, избираемых учащимися.

5. Обсуждение наиболее рациональных способов.

6. Оценивание и результата, и процесса.

Педагогическая гибкость учителя в работе  с учащимися на уроке помогает:

1. Организации атмосферы «включённости» каждого ученика в работу класса.

2. Обучающимся проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.

3.Создать условия, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.

Методика подготовки к сдачи ОГЭ преследует следующие задачи:

1.Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.

2.Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.

3.Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.

4.Выработать умения выполнять творческие задания.

5.Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ.

Для решения поставленных задач на уроках и на консультациях используются следующие методы и приемы: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий. Обучающиеся получают алгоритм работы с этими заданиями.

Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и, тематические сборники ОГЭ. Все тесты ОГЭ, которые применяются для тренировки, составлены только ФИПИ.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся.

Рекомендации использования методических приемов формирования СО:

- должны быть несложными для обучающихся;

- позволять всем обучающимся чувствовать себя субъектами процесса;

- подключать все каналы восприятия информации (логику, эмоции, действия),

- сочетать теорию и практику.


Список литературы:

1.    Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2.         Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

3.         Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.

5. Знаков В. ВПсихология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикина. М.: ИП РАН, 2005б. С. 9–44.

Подходова Н.С. Субъективный опыт учащихся в преодолении их отчуждения от процесса обучения.// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;

 Аванесов, В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях / В.С. Аванесов. - Москва: Ц. тестирования, 2005. - 156 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!